12 июля мы чествуем святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день завершается Петров пост, который в нынешнем году по продолжительности почти не уступал Великому.
И в течение всего Петрова поста в Украине бушевал и продолжает бушевать автокефальный «пожар» в умах людей, умело раздуваемый СМИ. По этому поводу в свете большого церковного праздника святых апостолов хотелось бы поговорить вот о чем.
Обратим внимание, дорогие братья и сестры, на цепочку летних праздников. Чуть более месяца назад мы праздновали главный праздник, завершающий Триодь Цветную – это День Святой Троицы. На мой взгляд, последующие праздники являются своего рода событиями-спутниками, сателлитами Дня Святой Троицы.
В чем главный смысл вышеупомянутого праздника? День рождения Церкви. Сошествие Святого Духа на апостолов. Но это не было точкой, а явилось началом, открытием Неба. Святой Дух продолжает сходить и на нас, потому что в Церкви соблюдается законная священническая иерархия. И в каждом епископе, иерее или диаконе Украинской Православной Церкви можно проследить цепочку рукоположений (хиротоний тех, кто рукополагал конкретного священнослужителя) до святых апостолов. Таким образом, ток благодати Святого Духа нигде не был прерван. Он шел прямо от Христа. В этом суть Церкви.
Петров пост предваряет День Святой Троицы. Потом мы празднуем День Всех святых и День Всех святых, в земле Русской просиявших, как символ того, что благодать Духа Святого из Сионской горницы Пятидесятницы продолжает изливаться на сотни поколений православных христиан, соделывая их святыми. Она продолжает изливаться и на нас.
7 июля мы празднуем Рождество святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна как Провозвестника нашего спасения.
И, наконец, завершается пост живым камнем фундамента Церкви – днем святых первоверховных апостолов Петра и Павла, которые будто бы нам говорят, что благодать Святого Духа, Излившегося в день Пятидесятницы, хранится и передается в апостольской преемственности. И без нее не может быть Церкви. Вспомним девятый член Символа Веры: «Верую… Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Без апостольской преемственности Церкви нет. И как бы определенные круги ни пытались легитимизировать раскол, из него Церковь не получится, потому что Ее на грехе не построишь. Грех всегда остается грехом. И врачуется он только покаянием и присоединением через покаяние к каноничной Православной Церкви.
И закон этот не человеческий, но Божий. На догматах как богооткровенных истинах и канонах, как правилах, установленных Соборами святых отцов по внушению Святого Духа, стоит Церковь. И фундамент ее апостольская преемственность. Без нее нет священства.
Ситуация в Украине не нечто новое. История знает много примеров, когда короли, курфюрсты, князья, императоры и прочие люди власти пытались вмешаться в дела Церкви. Из этого ничего хорошего не выходило. Попытка соединить Христа и Велиара рождала урода, организацию, которая внешне, может, и напоминала Церковь, но была лишена Ее внутренней спасительной силы. Такая религиозная организация превращалась в общественно-политическую институцию, в которой на полном серьезе на самом высоком уровне могло идти обсуждение о надобности из огласительных молитв убрать отрицание от сатаны или делали попытки «догматизировать» учение о том, что Христос и диавол – равноправные «сыны» Божии, либо, к примеру, женщину-лесбиянку выбрать «епископом».
Хотим ли мы этого? Хотим ли мы притянуть Церковь в мир? Окунуть Ее белую и святую одежду в грязь?
Мне кажется, что церковную реформу нужно начинать не с политической трибуны, но с самого себя: начать читать утренние и вечерние молитвы, жить жизнью Церкви, исповедоваться, причащаться, читать Псалтирь, творить дела милосердия, быть внимательным к жизни собственной души…
Объем работы здесь огромен! Стоит только с Божьей помощью приступить.
Вспомним, от чего пала Византия? Там была такая поговорка: «В Константинополе много богословов, но мало христиан». Вот и некоторые современные люди в каком-нибудь баре за бокалом пива с колбаской или в очереди супермаркета обсуждают вопрос автокефалии. Но хочется спросить такого человека: «Дорогой, когда ты последний раз крестился, призывал Святую Троицу, раскрывал молитвослов или был в храме?»
Если человек стоит в храме, подобно мытарю, плачет и внутренне бьет себя в грудь, а его душа вопиет к Богу: «Боже, милостив буди мне, грешному», то ему не до автокефалии. Он ищет исцеления и спасения.
Вот и нам нужно искать прежде всего спасения души. И в этом для нас должна состоять главная церковная реформа – реформа, метанойя, изменение самого себя.