Сура: возрождение родины Иоанна Кронштадтского

«Много я видел мужских и женских монастырей на Руси, но такого еще никогда не видел. Не монастырь, а институт какой-то. Что ни монахиня, то 17-18-летний ребенок. Самой старшей из них, исключая, конечно, игумению, около 30 лет. И что же? По словам священника и матери-игумении, все сестры замечательно ревниво исполняют свои обязанности. Каждая безропотно несет свое послушание, как бы тяжело оно ни было. Так силен дух, сообщаемый им в горячих проповедях их духовным отцом и покровителем отцом Иоанном», – записал летом 1903 года художник и журналист Сергей Животовский свои впечатления о Сурском Иоанно-Богословском женском монастыре, приехав на родину Иоанна Кронштадтского вместе с ним самим.

Вид с моста на никольский храм Вид с моста на никольский храм

Никольский храм Никольский храм

Разрушенный Никольский храм Разрушенный Никольский храм

Отец Иоанн Кронштадский на родине в Архангельской губернии Отец Иоанн Кронштадский на родине в Архангельской губернии

Успенский и Иоанно-Богословский храмы Успенский и Иоанно-Богословский храмы

Эта обитель, которую удалось возвести под руководством отца Иоанна всего за один год (1899–1900 гг.), всегда стояла особняком. Батюшка задумал ее не только как душеспасительный пример благочестия и трудолюбия, куда бы приходили за отречением от всего мирского, но и как место служения не только Богу, но и миру. Монастырь виделся отцу Иоанну Кронштадтскому и как просветительский центр для мирян, где бы велась миссионерская и благотворительная деятельность, которая, по словам пастыря Христова, должна стать «призрением престарелых, приютом сирот, пристанищем бедных, безродных». Поэтому в 1900-м году по инициативе и благословению Батюшки (а именно так, что сто лет назад, что сегодня, в Суре называют все своего любимого святого и праведного отца) при монастыре была открыта церковно-приходская школа-интернат для крестьянских девочек, где ученицы могли получить начальное образование. Программа школы в первую очередь предусматривала воспитание в ученицах лучших качеств будущей хозяйки и матери: закон Божий, общие науки, пение, рукоделие и многое другое – все под пристальным руководством священника, диакона и сестер монастыря. Только за первый год работы школы ее прошли более 30 крестьянских девочек, а школа была признана лучшей в епархии. Безусловно, такой плодотворный труд монастыря быстро нашел отклик в сердцах окрестного народа, который, помимо бесконечной благодарности и уважения к жителям обители, значительно расширил ее сестричество: известны многочисленные примеры ухода местных жительниц в Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь.

Насельниц посадили на баржу и утопили в Белом море

Вскоре после закрытия монастыря, во времена жестокого безбожия в 1920-е годы, часть монахинь была арестована. По свидетельствам местных жителей, насельниц посадили на баржу и утопили, отсоединив ее от судна в Белом море. Другие сестры, оставшись без крова, переехали в Архангельск (где Батюшка основал подворье Сурского монастыря в 1906-м году) и Мурманск, – чаще всего им приходилось жить там полулегально, на чужих квартирах. Жили монахини в миру бедно, работали на самых простых работах, но продолжали тайно молиться Богу и бережно хранили драгоценные реликвии из Суры.

Гонения на вернувшихся в родную обитель монахинь не прекращались даже с началом Великой Отечественной войны: утром 16 ноября 1941 года, во время общей молитвы, всех оставшихся в Сурском монастыре арестовали. Кого-то вскоре отпустили, но мать Александру (Ларюшеву), «предводительницу контрреволюционной группировки церковников», и нескольких других монахинь увели по этапу. По постановлению особого совещания НКВД СССР 27 мая 1941 года мать Александра была заключена на 10 лет в исправительно-трудовой лагерь, где и умерла на следующий год. В Суре осталась ее родная сестра Дарья, тоже монахиня, всю жизнь принимавшая земляков, которые к ней обращались за совершением церковных таинств, поскольку никого из священства и монашествующих больше в окрестностях не осталось. Как говорил отец Иоанн Кронштадтский: «цветы – это остатки рая на земле», – так и небольшая горстка оставшихся в живых монахинь Сурского монастыря стали те самыми незатоптанными благоухающими цветниками, свидетельствующими о том, что главное богатство народа никому не отнять.

В 1990-е годы началось постепенное возрождение обители: создание молельного дома, освящение домового храма, возведение поминального креста и часовни над могилами отца, Ильи Михайловича, и сестры Иоанна Кронштадтского. В Суре в 1998-м году по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона образована община возрождающейся Иоанно-Богословской женской обители. Затем, в ноябре 2012 года, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом было подписано распоряжение о создании Сурского Иоанновского женского монастыря в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, ставшего восприемником Сурского Иоанно-Богословского женского монастыря, основанным самим Батюшкой.

В новой обители сейчас проживет всего пять монахинь во главе с игуменией Митрофанией (Миколко). Матушка, родившаяся накануне Великой Отечественной войны в Ленинграде, до Суры долгое время была экономом Иоанновского монастыря на реке Карповке в Санкт-Петербурге – его также основал отец Иоанн Кронштадтский в 1900-м году в качестве подворья Сурского монастыря, – однако вскоре столичная обитель, в силу своей значительности, получила уже статус самостоятельного монастыря. Матушке Митрофании во времена восстановления Иоанновского монастыря пришлось столкнуться с огромным объемом ремонтно-восстановительных работ, поскольку до возвращения монастыря в лоно Церкви на его территории размещалось несколько десятков организаций, что нанесло сильный урон структуре помещений обители. Поэтому назначение матушки Митрофании на родину отца Иоанна Кронштадтского, в Сурский монастырь, стало логическим продолжением прославления богоугодных дел Всероссийского Пастыря.

На территории монастыря строится Дом милосердия для пожилых вдовых священников

Каждое утро в Сурской обители начинается с молитвы игумении: «Господи, благослови нас на сей день, и не так, как мы хотим, а как Тебе угодно». Несмотря на малочисленность насельниц, количество обязанностей, упавших на плечи проживающих в обители, колоссально, особенно если учесть, что монастырь не городской, поэтому сельские работы являются неотъемлемой частью каждого дня: посадка, прополка, полив, уход за коровами и курами и многое другое. Все это характерно для большинства современных монастырей, когда объем работ превышает возможности и силы сестер. Матушка Митрофания видит в этом главное: «Думаю, это тоже не без Промысла Божьего. Находясь в таких условиях, мы всегда взываем к Богу – ‟Господи, помоги, без Тебя мне здесь не справиться”, ‟Господи, пошли мне хоть кого-нибудь в помощь”. Таким образом, мы перестаем надеяться только на свои силы и всегда пребываем в воззваниях к Богу». И, конечно же, Господь не оставляет – жители Суры, и не только прихожане, оказывают помощь всегда и везде, будь то работа в поле или занятия в воскресной школе. В настоящее время в обители проведено уже много работ по возрождению попранных святынь, и сейчас на территории монастыря строится единственный в России Дом милосердия для пожилых вдовых священников. Игумения Митрофания считает эту проблему чрезвычайно важной, поскольку, овдовев и к пожилому возрасту сильно ослабев физически, священник испытывает трудности с обустройством быта, ведь всю жизнь это делала его матушка.

Совсем недавно Сурский Иоанновский женский монастырь получил в Москве Патриаршее подворье при храме иконы Божией Матери «Троеручица» в Орехово-Борисово (Каширское шоссе, д. 63). Этот храм, расположенный в густонаселенной части российской столицы, станет для его прихожан мостиком на родину Всероссийского Пастыря: планируются показы фильмов о Батюшке, паломнические поездки в Суру, беседы и многое другое.

Сурская женская обитель активно ведет строительные работы как по восстановлению разрушенных святынь, так и по возведению новых монастырских зданий (дома милосердия, гостевого дома). Особенно остро стоит вопрос строительства моста через реку Пинега, без которого сейчас Сура отрезана от районно-областного центра, со всеми вытекающими из этого проблемами (посещение школ, больниц, магазинов, отсутствие туризма и т.д.). В зимнее время переправа по льду еще как-то функционирует регулярно (если не брать в расчет вопрос безопасности), но в летнее время переправа возможна лишь посредством услуг частной фирмы, расценки которой не по карману большинству жителей села.

Возрождение жизни обители требует немалых финансовых и материальных затрат. Мы с большой благодарностью примем любую посильную помощь! По молитвам дорогого Батюшки, покровителя и основателя нашей обители, да воздаст вам Господь сторицей.

На берегу р. Пинега На берегу р. Пинега

Динара Грачева

27 июня 2018 г.

Пожертвования можно перечислять по реквизитам:

Религиозная организация «Сурский Иоанновский женский епархиальный монастырь Архангельской области Архангельской и Холмогорской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

164630, Архангельская обл., Пинежский р-н, с. Сура, ул. им. И. Кронштадтского, д. 4
Телефон: 8 (818-56) 5-21-12

ИНН 2919989994 КПП 291901001
Расчетный счет 40703810604000000990
Архангельское отделение №8637 ПАО СБЕРБАНК
Кор.счет 30101810100000000601
БИК 041117601

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Едем в Суру, на родину святого Иоанна Кронштадтского Едем в Суру, на родину святого Иоанна Кронштадтского
Путеводитель по святым местам
Едем в Суру, на родину святого Иоанна Кронштадтского Едем в Суру, на родину святого Иоанна Кронштадтского
Путеводитель по святым местам
Петр Давыдов
О Северной Фиваиде, слава Богу, говорить можно не только в прошедшем времени.
Прописаться у святого? – Вполне возможно! Прописаться у святого? – Вполне возможно!
Петр Давыдов
Прописаться у святого? – Вполне возможно! Прописаться у святого? – Вполне возможно!
Беседа с Лидией Васильевной Лазаревой
О том, как в Суре появилась улица имени праведного Иоанна Кронштадтского, как здесь готовятся к торжествам 25-летия прославления батюшки, – беседа с Лидией Лазаревой, много сделавший для восстановления исторической и духовной справедливости в Суре.
Игумения Митрофания: «В Суру? Пешком пойду!» Игумения Митрофания: «В Суру? Пешком пойду!» Игумения Митрофания: «В Суру? Пешком пойду!» Игумения Митрофания: «В Суру? Пешком пойду!»
Беседа с настоятельницей Сурского Иоанновского женского монастыря
О том, как живет обитель на родине праведного Иоанна Кронштадтского, о роли храмов и монастырей в возрождении русской деревни и о предстоящих торжествах в Суре – 25-летии прославления Всероссийского пастыря.
Комментарии
Ольга27 июня 2018, 08:46
Очень жаль, что не упомянули в статье о том, что возрождение обители началось только благодаря усилиям протоиерея Николая, старшего священника Иоанновского монастыря в Петербурге и его духовных чад.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×