Жизнь на ощупь: об утере традиций в современном обществе

В одной китайской притче рассказывается о человеке, который оставил родную страну и ушел в другую. Прожив там достаточно долго, он понял, что не может освоить новый язык и решил вернуться обратно. Но, вернувшись на родину, возвратившийся с удивлением обнаружил, что забыл свой родной язык...

Утрата традиций в русском народе в XX веке

Судьба русского народа в XX веке чем-то напоминает судьбу этого китайца из притчи. Оставив в начале столетия многовековые православные традиции, наш народ, ведомый «инженерами человеческих душ» и «конструкторами человеческих тел», стал жить в новой традиции, после разрушения которой многие попытались вернуться к оставленной ранее традиции православной. Но «традиция» («traditio») с латинского переводится как «передача», по-славянски — «предание». Поэтому, если какая-то традиция прерывается, то этот процесс необратим, что называется, «по определению».

Конечно же, для православного верующего остаются различные формы Священного Предания. Но традиция поведения в обыденной жизни — то, что называется «укладом жизни», — остается утерянной. Между тем, по слову преподобного Ефрема Сирина, «там настоит великое бедствие, где жительством не руководствуют законные правила»[1].

И в этом смысле современный православный россиянин является значительно обделенным. Для человека, лишенного повседневной традиции, духовная жизнь представляет собой сугубую трудность, как «восхождение по песку для ног старика» (Сир. 25:22). Погруженный в окружающий хаос мировоззрений, представлений и традиций, современный христианин часто даже не представляет, каким образом выглядит человек, который воплощает в своей жизни церковные догматы и Евангельские заповеди.

Кто-то пытается устроить свою жизнь по книгам, но в результате достигает лишь частичных успехов. В любом случае, попытка устройства христианского быта в наши дни связана со значительными усилиями, имеющими незначительный эффект. Мы обречены на множество ошибок, провалов и падений — как человек, движущийся на ощупь в темноте по незнакомой местности.

По этой причине современному христианину приходится тратить свои и без того невеликие силы на вещи, о которых раньше человек даже не задумывался. Наши предки во всех социальных слоях — от крестьянина до царя — соблюдали достаточно жестко регламентированный уклад жизни, снимающий многие проблемы, которые современный человек часто не в состоянии разрешить даже с помощью специалистов по психологии, педагогике и множеству других наук.

Традиции русского крестьянства

Возьмем для примера крестьянскую семью. Во главе ее стояли «большак» и «большуха». Обыкновенно это были отец и мать большой семьи, но могли быть и старший брат с женой, овдовевший отец со старшей дочерью, могли быть и другие варианты. Общие обязанности были известны всем членам семьи. У мужчин, женщин, девушек, подростков был свой круг дел, которые они обязаны были выполнять. «В Вельском уезде Вологодской губернии, например, во время посева в поле работали мужчины. Старший сын пахал, отец сеял, подросток боронил. Замужние женщины в это время сажали овощи, а девицы ткали. После окончания сева яровых и до начала сенокоса мужики готовили поля под озимые культуры, а женщины и девушки ходили в лес за берестой — заготавливали на продажу. При этом у девушек вырученные деньги шли себе на обновки, а у женщин — на общие семейные надобности»[2].

Большак руководил общим хозяйством, распределял работы на каждый день, был предстоятелем в семейной молитве, его слово было законом для всех. Большуха первенствовала среди женской части. За поведением в быту и посещением церковного богослужения в воскресные и праздничные дни следили не только взрослые члены семьи, но и община.

Когда большак и большуха по возрасту или болезни не могли справляться со своими обязанностями, то их место занимали старшие или наиболее способные к тому члены семьи. Уйдя на покой, бывшие большак и большуха пользовались любовью, уважением и заботой всех младших членов семьи. По традиции им полагалось наибольшее материальное обеспечение. Но при этом права на принятие решений в хозяйственных делах у них не оставалось, кроме права совещательного. Да и это право реализовывалось только в том случае, если за советом к ним обращался сам большак.

Встроенный в привычный с детства порядок жизни человек имел множество преимуществ по сравнению с современным, лишенным подобной среды, человеком. К началу взрослой жизни он обладал всеми необходимыми для жизни навыками, получал опыт положительного общения с окружающими людьми — старшими, равными и младшими. Он получал также знание основ своей веры, навыки религиозной жизни, молитвы частной и церковной.

В обществе, построенным таким образом, практически отсутствовала столь острая современная проблема конфликта поколений. Частные конфликты, конечно, были, но были и общепринятые действенные рычаги для их преодоления.

Человек «экзистенциальный»

Человеку традиционного общества не были свойственны состояния, ставшие нормой для современного «экзистенциального» человека, такие как одиночество, тревога, отчаяние, чувство заброшенности.

Лишенный традиции современный человек вынужден вырабатывать свой моральный кодекс, но, не имея для этого твердых оснований, необходимо проваливается в состояние внутреннего и внешнего конфликта. Конфликт этот со временем приобретает хронический характер, поскольку человек, лишенный внутренней опоры, не имеет средств для его разрешения. Здесь истоки множества болезней современного нетрадиционного общества, таких как развал семьи, распространение психических заболеваний, алкоголизм, наркомания и т.п.

Беда в том, что привычку жизни вне традиции, автономного, т.е. «самозаконного» существования в случае обращения к Богу современный человек приносит и в Церковь. И тогда, даже соединяясь с Телом Христовым, мы сохраняем свою привычку к атомарной, отделенной от других жизни, которую строим по собственным законам.

Конечно же, до определенной степени мы стараемся согласовать свои законы с законами церковными. Но нередко эти последние мы склонны растолковать таким образом, чтобы они не входили в противоречие с нашими привычными принципами жизни. А поскольку и в Церкви мы не одиноки в своей привычке к автономному существованию, то даже для самых нетрадиционных наших идей почти всегда можно найти поддержку и понимание не только среди мирян, но и среди духовенства.

О нашем уповании

Но даже в том случае, когда мы искренне стараемся привести свою волю в согласие с волей Божественной и с правилами церковными, мы сталкиваемся, как сказано выше, со многими трудностями по причине отсутствия традиционного жизненного уклада.

Так что же нам делать? Уклад разрушен, наставники оскудели. Неужели остается лишь сложить ручки и идти ко дну? Для христианина этот вопрос риторический. И пусть мы выброшены из традиции и в большинстве случаев лишены духовного руководства. Но у нас есть Церковь, у нас есть Бог. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8). «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк. 10:27).

Мало того: чем труднее наши обстоятельства, тем большую помощь мы получаем от Бога. «Где умножается грех, там преизобилует благодать» (Рим. 5:20), «идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин»[3].

Как первым христианам, вышедшим из языческой среды, приходилось формировать новую традицию, основанную на христианской вере, так и современным христианам, пришедшим к истинной вере от самой пестрой смеси различных традиций, приходится становиться родоначальниками новой традиции, построенной на той же православной вере и помогающей выживать в новых непростых условиях.

А чтобы мы не впадали в уныние от трудности задачи, порой представляющейся невыполнимой, следует вспоминать пророчество преподобного Исхириона о последних временах: «Некогда святые отцы пророчески говорили о последнем роде. “Что мы сделали?” — говорили они. Один из них, великий авва Исхирион, отвечал: “Мы исполнили заповеди Божии”. Спросили его: “А что сделают те, которые будут после нас?” — “Они, — сказал Авва, — сделают вполовину против нас. Еще спросили его: “А что те, которые после них будут?” Авва Исхирион отвечал: “Люди века того ничего не сделают. Но к ним придет искушение. И те, кои в то время окажутся добрыми, будут выше нас и отцов наших”»[4].

Андрей Горбачев

12 июня 2018 г.

[1] Цит. по: Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание сочинений. Т.5: Приношение современному монашеству. М.: Терирем, 2011. С. 6.

[2] Громыко М.М. Мир русской деревни. Гл. 3. В семье и на миру: Большак и другие. https://www.booksite.ru/localtxt/gro/myko/7.htm

[3] Октоих. Богородичен 7 гласа на «Господи воззвах» на вечерне субботы («в пяток вечера»).

[4] Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. СТСЛ, 1993. С. 76.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Блуд, аборты, слом традиций Блуд, аборты, слом традиций
О кризисе народной религиозности накануне революции 1917 года
Блуд, аборты, слом традиций Блуд, аборты, слом традиций
Историк Елена Белякова о кризисе народной религиозности накануне революции 1917 года
Жить в городе так, как жил в родной деревне, человек уже не может. Он перестает ходить в церковь, соблюдать посты… И вступать в брак новоявленный горожанин тоже не хочет. А война этот кризис традиционной жизни еще больше обострила, озлобила людей.
Григорий Базлов: «Занимаясь традиционной культурой, нельзя не увидеть Бога» Григорий Базлов: «Занимаясь традиционной культурой, нельзя не увидеть Бога» Григорий Базлов: «Занимаясь традиционной культурой, нельзя не увидеть Бога» «Занимаясь традиционной культурой, нельзя не увидеть Бога»
Беседа с организатором фестиваля «Гуляй-город» Григорием Базловым
Современная культура – продукт торговый, своего рода фастфуд. Традиционная культура позволяет душе народа быть естественной и одухотворенной.
Традиционная культура: история и церковная миссия Традиционная культура: история и церковная миссия
Беседа с этнографом Ириной Кузнецовой
Традиционная культура: история и церковная миссия Традиционная культура: история и церковная миссия
Беседа с этнографом Ириной Кузнецовой
К сожалению, у современного городского человека словосочетание «народная традиционная культура» вызывает ассоциации только с частушками и суевериями. Такое представление сформировалось в советский период, когда сохранялась только развлекательная составляющая народной культуры. Но традиционная культура – это образ жизни, система ценностей, устные традиции, нормы и правила общения и поведения, верования, обычаи, обряды, празднества.
Комментарии
James Dorvin22 июня 2018, 12:01
Очень рад вашему комментарию, Андрей! Я прекрасно вас понимаю. Поэтому и говорю, что нам нужен, помимо веры (она тут сама собой разумеется - без неё мы бы тут не собрались и ничего бы не обсуждали), некий обобщенный культурный код всех поколений православных святых(начиная с тех самых первых праведников Божиих из Бытия), который будет определять наше поведение.
James Dorvin20 июня 2018, 13:19
Кстати, хотел поблагодарить вас, Ирина, за то, что в дискуссии с вами я смог лучше понять и отточить собственные идеи. Надеюсь, со временем вы поймёте, что ветхозаветная культура и культура святых новозаветного времени (иными словами, народа Божиего) - это тот набор кодов(см.определение культуры), который жизненно необходим не то что нашей стране - а вообще всем странам, называвшимся когда-то христианскими. Помимо личной веры каждого отдельно взятого человека. Спасибо вам за дискуссию!)
James Dorvin20 июня 2018, 13:05
>А зачем мне чувствовать..?
Как я уже сказал - это культура, в первую очередь, первых праведников Божиих, святых, чей пример веры стал примером для верующих на все века. Разве их пример не достоин подражания?
>Или в Новом Завете, с Вашей точки зрения...
С моей точки зрения, Бытие - это источник культуры, памяти и самоидентичности (не говоря уже об образце веры) для верующих на все века, а Новый завет - это откровение Господа Иисуса Христа, с важнейшими заповедями и обетованиями, которые естественно соблюдать в рамках культуры святых Бытия.
А статью я привёл как раз к месту, ибо наша культура (и память) начинается именно со святых и праведников Ветхого завета вплоть до святых нового времен
Андрей Горбачев20 июня 2018, 11:19
Возлюбленные о Христе братья и сестры! Благодарю всех за комментарии! Не хотелось бы, чтобы поднятая здесь тема была поводом для раздоров и взаимной неприязни. Кого бы ни взяли мы в качестве образца для установления традиций, крестьян или великих князей, праотцов или первых христиан, главное, чтобы эти традиции были согласны с нашей верой, со Священным Преданием нашей Церкви. Полностью скопировать какую-либо историческую традицию в современных условиях все равно ни у кого не получится. Здесь, как и во всех случаях, нам следуется руководствоваться словами Господа: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф. 6:33).
Ирина Рюрик19 июня 2018, 16:22
James Dorvin19 июня 2018, 12:43

А зачем мне чувствовать культуру древних евреев? Чем она лучше культуры Святых Нового Завета? Или в Новом Завете, с Вашей точки зрения, ничего ценного нет и нет никакой культуры? Вся ценность осталась только в Ветхом Завете? И к чему Вы привели цитату? Она совсем о другом и к нашей дискуссии никакого отношения не имеет. Веруя в Воскрешения Христа, Вы продолжаете жить по Ветхому Завету. Я все прекрасно поняла, Вам Ветхий Завет милее и ближе Нового Завета. К нему лежит Ваша душа и он Вам более понятен и близок. Каждый из нас выбирает, то что ему близко - Вам Ветхий Завет, мне - Новый Завет.
James Dorvin19 июня 2018, 12:45
...прежняя самоидентичность замещается новой. Вы теперь не эллины, иудеи, варвары, русские, греки, американцы – вы теперь народ Божий, живущий среди своего прежнего народа. Этнические особенности остаются, как остаются особенности каждой личности. Но важнейшая история — это не история государства, а история народа Божьего. Новая семья и новый народ, новые ценности и новая история, новые герои и новые предатели – вот что человек получает в Крещении."
Денис Собур "Мы - то, что мы помним. Кто же мы?"
James Dorvin19 июня 2018, 12:43
Ирина Рюрик, вы снова говорите не о том. "Жить по Ветхому завету", "законы Ветхого завета". Речь не о них! Читайте Бытие и Псалтирь (достаточно, в общем-то, их) и прочувствуйте культуру древних евреев. Это как в статье Дениса Собура: "Крестящийся не становился иудеем или греком. Тем более он не должен был стать крестьянином образца позапрошлого века. Но новоначальный и не оставался членом своего старого народа. Христиане, будучи людьми разных национальностей, некогда были чужими друг другу, «а ныне народ Божий» (1 Пет 2:10)...
Продолжение в следующем сообщении.
Михаил18 июня 2018, 19:39
Благодарю за статью, а за пророчество преподобного Исхириона отдельное Спасибо)))
И ещё написано:
«В последнее время, те, которые по истине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди их знамений и чудес, как в настоящее время. Они пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими Отцов, прославившихся знамениями»
"Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его"
Ирина Рюрик18 июня 2018, 18:58
James Dorvin18 июня 2018, 10:25

Нельзя быть православным и жить по Ветхому Завету. Никто не говорит, что Ветхозаветные Святые должны быть нами забыты или не должны почитаться. Но, Ветхий Завет, потому и ветхий, что заменен Новым Заветом. А значит и наша жизнь и наша культура должна строиться на Новом Завете. Вы же не живете сейчас по законам, которые действовали в Российской Империи или в СССР? Все эти законы давно заменены новыми. Так же и с Ветхим Заветом. Определять свою жизнь и культуру мы должны по Новому Завету.
Денис18 июня 2018, 18:38
Сформировать новый уклад,основанный на православном мировоззрении это сложная задача. Однако не менее трудно будет сохранить сформированное. Особенно в том, что касается воспитания детей и воздействия на них чуждой среды. Мне кажется, что рано или поздно придется прийти к необходимости отдельного компактного проживания в рамках одного города или района. Это необходимо для того, чтобы дети подрастали в православной среде хотя бы в рамках начальной школы. Затем,продолжая обучение в светской школе они будут держаться друг за друга и влиять на окружение, а не окружение на них.
James Dorvin18 июня 2018, 10:25
Да, и что бы не возникало кривотолков, под вероисповеданием я понимаю православное христианство и только его одно! Каноническое, Вселенское!
Поэтому просьба внимательно читать то что я пишу и к какой мысли подвожу.
James Dorvin17 июня 2018, 20:40
Ирина Рюрик, ну что вам на это ответить... Призывая взять себе за образчик и пример культуру Ветхого Завета, жизнь ветхозаветных патриархов, живших праведной жизнью и ходивших перед Богом нам, людям православным, я предлагаю дело однозначно хорошее. Потому что они - наша память, наша история ("мы - это то, что мы помним"), наша КУЛЬТУРА. Как государство, страна почитает своих героев, прославляет их подвиги и чтит их память, так и мы должны чтить память своих святых, а тем более тех, чьи имена навсегда записаны в Святом Слове Божием. На чью же культуру ориентироваться в своей земной жизни, как не на культуру этих святых? Напомню, речь идёт исключительно о культуре, а не о вероисповедании.
Ирина Рюрик17 июня 2018, 14:26
James Dorvin16 июня 2018, 14:00

Православный христианин живет по Новому Завету и им руководствуется в своей жизни. Странный призыв для православного человека жить по Ветхому Завету. Скорей всего Вы не православный раз попираете Новый Завет и призываете жить в ветхозаветной культуре.
Иоанна_17 июня 2018, 07:55
Не ценим того Божественного дара, который ни за что ни про что на нас свалился - свободы, а тоскуем по своим (и чужим) кандалам: кто по большухам, кто по советской тоталитарной системе, кто по ветхозаветным порядкам... В ком нет внутренней свободы, тому и внешняя - в тягость.
James Dorvin16 июня 2018, 14:00
Вы знаете, читая Библию (особенно в её англоязычном варианте) я пришёл к выводу, что нам в современном обществе не хватает именно ветхозаветной культуры. Уточню, что речь преимущественно о книге Бытия, о древних патриархах Аврааме, Исааке, Иакове и Иосифе. Вот чьи жизни мы должны ставить себе в пример и на кого равняться. Если мы говорим о людях православных. И не нужны никакие отжившие и доказавшие свою несостоятельность крестьянские традиции!
Как воспитывать детей? Воспитывайте их в ветхозаветной культуре и в любви к Богу, Церкви, вере и будет счастье им и вам!
Татьяна16 июня 2018, 11:36
Спасибо большое за статью! Меня очень вдохновило ее окончание, это прогнало мое уныние, теперь есть надежда, что все старания не напрасны!!! Спасибо!
Любовь15 июня 2018, 00:58
У меня двое маленьких детей, и я постоянно думаю на тему этой статьи, т.к. каждый день сталкиваюсь с тем, как трудно воспитывать детей без уклада. Постоянно приходится изобретать велосипед! Это по бытовым вопросам, а уж с вопросами нравственными совсем беда. Нет такой среды, в которой ребенок бы находил подтверждение, что ценности его семьи - это общие для всех ценности. Это мешает формированию картины мира, сильно нервирует, блокирует познавательную деятельность. Как-то надо приспосабливаться к таким условиям... Последняя часть статьи меня прямо воодушевила! Спасибо автору за слова ободрения!
Наталия14 июня 2018, 19:52
Все таки в статье описан сам принцип семейно-родового уклада, так сказать схема, модель по которой веками строили свою жизнь наши предки. И видимо, он была наиболее подходящим в то время. Может, сейчас он уже в прошлом, но и когда родные все порознь, тоже хорошего мало. Хочу спросить, каким образом слово Божие: "И оставит человек отца и мать, и прилепится к жене..." совмещалось с традиционным укладом? А так должно было быть, ведь общество жило по христианским законам. А когда всеми управляет большак, то вроде бы его дети и к жене прилепляются, и отца с матерью не оставляют. Мне кажется, этот момент в статье стоило бы раскрыть. Если кто ответит, заранее благодарна.
Елена14 июня 2018, 15:01
Статья задела за живое. Большинство русских людей, с кем общаюсь, говорят об этом: даже близкие родственники отдалились, каждый сам за себя, не помощь друг другу, а соревнование кто "круче" другого устроился. В церковной общине похожее: батюшка пригласил ролителей для воскресной школы нарубить дров, из многих отцов пришел один.
При этом русские люди обращают внимание на взаимопомощь других народов, живущих в России. Но! Обратите внимание, в первом-втором поколении помогают, а потом, как разъедутся в другие города, получат образование получше, начинается то же самое...
Прихожу к выводу, что это явление нового времени, глобализации...
Елена14 июня 2018, 12:43
Спасибо! Сегодня сложно дотянуться даже до обычной – светской- планки здоровой нравственности. Огромная боль о детях. Пропасть между моим и их детством! Как трепетно берегли нашу нравственность и нашу детскую восприимчивость, как все были добры и на благо строги! Какая роскошь – множество сверстников, бесконечные гости, игры и улица (конечно, после учебы и работы по дому), волшебное ожидание подарка – к празднику и мультиков – по выходным. И столько всего! А что моим? Агрессия. Бесстыдство. Реклама. Шесть уроков в начальной школе. Сокрушающие рассудок новости. Мы стараемся, чтобы ЭТО было похоже на нормальное детство. Есть одно, чего не было у нас, и (я надеюсь!) есть у них. Бог.
Евгения14 июня 2018, 11:15
Но впоследствии я с удивлением узнал от специалистов-медиков, что тут никакого нет притворства, что это страшная женская болезнь, и кажется, по преимуществу у нас на Руси, свидетельствующая о тяжелой судьбе нашей сельской женщины, болезнь, происходящая от изнурительных работ слишком вскоре после тяжелых, неправильных, безо всякой медицинской помощи родов; кроме того, от безвыходного горя, от побоев и проч., чего иные женские натуры выносить по общему примеру все-таки не могут". Да уж! Надо было во что бы то ни стало сохранять традиции!
Евгения14 июня 2018, 11:13
Ф.М.Достоевский. "Братья Карамазовы": "Не знаю, как теперь, но в детстве моем мне часто случалось в деревнях и по монастырям видеть и слышать этих кликуш. Их приводили к обедне, они визжали или лаяли по-собачьи на всю церковь, но, когда выносили дары и их подводили к дарам, тотчас «беснование» прекращалось и больные на несколько времени всегда успокоивались. Меня, ребенка, очень это поражало и удивляло. Но тогда же я услышал от иных помещиков и особенно от городских учителей моих, на мои расспросы, что это всё притворство, чтобы не работать, и что это всегда можно искоренить надлежащею строгостью, причем приводились для подтверждения разные анекдоты. PS
Анна14 июня 2018, 09:55
Большое спасибо автору! Судя по комментариям не просто задело, а проблема жития без опоры есть у каждого. И итог правильный - невозможное человекам возможно Богу, нечего отчаиваться.
Критика отсылки на крестьянский быт, "загубленные женские судьбы", несколько несостоятельна и выдает нашу текущую самость, состояние души, когда "сама не знаю чего хочу" и прочая, и прочая с чем мы вынуждены жить, не умея принимать решений сами и в отсутствии большака, который бы эти решения принимал.
Еще раз спасибо автору за правильную постановку проблемы, задачи и свет в конце тоннеля!
Алексей13 июня 2018, 23:49
Не стоит идеализировать традиционное общество, а то покажется, что люди тогда спасались без крестоношения)) Универсальные "экзистенциальные состояния" - "такие как одиночество, тревога, отчаяние, чувство заброшенности" - переживались людьми и тогда, только обозначались на другом языке. Об этом, кстати, свидетельствует и то, что психических заболеваний в традиционном обществе было не меньше, чем в "нетрадиционном"; только, опять-таки, назывались они по-другому (кликушество, например).
Светлана13 июня 2018, 16:06
Да что там говорить! Но верю, что не всё у нас потеряно, много у нас добрых людей. Есть надежда. Прорвемся с Божией помощью.
Юрий13 июня 2018, 15:38
До революции большая часть населения жила в деревне. Сейчас в городе и это общемировая тенденция. В деревне родственники могли жить в одном доме, еду и одежду делать сами, ходить в храм по желанию. А сейчас мы в квартирах, еда покупается, с 9 до 18 на работе и т.п. Давайте уже писать как нам жить сейчас, в нашем мире, а не строить исторические реконструкции
Иван Мень13 июня 2018, 10:58
Друзья! Андрей Александрович вовсе не призывает вернуться к исчезнувшим традициям, он не "идеализирует" исчезнувший быт, но резче выявляет разницу с сегодняшним.
И при этом автор прекрасно заключил всё высказыванием прп. Исхириона, ибо сии слова вселяют в нас надежду на помощь Божию.
р.Б. Евгений13 июня 2018, 05:48
Сергей12 июня 2018, 12:47


"Новый быт, без Бога, начал формироваться не сразу после 1917 года, а много десятилетий раньше".

Вот поэтому Россию и постигли подобные трагедии - Первая мировая, братоубийственная гражданская, страшная Великая Отечественная... За 30 лет - свыше 50 миллионов только погибших. А сколько инвалидов, сломанных семей, искалеченных судеб... Страшные разрушения, а поэтому десятилетия напряженнейшего труда.
Даром - ничего не проходит.
Alex S12 июня 2018, 21:53
У христиан хотя бы есть заповеди, а у светских что? Пока не придумали нового порядка будут реанимировать СССР.
Дмитрий12 июня 2018, 13:23
Наверное, бывают случаи, когда люди перестают видеть духовное наполнение традиций и начинают относиться к ним формально, поклоняться им (известные примеры из Евангелия). Этим самым губят традиции так сказать
"справа".
Сергей12 июня 2018, 12:47
Жаль.Дореволюционный быт представлен схематично и однобоко. Индивидуальность полностью выхолощена, зарегламентированным общинным укладом жизни. Новый быт, без Бога, начал формироваться не сразу после 1917 года, а много десятилетий раньше. И вырос он именно из этой идеализированной деревенской пасторали. Большевики только воспользовались, реальным разложением общества. Человек «экзистенциальный»,это не только одиночество, тревога, отчаяние, но и самореализация. Это огромная свобода выбора, котора, к сожалению, для многих оборачивается трагедией. Но Господь восхотел, именно нашего свободного выбора. Чем больше свободы, тем больше опасность падения, но и ценность выбора Бога намного выше.
12 июня 2018, 12:34
Все вышеописанное относится ко всем христианским народам, прошедшим через слом феодального уклада. Только непоеятно, почему до сих пор русский человек должен равняться на крестьянство? К чему это бытовое упрощение?
Станислав12 июня 2018, 12:05
Согласен с автором статьи, что нужны традиции.Он пишет"...Лишенный традиции современный человек вынужден вырабатывать свой моральный кодекс..". В качестве примера приводится крестьянский уклад, который на всех членов семьи действует благотворно. У каждого свои обязанности, согласно пола. Сейчас другое время и крестьяне так не живут и не будут жить. И раньше так не все жили. Я думаю, что главное - это выполнять заповеди христианства и тогда все устроится.И будет и покой, и уважение, и любовь, независимо от обязанностей и пола.
Наталия Ростова12 июня 2018, 10:37
Проблема конфликта поколений существовала всегда. Притча о блудном сыне, Исав и Иаков (первородство),пятая заповедь,не просто так Богом данная, "Отцы и дети" Тургенева...И потом люди всё те же, из плоти и крови, но время изменилось. Сама жизнь, быт очень изменились. Сложно представить себе сейчас жизнь по "Домострою" во главе с "большаком". Я думаю, что серцевина должна быть вот в этих словах - "Человек познаётся в детях своих...умер отец его, и как будто не умирал, ибо оставил по себе подобного себе." (Сир.11:28 ; 30:4). Сокрушаться по поводу утери традиций в обществе, наверное уже бессмысленно. А лучше в своей семье их сохранять. Добрые семейные традиции -это вечная память о своих предках.
Ivan Alexyuk12 июня 2018, 10:29
Ну да уклад может и был, но не стоит эту мысль переводить на все прошлое целиком, мол вот тогда, когда то там неизвестно когда, но почти все время: тихо, мирно и по иерархии шло и спокойная такая жизнь без проблем. Такие скромные мужики усатые что только и делают что сено косят и пьют молоко.Так не бывает.Были высокие подвиги значит была и брань которая нам и не снилась.Были ереси, расколы, войны, нестроения.Мы вовне ищем,такое у нас мышление, а проблема она не снаружи, не в "этих людях", которые "не могут и не понимают", а во мне.Мы думаем - в 1-м храме не по иерархии, во 2м грубые, в 3-м "не по чину". Но на самом деле это я и никто другой не хочу потерпеть, смириться, исполнить послушание.
Ольга12 июня 2018, 09:21
Боюсь, автор идеализирует дореволюционную Россию. Получается, что все было гладко и благодатно, потом в одночасье пришли большевики и все испортили? "Большак" и "Большуха". "Подвязавши под мышки передник, перетянешь уродливо грудь, будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть". В том-то и трагедия, что такое "обязательное православие" в большей половине случаев искренним не было, дети бежали от грубости "большаков", становились бунтарями, революционерами. Я по обеим линиям из больших крестьянских семей. Ничего радостного о своем детстве бабушки не вспоминали, их православие было обрядовым и не более. Как раз первые христиане оставляли старый уклад и шли за Христом.
Иван Мень12 июня 2018, 08:56
Прекрасно и вдохновляюще! Спасибо, Андрей Александрович! Давненько Вас тут не было...
р.Б. Сергий12 июня 2018, 08:14
Спасибо автору,Андрею Горбачеву.Есть над чем задуматься.
Анна12 июня 2018, 07:38
Вот это да! Какая правильная постановка проблемы! Как четко! спасибо! Только бы чуть развернуть и первую часть статьи - об утрате уклада и к чему это ведет, и вторую - о том, что с этим делать.
Вадим12 июня 2018, 02:27
Спасибо за хорошую и очень важную для понимания современного христианского общества статью.
Все соответствует действительности. Мы настолько утратили, потеряли православные традиции, что восстановить их, практически, невозможно или очень, очень трудно. И, воистину, здесь идет большая помощь от Господа, подающего руку помощи и вразумление, ищущим ответа на возникающие вопросы.Слава Силе Твоей Господи!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×