Наша беседа с епископом Иовом (Смакоузом) состоялась после последнего заседания Священного Синода РПЦ от 14 июля 2018 года, на котором вместе с благодарностью в его адрес за понесенные труды в Канаде было определено «продолжить архипастырское служение в пределах Украинской Православной Церкви по усмотрению Синода последней».
13 лет с любовью и терпением нес владыка Иов непростое послушание за океаном на канадских землях, окормляя православную паству, среди которой в своем большинстве его земляки – выходцы из западно-украинских земель, верные Православию русины. Уроженец славного Почаева, где в семье священника прошли детские и юношеские годы Виктора Смакоуза, он в монашестве был наречен в честь преподобного Иова Почаевского. После преподавательской работы в Киевских духовных школах был призван к архиерейскому служению на Херсонскую, а затем Сумскую кафедры УПЦ, а с 2005 года нес послушание в далекой Канаде и все эти годы не прерывал связи с родной Украиной.
Разговор шел о предстоящем праздновании 1030-летия Крещения Руси на Украине, в Киеве – купели Православия славянских народов.
– Владыка, что вы можете сказать о значении этого юбилея в контексте современной жизни Украины? Приходится констатировать, что церковные праздники взяты на вооружение раскольниками и их высокими политическими покровителями.
– Церковные праздники должны напоминать нам о связи с Богом, приближать нас к Нему через покаяние, очищение и доброделание. А «праздник ради праздника», лишь бы отметиться, попиариться… – о таких празднованиях в Книге пророка Исаии сказано, что подобные праздники, – говорит Господь, – «ненавидит душа Моя» (Ис. 1: 14). Если внутри одна бездуховная пустота, нет молитвенного приближения к Богу и общения с Ним, то крайняя степень внешней восторженности праздничным великолепием быстро сменяется чувством неудовлетворенности, критиканства и ненависти. Все это было в нашей истории, начиная с «Осанна!» при входе Христа в Иерусалим, и на протяжении последних 100 лет, и совсем недавно, когда государство возвращало канонической Церкви святого князя Владимира экспроприированные святыни, древние храмы, монастыри, а сейчас под призывы раскольников пытается их забрать, закрывая глаза на беззакония самосвятов и их боевых ультрарадикальных отрядов типа «Правого сектора», «С14» («Сич») и др. «Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6: 10).
Церковные праздники должны приближать нас к Богу, напоминать о связи с Ним, а не о политике
Особенно опасно использование церковных праздников в политических целях. Нельзя, образно говоря, в Божественную лампаду «чистоелейной» молитвы и благоговения подливать для «более эффектного горения» нечто чужеродное и легковоспламеняющееся, нельзя рядом с иконой святого князя Владимира ставить политические идолы земных интересов. Ведь именно языческих идолов сбросил в Днепр наш Креститель. Как иначе назвать провозглашение лозунгов о некоей «Единой Православной Церкви», выискивание путей для «узаконивания» бесчинных раскольников «УПЦ-КП» во главе с анафематствованным бывшим митрополитом Филаретом, как не сотворение политических кумиров? Ведь за скобками этих «духовных благодеяний» властей предержащих отчетливо просматривается программа открытых гонений на каноническую Украинскую Православную Церковь вплоть до ее уничтожения.
Однако авторам этих лукавых проектов следует обратить внимание на указания Священного Писания, историю Ветхого Завета, в которых Бог наказывал Свой избранный народ за «блуд» с ложными, чужими божками горьким порабощением теми народами, пред которыми тот безумно преклонялся, которым легко подражал.
– Современные божки и идолы в виде вожделенных «ценностей» европейской и американской свободы в худших ее проявлениях?
– Именно. Князь Владимир мудро выбирал истинную веру среди множества исповеданий различных народов не только для себя, своих современников, но и для нас. И он не ошибся!
Современному же украинцу, ищущему спасения, решившему переступить порог храма, приходится выбирать, изыскивать единственную Невесту Христову, истинное Тело Христово среди «церквей лукавствующих» и лжи.
И как разобраться в этом хаосе лукавых подмен под хор пропагандистских призывов телевизионных каналов, интернет-ресурсов, газет, журналов и с политических трибун, призывов, направленных против истинной Церкви Христовой? Сложно. Ведь и у самозванцев такие же храмы, часто старинные, захваченные, «духовенство» с крестами на груди, в сверкающих ризах и митрах… Но как ни стараются закулисные «режиссеры», правду не спрячешь: многотысячные крестные ходы, молитвенные стояния во всех городах Украины, единство миллионов православных, их благодатную молитву не заглушить никаким пиар-кампаниям. Надеюсь и верю, что грядущий праздник в честь 1030-й годовщины Крещения Руси поможет сделать правильный выбор в отношении Церкви многим современникам. Да будет так!
– Сегодня раскольники не только рядятся в православных, но и пытаются добиться признания через Константинопольскую кафедру. Как вы, как архиерей, рассматриваете эти явления?
– Еще Иуда Искариотский внешне показывал себя апостолом ревностным, бережливым хранителем общей кассы, «суперпатриотом», заботящимся о «благотворительности», а на самом деле – использовал Христово доверие в личных целях. И чего он добился? Думаю, вопрос риторический и все знают ответ! А ведь Христос все годы пребывания с апостолами показывал и Иуде пример настоящей духовной жизни. Горе-казначей видел множество Христовых чудес и знамений. Но в итоге побежал туда, где деньги и власть, побежал «стучать» на Милостивого Наставника и Благодетеля. К сожалению, число таких околоцерковных «бизнесменов» в ризе лжеапостола со столетиями умножается. Достаточно взглянуть на новоявленные раскольничьи формирования, объявившие себя «православными церквями».
– Владыка, что помогло вашей православной пастве в Канаде выстоять в годы испытаний? И можно ли говорить о заступничестве князя Владимира в этих испытаниях?
Духовное единство в вере и помогло сохраниться нашему православному народу
– Помогло то же самое, что сохранило Православие на украинских землях Польши при жестоких и наглых действиях поляков и рожденного ими униатства во времена Богдана Хмельницкого и после него. То духовное единство в вере, которое благословил и освятил богомудрый выходец из Галицко-Волынского княжества святитель Петр, игумен Ратенский, митрополит Киевский, и помогло сохраниться православному народу наших древнерусских, а ныне – западноукраинских земель. Ведь, по милости Божией, во многом благодаря этому церковному единству в вере и любви вокруг единой Евхаристической чаши Христовой и находится сегодня на карте мира нынешнее государство Украина – и свободная во Христе Иисусе наша Православная Церковь в нем.
Надо отметить, что единение канадских русинов под Патриаршим омофором в лоне Русской Церкви началось в очень тяжелые годы Великой Отечественной войны. И, несмотря на последующую «холодную» войну, продолжалось до самого конца 1960-х годов. Великая Победа 1945 года, достигнутая с помощью Божией нашим народом, с христианским самопожертвованием и героизмом, только подтвердила стремление к единству, жившее в глубинах многих душ нашей канадской паствы, искренне скорбевшей о падении великой православной страны в 1917–1918 годах.
Пример князя Владимира и его выбор Православия помогал нашим прихожанам – «переселенцям из Старого краю», как они себя называют, – сохранять веру дедов и отцов в чужой земле среди иной культуры. Здесь уже часто каждый глава семейства становился для супруги и детей новым «святым князем» в пределах своего дома. Замечу при этом, что только выходцев из тех семей, которые сохранили православную веру и родной язык, традиционные обычаи в семейном быту, не поглотил в свое «чрево» огромный ненасытный канадский мир потребления. Это сейчас он чрезвычайно толерантен к культурному разнообразию новых иммигрантов, главным образом мусульман и индусов, а сто лет назад в отношении трудяг из Западной Украины было совсем не так. По рассказам старых прихожан, детям русин учителя в школе меняли сложные в произношении длинные славянские имена на более привычные английские и за одно русинское слово могли применить телесные наказания.
– Сегодня о Крещении Руси можно услышать популярные светские толкования, мол, князь Владимир остановил свой выбор на Православии исключительно в политических целях, подразумевая политическую и экономическую связь с Византией.
– О выборе князя Владимира замечательно точно сказали наши древние церковные писатели XI века – митрополит Киевский Иларион, монах Иаков и преподобный Нестор Летописец. Они единогласно причиной обращения князя Владимира к христианской вере греческой традиции полагают действие призывающей благодати Божией[1]. В «Слове о Законе и Благодати» святитель Иларион говорит о князе:
Без озарения свыше сделать такой выбор, какой был сделан князем Владимиром, просто невозможно
«Пришло на него посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссиял в сердце его Разум. Он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое. А особенно слыша о православной, христолюбивой и сильной вере в Земле греческой… Слыша все это, возгорелся он духом и возжелал сердцем он быть христианином и обратить всю свою землю в христианство».
Без озарения свыше сделать лишь человеческим умом такой выбор было просто невозможно. Политические расчеты и интересы, если они и были, пребывали на самом последнем месте.
– Возможно, кто-то спросит: политические события на Украине последних четырех лет ввергли страну в огромные испытания, так насколько совместимы и уместны они с церковными торжествами 1030-летия Крещения Руси?
– Знаете, церковные торжества подобны семейным праздникам. А их не отменяют никакие испытания! Как призывает боголюбивую паству Блаженнейший Митрополит Онуфрий, надо усерднее молиться, чтобы преодолеть проблемы, делами засвидетельствовать о своей вере, чаще приступать к таинствам исповеди и Причастия, понести исцеляющую епитимию экономических и политических трудностей, помнить о своих исторических корнях. Очередная годовщина Крещения нашего народа – это повод задуматься о том, какие мы христиане, насколько верны Христу и живем ли по Его заповедям. Это день благодарности нашему Крестителю, почтения его памяти, подтверждение правильности его богомудрого выбора. Ведь только следуя путем святого Владимира, мы и сможем преодолеть те испытания, которые выпали на нашу долю.
– К Крещению Руси князь пришел через междоусобные брани и битвы, борьбу за власть и языческое прельщение, жестокость нравов и буйство страстей. Секулярный мир сегодня не менее жесток и безнравственен.
Нам всем, включая нашу политическую элиту, следует учиться у князя Владимира и покаянию, и благочестию
– Нам всем, включая нашу политическую элиту, следует учиться у князя Владимира. Пережив настоящее новое рождение с принятием Крещения, в покаянии – перемену ума, князь Владимир стремился явить своему народу, и особенно родным и близким, подчиненным и подданным, пример христианского благочестия. Он призывал к святости новокрещенный народ не красивыми словами или принуждением, но личным примером христианской любви. Все силы князь употреблял на то, чтобы создать в Киевском государстве «одно сердце и одну душу», как говорится в книге Деяний Апостольских о жизни первых христиан (см.: Деян. 2: 44; 4: 32). Он желал, чтобы его подданные стали православными навеки, чтобы все жили в мире и любви. Время христианского правления святого Владимира – более 25 лет – надолго запомнилось его преемникам. Народ не случайно назвал его «Красным Солнышком».
Вот такого лидера для нашей страны, как князь Владимир, – доброго и людей согревающего, попаляющего грех, преступников закона пресекающего, берущего благословение на важные дела у законного Предстоятеля Церкви, – и хочется видеть ныне на Киевском «державном престоле».
– И в заключение, владыка, скажите несколько слов о том, что значит святой равноапостольный князь Владимир в вашей жизни и вашем служении?
– Как и для каждого православного христианина нашей Церкви, князь Владимир – и мой крестный отец, наравне с крестным восприемником, который держал меня в младенчестве на своих руках в таинстве святого крещения. Его я должен почитать как родного отца и исполнять его заветы – хранить Святое Православие, жить согласно Евангелию. Читаемый мною в этом году каждый день тропарь в честь равноапостольного просветителя Руси, думаю, является моей маленькой каплей благодарности за правильный выбор, за великое деяние крещения наших праотцев, за его крещальную молитву и нынешние молитвы обо мне, грешном, и о всех нас!
С Великим церковно-народным праздником памяти нашего славного Крестителя и Крещения Руси, освятившего народ наш! И до встречи на нашей святой земле!