Приближается самая благодатная пора года – Великий пост. Время, в которое мы, если немного постараемся, станем способны внимательнее себя разглядеть в подобии некоторой тишины и это заново в себе увиденное хотя бы и не в должной мере изменить и привести в более приглядный вид.
Предваряя многочисленные грядущие рассказы о постных яствах, о непоедании людей и временах особых, делающих излишним наше возможное поприще, постараюсь с помощью Божией донести до вас, братья и сестры, некоторые свои рассуждения и малый опыт.
Необходимое средство
«В пост можно есть что угодно, главное – не есть людей!»; «Пост не цель, не стоит фарисействовать!»
Такие слова мы слышим по меньшей мере четыре раза в год – и от тех, кто никогда и в храм не наведывался, и от воцерковленных знакомых, и даже, случается, от священства. Что на это ответить, и как к таким словам относиться?
Ну, во-первых, следует согласиться с тем, что пост – это, и правда, не цель, а средство для достижения цели. Эту вторую часть утверждения отчего-то многие забывают присовокупить. Пост сам по себе нас к Богу не приближает, а иногда может и отдалять. Потому очень важно понимать ту цель, ради которой ты начал поститься. Но, определившись с целью, надо наметить и дорогу к ней. А начало этой дорожке как раз и будет… пост. Не вступишь в поприще – считай, и не начал движение к цели.
Средство-то он средство, но и даже как в таковом в посте есть и духовное содержание.
В первую очередь это послушание Церкви. Без послушания вообще практически никакое старание не случается добрым, а уж как без оного в таком деле? Осознавая себя членами Христовой Церкви, мы как бы говорим:
– Не знаю, нужно это мне или так бы обошелся, но раз Господь основал Церковь и если Церковь мне говорит о необходимости поста, то хотя бы и сам я не полагал пост за необходимость, но окажу послушание.
Соблюдая пост, мы оказываем послушание Церкви – и растождествляем себя с Адамом, ослушавшимся Бога
Во вторую очередь, оказывая послушание Церкви, мы растождествляем себя с Адамом, ослушавшимся Бога и пренебрегшим Его заповедью:
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2: 16–17).
Не вовсе с Адамом (да не будет!), а с тем Адамом, когда он оказал непослушание.
В богослужении всенощной в стихирах на стиховне слышим: «Изгнан бысть Адам из рая снедию». И хотя бы и не в пище содержалась причина изгнания, но через нее оно произошло, потому и запрещаем себе в пост некоторую пищу – как символ того, что снедь не довлеет над нами.
Так что, братья и сестры, пост, конечно, средство, однако не без духовного смысла это средство. И это важно.
Две опасные крайности
Лукавый не может спокойно смотреть на то, как рушится его дело, и человека, вступившего таки на подвиг, старается вывести из равновесия, чтобы подвиг обесценить, а если получится, то и во вред обратить. И смотря по тому, каково наше внутреннее состояние, он пытается нас склонить в одну или иную пагубную крайность.
Первая из них – это магическое отношение к посту. Пост становится некоторым «кодом», который, если его по какой-то случайности или недогляду нарушить, все дело сотворит пропавшим и обратит в прах. Человек, который на подобную уловку поддался, будет в панике, если узнает, что случайно съел сухарик или печенье, в котором, согласно надписи на упаковке, могли присутствовать «следы молочных продуктов или яичного порошка». А отведать что-то не постное ради того, чтобы не обидеть невоцерковленного пожилого родственника, становится для него просто невозможным. И даже исповедовав этот свой тягчайший грех и получив разрешение от священника, он все равно будет сокрушаться, что в этот раз пост прошел без пользы, так как с ним произошла подобная оказия.
Подумал: «Как хочется квашеной капустки!» – всё, сегодня для тебя квашеная капуста уже блюдо не постное
Разумеется, это называется просто: магия обыкновенная. Бороться с ней надо в себе с гневом и гнать как можно дальше.
Вторую крайность нам приготовляют всевозможные православные и околоправославные ресурсы, которые щедро публикуют изысканные рецепты постных блюд, от которых и в обычные дни слюни текут.
И начинает подобный «постник» запасаться постными майонезом, сыром, мясом и прочими формально постными продуктами, чтобы потешить беса гортанного и чревного.
Кстати, первый и второй случай могут сочетаться в одном человеке!
Смысла, разумеется, в подобном посте нет. Помните же, что пост – это средство, начало дороги, которое ведет к цели. А куда ведет дорога, начинающаяся с услаждения себя вкусом и красивыми для глаз блюдами? Явно, что не в нужном направлении…
Иногда, помню, едешь постом с работы домой и, минуя какой-нибудь магазин, вдруг ловишь себя на мысли: «Надо обязательно остановиться! Так хочется квашеной капустки с лучком! А дома-то нет, закончилась…» В подобных случаях надо четко понимать, что сегодня для тебя квашеная капуста, да еще с луком – блюдо уже не постное. Для всех, кто не испытывает сильного желания к нему, оно постное, а для тебя – нет.
Это очень важно осознавать: то, что я очень хочу в пост, хотя бы и постное, – сегодня для тебя скоромное. Ведь в пост нам надо, коли мы о пище говорим, насытиться, а не гурманствовать.
Присовокупить к правилу
Покуда мы говорили о снеди, но надо бы немного и о молитве сказать.
Мы нередко читаем и слышим в проповедях о том, что время Великого поста – это время усиленной молитвы. А что такое усиленная молитва? Тут не обойтись без рассуждения.
Мы все люди разные, силы у нас разные, устроение тоже не одинаковое. И опыт разнится. Что для одного смерть, для другого – как семечки погрызть. Потому нет большего худа, чем друг другу без рассуждения советовать свои собственные подвиги повторять. Хорошо, если это просто окажется бесполезным и не причинит обоим большого вреда.
Если человек вовсе никогда или почти никогда не утруждал себя чтением утреннего и вечернего правил, то стоит ли ему сразу рекомендовать в качестве молитвенного правила на пост читать в день треть Псалтыри? Полагаю, что нет. Для такого человека, мне думается, разумным и полезным было бы понудить себя ежедневно утром и вечером читать хотя бы краткое правило преподобного Серафима Саровского. И каждый человек – это почти уникальный случай, потому не о самом правиле (которое для каждого разное полезно) хотелось бы сказать, а о том, что значит усиленная молитва.
Приди на Покаянный канон преподобного Андрея Критского – лучшего начала посту и не придумать
Первые дни в храмах читают Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Лучшего начала посту и придумать невозможно – как же все в Церкви премудро устроено! И эти четыре драгоценные службы постараться посетить надо всем. Они и тон задают всему посту. Вот ведь как получается: редко когда мы в году в будние дни посещаем богослужение. Ну, если только праздник какой выпадает да еще Великой седмицей. А тут мы идем почти все. Вот и первое мы вынесли из этого: постом надо выкроить дополнительно к обычному время для молитвы.
Теперь важно, как и чем это дополнительное время заполнить, на какой труд себя подвигнуть. Это может быть многое что: и поклоны, и дополнительные молитвы к правилу или дополнительные главы Евангелия, лишняя кафизма, канон. Но это должно быть что-то не то, что для нас является повседневным правилом, а нечто сверх правила. Важно что-то присовокупить – вот это и будет усиленная молитва, подвиг на время поста.
Конечно же, стоит взять на это благословение у духовника. Но если такового нет, то можно ведь и у любого священника спросить, верно? Но и прежде, чем спрашивать, или (если особые какие обстоятельства) если спросить не у кого, надо помнить, что те гантельки, что мы собираемся потягать, должны нас укреплять, а не травмировать. Да, читая в патериках, в житиях о подвигах святых, мы восхищаемся их аскезе и молитвенному деланию, но сомневаюсь, чтобы кто, приходя в спортивный зал, мчался к помосту тягать 200-килограммовую штангу. Вес надо выбирать по силам, чтобы и усталость была, но и дабы не случилось растяжений и разрывов. И оптимально – с тренером.
Мы говорили о молитве в основном, но это не обязательно только молитва. И милостыня в большем объеме (если не все сэкономленные на питании средства откладывать на летний отдых, а только часть), и какая-то деятельная помощь родственникам, соседям, нуждающимся…
Главное – чтобы это было что-то сверх обычного.
Пост – это война
Надо понять, что поприще поста – это как военные действия, где с одной стороны – мы, стремящиеся духу подчинить плоть, а с другой – гнездящиеся в нас страсти. А на войне в зависимости от обстоятельств иногда требуется решительный штурм, иной раз – осада, а бывает, что для достижения общей победы где-то разумнее и отступить на время. И для благополучного ведения сражений нам потребуется вооружиться рассуждением.
Страсть осуждения одолевает сегодня каждого. Вот и ополчимся в пост против этой страсти
Святитель Иоанн Златоуст предлагал на время поста вооружиться против какой-нибудь одной своей страсти, какого-то одного греха особо тщательно.
У каждого из нас есть на что вооружиться. И есть одна страсть, которая одолевает сегодня практически каждого, – страсть осуждения.
Отчего бы нам не постараться ополчиться против этой страсти? Не клевать друг друга. Хотя бы не клевать сильно… Напротив, увидев что-то (реальное или мнимое), что нам представилось чем-то не тем, чем надо, не вонзать свои когти в жертву и не требовать тотчас же к ней самого страшного суда и анафемы, а постараться найти слова оправдания и несколько причин для смягчения приговора, как бы оказывая некоторую милость, памятуя, что и сами судимы будем равно нашему собственному суду.
Сейчас несложно осуждать – всегда найдутся подсказчики, подглядыватели, науськиватели, провокаторы… Да и вполне ныне безопасное это дело: намеченная жертва не в той же комнате и не даст сдачи за наше свинство. Не вызовет на поединок. Да часто и не будет оправдываться, потому что, в отличие от нас, обладает смирением.
Постараться полюбить врага своего
Кстати, пару слов о врагах. Мы все знаем, что Господь призывал нас любить врагов. Но что сие означает, мы часто не задумываемся. Не понимаем: как это так – любить врага? Что же, я должен лобызаться с ним, когда я и видеть его не могу, и слышать не желаю?
Но любить врага вовсе не означает, что ты должен быть к нему привязан, как к другу. Тут о разной любви говорится. Вот охраняешь ты пленного врага своего, а подвода с провизией медлит и не приезжает. А кушать хочется. И ему тоже. Ну и отрежь ему от своей буханки. Сколько? Да сколько по силам. Святой, наверное, все отдал бы. А ты – по силам, кусок. Вот и будет любовь ко врагу.
Да и с домашними нашими то же самое выходит: любить – это не только цветы с объятиями дарить. Это понуждение на что-то высшее, понукание себя к жертве. Хотя бы и так: любишь жену? – помой посуду!
Но мы отвлеклись…
Гораздо сложнее ныне оправдывать. Потому что это не быть в тренде, как ныне водится говорить. Тут недолго и тех, кто ранее тебя поддерживал и разделял твои взгляды, настроить против себя. Но если подобное и произойдет, уже польза. Не быть с осуждающими других и не участвовать в вынесении скорого и жестокого приговора – значит, не быть соучастником совета беззаконного. По нашим временам уже почти подвиг. И, быть может, Господь призрит на наши попытки и вознаградит нас в славный и светлый праздник Воскресения.
Всех с началом Великого Поста!
Ольга: "автор говорит совсем о другом. Смысл в том, что сильное желание чего-либо, есть по сути пристрастие или страсть. А во время поста необходимо от страстей избавляться, бороться с ними. А отказ от желаемого и есть борьба." - совершенно верно! Мне удивительно, что некоторые никак этого понять не могут, а ведь это так просто. И пример с капустой это только пример, на ее месте может быть что или кто угодно, пусть даже из скоромного (если вопрос о пище) или что-то, что грехом не является... Ничто не дОлжно обладать нами! Спаси нас всех Господь!
"Страсть осуждения одолевает сегодня каждого. Вот и ополчимся в пост против этой страсти."
Спасибо!
И ещё, когда так много внимания уделяется всему, что связано с едой, вспоминается Марфа и Мария.
А что должно быть главным? Ради чего у нас весь Пост?
Думается, автор перебарщивает по поводу того постного, что он здесь именует скоромным. Это - излишний ИЗЫСК строгости для БОЛЬШИНСТВА НЫНЕ постящихся. Впрочем, возможно, что автор и ряд комментаторов друг друга не вполне понимают по той причине, что с виду простая авторская мысль не достаточно четко и подробно им выражена, несмотря на все его усилия уточнить свою позицию под статьей. Лично для меня, в отличие от автора, не являются синонимами "гурманство" и "то (постное), что ОЧЕНЬ хочется в пост".
8. "во время поста отказывать себе даже в квашеной капусте" - И опять я не писал об этом. Не отказывать в квашеной капусте, а отказывать в том, чего СЕЙЧАС очень сильно хочется, пусть даже это и скоромное. Это совершенно разные вещи. Что касается источника, то это практически вся святоотеческая литература, которая говорит о том, что пост не время для изысков вкуса, а для насыщения и то, по возможности (кому по силам) не сильного...8. Т.А. "как именно оно действует?" - как лопата. Если хочешь вскопать землю, желания мало, нужен инструмент. Тогда берешь копаешь и..земля вскапывается. А не берешь - сколько бы ни желал, земля будет не пахана...
Один вопрос Дмитрию - если понимать пост как средство/инструмент - есть ли краткое объяснение у Отцов, как именно оно действует?
6. Наталия: "если у меня именно сейчас в холодильнике только та самая капуста,которую так хочется,и больше ничего нет?Воду пить?" - вам, Наталия, можно все, что угодно - кто я такой, чтобы что-то вам разрешать или запрещать?
7. Галина:"Так мы дойдем до того, что будем пытаться определять, н а с к о л ь к о мы хотим те или другие продукты" - кто-то может и дойдет до такого, но я не о том пишу и не к тому призываю. А то, что различать необходимость (насыщение) и желание (хочется) надо, это не мое мнение, о необходимости того много святые пишут...Ведь пост, что в пище, что в остальном, если касаться ограничения себя, то строится на различении необходимого и лишнего. Иначе никак....
А если у меня именно сейчас в холодильнике только та самая капуста,которую так хочется,и больше ничего нет?Воду пить?Или делать экспресс-заказ постной еды?Лишь бы не съесть капусту?Или,может,сходу наготовить десять постных блюд, и если очень захочется одно-два из них - съесть другое из приготовленных?И это пост с усиленными мыслями о духовном?Нет,я так не считаю и мне такие заморочки не нужны.Такие советы уводят в сторону от главного.
И еще...в статье как раз говорится о том, чтобы не делать еду пунктиком, потому и кушать лучше то из скоромного, чего не желается очень сильно...
Братья и сестры! Спаси вас Господь всех за ваши отклики! И ваши мнения, согласные с моим и противоположные. Я только уточню пару моментов... 1. Диакон Олег Рыжков: "в молитвословах нет никаких правил" - а где вы увидели, чтобы я писал о молитвословах? А то, что молитвенное правило (для каждого индивидуальное) имеется, вы можете у духовника спросить или у правящего архиерея. 2. Ольга:" для них квашеная капуста - просто источник витаминов" - Не о том. Нужны витамины, а очень хочется квашеной капусты - скушай свежую - витамины те же, а хочется меньше, чем квашеную...вот о чем, так понятно?
Если я не выношу кефир, ряженку, сыр, сало, печень и др. продукты (мне даже смотреть на них неприятно, и за всю жизнь я не съела 50 г сыра, четверти стакана кефира и т.д.), может, мне в пост заставлять свой организм есть эти продукты, вызывающие у меня отвращение? Вот уж это будет пытка! По сравнению с ней отказ от квашеной капусты и мягкой булочки с вареньем – ничто.
Пусть Бог благословит нас всех достойно пройти поприще Великого поста,во спасение души,во славу Божию,чтоб в день Великого торжества Православия возвестить всему миру ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!
Дорогой Дмитрий, Если у Вас есть возможность регулярно покупать разнообразные фрукты и овощи - прекрасно, но есть люди, которые ограничены в материальных средствах, и для них квашеная капуста - просто источник витаминов. И сильное желание весной поесть квашеной капусты с луком означает не чревоугодие и гортанобесие, а всего лишь то, что человеку крайне не хватает витамина С, витамина В6, необходимого для регуляции белкового обмена и кроветворного процесса, а также фолиевой кислоты, участвующей в образовании новых клеток.
Автору сначала самому необходимо понять что является молитвой, а потом уже писать о молитве. Модитва - это не чтение каких - либо текстов и правил. Когда слышу "чтение утренних и молитвенных правил", сразу хочется обратить внимание автора, что в молитвословах нет никаких правил.