В своём докладе на международной конференции по вопросам цифровых СМИ и православного пастырства, прошедшей на Крите в июне 2018 года1, известный богослов Жан-Клод Ларше призвал к воздержанию от пользования социальными сетями во время постов и к «цифровой детоксикации» ради сближения с Богом и ближними. Полагаем, что этот призыв весьма актуален, а русскоязычным верующим будет полезно ознакомиться с нижеследующим обращением господина Ларше.
Обращение ко всем Поместным Церквям с просьбой чётко включить воздержание от использования интернета и социальных сетей в нормы, относящиеся к постам и постным дням
Новые формы СМИ, ещё называемые цифровыми, которые доступны посредством компьютеров, планшетов, а сейчас особенно смартфонов, чьё содержание формируется в основном в интернете, социальных сетях и сообщениях (SMS, MMS и т. д.) заполонили жизнь современных людей и особенно сегодняшней молодёжи (с 10-летнего возраста, а порой младше).
Их способность передавать информацию быстро и почти бесплатно, обеспечиваемая ими возможность доступа почти ко всем и вся и воздействие картинок, циркулирующих в цифровых медиа, наделяют их значительной соблазняющей силой. Общественное давление (в частности, навязывание того, чтобы «быть как все»), а также экономическая организация общества, сделали их инструментами, которые каждый почти обязан иметь, чтобы не быть исключённым из разнообразных общественных, политических или экономических групп и кругов.
В основном, однако, это зависимость, имеющая внутреннюю, или психологическую, природу, которая возникает среди интернет-пользователей всех возрастов. Эта зависимость волнует многих родителей, поскольку сегодня она влияет на многих детей, и это отмечается даже самими пользователями. Мы наблюдаем эту зависимость наиболее явно в самых тяжёлых случаях, где требуется радикальное лечение, в частности в форме длительного отказа от таких СМИ, а иногда также клиническая психиатрическая помощь. Хотя эта зависимость остаётся неосознаваемой в менее серьёзных случаях, ведь привычка способна делать что-либо ненормальное будто бы нормальным. Это следует отметить: для большинства пользователей использование интернета стало связано с оскорблениями.
На этой конференции, собравшей вместе представителей православных медиа, СМИ представляются в большинстве случаев в позитивном ключе, как что-то неотъемлемое от церковной жизни или нечто, что должно быть с ней связано, – с мыслью о том, что сегодня они стали движущей силой, совершенно необходимой в пастырской и миссионерской деятельности Церкви. Это радужное видение, однако, должно быть скорректировано. В реальной жизни люди проводят за посещением православных сайтов гораздо меньше времени, чем прочих, и многие молодые православные остаются совершенно безразличными к ним. В большинстве случаев гнездящиеся в падшем человеке страсти тянут его к контенту, сообразному этим страстям, будь то через выбор сайтов для посещения или через побуждение общаться в социальных сетях, таких как «Фейсбук», где нарциссизм (называемый греческими отцами Церквиphilautia2) играет важную роль, или через участие в безумном стремлении к получению льстящих эго «лайков».
Недавно я опубликовал 320-страничную книгу под заглавием «Болезни новых медиа» (фр. «Malades des nouveaux médias»), которая была переведена на румынский язык с названием «Пленники интернета» и которая сейчас переводится на английский язык с заголовком «Наркоманы современных медиа». В этой книге я показываю весьма подробно и обоснованно отрицательные, разъедающие и разрушающие последствия, которые новые медиа имеют в разных сферах человеческой жизни: психической, интеллектуальной, культурной, социальной, семейной и наконец – особенно! – духовной. Я также предлагаю некоторые профилактические и терапевтические меры, особенно духовного характера. Для настоящего выступления, которое должно быть очень кратким, я решил говорить только о посте и воздержании как средствах ограничения и контроля использования новых медиа, которые в большинстве случаев стали агрессивными и разлагающими.
Касательно приёма пищи и сексуальной жизни Православная Церковь установила правила по ограничению и воздержанию для постных периодов, также как для особых дней недели и года.
Одна из главных целей этих правил – приучить разум контролировать телесные и душевные движения, переориентировать и перефокусировать психофизиологические силы на духовную жизнь, утвердить состояние голода и жажды, приводящие человека к осознанию своей зависимости от Бога и потребности в Нём, и установить в душе мирное состояние, расположение к покаянию и усиление внимательности и концентрации в молитве.
Ругань в новых медиа, которая стала привычной, производит последствия, обратные тем, которые мы ищем в посте и воздержании: суетное истощение сил, всегдашнее отвлечение на внешнее и рассеянность, непрерывные внутренние перемены и шум, ненадлежащее времяпровождение, невозможность обретения и поддержания внутреннего мира и разрушение внимательности и сосредоточенности, необходимых для духовного бодрствования и молитвы.
Следует подчеркнуть, что эти последствия пользования новыми медиа наступают по достижении определённого предела, независимо от их содержания. Как показал известный специалист в области медиа Маршалл Маклюэн, среда оказывает большее влияние, чем то послание, которое она передаёт. Причём до такой степени, что мы вправе сказать: «среда – это послание». Конечно, нам не стоит забывать о содержании послания, которое, будучи негативным, приводит к разжиганию и подпитыванию страстей, тем самым ещё больше усиливая несовместимость с аскетическим образом жизни в широком смысле и нанося вред духовной жизни.
Церковь должна учитывать эти новые условия, порождённые эпохой нашего времени, и установить приемлемые правила, которые бы сопровождали постящихся и воздерживающихся от еды и половой жизни. Эти правила должны помочь современному человеку посредством постоянного добровольного ограничения освободить себя от новых зависимостей, сковывающих его. Они также призваны дать ему средства, которые приведут к полноте духовную жизнь, которая соответствует его природе и служит условием для его подлинного личностного развития.
Можно сказать, что для этого не нужны никакие правила и советов пастырей будет достаточно. Но это же можно сказать и в отношении поста, воздержания от еды и половых отношений, для которых Церковь установила каноны, и в не менее священной обстановке – на Вселенских Соборах, исходя из того факта, что правила, официально и точно сформулированные, имеют большее воздействие, больший масштаб, а также более обязательный характер, чем рекомендации на приходском уровне, которые, к тому же, не так часто высказываются.
Здесь возникает вопрос о природе поста и воздержания.
Как было сказано выше, это вопрос ограничения времени проведения в сети и контроля над использованием и содержанием медиа. Нужно отказаться от постоянного пребывания в сети и чётко ограничить выход в онлайн одним разом в день. Нам следует отказаться от бесполезных медиа, таких как социальные сети («Фейсбук», «Инстаграм», «Твиттер» и т. д.) и развлекательные сайты. Следует отказаться от любых сайтов, которые несут в себе риски искушения или отрицательных последствий. Также уместно ограничить пользование интернетом для исполнения профессиональных обязанностей или учёбы.
Родители должны учить своих детей, использующих эти новые медиа, применять такие ограничения через объяснение им стоящего за этим смысла.
Время поста открывает для всех возможность отбросить искусственные и виртуальные отношения социальных сетей, чтобы вновь открыть глубокие, конкретные и действительные отношения с членами семьи, друзьями, а также чтобы быть более внимательным к ближним. Также время поста даёт возможность вновь обрести тишину и уединение, которые так нужны для ведения и развития духовной жизни.
Вопрос, который может в контексте этой конференции вызвать недовольство, состоит в том, нужно ли норму поста и воздержания от соцсетей распространить также и на православные сайты. Я бы не хотел, чтобы большинство участников симпозиума остались без работы. Также я не преследую цель ограничить присутствие христианского и церковного слова в мире, где его и так очень мало.
Но прежде всего я бы хотел подчеркнуть, что во время поста, особенно Великого поста, многие православные СМИ, особенно с контентом духовного плана, сами себя ограничивают: они либо закрывают свои сайты на время поста, или хотя бы снижают свою активность. Подобное ограничение имеет образцовую ценность и свои примером указывает на существование поста и воздержания, к которому пост нас призывает.
Моё второе замечание касается чтения. Действительно, в очень позитивном ключе большинство православных СМИ хотя бы частично предлагают духовное чтение, а некоторые сайты даже посвящены исключительно духовной литературе. Поэтому нет никаких оснований в принципе ограничивать создание таких сайтов или обращение к ним верующих, и, как представляется, это следует даже поощрять, поскольку во время Великого поста верующих поощряют к духовному чтению.
Однако, я хотел бы отметить, что научные исследования, которые были проведены по методам чтения с экрана монитора, показывают, что этот тип чтения является одновременно быстрым и поверхностным. На экранах тексты предстают перед нами в виде изображений. По этой причине текст на экране становится объектом разбросанного взгляда, как и в случае восприятия изображения, когда глаз обычно останавливается только на нескольких строках.
Одно исследование показало, что подавляющее большинство людей не читают текст построчно, но достаточно быстро переходят от верхней части страницы до самого низа, при этом движение соответствует форме буквы F: они читают первые строки, спускаются ниже, читают левую часть нескольких строк и таким образом читают в основном левую часть страницы. Второе исследование показало, что средний читатель в интернете читает только около 20% текста. Третье исследование показало, что большинство веб-страниц просматриваются не более 10 секунд, это значит, что на самом деле веб-страницы не читаются.
Чтение на экране едва останавливается на словах или фразах. Это чтение, в котором мало возвратов [к прочитанному] и оно не очень осмысленное. Такое поверхностное чтение с трудом приводит к осмыслению и запоминанию.
Во многом новые медиа делают отношение к тексту более лёгким, нестабильным, более хрупким, более эфемерным.
Постные периоды могут и должны быть временем, когда качество чтения восстанавливается путём отказа от гаджетов и средств массовой информации в пользу печатных материалов, и особенно книг, которые, как показывают все исследования, позволяют гораздо более плодотворно читать, по сравнению с чтением с экрана, при этом без недостатков последнего.
Полное отсечение себя от любых средств массовой информации в периоды поста является идеальным решением для обретения исихии, необходимой для углубления духовной жизни, что является как раз главной целью постов.
В заключение хотелось бы отметить, что многие частные клиники и отели предлагают более-менее длительное пребывание с полным отключением от СМИ, начиная с нижней цены от 1000 евро (или около 1200 долларов) в неделю. Православной Церкви следует официально предлагать такую возможность во время постов, делая её доступной для всех, да ещё и с духовной пользой, которую больше невозможно нигде найти. Одна из таких клиник имеет в качестве своего рекламного слогана: «Отключиться, чтобы восстановить связь3». Церковь может сделать этот лозунг своим, уточнив: «Отключитесь от новых медиа, чтобы воссоединиться с Богом и своим ближним».