Навстречу Великому посту

Размышления мирянина

Приближается самая благодатная пора года – Великий пост. Время, в которое мы, если немного постараемся, станем способны внимательнее себя разглядеть в подобии некоторой тишины и это заново в себе увиденное хотя бы и не в должной мере изменить и привести в более приглядный вид.

Предваряя многочисленные грядущие рассказы о постных яствах, о непоедании людей и временах особых, делающих излишним наше возможное поприще, постараюсь с помощью Божией донести до вас, братья и сестры, некоторые свои рассуждения и малый опыт.

Необходимое средство

«В пост можно есть что угодно, главное – не есть людей!»; «Пост не цель, не стоит фарисействовать!»

Такие слова мы слышим по меньшей мере четыре раза в год – и от тех, кто никогда и в храм не наведывался, и от воцерковленных знакомых, и даже, случается, от священства. Что на это ответить, и как к таким словам относиться?

Ну, во-первых, следует согласиться с тем, что пост – это, и правда, не цель, а средство для достижения цели. Эту вторую часть утверждения отчего-то многие забывают присовокупить. Пост сам по себе нас к Богу не приближает, а иногда может и отдалять. Потому очень важно понимать ту цель, ради которой ты начал поститься. Но, определившись с целью, надо наметить и дорогу к ней. А начало этой дорожке как раз и будет… пост. Не вступишь в поприще – считай, и не начал движение к цели.

Средство-то он средство, но и даже как в таковом в посте есть и духовное содержание.

В первую очередь это послушание Церкви. Без послушания вообще практически никакое старание не случается добрым, а уж как без оного в таком деле? Осознавая себя членами Христовой Церкви, мы как бы говорим:

– Не знаю, нужно это мне или так бы обошелся, но раз Господь основал Церковь и если Церковь мне говорит о необходимости поста, то хотя бы и сам я не полагал пост за необходимость, но окажу послушание.

Соблюдая пост, мы оказываем послушание Церкви – и растождествляем себя с Адамом, ослушавшимся Бога

Во вторую очередь, оказывая послушание Церкви, мы растождествляем себя с Адамом, ослушавшимся Бога и пренебрегшим Его заповедью:

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2: 16–17).

Не вовсе с Адамом (да не будет!), а с тем Адамом, когда он оказал непослушание.

В богослужении всенощной в стихирах на стиховне слышим: «Изгнан бысть Адам из рая снедию». И хотя бы и не в пище содержалась причина изгнания, но через нее оно произошло, потому и запрещаем себе в пост некоторую пищу – как символ того, что снедь не довлеет над нами.

Так что, братья и сестры, пост, конечно, средство, однако не без духовного смысла это средство. И это важно.

Две опасные крайности

Лукавый не может спокойно смотреть на то, как рушится его дело, и человека, вступившего таки на подвиг, старается вывести из равновесия, чтобы подвиг обесценить, а если получится, то и во вред обратить. И смотря по тому, каково наше внутреннее состояние, он пытается нас склонить в одну или иную пагубную крайность.

Первая из них – это магическое отношение к посту. Пост становится некоторым «кодом», который, если его по какой-то случайности или недогляду нарушить, все дело сотворит пропавшим и обратит в прах. Человек, который на подобную уловку поддался, будет в панике, если узнает, что случайно съел сухарик или печенье, в котором, согласно надписи на упаковке, могли присутствовать «следы молочных продуктов или яичного порошка». А отведать что-то не постное ради того, чтобы не обидеть невоцерковленного пожилого родственника, становится для него просто невозможным. И даже исповедовав этот свой тягчайший грех и получив разрешение от священника, он все равно будет сокрушаться, что в этот раз пост прошел без пользы, так как с ним произошла подобная оказия.

Подумал: «Как хочется квашеной капустки!» – всё, сегодня для тебя квашеная капуста уже блюдо не постное

Разумеется, это называется просто: магия обыкновенная. Бороться с ней надо в себе с гневом и гнать как можно дальше.

Вторую крайность нам приготовляют всевозможные православные и околоправославные ресурсы, которые щедро публикуют изысканные рецепты постных блюд, от которых и в обычные дни слюни текут.

И начинает подобный «постник» запасаться постными майонезом, сыром, мясом и прочими формально постными продуктами, чтобы потешить беса гортанного и чревного.

Кстати, первый и второй случай могут сочетаться в одном человеке!

Смысла, разумеется, в подобном посте нет. Помните же, что пост – это средство, начало дороги, которое ведет к цели. А куда ведет дорога, начинающаяся с услаждения себя вкусом и красивыми для глаз блюдами? Явно, что не в нужном направлении…

Иногда, помню, едешь постом с работы домой и, минуя какой-нибудь магазин, вдруг ловишь себя на мысли: «Надо обязательно остановиться! Так хочется квашеной капустки с лучком! А дома-то нет, закончилась…» В подобных случаях надо четко понимать, что сегодня для тебя квашеная капуста, да еще с луком – блюдо уже не постное. Для всех, кто не испытывает сильного желания к нему, оно постное, а для тебя – нет.

Это очень важно осознавать: то, что я очень хочу в пост, хотя бы и постное, – сегодня для тебя скоромное. Ведь в пост нам надо, коли мы о пище говорим, насытиться, а не гурманствовать.

Присовокупить к правилу

Покуда мы говорили о снеди, но надо бы немного и о молитве сказать.

Мы нередко читаем и слышим в проповедях о том, что время Великого поста – это время усиленной молитвы. А что такое усиленная молитва? Тут не обойтись без рассуждения.

Мы все люди разные, силы у нас разные, устроение тоже не одинаковое. И опыт разнится. Что для одного смерть, для другого – как семечки погрызть. Потому нет большего худа, чем друг другу без рассуждения советовать свои собственные подвиги повторять. Хорошо, если это просто окажется бесполезным и не причинит обоим большого вреда.

Если человек вовсе никогда или почти никогда не утруждал себя чтением утреннего и вечернего правил, то стоит ли ему сразу рекомендовать в качестве молитвенного правила на пост читать в день треть Псалтыри? Полагаю, что нет. Для такого человека, мне думается, разумным и полезным было бы понудить себя ежедневно утром и вечером читать хотя бы краткое правило преподобного Серафима Саровского. И каждый человек – это почти уникальный случай, потому не о самом правиле (которое для каждого разное полезно) хотелось бы сказать, а о том, что значит усиленная молитва.

Приди на Покаянный канон преподобного Андрея Критского – лучшего начала посту и не придумать

Первые дни в храмах читают Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Лучшего начала посту и придумать невозможно – как же все в Церкви премудро устроено! И эти четыре драгоценные службы постараться посетить надо всем. Они и тон задают всему посту. Вот ведь как получается: редко когда мы в году в будние дни посещаем богослужение. Ну, если только праздник какой выпадает да еще Великой седмицей. А тут мы идем почти все. Вот и первое мы вынесли из этого: постом надо выкроить дополнительно к обычному время для молитвы.

Теперь важно, как и чем это дополнительное время заполнить, на какой труд себя подвигнуть. Это может быть многое что: и поклоны, и дополнительные молитвы к правилу или дополнительные главы Евангелия, лишняя кафизма, канон. Но это должно быть что-то не то, что для нас является повседневным правилом, а нечто сверх правила. Важно что-то присовокупить – вот это и будет усиленная молитва, подвиг на время поста.

Конечно же, стоит взять на это благословение у духовника. Но если такового нет, то можно ведь и у любого священника спросить, верно? Но и прежде, чем спрашивать, или (если особые какие обстоятельства) если спросить не у кого, надо помнить, что те гантельки, что мы собираемся потягать, должны нас укреплять, а не травмировать. Да, читая в патериках, в житиях о подвигах святых, мы восхищаемся их аскезе и молитвенному деланию, но сомневаюсь, чтобы кто, приходя в спортивный зал, мчался к помосту тягать 200-килограммовую штангу. Вес надо выбирать по силам, чтобы и усталость была, но и дабы не случилось растяжений и разрывов. И оптимально – с тренером.

Мы говорили о молитве в основном, но это не обязательно только молитва. И милостыня в большем объеме (если не все сэкономленные на питании средства откладывать на летний отдых, а только часть), и какая-то деятельная помощь родственникам, соседям, нуждающимся…

Главное – чтобы это было что-то сверх обычного.

Пост – это война

Надо понять, что поприще поста – это как военные действия, где с одной стороны – мы, стремящиеся духу подчинить плоть, а с другой – гнездящиеся в нас страсти. А на войне в зависимости от обстоятельств иногда требуется решительный штурм, иной раз – осада, а бывает, что для достижения общей победы где-то разумнее и отступить на время. И для благополучного ведения сражений нам потребуется вооружиться рассуждением.

Страсть осуждения одолевает сегодня каждого. Вот и ополчимся в пост против этой страсти

Святитель Иоанн Златоуст предлагал на время поста вооружиться против какой-нибудь одной своей страсти, какого-то одного греха особо тщательно.

У каждого из нас есть на что вооружиться. И есть одна страсть, которая одолевает сегодня практически каждого, – страсть осуждения.

Отчего бы нам не постараться ополчиться против этой страсти? Не клевать друг друга. Хотя бы не клевать сильно… Напротив, увидев что-то (реальное или мнимое), что нам представилось чем-то не тем, чем надо, не вонзать свои когти в жертву и не требовать тотчас же к ней самого страшного суда и анафемы, а постараться найти слова оправдания и несколько причин для смягчения приговора, как бы оказывая некоторую милость, памятуя, что и сами судимы будем равно нашему собственному суду.

Сейчас несложно осуждать – всегда найдутся подсказчики, подглядыватели, науськиватели, провокаторы… Да и вполне ныне безопасное это дело: намеченная жертва не в той же комнате и не даст сдачи за наше свинство. Не вызовет на поединок. Да часто и не будет оправдываться, потому что, в отличие от нас, обладает смирением.

Постараться полюбить врага своего

Кстати, пару слов о врагах. Мы все знаем, что Господь призывал нас любить врагов. Но что сие означает, мы часто не задумываемся. Не понимаем: как это так – любить врага? Что же, я должен лобызаться с ним, когда я и видеть его не могу, и слышать не желаю?

Но любить врага вовсе не означает, что ты должен быть к нему привязан, как к другу. Тут о разной любви говорится. Вот охраняешь ты пленного врага своего, а подвода с провизией медлит и не приезжает. А кушать хочется. И ему тоже. Ну и отрежь ему от своей буханки. Сколько? Да сколько по силам. Святой, наверное, все отдал бы. А ты – по силам, кусок. Вот и будет любовь ко врагу.

Да и с домашними нашими то же самое выходит: любить – это не только цветы с объятиями дарить. Это понуждение на что-то высшее, понукание себя к жертве. Хотя бы и так: любишь жену? – помой посуду!

Но мы отвлеклись…

Гораздо сложнее ныне оправдывать. Потому что это не быть в тренде, как ныне водится говорить. Тут недолго и тех, кто ранее тебя поддерживал и разделял твои взгляды, настроить против себя. Но если подобное и произойдет, уже польза. Не быть с осуждающими других и не участвовать в вынесении скорого и жестокого приговора – значит, не быть соучастником совета беззаконного. По нашим временам уже почти подвиг. И, быть может, Господь призрит на наши попытки и вознаградит нас в славный и светлый праздник Воскресения.

Дмитрий Филин

16 февраля 2018 г.

Комментарии
Вадим23 февраля 2018, 07:42
Пост это когда исполняешь волю Божью. Пост угодный Богу Исаия гл.58.
Людмила Попова20 февраля 2018, 23:58
C началом Великого поста! Первая неделя очень тяжело даётся, благо что хоть заканчивается она большим праздником - Торжество Православия! Так становится ближе и главный праздник, которым закончится пост, и делается понятнее цель самого поста для верующего.
Валерий19 февраля 2018, 14:15
Кулинарные передачи смотрят новоначальные. Пусть начнут хотя бы так. У всех своя мера и ступень, как и в духовной жизни. Статья хорошая, очень понравилась. Спасибо.
Дмитрий Филин19 февраля 2018, 11:10
Христос посреди нас!
Всех с началом Великого Поста!

Ольга: "автор говорит совсем о другом. Смысл в том, что сильное желание чего-либо, есть по сути пристрастие или страсть. А во время поста необходимо от страстей избавляться, бороться с ними. А отказ от желаемого и есть борьба." - совершенно верно! Мне удивительно, что некоторые никак этого понять не могут, а ведь это так просто. И пример с капустой это только пример, на ее месте может быть что или кто угодно, пусть даже из скоромного (если вопрос о пище) или что-то, что грехом не является... Ничто не дОлжно обладать нами! Спаси нас всех Господь!
Иулиания19 февраля 2018, 10:03
Главное для себя в статье отметила:
"Страсть осуждения одолевает сегодня каждого. Вот и ополчимся в пост против этой страсти."
Спасибо!
Ольга19 февраля 2018, 03:47
Поздравляю всех с началом поста! Не могу понять такой бурной дискуссии про капусту. Во-первых это просто пример, а во вторых, автор говорит совсем о другом. Смысл в том, что сильное желание чего-либо, есть по сути пристрастие или страсть. А во время поста необходимо от страстей избавляться, бороться с ними. А отказ от желаемого и есть борьба. Именно в этом контексте автор и написал про кулинарные пристрастия. Поститься в виде отказа от пищи не всем можно по медицинским показаниям, поэтому надо на пост брать благословение у Батюшки. А он по Вашей немощи скажет, что можно есть. Но если едите скоромное, это надо компенсировать усиленной молитвой, покаянием и добрыми делами. Помоги вам Господь!
Елизавета19 февраля 2018, 00:22
Возможно, что такой спор здесь происходит ещё и от непонимания нами статуса данной статьи. Ведь, когда читаешь материал на портале «Православие.ру» поневоле начинаешь воспринимать его, как позицию Церкви и руководство к действию, а это не всегда так. Автор изложил в виде рекомендации своё личное мнение, основанное на его личном опыте, исходя из его собственного внутреннего состояния. То, что написано в статье никак нельзя применить как норму или правило поведения для всех, кто в той или иной мере пытается постится.
И ещё, когда так много внимания уделяется всему, что связано с едой, вспоминается Марфа и Мария.
А что должно быть главным? Ради чего у нас весь Пост?
Иоанна_18 февраля 2018, 21:58
Евгения, сокращение объёма пищи вопросов не вызывает. Я просила уточнить только, откуда взята мысль о причислении любой, даже самой бесхитростной пищи к разряду СКОРОМНОЙ по той лишь причине, что она представляется вкусной. Причём, это обозначено в статье как нечто "очень важное". Неужели я опять неправильно поняла автора?))
Александр Бутов18 февраля 2018, 20:43
Автор: "Это очень важно осознавать: то, что я ОЧЕНЬ хочу в пост, хотя бы и постное, – сегодня для тебя скоромное. Ведь в пост нам надо, коли мы о пище говорим, насытиться, а не гурманствовать."
Думается, автор перебарщивает по поводу того постного, что он здесь именует скоромным. Это - излишний ИЗЫСК строгости для БОЛЬШИНСТВА НЫНЕ постящихся. Впрочем, возможно, что автор и ряд комментаторов друг друга не вполне понимают по той причине, что с виду простая авторская мысль не достаточно четко и подробно им выражена, несмотря на все его усилия уточнить свою позицию под статьей. Лично для меня, в отличие от автора, не являются синонимами "гурманство" и "то (постное), что ОЧЕНЬ хочется в пост".
Евгения18 февраля 2018, 19:33
В «Сказании о блаженном отце Досифее, ученике святого Аввы Дорофея» (http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%94/dorofej-avva/dushepoleznie-poucheniya/3 , 5-ый абзац) дается наставление о сокращении объема пищи. Иоанна_, источник достаточно авторитетный? Не совсем в тему? А я думаю, если бы в те времена были бы теперешние разносолы (простите за каламбур), наставления старца были бы похожи на рассуждения Дмитрия Филина.
Мария18 февраля 2018, 15:50
Мне кажется, по поводу различения желаний, автор имел в виду просто соблюдение меры, а не "заморочки" с продуктами. Одна монахиня рассказывала, что постом отказывалась от супа (постного), потому что любила именно супы, а одна англичанка постом отказывалась от черного шоколада, который православные постом нередко потребляют в изобилии, так как запас сил, чтобы работать, а не засыпать на работе, быстро истощается. Но шоколад - скорее лакомство. Взрослые и дети с аллергиями, например, на глютен, не могут есть хлеб, но это тоже не "заморочка". Берется зеленая гречка и перемалывается в муку, пополам с рисовой, вместо яйца молотое замоченое льняное семя, пекутся лепешки, всё это ради ближнего.
Андрей18 февраля 2018, 14:37
В святоотеческой литературе есть образ про трёх птиц, летевших над морем. У первой птицы крылья были огненными, у второй птицы тоже огненными, но слабее чем у первой, а у третьей птицы и вовсе обыкновенными. Первая птица быстро перелетела море, вторая медленнее, а третья пролетит немного и садится на воду, потом снова поднимается. В самом деле, ведь нет у перьевого крыла огненной крепости, потому и приходится использовать потоки воздуха у водной поверхности да искать пищу в пучине, среди акул и рыбацких сетей. Быть может, кто ни будь из морских птиц со временем и дорастёт до крыльев огненных, но каждому ли будут посильны и полезны приёмы тех славных летунов?
Прихожанка18 февраля 2018, 12:12
Столько эмоций,столько различных комментариев вызвала данная публикация!На мой взгляд,все гораздо проще-в храмах,который вы все посещаете,есть священники(на случай если нет духовника),вот с НИМ и решается вопрос питания в пост,а не с автором публикации .Это частное мнение автора,он не старец,не священник,зачем спорить и что-то доказывать ему?
Дмитрий Филин18 февраля 2018, 12:12
Христос посреди нас!
8. "во время поста отказывать себе даже в квашеной капусте" - И опять я не писал об этом. Не отказывать в квашеной капусте, а отказывать в том, чего СЕЙЧАС очень сильно хочется, пусть даже это и скоромное. Это совершенно разные вещи. Что касается источника, то это практически вся святоотеческая литература, которая говорит о том, что пост не время для изысков вкуса, а для насыщения и то, по возможности (кому по силам) не сильного...8. Т.А. "как именно оно действует?" - как лопата. Если хочешь вскопать землю, желания мало, нужен инструмент. Тогда берешь копаешь и..земля вскапывается. А не берешь - сколько бы ни желал, земля будет не пахана...
Наталия18 февраля 2018, 11:17
Уважаемый Дмитрий, простите, если была резка с вами. Просто у меня немного иная точка зрения.) Приятного и полезного Поста вам и все читателям!
Анна Резе18 февраля 2018, 07:01
Спасибо за всё. Век живи-век учись. Как хорошо сказали обо всём- просто,доступно и разумно. Если Вы смогли так объяснить и снять тревогу (смогу ли я перенести Великий пост?), значит на Вас Божья благодать. Радостно за Вас, добрый человек,Дмитрий Филин.Храни Вас Бог,и всю Вашу семью. Мир всем.
Т.А18 февраля 2018, 05:34
Cпасибо за статью, идеи понятны, напоминание про "магическое отношение" - весьма кстати.Пощусь не один год уже, все трудности из года в год одни и те же
Один вопрос Дмитрию - если понимать пост как средство/инструмент - есть ли краткое объяснение у Отцов, как именно оно действует?
Ольга Бетелл18 февраля 2018, 04:03
Самое легкое в посте, это соблюдение пищевых правил. Самое тяжелое-духовный пост. Многим из нас стало непосильным грузом отказаться от компьютера,ТВ,именно это лично для меня будет ущемлением праздности, хотя я много и тяжело работаю. И я рада наступающему посту, я рада побороться со своим внутренним врагом. Я постараюсь молиться, больше думать о жизни вечной, только помоги мне, Господи!Спасибо всем, неравнодушным!
Иоанна_17 февраля 2018, 21:41
Дмитрий, но вы пошли значительно дальше различения необходимости и желания (страсть пока не рассматриваем). Одно дело специально искать вкусненького вместо или сверх необходимого, другое - во время поста отказывать себе даже в квашеной капусте, которая деликатесом вовсе не является. Так можно дойти до того, что и хлеб, если он свежий и вкусный, окажется "скоромным". Хотелось бы всё же узнать, ваше это или взято из авторитетного источника.
Иулиания17 февраля 2018, 20:49
Дмитрий, простите, но позволю не согласиться здесь /Нужны витамины, а очень хочется квашеной капусты - скушай свежую - витамины те же, а хочется меньше, чем квашеную.../. Во первых, квашеная капуста в несколько раз богаче витаминами, чем свежая, во вторых там много других, не менее важных веществ, которых нет в свежей. Вот, например, если очень хочется конфету - скушать мед или что-нибудь несладкое, как вариант, - это понятно, не надо отказывать себе в постных, но здоровых и качественных продуктах, их и так немного сейчас, милость Божия, что они вообще пока существуют.
Галина И.17 февраля 2018, 19:18
"Вот пост, который Я избрал:разреши оковы неправды,развяжи узы ярма,и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого,- одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "Вот Я"! (Ис.58:3-9). Нельзя возлагать на себя поста, превышающего силы. Пост для человека, а не человек для поста."Пост...когда претворяется в цель тщеславия, делается для подвижника орудием самоубийства"(Св. Иоанн Златоуст)
Дмитрий Филин17 февраля 2018, 19:18
Далее...
6. Наталия: "если у меня именно сейчас в холодильнике только та самая капуста,которую так хочется,и больше ничего нет?Воду пить?" - вам, Наталия, можно все, что угодно - кто я такой, чтобы что-то вам разрешать или запрещать?
7. Галина:"Так мы дойдем до того, что будем пытаться определять, н а с к о л ь к о мы хотим те или другие продукты" - кто-то может и дойдет до такого, но я не о том пишу и не к тому призываю. А то, что различать необходимость (насыщение) и желание (хочется) надо, это не мое мнение, о необходимости того много святые пишут...Ведь пост, что в пище, что в остальном, если касаться ограничения себя, то строится на различении необходимого и лишнего. Иначе никак....
Дмитрий Филин17 февраля 2018, 19:12
Христос посреди нас! Отвечу некоторым...4. Ольга: "или нужно вкушать её исключительно бесстрастно, не испытывая при этом никакого желания?" - увы, но вновь вы от себя пишете, а не от моих слов :-( Я не пишу о том, чтобы не испытывать никакого желания. Я пишу о том, чтобы не вкушать (пусть и скоромного) того, что очень сильно хочется. Мне в очередной раз жаль, что вы не видите разницы между тем, что пишу я и тем, какие выводы делаете вы... 5. Иоанна: " не фарисейство ли это?" - нет. Это различение необходимости (насыщения), желания (вкусненького бы) и страсти (вот этой вкуснятины, сейчас и побольше!). Если это в себе не постараться различать, то толку в нас мало...
Евгений17 февраля 2018, 18:46
В день когда воскликнут *Христос воскресе!* ты с радостью ответишь Воистину Воскресе!значит и пост был не зря
Катерина 17 февраля 2018, 18:08
Сколько уже мы потратили совокупного времени на обсуждение приемов кислой капусты и её влияния на духовность?... зависание на форуме в социальной сети... трата времени на разговоры. прекрасный пример кроющегося в пищевом посту соблазна для не особенно окрепших. В прошлый пост я тоже также осознала это зависание и решила на время поста в дискуссиях на этом сайте по возможности не учавствовать. Очень помогло в борьбе с одним грешком, который досаждал.
Сергей17 февраля 2018, 17:34
Катерина 17 февраля 2018, 12:00 У вас в корне неправильное мнение. Зачем вся аскетика, если человек не меняется? Почитайте "Лествицу". У святых людей изменяется "вес" греха и его род. Прп. Паисий Святогорец плакал, если его ум отвлекался от молитвы. Он вот так грешил. Если от вас отпадёт какая нибудь страсть, то вы это ни с чем не перепутаете и сильно обрадуетесь. Нам не знакомо чувство "последнего грешника". Среди святых его испытывали и несли единицы! А вот "благочестивые прибаутки", типа "Я многогрешный" мы выучили. Хорошо сказал А.И.Осипов: "Как ты запоёшь, когда тебе(а не ты сам) будут на твои грехи указывать?" Надо работать над собой и ждать реальных и осязаемых результатов.
Галина17 февраля 2018, 17:07
Простите, Автор! Не соглашусь со многим в Вашей статье.Так мы дойдем до того, что будем пытаться определять, н а с к о л ь к о мы хотим те или другие продукты...Мое мнение: Стремиться к послушанию и не зацикливаться на диетической стороне поста. Внимание к нуждам ближних ( и дальних, если получится) и меньше внимания к своим желаниям и хотениям. "Попечения о плоти не превращать в похоти", по словам Апостола. И Молитва, а не "чтение Правила", даже увеличенного по объему.
Наталия17 февраля 2018, 16:36
Уважаемый автор, вы пишете следующее: "Я пишу о том, чтобы постараться воздержаться от того (пусть и скоромного), что очень хочется сейчас. Это не значит, чтобы есть то, от чего тошнит, это значит, что лучше скушать то, что не хочется так сильно именно сейчас."
А если у меня именно сейчас в холодильнике только та самая капуста,которую так хочется,и больше ничего нет?Воду пить?Или делать экспресс-заказ постной еды?Лишь бы не съесть капусту?Или,может,сходу наготовить десять постных блюд, и если очень захочется одно-два из них - съесть другое из приготовленных?И это пост с усиленными мыслями о духовном?Нет,я так не считаю и мне такие заморочки не нужны.Такие советы уводят в сторону от главного.
Иоанна_17 февраля 2018, 16:31
/Смысла, разумеется, в подобном посте нет.// Разве? ЛЮБОЕ усилие ради Господа имеет смысл, Дмитрий. А вот это вы откуда взяли, или это ваше собственное утверждение: /Это очень важно осознавать: то, что я очень хочу в пост, хотя бы и постное - сегодня для меня скоромное.//? Это действительно "очень важно"? В какой степени хочу - "очень хочу" или "просто хочу", пока хочу, а к вечеру, может быть, расхочу, вот тогда и поем..." Ну не фарисейство ли это?
Ольга17 февраля 2018, 16:02
Были святые отшельники, что подвизались в пещерах, а были святые, которые любовались природой как Творением Божиим. Были схимонахи, что смешивали суп и кашу, чтобы не ощущать вкуса пищи, а были те, кто благодарил Бога, создавшего нам на радость и спелое яблоко и ржаной хлебушек. Святые отцы говорили: "По твоей жизни должна быть и молитва твоя". Так же и бесстрастное вкушение пищи - это удел аскетов-монахов. Нам, мирским, помоги Господи просто пост пройти, не нарушив! А вот что страшно - это не понимать своей духовной меры, и, будучи страстным мирским человеком, не победившим ни гнева, ни раздражения, ни зависти, ни осуждения, пытаться уподобиться бесстрастным аскетам и подвижникам-монахам.
Евгения17 февраля 2018, 15:33
Если «не заграждай рта у вола молотящего» можно и нужно и буквально исполнить* (почему бы животному не поесть? и не надо бояться, что объестся: животные лишнего не едят), то не «не вари козленка в молоке матери его» не о запрете каких-то религиозных обрядов, или каких-то рецептов блюд, а о запрете крайних форм цинизма и жестокости. То же и «капуста с лучком»: в иносказательной форме автор говорит, что в пост не следует делать того, чего хочется до трясучки, и что услаждает до беспамятства. И в художественной литературе иносказание - распространенный прием. / *В 1Кор.9:9-10 апостол говорит, что тут попечение не о волах, а о людях, об их справедливой надежде получить ожидаемое.
Ольга17 февраля 2018, 15:26
Дмитрий, если человек постится, если он не чревоугодничает и к моменту приема пищи голоден - он будет рад даже просто ржаной горбушке, посыпанной солью и будет есть её с большой радостью и преогромным удовольствием. Основной вопрос Вашей статьи: можно ли радоваться постной пище или нужно вкушать её исключительно бесстрастно, не испытывая при этом никакого желания? Вам не кажется, что это просто невозможно и не нужно? И что нужно просто радоваться и благодарить Господа и за ломоть ржаного хлеба, и за расыпчатую картошку, и за ядреную квашеную капустку, и за хрусткий соленый огурчик? Ведь это Господь даровал нам Свои плоды, чтобы мы им радовались! И за все благодарили!
Ольга17 февраля 2018, 14:56
Дмитрий! Постное и скоромное - антонимы. Я всегда так считала.
Дмитрий Филин17 февраля 2018, 13:04
Удивлен, что некоторые вещи, что прямым текстом есть в статье, проходят мимо даже после разъяснений...Ну, попробуем еще разок :-) 3. Ольга:"можно сделать вывод, что в пост можно употреблять скоромные продукты, которые неприятны, которые проглотить не можешь". Простите, из моей логике вынести этого нельзя. Я пишу о том, чтобы постараться воздержаться от того (пусть и скоромного), что очень хочется сейчас. Это не значит, чтобы есть то, от чего тошнит, это значит, что лучше скушать то, что не хочется так сильно именно сейчас.
И еще...в статье как раз говорится о том, чтобы не делать еду пунктиком, потому и кушать лучше то из скоромного, чего не желается очень сильно...
Валентина Попова17 февраля 2018, 12:25
Очень полезные размышления! Полностью с ними согласна. Дмитрий, Спаси Господи!
Катерина 17 февраля 2018, 12:00
Наталия17 февраля 2018, 00:25 - если читать о наших святых, то не один из них не считал количество побежденных грехов. А считали себя самих кошмарными грешниками, недостойными прощения. Думаю, что православный христианин, мысленно заносящего в мысленный список "сегодня по-бе-дил грех обжорства, пе-ре-хожу ко гре-ху гортаннобе-си-яя" - практически потерян для Царствия Небесного. Такие победы увы лишь кажущиеся, поскольку думаешь победа, это на самом деле поражение. А вот видеть себя греховной как раз говорит о внутреннем бдении. Ну это мое частное мнение, основанное на впечатлении от прочтения писем и наставлений святых уже нашего времени.
Сергей17 февраля 2018, 11:18
Наталия17 февраля 2018, 00:25 Я вас очень хорошо понимаю. Отвечу из своего личного опыта. Удалось помолиться глубоко, со вниманием и ...тут же срыв на гнев. Такая досада и чувство бесполезности! А откуда гнев на ближнего? От не соответствия его поведения моим, ожидаемым от него, канонам. Я хочу переделать ближнего, а не себя. Контролировать себя почти невозможно. Единственная возможность, уловить самое начало раздражения. Успеть объяснить себе, что даже Бог не вторгается в личную свободу воли. Я могу изменить только себя! (К этому надо прийти...)Если не успел - всё. Начинается цепная реакция. Это и есть главная работа. А Причастие, молитвы, пост, служба и т.д. - ТОЛЬКО инструменты.
Ольга17 февраля 2018, 10:28
Нужно есть квашеную капусту, радоваться и благодарить Бога за то, что Он разрешил ее вкушать в пост. Согласна с теми, кто считает, что замороченность на постной еде отвлекает от духовного делания. Хорошо, когда кто-то готовит вам постную пищу (как в монастырях), и вы не тратите свое время, силы и мысли на эти второстепенности. В противном случае – пользы никакой. Время, которое можно было потратить на благие дела, вы тратите на мысли о том, что приготовить,где купить, чтобы потом съесть это с кислым лицом. А может быть и такое:человек готовил-готовил постную пищу, думал, что употребит ее без наслаждения, а перед тем, как сесть за стол, так возжелал ее, что все пошло насмарку. )
Ольга17 февраля 2018, 10:26
Уважаемый Дмитрий (автор)! Раз уж Вы настаиваете на том, что квашеная капуста, которая в удовольствие,- нарушение поста, скажу, что я категорически с Вами не согласна. Следуя Вашей логике, действительно, можно сделать вывод, что в пост можно употреблять скоромные продукты, которые неприятны, которые проглотить не можешь. Почему бы нет?! Раз нельзя постную капусту с удовольствием, значит, можно сало с отвращением. А чтоб противнее было, можно его вареньем намазать. ) Но ведь это не так!
Елена17 февраля 2018, 08:48
Полезная статья, чтобы задуматься. Но я как новоначальная пока не ставлю себе больших задач на пост, пост бы выдержать, хотя бы по своей самой малой мере. Хотелось бы только более близких примеров любви к врагам. Об охране пленного, когда подвода опаздывает, как-то не впечатлил, не близок. А уж плавный переход от темы врага к помощи жене - вообще, мягко говоря, удивил. :-) Воистину, враги человеку - домашние его.
Надежда17 февраля 2018, 08:18
Я иду против мнения автора, но в каком смысле? В смысле когда такие "пищевые" темы затрагиваются нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО делать ссылку на степень воцерковленности человека. Отзыв Катерины тому яркий пример. В Моей жизни двое знакомых начинали поститься по всей строгости как читали и результат пост не выдержали и больше даже не начинают с ужасом как это трудно. Я пыталась обьяснить что лучше сразу не в такую силу начинать а с простой отмены скоромного, но меня не услышали! И мне буземно жаль, человек делал первый шаг к вере! Да пусть едят хоть с магазина постное, я бы наоборот сказала посмотри как сейчас легко поститься, все есть, а со временем они бы сами поняли что можно и что лучше не есть!
Даниил Александрович17 февраля 2018, 01:49
Спаси Господи. Статья для многих вразумляющая, но комментарии выше говорят о поправках данной статьи. Каждый сможет нести свой пост/крест только так, как благоволит ему Бог!
Наталия17 февраля 2018, 00:25
А у меня другая проблема, писала уже о ней в комментариях к другой статье. Который год пощусь всеми постами - никакой, никакой духовной пользы. Вообще. Хоть заешься капустой и крупой вместо мяса и яиц, толку - ноль. Какие были грехи - такие и остаются. И на службы хожу чаще, и на исповедь, и причащаюсь, и духовной литературы читаю больше. А толку от поста не вижу! Все грехи на месте. Почему тогда пост называют инструментом, если на деле он никак не помогает? И что ещё мне делать, чтобы пост помог мне стать лучше? Ибо толку от него пока для меня нет.
Дмитрий Филин16 февраля 2018, 23:35
Христос посреди нас!

Братья и сестры! Спаси вас Господь всех за ваши отклики! И ваши мнения, согласные с моим и противоположные. Я только уточню пару моментов... 1. Диакон Олег Рыжков: "в молитвословах нет никаких правил" - а где вы увидели, чтобы я писал о молитвословах? А то, что молитвенное правило (для каждого индивидуальное) имеется, вы можете у духовника спросить или у правящего архиерея. 2. Ольга:" для них квашеная капуста - просто источник витаминов" - Не о том. Нужны витамины, а очень хочется квашеной капусты - скушай свежую - витамины те же, а хочется меньше, чем квашеную...вот о чем, так понятно?
Катерина 16 февраля 2018, 23:30
Как же много внимания и энергии уделяется именно теме пищевого поста. Все обсуждения соскальзывают именно на него. В самый первый свой пост огромное потрясение было не его неудобоносимое бремя, а осознание затрат ТОЛЬКО на соблюдение приема пищи. Все психоресурсы души ушли на пищевые строгости. Описать сокрушение невозможно. С тех пор не читаю подобного рода "пищевые" статьи. Баста. Есть набор продуктов разрешеных. Их ем с удовольствием, благодаря за это! Мозги занимаю духовностями. Если заболеваю, то ем нужное больному. Хотя без мяса. По выздоровлении немедленно и их исключаю. Перед любым постом ропщу. Во время ропот исчезает (чувствуется чья-то поддержка под локотки:)
Наталия Ростова16 февраля 2018, 19:08
Вот за что я люблю наших комментаторов, так за отсутствие притворства и подхалимства! Честно и открыто говорят своё мнение. Даже, если оно идёт в разрез с автором. А я вот поддержу Дмитрия. Что редко бывает. Мне кажется, я поймала посыл его статьи и соглашусь с ним. Лично я на себя вериги натягивать не собираюсь, может и скорее всего мясо поем и молочком запью. Мне бы с соседом своим отношения наладить...по-христиански.Это в приоритете. Бывшего своего понять и простить, за то что алименты 2 года не платит...Перестать ныть и жаловаться. По-крайней мере попытаться. А еда...Это всё второстепенное.
В16 февраля 2018, 18:16
А как же поститься тем, кто с язвой в животе? Ни слова. Много статей о постах для здоровых- это и так понятно. А для не совсем здоровых как?Напишите срочно и побольше,таких становится все больше!
Ольга16 февраля 2018, 17:18
Как я поняла, в пост нужно есть те продукты, которые не услаждают вкус.
Если я не выношу кефир, ряженку, сыр, сало, печень и др. продукты (мне даже смотреть на них неприятно, и за всю жизнь я не съела 50 г сыра, четверти стакана кефира и т.д.), может, мне в пост заставлять свой организм есть эти продукты, вызывающие у меня отвращение? Вот уж это будет пытка! По сравнению с ней отказ от квашеной капусты и мягкой булочки с вареньем – ничто.
Сергей16 февраля 2018, 16:07
Читая комментарии понимаешь, что основная проблема пишущих - отсутствие рассуждения и внимательности. Как мог автор покуситься на "святое"(лук с капустой)? "... что СЕГОДНЯ для тебя квашеная капуста, да еще с луком – блюдо уже не постное".Автор раскрывает внутренний диалог и...остаётся не понятым. Очень сложно! Надо так: Яйцо, мясо, молоко - низя. Остальное - можно. Ещё "вина" автора, что он не описал все жизненные ситуации и разное состояние здоровья душевного и телесного. Увы, многие не понимают митр. Афанасия - это должно утешать автора. "Загвоздка" в том, что многие не взяли благословения, на ведение САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ и внимательной духовной жизни. А инструкций, катастрофически не хватает
Владимир Диаконов16 февраля 2018, 15:58
Хочу добавить, что иллюстрация к статье выглядит весьма привлекательно.
Владимир Диаконов16 февраля 2018, 15:22
Проблема в том, что я из любых продуктов могу приготовить незатейливое, но вкусное блюдо. У меня даже пшенная каша, сосотоящая из воды, соли и пшенной крупы, вкусная получается, потому что готовлю с молитвой. Так мне что вообще не есть? А уж винегрет всегда считался "церковным блюдом". Мы люди работающие, готовить особенно некогда. Мы с супругой вместе выбираем время и готовим на неделю, чтобы можно было с собой в контейнер положить обед. Это винегрет, гороховые котлеты, фасолевый паштет. Этих блюд хватает на долго, можно незатейливо питаться на бегу. Главное, это духовное сосотояние, не делать из пищи культ. Отказ от пищи может стать источником осуждения и гордости, А это уже камень на шею.
Надежда Короткая16 февраля 2018, 15:02
спасибо
Анна16 февраля 2018, 12:37
Это как же теперь? Идешь постом вечером с работы мимо пекарни. Пахнет вкусно свежевыпеченным хлебом. Хочется принести домой такого замечательного хлеба, поесть (даже с "квашеной капусткой с лучком" ), отдохнуть чуть-чуть. Порадоваться этому чудесному хлебу, который благославляется вкушать в пост. А он, оказывается, теперь лично для меня стал непостным... Люди, пожалейте друг друга! Не ввергайте в уныние! Итак жизнь печальна.
Надежда16 февраля 2018, 12:36
Изначально пост это отказ от мяса, рыбы,яиц и молока. И тут точка. А уж дальше как по лесенке подниматься кто как сможет. Само по себе это ограничение многие люди не легко выносят. Ведь врачи говорят после поста люди больше обращаются с жалобами.Но тем не менее Батюшки всем православным говорят пост держать. Мне жалко людей которые прочитывают такие статьи о "сверхстрогостях" начинают поститься как начитались и быстро срываются. Простите но даже возмущает. Тут и так к концу поста ноги трясутся, сил физических мало. Святые вообще раз в неделю могли есть, но разве это для каждого?
Алла16 февраля 2018, 12:30
Спаси вас, Господи,за мудрые рассуждения!!!
Пусть Бог благословит нас всех достойно пройти поприще Великого поста,во спасение души,во славу Божию,чтоб в день Великого торжества Православия возвестить всему миру ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!
Ольга16 февраля 2018, 11:49
"Так хочется квашеной капустки с лучком!» В подобных случаях надо четко понимать, что сегодня для тебя квашеная капуста, да еще с луком – блюдо уже не постное".

Дорогой Дмитрий, Если у Вас есть возможность регулярно покупать разнообразные фрукты и овощи - прекрасно, но есть люди, которые ограничены в материальных средствах, и для них квашеная капуста - просто источник витаминов. И сильное желание весной поесть квашеной капусты с луком означает не чревоугодие и гортанобесие, а всего лишь то, что человеку крайне не хватает витамина С, витамина В6, необходимого для регуляции белкового обмена и кроветворного процесса, а также фолиевой кислоты, участвующей в образовании новых клеток.
Сергей16 февраля 2018, 11:48
Редкое, полное согласие с автором статьи по всему материалу. Хотелось добавить обобщённый критерий правильного меню: "Еда без удовольствия"(хотя бы по будням). Только удовлетворение голода. Тема отношения к врагам - самая сложная. Я бы постарался стать их адвокатом, в своём собственном суде. Вплоть до реальной проработки своей позиции, как адвоката в суде. Мой враг это мой подзащитный. Увеличить молитвенный труд - это начать молиться со вниманием. Погружать ум в каждое слово. Иногда, может немного заболеть голова, потом это проходит. Есть ещё одна важная проблема поста, не упомянутая автором. Угасание первоначального намерения. Как сохранить тонус и настроение первой седмицы на весь пост?
Ксения16 февраля 2018, 10:39
Очень полезная статья. Вызвала решимость бороться с моим пристрастием к чайку вприкуску с вареньем. Что ни на есть постная еда. А без нее не могу.Тешу себя, что без мяса обхожусь и без изысков в блюдах, а враг нашел лазейку. И прочно засел. Спасибо- буду с Божьей помощью бороться с постным лакомством!
Диакон Олег Рыжков16 февраля 2018, 10:19
Цитата из статьи: "Если человек вовсе никогда или почти никогда не утруждал себя чтением утреннего и вечернего правил, то стоит ли ему сразу рекомендовать в качестве молитвенного правила на пост читать в день треть Псалтыри? Полагаю, что нет. Для такого человека, мне думается, разумным и полезным было бы понудить себя ежедневно утром и вечером читать хотя бы краткое правило преподобного Серафима Саровского".

Автору сначала самому необходимо понять что является молитвой, а потом уже писать о молитве. Модитва - это не чтение каких - либо текстов и правил. Когда слышу "чтение утренних и молитвенных правил", сразу хочется обратить внимание автора, что в молитвословах нет никаких правил.
Александр Хирса16 февраля 2018, 09:49
Слава БОГУ за скорбь и за радость,Ныне присно и во веки веков ,Аминь....
Людмила16 февраля 2018, 09:02
Спаси Господи за вразумление своевременное перед Великим постом. Подумать, поразмышлять, увидеть себя изнутри, понять ближнего своего, сделать доброе дело с любовью. Слава Богу за все!
Александр16 февраля 2018, 03:19
Пост - лекарство, а не допинг! Его нужно рассматривать с позиции больного человека, а не спортсмена. Очень легко постом повредиться - как телесно, так и душевно, и духовно. Поэтому и нельзя сразу резко поститься. Нужно все делать постепенно. Это как нельзя человеку с больным сердцем ради выздоровления начать бегать спринт. Ему сначала нужно начать ходить по 100-200 метров, потом увеличить дистанцию, потом постепенно темп начать ускорять. Спустя год, он сможет перейти к медленному бегу, потом к быстрому, и если будет возможно начнет бегать с ускорением.
Катерина 16 февраля 2018, 01:28
Желание поглощать определенный продукт связанно с недостатком определенных химических элементов-кирпичиков организма. Весна=>недостаток витамина=>тяга к свежим овощам и фруктам. Как пример. После пары дней потребления организм набирает строительного материала и говорит: " ну хватит уже". А иначе б как бы мы оставались бы здоровыми. Едим интуитивно по необходимости.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×