3 февраля, накануне дня памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, отошел ко Господу протоиерей Леонтий Никифоров, неутомимый и ревностный пастырь Божий, более 50 лет служивший настоятелем сельского храма Преображения Господня в Нижних Прысках, что недалеко от Оптиной пустыни.
Отец Леонтий родился в 1930 году и стал свидетелем многих трагических событий XX века: знал голод и нужду военного времени, на себе испытал гонения от советской власти на верующих, пережил многочисленные материальные трудности, неприязнь властей и придирки уполномоченного. Он исповедовал веру Христову, рискуя благополучием своей семьи, собственным здоровьем и свободой.
***
Судьба родных отца Леонтия могла бы послужить летописью истории России XX века. В семье деда, Максима Васильевича Никифорова, трудолюбивого и благочестивого крестьянина из села Чусовая, что недалеко от Екатеринбурга, родились 19 детей, но выжили только шестеро.
Отец будущего протоиерея, Яков, родился в 1888 году и был вторым сыном в этой большой крестьянской семье. Когда мальчику исполнилось 12 лет, семья его переехала в Фергану в поисках урожайных краев (причем ехали с Урала обозом, на лошадях целых три года).
Яков Максимович имел характер мягкий, отзывчивый и никому не отказывал в помощи. Его доброту чувствовали даже яблони, за которыми он ухаживал, и юношу прозвали «яблоневым чудотворцем».
Став взрослым, Яков вернулся в родные края на Урал. Какое-то время он работал учителем в начальной школе в селе Павлунино, где и познакомился со своей будущей супругой, Анной Петровной.
Анна Петровна родилась также в 1888 году, в детстве осталась круглой сиротой и жила работницей у родного дяди, который не заботился об образовании племянницы, полагая, что ее главное предназначение в жизни – быть слугой его семейству. Девочка с ранних лет выполняла самую тяжелую работу по дому, готовила еду, следила за детьми хозяев. Горькую участь сироты облегчала горячая молитва. У девочки осталась от родителей иконочка святителя Николая Чудотворца, у которого она и искала помощи и заступления.
В 20 лет Анна тайно ушла в Покровский монастырь, где ей дали послушание на конюшне. Тяжелый труд конюха и неизбежные в монастыре искушения не сломили неприхотливую, привыкшую к трудностям девушку. Но постриг ей принять не пришлось: монастырь был закрыт в годы гражданской войны.
А святитель Николай Чудотворец промышлял об усердной молитвеннице. Анна поселилась у своих теток, помогая им в хозяйстве. Она надеялась на возвращение в монастырь, но годы шли, началась коллективизация, и о возрождении монастыря думать не приходилось. Вот тогда Господь и соединил судьбы двух уже не очень молодых людей. В 1928 году в маленьком сельском храме старенький священник обвенчал сорокалетних Анну Петровну и Якова Максимовича Никифорова.
Рождение сына
Во время родов явился матери святитель Николай Чудотворец – и благословил ее сына
Молодожены тут же отправились в Фергану, тогда город Скобелев. Они поселились в доме родных и устроились рабочими на строительстве знаменитого Турксиба – Туркестано-Сибирской магистрали, одной из главных строек первой пятилетки в Советском Союзе.
30 июля 1930 года Господь послал супружеской чете здорового первенца. Роды были нелегкими: Анне Петровне исполнилось уже 42 года. Во время родов ей явился святитель Николай Чудотворец, который ободрил ее, облегчил страдания и благословил ее сына. Младенца крестили на сороковой день в честь новгородского святого – преподобного Леонтия Кариховского.
В 3 года мальчик тяжело заболел и таял как свеча. Врач рекомендовал сменить климат, и Никифоровы на свой страх и риск переехали в горное село Шахимардан. Дед и бабушка со слезами прощались с любимым внуком, словно чувствуя, что больше на этом свете они не увидятся. Так и случилось: они отошли ко Господу один за другим, причем трехлетний Леня, ничего не знавший об их смерти, увидел во сне бабушку, оплакивающую деда у его могилы.
Рядом с Шахимарданом действовал санаторий, где чистый горный воздух способствовал исцелению туберкулезных больных. Родители мальчика устроились работать в этот санаторий: мама на кухню, а папа на селевую станцию, где боролись с селевыми потоками, что весной спускались с гор и сметали все на своем пути. Работники станции строили кирпичные дамбы, высаживали деревья – это было по душе бывшему «яблоневому чудотворцу».
Детство Лени
Леня поправился и два года проучился в узбекской школе, потом какое-то время жил у своей крестной в Фергане. Крестная, глубоко верующая женщина, была старостой в православном храме и много времени уделяла молитве, читала крестнику Евангелие, рассказывала о святых отцах. Перед началом войны родители Лени вернулись в Фергану, и мальчик снова стал жить с ними.
Во время Великой Отечественной войны Яков Максимович, которому уже перевалило за 50, был мобилизован на тяжелый труд по строительству канала. Там он растерял последнее здоровье, а потом был назначен сторожем продовольственного склада рядом с домом. О нравственной силе и страхе Божием в душе этого тихого и скромного человека свидетельствует тот факт, что он умер от истощения и упадка сил, имея полный доступ к продовольственному складу.
Анна Петровна после смерти мужа часто вместе с сыном ходила на родную могилу, а также в кладбищенскую часовню, где Леня быстро выучил порядок службы и с радостью подпевал клиросу.
Путь в Церковь
В 1944 году в Фергану приехал архиерей, и на Леню надели стихарь: мальчик стал прислуживать в алтаре, а потом служить иподиаконом. Так начался для будущего протоиерея путь в Церковь. И путь этот оказался очень нелегким. Из-за церковных служб ему приходилось пропускать занятия в школе, и он перешел в вечернюю. Днем же юноша работал дворником и грузчиком, чтобы прокормить себя и постаревшую маму.
Леня очень уставал и учился неважно, еще больше он стал отставать от одноклассников, когда устроился работать на ткацкую фабрику. Горько переживая свое отставание в учебе, юноша стал со слезами молиться покровителю семьи – святителю Николаю Чудотворцу, и святой угодник тут же пришел ему на помощь.
Как только Леня окончил молитву и вышел из дома, он встретил знакомых, которые завели с ним разговор о переходе в другую школу. Юноша увидел в этом Промысл Божий и заступничество святого угодника Божия. Он отнес документы в эту школу, где его дела пошли совсем по-другому: юноша стал успешно усваивать учебный материал и закончил десятилетку с хорошими результатами.
Первый духовный наставник
Когда Лене исполнилось 18, Господь привел в Фергану замечательного священника – будущего архимандрита Бориса Холчева (1895–1971). В судьбе отца Бориса прослеживается явное действие Промысла Божия. В молодости он окончил университет и уже готовился к защите кандидатской диссертации, когда Господь привел его в Оптину. Здесь он встретил духовного наставника – старца Нектария, у которого решил взять благословение на защиту диссертации. Однако старец прозорливо сказал молодому ученому: «А теперь оставь все это и посвящайся во диаконы церкви Николы в Кленниках».
В то время настоятелем московского храма святителя Николая Чудотворца в Кленниках был отец Сергий Мечёв, сын московского старца Алексия Мечёва. Отец Сергий, узнав о словах старца, удивился и спросил молодого человека: «Как же можно вас рукополагать, как мы можем просить епископа о посвящении, когда вы не женаты? Езжайте снова к старцу».
На вопрос о женитьбе старец Нектарий ответил: «Скажи: епископ не может быть женат». И действительно, спустя 30 лет будет назначена хиротония архимандрита Бориса во епископа – к сожалению, гражданские власти не позволят ей состояться.
После рукоположения в священники отец Борис Холчев стал ближайшим сподвижником отца Сергия Мечёва в окормлении прихожан храма святителя Николая Чудотворца в Кленниках.
А.Б. Свенцицкий, племянник протоиерея Валентина Свенцицкого, впоследствии вспоминал: «Шел мне тогда десятый год… исповедь в мечёвском храме запомнил на всю жизнь. И сейчас вижу добрые карие глаза, слышу сердечный голос отца Бориса, тогда священника-целибата, а впоследствии старца-архимандрита. Необычайно интересна была исповедь, доходчивая до ребенка и в то же время философская и душевно теплая, индивидуальная исповедь».
Впоследствии отец Борис прошел ссылку и заключение, отбывал срок в одном из северных лагерей, куда гнали тяжелейшим этапом. Во время этапа люди падали замертво прямо на дороге – их никто не поднимал. Отец Борис шел из последних сил и подбадривал изнемогавшего соседа: «Поверьте, придет время – и мы и этот этап будем вспоминать как прошлое».
В лагере отец Борис встретил оптинского иеродиакона Рафаила (Шейченко), будущего иеромонаха, ныне прославленного в лике преподобноисповедника и покоящегося в Преображенском храме Оптиной пустыни. Вместе с отцом Рафаилом они молились в лагере, вместе встречали Пасху.
После лагеря отец Борис получил группу инвалидности и провел почти десять лет в затворе, постоянно пребывая в молитве. В 1948 году был направлен служить в Фергану в храм преподобного Сергия Радонежского. Почти сразу же стал и благочинным Ферганского округа. По свидетельству духовных чад, старец-архимандрит стяжал дары духовного рассуждения и прозорливости.
«Всё должно быть проникнуто любовью к людям»
«Мало молиться и поститься. Надо любить людей. Надо беречь их, надо в каждом находить образ Божий»
Отец Леонтий всю жизнь вспоминал наставления этого замечательного пастыря: «Мало молиться и поститься. Молитва, пост и подвиги – всё должно быть пронизано, проникнуто любовью к людям. Надо любить людей. Надо беречь их, надо в каждом находить образ Божий». Будучи духовным чадом старца Нектария, отец Борис много рассказывал юноше об Оптиной пустыни, где он неоднократно бывал, о святых старцах обители.
Он объяснял юному Лене, что каждый человек в жизни несет свой крест, имеет свою Голгофу и у каждого в утешение есть свой Фавор – духовная радость, подобная той, что переживали когда-то апостолы на горе Преображения. При этом отец Борис говорил: «Общение со старцем Нектарием было моим Фавором». Вместе с отцом Сергием Мечёвым отец Борис участвовал в отпевании и погребении преподобного Нектария Оптинского.
Вот такого духовного наставника милостивый Господь послал юному Лене.
Помощь святителя Николая
Глубоко верующий юноша, проводивший в храме большую часть своего времени, вызывал негодование властей, которые часто обращались к его матери с угрозами.
В 1949 году военком отправил Леню в Сибирь – в Новосибирское пехотное училище, надеясь на то, что там юношу отучат молиться в церкви. Но материнская молитва оказалась сильнее грозного военкома, и уже через месяц Леню, как единственного кормильца престарелой матери, демобилизовали и вернули домой. Приехав в Фергану, он первым делом вместе с мамой пошел в храм благодарить Господа и святителя Николая Чудотворца.
Молитвенники, подвижники, исповедники
Вслед за отцом Борисом Холчевым Леня встретил еще двух замечательных духовных наставников. Одним из них был епископ Ташкентский Гурий (Егоров), впоследствии митрополит, а другой – архиепископ Ермоген (Голубев). Оба, как и отец Борис Холчев, прошли ссылки и лагеря, оба были молитвенниками, подвижниками и исповедниками.
Пять лет Леня служил по очереди иподиаконом у обоих владык, и они очень ценили смекалистого и благочестивого юношу, исполнявшего обязанности и водителя, и повара, и помощника во всех административных делах.
Протоиерей Павел Адельгейм вспоминал о ташкентском периоде служения архиепископа Ермогена: «В советские времена существовал жесткий порядок регистрации духовенства. Епископ должен был “согласовывать” кандидатуру священника прежде его рукоположения и назначения. Это кажется невероятным, но архиепископ Ермоген не подчинялся этому порядку. Он сперва рукополагал священника, а затем с указом на руках посылал за регистрацией к уполномоченному.
В 1958 году, когда в храмах запрещался даже косметический ремонт, архиепископ построил в Ташкенте великолепный кафедральный собор. А еще организовал епархиальную гостиницу, и каждый священник, приезжавший в Ташкент по вызову архиерея или по личному делу, бесплатно получал уютную комнату, завтрак, обед и ужин. Кроме того, архиепископ Ермоген распорядился приобрести причтовый дом для каждого храма Ташкентской епархии. Так что каждый священник и диакон епархии, приезжая на приход, получал благоустроенное жилье».
«Лучше пусть будет хороший священник, чем плохой монах»
Владыка Ермоген уговаривал Леонтия принять монашеский постриг, но тот мечтал о приходе и дружной семье – такой же, какая была у него самого в детстве.
Как-то владыка Ермоген приехал вместе со своим иподиаконом к Патриарху, в его летнюю резиденцию под Одессой. Они задали вопрос Патриарху о дальнейшей судьбе юноши, и Святейший ответил с улыбкой: «Лучше пусть будет хороший священник, чем плохой монах». Эти слова Патриарха решили судьбу будущего протоиерея Леонтия.
Он поступил в духовную семинарию в Саратове, где учился с большой радостью. Пел в семинарском хоре, постигал мастерство регента. Такой же добрый и приветливый, как и его отец, Леонтий пользовался любовью товарищей-семинаристов, особенно подружился с Геннадием, будущим митрополитом Волгоградским и Камышинским Германом (Тимофеевым).
Два знаменательных события
К концу третьего курса Леонтий познакомился с юной швеей Саратовской швейной фабрики и певчей церковного хора Тамарой Ивановной Зубовой. В 1958 году они обвенчались. В мае 1959 года произошли сразу два знаменательных для молодой семьи события: у них родилась дочка, а через неделю после ее рождения Леонтий был рукоположен в священника и отправлен служить в город Энгельс.
Здесь даже не имелось православного храма, и ему пришлось служить в обычном доме, на крыше которого установили крест. Много трудностей пришлось пережить молодому священнику. В 1961 году по семейным обстоятельствам (предсмертная болезнь тещи) он в течение семи месяцев числился внештатным священником и зарабатывал на жизнь, устроившись водителем и грузчиком на хлебозавод.
О своих трудностях написал архиепископу Ермогену, который в этот момент получил назначение на Омскую архиерейскую кафедру. Владыка тут же вызвал своего бывшего любимого иподиакона в Омск и оформил на работу кладовщиком. Отец Леонтий трудился день и ночь: готовил, топил печи, разгребал навалившие сибирские сугробы, возил владыку на автомобиле по архиерейским делам.
И святитель Николай снова пришел на помощь
Владыка долго уговаривал уполномоченного дать отцу Леонтию приход, но уполномоченный упорствовал. Тогда архиепископ Ермоген благословил отца Леонтия читать акафист святителю Николаю. И святитель Николай снова пришел на помощь: молодой священник получил приход в селе Воскресенском. Отец Леонтий приехал в село Великим постом и, счастливый, приступил к служению. Он говорил тогда:
«Не беда, что здесь морозы по 40–50 градусов, а вода даже в колодцах соленая, главное – святитель Николай Чудотворец вернул меня в лоно матери-Церкви!»
Нижние Прыски
Когда архиепископа Ермогена назначили на Калужскую кафедру, он благословил отца Леонтия перевестись в пустующий приход села Нижние Прыски возле Оптиной пустыни. И вот в августе 1963 года молодой священник впервые вошел в храм Преображения Господня в Нижних Прысках, где предстояло ему служить более полувека – до глубокой старости.
В Нижних Прысках встретили нового священника по-разному – кто с радостью, кто со злобой. Председатель сельсовета заявил: «Зачем приехал?! Мы собираемся закрывать этот храм, так что уезжай!»
И действительно, в 1960-е годы многие храмы оказались закрыты, а власти все грозились «показать по телевизору последнего попа». Семья отца Леонтия поселилась в холодной деревянной сторожке, где не было ни электричества, ни воды, а полуразрушенная печка сильно дымила. Власти требовали сразу же платить налоги, а дохода от храма пока никакого не имелось, как не имелось и зарплаты батюшке.
И снова они с матушкой Тамарой горячо молились, и снова святитель Николай пришел на помощь: матушке удалось продать родительский домик в Саратове, и на вырученные деньги купили дом возле храма. Отец Леонтий сам выкопал колодец.
Чудесный храм
Трехпридельный храм – в честь Преображения Господня, святителя Николая и святой мученицы Параскевы – оказался чудесным: он был построен в Нижних Прысках еще в 1731 году, да построен с любовью и всем искусством, которым владели наши мастеровитые предки. Стены храма были возведены из крепкого красного кирпича толщиной более метра, под полом сложена большая печь, а также проложены специальные дымоходы, тепло в которых сохранялось целую неделю, так что на теплый пол можно было в самые лютые холода и на колени встать, и даже детишкам присесть.
В храме сохранились прекрасные фрески XVIII века, а также старинные богослужебные книги и творения святых отцов – когда-то библиотека здесь была богатой.
В 1924 году храм постигла участь многих других церквей: его превратили в склад для колхозного зерна. Осенью 1941 года немцы, захватившие село, приказали очистить храм от зерна и поставили служить в нем священника, которого привезли с собой. Во время освобождения калужской земли от захватчиков советские войска использовали церковь как военно-полевую кухню, а из окон, выпилив нижнюю часть решеток, раздавали солдатам обеды. Тогда стены прекрасного храма покрылись копотью от кухни.
Сбылось предсказание преподобного Амвросия Оптинского
Когда советские войска пошли в наступление, храм решили взорвать, и только заступничество жителей Нижних Прысков спасло святыню от уничтожения. Позднее Тихон Филиппович Тарасов, возглавлявший в те годы сельсовет, рассказывал, как уговаривал командира не взрывать храм, поскольку его запретил разрушать сам Ленин: ведь это бесценный памятник архитектуры, принадлежавший когда-то дворянам Кашкиным, среди которых были декабристы и петрашевцы. Неизвестно, поверил ли в историю про Ленина командир, но отменил решение о взрыве старинной церкви.
Амвросий Оптинский: «Все храмы в округе будут закрыты, а в Нижних Прысках простоит до Второго пришествия»
Сбылось предсказание преподобного Амвросия Оптинского, который сказал как-то о церкви в Нижних Прысках: «Наступит такое время, что все храмы в округе будут закрыты, а этот простоит до Второго пришествия Христова».
При храме поселилась вернувшаяся из ссылки шамординская монахиня мать Евдокия (Агибалова). Она трудилась здесь и алтарницей, и просфорницей, и псаломщицей. Другая шамординская монахиня, мать Варсонофия (Кожухова), стала старостой и на собственной спине принесла из Козельска колокол для звонницы.
Но вот священники в Нижних Прысках в последние годы не задерживались. К моменту приезда отца Леонтия в село за шесть лет здесь сменились семь священников, почти год как уехал последний, и на двери храма висел большой ржавый замок.
Главный дар – дар Любви Христовой
Вспоминали, что отец Леонтий сначала и не подозревал, что рядом с его новым приходом находится Оптина пустынь, о которой ему так много рассказывал когда-то его первый духовный наставник, отец Борис Холчев. Когда батюшка понял, что Оптина рядом, он просто вскочил из-за стола и не пошел – побежал прямо через луг к заветной святой обители, а потом встал на берегу Жиздры на колени и заплакал над разрушенной святыней.
Новому настоятелю нужно было восстанавливать свой храм, сильно пострадавший за все те годы, когда его использовали не по назначению. И отец Леонтий начал служить и молиться. Господь даровал ему Свой главный дар – дар Любви Христовой, и прихожане стали собираться вокруг любящего пастыря, как утопающие в бурных волнах стремятся достичь светящего в ночи маяка. Постепенно храм был полностью восстановлен и отремонтирован.
В храме в Нижних Прысках хранилась оптинская святыня – Иверская икона Божией Матери. Отец Леонтий передал эту икону в возрождающийся монастырь в 1989 году.
Великое знамение Божие по молитвам старца Нектария
Батюшка собирал по крупицам сведения о судьбах последних насельников Оптиной, он также узнал о местах захоронения старцев Амвросия и Нектария и заботился о них. Его усилиями был насыпан холмик на могиле старца Амвросия и – примерно в 1965 году – была поставлена ограда на могиле старца Нектария в селе Холмищи Брянской области (ныне Ульяновского района Калужской области).
Сам отец Леонтий вспоминал об этом так: «Прихожанки храма, которые хорошо помнили оптинского старца Нектария, собрали около 200 рублей денег и попросили, чтобы я поменял старую сгнившую деревянную ограду на могиле старца Нектария на новую, металлическую. С помощью рабочих Оптинского училища сельской механизации удалось сделать металлическую ограду и погрузить ее в машину, а также бочки с водой, цемент, песок, гравий, ломы, лопаты и прочие принадлежности.
Отправились мы в село Холмищи. Я ехал впервые и дороги не знал. Заехали мы далеко в глушь; перед нами кончилась дорога и оказалась небольшая речка. Мост почему-то был разобран, а на его месте плавали ветхие бревна и доски. Что делать? Глубина реки небольшая, но на машине перебраться никак нельзя и развернуться невозможно. Казалось, человеческие силы здесь беспомощны.
Я перекрестился, мысленно попросил Небесного заступничества и стал налаживать переправу. С трудом собрали мы бревна, на них положили доски горбылем вниз. Посмотрел я на наш мост, и показался он мне очень неустойчивым. Бревна были старые, полусгнившие, плохо скрепленные, а грузовик тяжело груженный, если завязнет – не вытащишь.
Но с Божией помощью машина проскочила, причем доски разлетелись. Оглянулись мы назад и не поверили, что машина могла здесь пройти. Колеса были мокрые, доски тоже, машина могла моментально слететь. Это было большое чудо, малая часть явленной благодати, которая не только видится, но и чувствуется сердцем. В сердце мое залегло ощущение, что случившееся с нами было не просто случайностью или удачей, но великим знамением Божиим по молитвам старца Нектария».
Заботы и скорби
В 1960-е годы отец Леонтий тайно возил паломников на могилы Оптинских старцев
В 1960-е годы отец Леонтий тайно возил паломников на могилки старцев, пренебрегая собственной безопасностью. В эти годы он перенес множество трудностей: гонения властей, постоянные придирки уполномоченного, многочисленные материальные проблемы. Как-то от забот и скорбей батюшка разболелся особенно сильно, и у него даже пропал голос. В тяжелую минуту его очень поддерживала его верная матушка, которая постоянно помогала ему во время службы. Матушка Тамара почти 40 лет руководила клиросом, оказывая неоценимую помощь отцу Леонтию.
Когда началось возрождение Оптиной пустыни в 1988 году, отец Леонтий ликовал. Он делился всем, чем мог, с монастырем, помогая Оптиной и делом, и советом. Участвовал в перенесении святых мощей старцев Нектария и Амвросия, которые ныне покоятся во Введенском соборе Оптиной пустыни.
Усердное и ревностное служение
За усердное и ревностное служение Церкви Божией отец Леонтий был награжден орденами преподобного Сергия Радонежского III-й степени, святого благоверного князя Даниила Московского III-й степени, преподобного Серафима Саровского III-й степени. В 2011 году митрофорному протоиерею Леонтию была присвоена высшая церковная награда – право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по молитву «Отче наш». Эстафета служения в любимом храме подхвачена внуками отца Леонтия – иереем Симеоном и диаконом Тихоном Худяковыми.
5 февраля старец-протоиерей был похоронен в родном храме у алтаря. На погребении присутствовало множество духовных чад и более 30 священнослужителей. Перед отпеванием епископ Козельский и Людиновский Никита огласил соболезнование главы Калужской митрополии митрополита Калужского и Боровского Климента о почившем.
На смерть старца-протоиерея Леонтия
Колокол вдруг запоет в ночи.
Смерть придет – зови-не зови.
Ты, уходя, оставь ключи
Нам от своей Любви.
Ох, и тяжел же твой русский крест.
Руки – в морщинах, глаза – в слезах.
Звезды в калужский падают лес –
Их не вернуть назад.
Сердце и время отдано всем.
У алтаря – лет полста.
И приблизительно где-то в семь
смолкнут Любви уста.
Больше уже не зайду на чай
в сладость густых речей.
Кротко в небо свернет невзначай
Жизненный твой ручей.
Церковь белая. Как Фавор – сугроб.
И крадется кадильный дым.
Весь в цветах молчаливый гроб.
Быть теперь нам одним…
Ангел поднимет свой крепкий щит,
В рай отверзая дверь.
Ты, уходя, оставь ключи
Нам от Любви своей.
Игумен Тихон (Борисов)
(Оптина пустынь)