Молитва в жизни и для жизни

Есть ли связь между нашей молитвой и нашими поступками и какая? Как отличить «мысленную руду» от «мысленной ерунды» и пробиться к Богу через себя и свое «я»? Что делать, когда «нет времени» молиться? И можно ли читать правило в трамвае?

«Как жизнь? Как молитва?»

Когда мы встречаем близких или просто знакомых нам людей, с которыми какое-то время не виделись, то обычно спрашиваем, как у них дела и как они себя чувствуют. К этому нас побуждает, с одной стороны, элементарная вежливость, а с другой – желание получить краткое представление о том, что является для собеседника важным: все мы прекрасно знаем, что состояние человека очень сильно зависит от состояния его дел и здоровья. Но слыша в повседневной жизни этот вопрос: «Как у вас дела, и как вы себя чувствуете?», я невольно вспоминаю, как приветствовали друг друга христианские подвижники древности. Встречаясь, они интересовались друг у друга: «Как молитва?»

Состояние нашей молитвы и есть наиболее верный и емкий показатель состояния нашей жизни

Наверное, было бы странно, если бы мы сейчас как-то нарочито решили обмениваться такой приветственной фразой. Но вместе с тем для верующих людей в ней заключается наиболее универсальная возможность в нескольких словах что-то узнать друг о друге, потому что состояние нашей молитвы и есть наиболее верный и емкий показатель состояния нашей жизни. Это такой замечательный чуткий прибор со многими шкалами, на которых отражается и уровень, и градус уклона, и глубина, и напряжение, и сопротивление в жизни человека. Не бывает молитвы в вакууме – молитвы, на которую не оказывало бы влияние всё то, что мы делаем по отношению к другим людям, что мы делаем со своим сердцем и с самими собой.

Мы часто совершаем ошибку, думая, что наша молитва зависит в первую очередь от того, насколько мы прилежно исполняем утреннее и вечернее правило, насколько продолжительны наши молитвословия. И усердие, и внимание, конечно, важны, но если бы молитва зависела только от этого, не было бы людей, которые годами ходят в храм, годами читают правило, Псалтирь, акафисты, изучают богослужение – и при этом ровным счетом ничего в их молитве не меняется, не происходит движения к Богу. Почему? Потому что молитва – это наша беседа с Богом, и это общение может быть настоящим только тогда, когда с нашей стороны в нем присутствуют стопроцентная честность и искренность. А откуда им взяться, если человек и с самим собой не бывает честным до конца, если он плутает по жизни, в чем-то обманываясь сам, в чем-то обманывая других? Порой человеку кажется: да, в жизни я кого-то могу ввести в заблуждение, но перед Богом никогда не лукавлю. Но дело в том, что обмануть Бога – это отнюдь не только «сообщить» Ему какую-то неправду. Мы пытаемся обмануть Бога в те моменты, когда делаем вид, что забыли, чего Он от нас хочет, чего от нас требует та или иная Его заповедь. Но Господь в каждое мгновение нашей жизни и видит то, что мы делаем, и знает то, о чем мы думаем.

Есть такое святоотеческое присловье: «Как живем, так и молимся…», но оно было бы, безусловно, неполным без второй его части: «…как молимся, так и живем». И здесь речь идет опять-таки не о количестве прочитанных акафистов и даже не только о том, уделяем ли мы молитве время и достаточно ли внимательно вникаем в ее слова. Суть в том, что, когда наша жизнь питает молитву, когда мы не рассматриваем обращение к Богу как что-то отдельно существующее, происходит и обратный процесс – молитва начинает изменять нашу жизнь.

И это с каждым из нас в той или иной мере происходит, даже если молитвенники мы, скажем так, далекие от совершенства. В принципе, чтобы в этом убедиться, можно провести такой эксперимент: перестать на какое-то недолгое время молиться совсем и понаблюдать за теми изменениями, которые будут с нами происходить. Регулярно молящийся человек уже на первые-вторые сутки с большой вероятностью почувствует, как его сердце остывает, как что-то меняется в его реакциях, как что-то во всей его повседневности начинает идти не так. А еще через некоторое время – до этого этапа, конечно, не нужно доходить – человек теряет ощущение молитвы как таковой, она становится для него чем-то внешним, и вместо памятования о Боге возникает недоумение: зачем вообще уделять молитве столько времени и внимания, зачем вообще она нужна? При этом его жизнь, по сравнению с прежней, идет вразнос, но он этого может уже даже не ощущать. Но если человек всё же опять возвращается к молитвенной жизни, если он просит Бога оживить его душу и постепенно отходит от состояния нечувствия, его жизнь вновь меняется, и он начинает думать: «Да как же я всё это время прожил…» И кажется, что это было сном каким-то, а теперь он наконец вновь очнулся, вернулся к нормальному бытию.

Вылезти из кустов

Святитель Епифаний Кипрский Святитель Епифаний Кипрский
Когда-то святитель Епифаний Кипрский, посещая монастыри, им учрежденные, и слушая отчеты наместников о том, как проходит жизнь братии, сказал примерно следующее: «Вы говорите, что молитесь, совершая все положенные богослужения. То есть вы молитесь только в то время, которое положено по уставу? Это огорчительно, потому что это означает, что вы вообще не молитесь».

В этом утверждении кроется одна из важных причин того, почему нам так трудно бывает сосредоточиться на богослужении, почему нам с таким усилием приходится подвигать себя на молитвенное правило. Когда человек творит молитву только лишь в какое-то положенное время, а в «междумолитвенный» период о ней забывает, в это состояние обращенности к Богу бывает очень трудно возвращаться.

Постараемся всё делаемое, всё помышляемое проверять словом Божиим – тотчас же

Молитва «прорастает» в жизнь человека тогда, когда он сознательно ею свою жизнь наполняет. Это наполнение начинается с того, что мы стараемся всё делаемое, помышляемое проверять словом Божиим и, исходя из этого, делать вывод о правильности или неправильности того, что происходит в этот момент в нашей жизни. Тем, кто когда-либо пытался это делать, наверное, хорошо знакомо трудно преодолимое желание в некоторые моменты как бы скрыться от лица Божия. Каждый раз, когда мы этой слабости поддаемся, мы наносим серьезный удар по нашей молитве. Невозможно после каких-то событий дня, на которые мы не захотели взглянуть с евангельской точки зрения, «вылезти из кустов», подобно Адаму, встать на свое вечернее правило и как ни в чем не бывало пребывать в общении с Богом. А этих моментов, когда кусты впереди маячат, может быть рассеяно по каждому нашему дню десятки. И нам нужно как раз в это время Бога просить о помощи, чтобы Он дал нам решимость, дал нам мужество, дал нам способность самих себя не жалеть.

Нужно сказать, что именно жизненные события, в которых мы – тут же, переживая их в настоящем времени, – к Богу обращаемся, становятся для нас самой главной практической школой молитвы. Ведь тогда мы действительно молим Бога, а не просто читаем строки молитв, и порой наше слово, произнесенное в такой ситуации с болью, из тесноты сердца, приобретает совершенно особую силу и особую цену.

В этой реальности своей жизни должно пребывать и во время ежедневной домашней молитвы, и на богослужении. Мы многократно повторяем просьбу о том, чтобы Господь нас спас и помиловал. Но чувствуем ли мы при этом, что действительно погибаем, что это не абстракция, не метафора? Как правило, не всегда. Но чем более осознанно человек живет, чем меньше он пребывает в своих фантазиях, тем чаще и эти, и другие слова оказываются наполнены для него конкретным смыслом и содержанием.

Я или не я?

Очень важно бывает, начав день с молитвы, на протяжении всего этого дня не уходить далеко от самих себя. Это, может быть, непросто объяснить в нескольких словах, но многим наверняка знакомо такое ощущение: встаешь вечером на молитву, открываешь молитвослов, начинаешь читать – а в голове неразбериха, в которой потерялся даже ты сам и не можешь себя найти. И тогда, конечно, молитва будет от нашей жизни оторвана, потому что нужно как минимум находиться в чувствовании самого себя, чтобы ощущать, перед Кем ты предстоишь.

Поэтому прежде, чем обратиться к Богу, нужно обратиться к себе. Что это значит? То, что каждый из нас – уникальная личность, которая не исчерпывается именем, характером, родом занятий, обстоятельствами нашей земной жизни, представлением о нас окружающих и тем, что мы думаем о самих себе. Наше «я» – это нечто, что описать словами невозможно. Это то, что по-настоящему знает только Господь и что только Он может нам самим открыть. И когда человек обращается к своему неповторимому «я» и следующим внутренним движением обращается к Богу, начинается процесс взаимодействия.

Почему это осознание себя так важно? Потому что человек, у которого ощущение своего «я» утрачено, способен на безумие. Он как в запое каком-то находится, он что-то творит, и ему самому толком непонятно, где во всем этом он, а где не он. В тяжелых случаях это вопрос медицинский, но важно понимать, что это и духовный процесс, который может для внутренней жизни человека иметь разрушительные последствия. И опять же, нельзя сказать, что это не касается хотя бы в какой-то степени очень многих из нас. Мы совершаем какие-то поступки, а потом приходим на исповедь и не можем их никоим образом объяснить. Мы кого-то обидели, кому-то чего-то наговорили, и вот мы рассказываем всё это о себе и понимаем, что это не укладывается в рамки здравого смысла, которым мы все же обладаем. И это вновь свидетельствует о том, как важно постоянно в себя приходить и хотя бы каждый раз перед тем, как мы встаем на молитву, себе об этой необходимости напоминать.

«Фотография» помыслов

Есть и еще одна причина того, почему так важна постоянная молитвенная обращенность человека к Богу. Что происходит с нами, когда мы забываем себя к этому памятованию о Боге побуждать? То же, что и с окружающими нас людьми, которые даже не знают о том, что можно и нужно молиться в каждое мгновение своей жизни: наша голова оказывается занята беспрестанными, перетекающими друг в друга размышлениями. И если, опять-таки в качестве эксперимента, взять тетрадь и попытаться в ней запечатлеть откровенно всё то, о чем мы в течение дня думаем, – результат с точки зрения здравого смысла будет ужасен. На самом деле очень у немногих на целый день хватит терпения, потому что два-три часа этого записывания за собой дают человеку такую картину, которая побуждает его без промедления начать свои помыслы упорядочивать.

И это упорядочивание, это привязывание своих мыслей, как к некоему колышку, к памятованию о Боге, к стихам из псалмов, к просьбе ко Господу спасти и помиловать нас, к молитве своими словами высвобождает в человеке огромную внутреннюю энергию. Ведь мусор в нашей голове – это не просто некий шлак; это то, что забирает наши интеллектуальные силы, оказывает определенное воздействие на наше сердце, то, что рождает в нас совершенно реальную усталость, которая у современного человека так часто переходит в хроническую. В результате у нас нет сил думать о том, о чем думать действительно нужно, мы истощены напрасными, пустопорожними переживаниями и не находим в себе достаточно сочувствия к ближним.

Безусловно, мы не можем выстроить ход своих мыслей совершенно, не можем сказать себе: «Сейчас я десять минут думаю об этом, потом пятнадцать минут об этом» и так далее. Кроме того, порой и из хаотического движения мыслей складывается что-то такое, что заслуживает внимания. Но всё же нужно различать мысленную «руду», из которой что-то может выплавиться, и мысленную «ерунду», из которой ничего хорошего извлечь решительно невозможно. Если человек во все отрезки времени, когда его ум относительно свободен, стремится занять его молитвой, этого мусора неким удивительным образом становится всё меньше и меньше, он постепенно отсеивается.

Сеяние на камне

Нужно тянуть ниточку молитвы, чтобы она по возможности обвивала, заключала в себе целиком наши сутки. Каким образом это возможно? Это становится возможным тогда, когда христианин не просто начинает день с молитвы и заканчивает его молитвой, а когда он сознательно идет к этому вечернему времени, когда он вновь перед Богом встанет и будет подводить итог прожитому дню: вспоминать все свои поступки, свои дневные просьбы ко Господу, просить о прощении того, что в течение этого дня было не так, и вразумления в том, в чем он не смог разобраться. Тогда у человека будет возможность и в ночной период войти с памятью о Боге и с ощущением предстояния перед своим Творцом. Конечно, во сне мы молиться не будем, но утром, встав и прежде всякого дела обратившись к Богу, ощутим, что эта обращенность в нас никуда и не исчезла.

Нужно тянуть ниточку молитвы, чтобы она обвивала собой целиком сутки

Мы знаем, насколько редко это получается и как легко бывает – в дневной спешке, в вечерней усталости – сбиться с этого пути. Но нужно раз за разом находить, что нашей молитве мешает в нас продолжаться, и разбираться с этим.

Здесь можно вспомнить, например, такое утверждение преподобного Исаака Сирина: молитва злопамятного подобна сеянию на камне. То есть если мы на кого-то обижаемся, сердимся, то уже не сможем помолиться как следует. И хорошо, если человек отдает себе отчет в том, что именно мешает его молитве. А бывает, у человека столько обид на других, что это уже некий неосознаваемый груз, это уже просто постоянный фон его жизни, и почему его молитва оказывается такой сухой, скудной, он, по большому счету, не может понять.

К этому можно добавить, что, как говорил когда-то старец Иероним Эгинский, если ты встаешь на молитву и начинаешь в это время о чем-то, как тебе кажется, очень срочном и важном для себя думать, так что твой ум от молитвы удаляется, то знай: это появились твои враги. Запомни их в лицо, чтобы потом с ними разобраться, и продолжай во что бы то ни стало сосредотачиваться на молитве. Здесь нужно обязательно уточнить, что врагами являются, безусловно, не люди, не вещи, не дела, которые нам во время молитвы вспоминаются, а то, что с этими людьми, вещами и делами в нашем сознании связано и чересчур увлекает наше сердце. Это может само по себе не являться злом в нашей жизни, но в данный момент это то, чему мы позволяем встать между собой и Богом. Нужно понять, каким образом это для нас приобрело такую значимость и как эту значимость снизить. Здесь можно вспомнить эпизод из жития святого Василия Блаженного, когда тот указал царю Иоанну Грозному на его мысли, в которых царь был не на богослужении, а на Воробьевых горах – выбирал место под строительство своего дворца. У нас это может быть не дворец, а что-то гораздо менее грандиозное, но масштаб тут не первичен. Возможно, в возведении этого условного дворца мы совсем не даем действовать Богу, и нужно найти в себе силы сказать: «Господи, я Тебе это доверяю. Я сам всё, что в моих силах, сделать постараюсь, а Ты избавь меня от попечения об этом и дай мне возможность сейчас думать только лишь о Тебе и во всей моей жизни только к Тебе стремиться». И тогда, по милости Божией, нас это попечение внутренне отпустит, и мы сможем помолиться о наших нуждах духовных.

Но здесь может быть другой момент, который в корне отличается от того, о чем я сказал только что. Бывает, что мы во время молитвы вспоминаем человека, который нам причинил какую-то боль, а возможно, что и мы ему причинили боль тоже. И мы с чем-то другим хотим к Богу обратиться, а у нас всё это стоит перед глазами. В этом случае нужно, наоборот, не пытаться освободиться от этих помыслов, а сделать содержанием своей молитвы молитву об этом человеке. И это соединит нашу молитву с жизнью: если бы наши переживания и душевная мука в этот момент были бы об одном, а молились бы мы о другом, это было бы искусственно, а так наша молитва будет цельной и правдивой. Мне представляется очень важной мысль святых подвижников о том, что всё, касающееся нас в этой жизни, касается и Бога, – и поэтому не надо ничего, что нас тревожит и что касается наших ближних и нашего спасения, мимо Бога проносить. Обо всем нужно молиться, и обо всем нужно с Господом говорить.

Правило в трамвае

На этом, наверное, можно было бы и закончить, если бы… Если бы не вопросы, которые можно услышать порой от прихожан после бесед на эти темы. «Батюшка, я со всем согласна, что вы говорите: как нужно сосредоточиться во время правила, как отгонять посторонние помышления. Но на практике я, чтобы собраться, отправить детей в школу, доехать вовремя до работы, встаю в полшестого утра, и для меня единственная возможность прочитать правило – в трамвае…»

Пусть для сосредоточенной молитвы находится только пять-десять минут – но они обязательно должны быть!

Это не редкость. И я не могу сказать прихожанам, которые и так спят по пять-шесть часов в сутки, чтобы они вставали еще на полчаса раньше и успевали помолиться дома. Кто-то молится утром в транспорте, кто-то по дороге вечернее правило читает, возвращаясь поздно с работы, потому что понимает: потом просто от усталости отключится. Но это тоже – жизнь, и наша молитва, как я уже говорил выше, – часть этой жизни со всеми ее непростыми обстоятельствами. По аналогии можно сказать, что кто-то может позволить себе разнообразную, здоровую пищу, а для кого-то основой рациона становятся дешевые макароны. И точно так же, как у человека, не имеющего денег на что-то большее, не возникает вопроса сварить себе макароны или остаться вообще без пищи, у нас не должно возникать дилеммы, помолиться по дороге на работу или просто констатировать, что исполнять правило по утрам мы не можем. Но при этом так же, как человек, живущий в скудости, стремится при любой возможности насытиться, человеку, имеющему мало возможностей для полноценной уединенной молитвы, должно быть свойственно стремление устраивать себе хотя бы время от времени полноценную духовную трапезу.

Нужно постараться, чтобы в любых обстоятельствах хотя бы какое-то время для молитвы в уединении, молитвы сосредоточенной в нашей жизни присутствовало. Если это не может быть полчаса, значит, это должно быть хотя бы пять-десять минут: можно начать таким образом свое утреннее правило, а продолжить его уже в пути. Так же и вечером: можно прочитать в дороге молитвы до «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет…», а заканчивать свою молитву уже в тишине, когда ничто нас не отвлекает от предстояния перед Богом.

Возможно, в какой-то момент мы скажем Богу всего лишь несколько слов, прося у Него прощения за то, что молимся так, то на ходу, то в полусне, прося Его укрепить нас в жизненных трудностях, – и в этих словах будет сконцентрировано то, что не родилось бы в нас даже за много лет при идеальных условиях для молитвы. И если бы мы всё это время не пытались молиться, несмотря ни на что, то этого опять же не было бы. Ведь на самом деле суть молитвы заключается в покаянном, просительном, благодарственном обращении человека к Богу, происходящем непосредственно из его жизни. А всё остальное – лишь некие внешние вариации.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Первое дело веры Первое дело веры
Владимир Басенков
Первое дело веры Первое дело веры
Владимир Басенков
Молитва – это способ поддержания непрерывной связи с Творцом. Наши предки строили жизнь вокруг молитвы. Совершению суточного круга богослужения следовали и миряне. И сегодня вполне возможно вписать ежедневную жизнь семьи в богослужебный круг.
Правило Правило
Священник Сергий Бегиян
Правило Правило
Священник Сергий Бегиян
И ноги, и сердце пронзительно визжат: «Правило! Правило Серафима Саровского — и в постель!» И ты сдаешься...
Что главное в молитвенном правиле? Что главное в молитвенном правиле?
Отвечают пастыри
Что главное в молитвенном правиле? Что главное в молитвенном правиле?
Отвечают пастыри
Полноценную духовную жизнь христианина невозможно представить без ежедневного молитвенного правила. А каким оно должно быть? Как сделать так, чтобы ежедневная молитва не стала формальной? На что обратить особое внимание, каких ошибок избегать?
Комментарии
Жанна Гудинова17 мая 2018, 17:38
А ещё есть записи молитв в монашеском исполнении - все, и утренние, и вечерние, и все. Когда мне совсем плохо бывает, и вопрос стоит ребром (не могу и все, хоть убей), тогда я их включаю и слушаю. И называю эти записи "костылями"). Для инвалидов духа. Самое интересное, что вот это состояние "хоть убей, не могу" часто и уходит. Молитва своя как будто запускается. Ещё: молитва часто нарушается из-за пустословия. Говорить попросту надо меньше. А ещё мне был дан совет: оставить часть молитв как обязательный минимум. И дополнять его по желанию. И псалмы, и шестопсалмие. И из утрени, и из вечерни. И акафисты. И за болящего, если кто как раз болеет. Да мало ли. За детей.
Александр17 мая 2018, 16:35
Наталии.
Не знаю насколько корректен мой совет, но мне удобно молиться по времени, определяется время в течении которого стоит молиться, а заполняется это время любыми молитвами, хоть утренними, хоть вечерними, хоть Псалмами, хоть какими другими молитвами. Плюс здесь в том что можно не торопиться вычитать то что положено, ведь молишься по времени и не придется тяготиться одними и теми же молитвами, ведь их можно поменять, самое главное определить время для молитвы, хорошо если в этом поможет священник.
Татьяна17 мая 2018, 10:31
Татьяна Добрый день, на прошлой неделе не пришла рассылка!!!
Александр Алексеевич16 мая 2018, 18:19
Вот молитва из полного Православного молитвослова для мирян(Сретенский монастырь;1998г.)Молитва человека, страдающего рассеянием, невниманием, нерадением на молитве: "Разсеянный ум мой собери, Господи, и оледеневшее сердце очисти, яко Петру дая мне покаяние, яко мытарю воздыхание, и яко блуднице слезы, да велием гласом зову Ти, Боже, спаси мя, яко Един Благоутробен и Человеколюбец." Эта молитва удивительно помогает и не только во внимательном чтении Правила...
Ирина16 мая 2018, 13:54
Наталье от 11.05.18,9:54

Уважаемая Наталья, очень печально то, что Вы описали.
Могу сказать одно: с этими проблемами лучше и правильнее обратиться к любому священнику. То, что для нас, обычных людей, камень преткновения, для батюшки может быть обычным вопросом. Это ведь его сфера деятельности.
Вопрос молитвы очень сложен и важен, чтобы решение его доверить мирскому человеку.
Вы ведь бухгалтерские дела фирмы не дадите просто хорошему человеку решать и вести, а обратитесь к специалисту. А душа намного ценне и важнее бухгалтерии.
ирина16 мая 2018, 08:32
Полезная статья для души очень.в комментах для себя отмечу Антона,его подсказка насчет Иисусовой молитвы-"читать,как виноватый ребенок"- а не просто бубнить тихонько.
Катерина 14 мая 2018, 23:18
Наталия14 мая 2018, 23:03 - рада, если оказалась полезной:) и Вам спасибо!
Наталия14 мая 2018, 23:03
Катерина, спаси Господи! Приведенные цитаты - в точку, то, что нужно. Спасибо.
Катерина 14 мая 2018, 21:44
Мне кажется, что пламенеющий верой не замечает ни длины, ни повторяемости молитв, богослужений (и богослужения тоже ж содержат одни и те же часы, псалмы, ектинии в конце концов). Ведь это его неформальный разговор с Богом. И слова, знакомые всем нам, написанные подвижниками веры, приобретают для человека особый интимный смысл. А человеку, пока нетвердо встающему на слабенькие ножки веры, все кажется слишком. И вполне бессознательно человек пытается ношу облегчить. Сократить. Урезать. Правила задают определенные границы, к которым слабеньким ножкам надо немного постепенно подтягиваться, а сильным уверено перешагивать их. Но это мое личное мнение:)
Катерина 14 мая 2018, 21:30
Наталия, батюшка предлагает эксперимент (был... был у меня такой лабораторный опыт, невольный...) и попробуйте тоже и Ваш эксперимент. Начните молиться исключительно своими словами:) как считаете нужным (и сколько), так и молитесь. Возможно, Ваше последующее состояние будет ответом на вопрос о том, почему же Правило является 1. обязательным 2. столь длиным 3. составленно именно из подобных молитв, а не каких-то других, покороче.
Катерина 14 мая 2018, 21:23
Далее;"Всячески избегать надо формальности и механизма в молитве. Пусть это всякий раз будет делом обдуманного свободного решения, и совершать его с сознанием и чувством, а не кое-как. На случай надо уметь сокращать правило. Мало ли в семейной жизни случайностей?.. Можно, например, утром и вечером, когда нет времени, прочитать на память только молитвы утренние и на сон грядущим. Можно даже и их не все читать, а по нескольку. Можно совсем ничего не читать, а положить несколько поклонов, но с истинною сердечною молитвою. С правилом должно обращаться с полною свободою. Будьте госпожа правила, а не раба. Раба же только Божия, обязанная все минуты жизни своей посвящать на угождение Ему».
Катерина 14 мая 2018, 21:21
Наталия14 мая 2018, 07:38: пожайлуста, может и я чем помогу. Вот скопировала специально, святитель Феофан Затворник:"Вся цена в сердечном пред Богом припадании. Вон святые пишут, что если кто от молитвы не отходит осужденником, достойным всякой кары от Господа, то такой отходит от нее фарисеем. Другой говорил: "стоя на молитве, стой как на Страшном Суде, когда готово изыти решительное Божие о тебе определение: отойди или прииди".
Наталия14 мая 2018, 07:38
Катерина, спасибо за ваше мнение.Я не ропщу на однообразие Правил,а не понимаю,для чего ежедневно читать одни и те же молитвы, по какой причине их нельзя заменить на более краткие,но свои. Пусть корявые и абсолютно несовершенные, но зато живые,а не просто постоянное зачитывание одного и того же текста. С тем же Последованием дела обстоят получше,так это подготовка к самому важному Таинству, и молишься по нему не каждый день, настрой уже другой, серьезный и трепетный.
Насчёт того,что Правила некий сосуд, который надо наполнить...они уже наполнены словами святых, так мне кажется. Поэтому для меня главное - избежать холодности и формального подхода при их прочтении. А с этим и есть проблема.
Катерина 13 мая 2018, 17:22
Наталия13 мая 2018, 13:11 - конечно, у меня не получается всегда. И это говорит не против неправильности Правила и не за его отмену, а просто показатель уровня моей греховной оторванной от моего Создателя натуры, не умеющей или даже упрямо не желающей возгораться или восходить по Лествице.
Наталия13 мая 2018, 13:11
Катерина, а где именно этот ответ, подскажите. Я не увидела. И получается ли у вас молиться по Правилам в духе и истине ежедневно или хотя бы иногда? Спасибо.
Елена Киев13 мая 2018, 11:35
Один раз чуть не упала , читая вечерние правило и последование... Причем читала сидя, глаза закрывались сами, так вымоталась днем. Теперь на три дня растягиваю каноны и последование ко Святому Причащению. На вечер оставляю мои любимейшие молитвы из последования. Утренние правило по памяти в троллейбусе,дома молюсь до Символа веры включительно. Но молитвы утренние и вечерние люблю, и скучаю по времени, когда правилом начинался и заканчивался день.
Катерина 12 мая 2018, 23:34
Если применить замечательные образные поэтические строки об огне, мерцающем в сосуде, то в нашем случае сосуд - это молитвенное Правило, и наполняет его каждый своим духовным, свойственным только ему одному, содержанием. У кого-то это все более разгорающийся огонь скромной по виду свечки, у кого-то пока еще теплая водичка для чистки зубов или принятия душа:) бесполезно и даже вредно роптать на однообразие сосуда. Он всего лишь показатель духовного наполнения на данный момент. "Неча на зеркало пенять" и т.д. пишу это ни в коем случае не в укор, а просто опираясь на свои скромные самонаблюдения до, во время и после прочтения этих молитв в разных ситуациях.
Катерина 12 мая 2018, 21:39
Нам, нынешним, даже невозможно представить себе всеобщее православное мироощущение тех времен. По поводу кажущегося однообразия молитв: в данных поучениях есть ответ на этот вопрос.
Катерина 12 мая 2018, 21:35
Качество молитв и даже количественное посещение богослужений временного отрезка до введения Правила вряд ли можно сравнить с разлагающимся 19 веком и уж тем более с нынешним.
Катерина 12 мая 2018, 21:31
Какое замечательное наставление! Перечитываю уже в какой раз! Пелена спала с глаз, как это я не догадалась сама:) (Распечатать что ль?). Наталии, про 19 век:Лично мое субъективное мнение - к 19 веку в русском православном сознании страшном образом усилились секулярные тенденции не просто в виде каких-то жалких элементов, а пласты, покрывающие всё большие и большие социальные слои. Что-то вроде нефти, изливающейся из разбитого танкера на поверхность моря и отсекающее морских жителей от живительного солнца, кислорода. И это молитвенное правило могло бы стать спасением, якорем для колеблющихся слабых душ. Революции можно был избежать. Состояние это никуда не делось. Якорь остается актуальным
Антон12 мая 2018, 16:06
Для Натальи. НЕ в коем случае не даю совета, но есть маленькая такая я бы сказал недосказанность в статье--- а как вообще правильно молиться, как этому научиться. А то сразу молись, а как это??? Вот и молимся как считаем нужным, ЧИТАЯ текст молитвы. Игнатий Брянчининов очень хорошо показал, что такое правильная молитва, как самому себе не навредить ей, да да !!! Начинать надо с краткой Иисусовой молитвы, учится молится ей, по настоящему пытаться учиться. Как ребенок виноватый одними своими слезами выпрашивает прощения, так и молитва Иисусова, заметит все молитвы, если правильно молиться ей. Краткая, но какая емкая. Никто не отменят другие молитвы, но начинать я думаю нужно с нее.
Юлия12 мая 2018, 00:35
Очень интересная статья. Не менее интерес комментарий Натальи. У меня тоже бывает такое, что тяжело читать по причине, что одни и те же молитвы, хотя рутинности я в этом не вижу конечно. До сей поры как - то не придавала большого значения таким мыслям
Наталия11 мая 2018, 19:45
Юрий, спасибо. Смущает название этих блоков молитв - Правило, мол, ты обязан их вычитывать ежедневно. А если не вычитываешь - грешишь. Тропари к праздникам я читаю. Иногда акафисты. Псалтирь - по зову души. Но вот это ежедневное чтение Правил просто не бывает "живым", как муштра, ибо одно и то же изо дня в день как по разнарядке. Может, отец Нектарий или кто-то из читателей имеет другой опыт? И у них каждый раз чтение одного и того же Правила как в первый раз, от души?
Что такое Повечерие, я не знаю. Текст службы?
Юрий11 мая 2018, 15:45
Наталия,

попробуйте читать Повечерие, там каждый день разные каноны. Можно и даже нужно читать каноны и тропари к текущему празднику. Есть хорошие приложение на телефон "Православный ежедневник", там много что есть. Вместо канонов можно и акафисты читать. Псалтирь опять же можно по кафизме читать. Хоть утром, хоть вечером. Можно вообще свое правило собрать из трогающих лично вас молитв. Смотрите, какое разнообразие.

Олег11 мая 2018, 12:47
Спаси Господи, батюшка! Очень успокаивают Ваши слова, помогают лучше понять свое состояние.
Виталий11 мая 2018, 11:50
Наталия, полностью с вами согласен
В данный момент выходит, что все эти правила по факту и не являются молитвой - это на самом деле какая-то обязаловка по чтению текстов, смысл в ней совершенно непонятен.
С одной стороны говорится, что не не нужно быть многословным, а с другой - обязательно читай вот эти правила
Тогда как молитва - это разговор с Богом. Почему именно это не ставится во главу угла?
Я должен от себя разговаривать с Богом. Не чьими то словами, не указанными словами - а сам, от себя, изнутри. Это должно быть мое и только мое. Даже если это 3 слова - но они мои. Это лучше, чем 3333 слова, но не мои и просто так.
Иисусова молитва - это да, она для всех
Екатерина11 мая 2018, 10:41
Низкий поклон отцу Нектарию за мудрые слова и жизненные советы - воодушевили, укрепили, успокоили. Спаси Господи!
Наталия11 мая 2018, 09:54
Лично мне очень трудно вдумчиво читать утреннее и вечернее Правила, даже когда есть время и силы. Как ни крути, для меня это что-то вроде духовной обязаловки. Я не раз читала, что эта традиция читать Правила появилась недавно, веке в 19-м. Интересно, по какой причине? И как до этого молились и спасались без этих Правил? Проблема в том, что Правила не маленькие, и каждый день, дважды ты должен произносить один и тот же текст. Я реально не представляю, как можно это делать искренне, на духовном подъёме ежедневно. Вот просто не представляю. Для меня это сродни рутинной чистке зубов, вечернему туалету и т.д. Ежедневно одно и то же -это рутина и обязаловка, как быть каждый раз как первый-не знаю.
Марина11 мая 2018, 09:25
Спасибо, батюшка, за Ваши проникновенные и такие нужные слова! Дай Вог Вам сил и доброго здравия и дальше трудиться на ниве духовной! Спаси Господи!
Инна11 мая 2018, 09:22
Спаси Господи, отец Нектарий!
Потрясающая и очень нужная статья. Я нашла для себя много полезных советов и ответов на невысказанные вопросы, размышления и недоумения.
Алексей11 мая 2018, 07:50
Благодарность отцу Нектарию за такую честную, нужную, и трезвящую статью.
Николай11 мая 2018, 06:09
Утренняя молитва почти постоянно идет на Ура.А вот вечерняя молитва проходит со скоростью движения гусеничного трактора.Хочется спать,постоянно зеваю ,какая-то лень.В таком случае прекращаю молиться по молитвослову и говорю сокровенное своими словами,зато с чистой совестью ложусь в постель.И этим самым соблюдаю пословицу=чем что попало есть, ты лучше голодай,чем с кем попало жить=ты лучше будь один.
Спаси Вас Господи за вразумительные мысли.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×