Крепость добра

    

В последние недели обострились нападки на Украинскую Православную Церковь; на днях члены националистических движений заблокировали въезд на территорию Киево-Печерской лавры, а в Одессе патриоты явились наклеивать на храмы антицерковные листовки. Поводом к обострению ситуации послужил отказ священника Церкви отпевать трагически погибшего младенца, крещенного в «Киевском Патриархате». Мудро ли поступил священник (я склонен думать, что нет), едва ли его действия явились причиной — упорная, ожесточенная враждебность к Церкви существовала и до этого.

Причины этого можно искать в политике — и это будет, конечно, обоснованно — но мне бы хотелось заглянуть еще глубже, в ту магму, которой питается враждебность к Церкви, как на Украине, так и в других странах.

Некоторые люди, по крайней наивности, верят, что освобожденное от влияния религии человечество явит большое благоразумие и рациональность. Опыт показывает, что это не так. На самом деле, слой рациональности в человеческом обществе очень тонок; его очень легко смывает внутренняя лава примитивных, полуживотных реакций, когда люди действуют явно во вред себе и тем, кого они считают своими. Социальные сети можно было счесть прорывом, великим благодеянием человечеству — теперь люди могут беседовать, разъяснять свои непонимания напрямую — но люди чаще используют их не за этим. По сетям носятся волны массовой истерии — вроде той, которая в прошедшие века гнала людей жечь ведьм или, во время холерных бунтов, громить больницы, обвиняя лекарей в том, что они «травят народ». Собственно, относительно недавно во время эпидемии Эболы в Африке, жители враждебно реагировали на врачей, полагая, что они намеренно убивают людей — в самом деле же, из больниц многие не возвращались живыми.

Конечно, такие приступы массовой истерии в сети намного менее разрушительны, чем на улице — сетевая толпа собирается чрезвычайно легко, но ей нужно преодолеть определенный барьер, чтобы превратиться в реальную. Но такой барьер иногда может преодолеваться — как мы видели на примере того же майдана.

Соблазнительно поверить, что за такими волнами безумия стоят какие-то тайные могущественные кукловоды. Но это, видимо, не так — хотя всегда находятся желающие оседлать волны, когда они возникают. Процесс носит стихийный характер. Люди с некоторыми психологическими особенностями легко воспламеняются в подходящих обстоятельствах, потом они инфицируют других, потом толпа нарастет, так, что несогласные почитают за благо молчать и не высовываться.

Падшая человеческая природа уязвима для таких массовых приступов. Хотелось бы сказать, что потом, придя в себя, люди раскаиваются, ужасаются тому, что наделали, клянутся извлечь уроки и больше так не делать. Увы, чаще всего это не так. Совершив какие-то позорные глупости, люди склонны их оправдывать, и деформировать свою картину мира таким образом, чтобы в ней их действия выглядели уместными и оправданными, эта искаженная картина ведет к следующим позорным глупостям, и таким образом люди (или целые сообщества) оказываются катящимися по скользкому склону.

Так, ненависть обладает тенденцией к самонакручиванию — сначала мы ненавидим этих людей потому, что узнали, что они — плохие; потом эти люди просто обязаны быть плохими, чтобы оправдывать нашу ненависть.

Церковь проповедует, что из этой нисходящей спирали можно вырваться; можно раскаяться в своих прошлых грехах и получить полное прощение. Можно — и более того, похвально, и более того, абсолютно необходимо — простить своих врагов. Евангелие — это послание, которое противостоит всей мощи наших падших племенных инстинктов, и противостоит потому, что эти инстинкты тащат нас прямиком в ад.

На стороне вражды и ненависти — не только люди, которые прямо извлекают из конфликта выгоду. Они просто греют руки на пожаре, который не могли бы разжечь своими силами. На ненависть работает мощная стихия греха, которая, представленная самой себе, может производить величайшие опустошения — как в бывшей Югославии, Руанде, во многих других местах.

И осуществляя свою миротворческую миссию, Церковь не только — и не столько — исполняет какую-то полезную политическую функцию. Церковь противостоит разрушительному греху — и противостоит ему благодатью Божией.

В русско- и украиноязычном пространстве группы адептов различных конфликтующих сторон (которые, в свою очередь, делятся на конфликтующие между собой группы почти до бесконечности) требуют друг друга расстрелять, разбомбить, посадить в фильтрационные лагеря, загнать за колючую проволоку, или, в самом милосердном случае, выслать.

Церковь говорит о примирении, о том, что видит на всех сторонах своих чад, о Боге, который любит и ищет спасения всех — и «укропов» и «ватников».

Там где грех ищет разрушить — отношения между людьми, их достаток, безопасность, жизнь, вечное спасение — Церковь ищет спасти и сохранить. Церковь есть сила добра и разума в океане зла и безумия. И этот океан — естественно — будет видеть в ней силу чужую и враждебную. Также, как участники холерных бунтов XIX века или жертвы Эболы в Африке видели своих врагов во врачах. Так уж работает массовая истерия.

И людям Церкви не нужно пугаться или смущаться — потому, что Церковь права, а ее враги — неправы. Церковь служит Богу, и обретет вечную награду. Ее враги служат жалкому безумию, и не обретут ничего.

Церковь — и в этом ее отличие от сил мира сего — не ищет никого расстрелять, разбомбить, посадить или выслать. Силы этого мира проповедуют непримиримость и ненависть. Церковь проповедует покаяние — люди могут оставить прежнее безрассудство и получить полное прощение. Эта весть отторгается миром сим, но покаяние — это хорошо и правильно, кающихся надо радостно принимать, покаянию всячески содействовать, надеяться на покаяние как на самый желанный исход. Покаявшийся грешник - знамение милости Божией, и ободрение для всех.

Церковь проповедует примирение — враги, которые стреляли друг в друга, могут, и, если они ищут мира с Богом, должны, простить друг друга и примириться. Тем более, должны оставить враждебность те, кто сидит не в окопах — а на диванах, и исходит ненавистью в интернете.

Да, сама эта весть будет встречаться с ненавистью и враждебностью. Об этом много раз сказано еще в Новом Завете. Но эта весть поручена Церкви ее Господом. И Церковь победит, потому что победит Христос. Церковь есть крепость Добра. И врата адовы не одолеют ее.

Сергей Худиев

Источник: Радонеж

11 января 2018 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Вячеслав12 января 2018, 18:42
Батюшка поступил может и не мудро но верно.
Татьяна В.12 января 2018, 00:05
Церковь есть крепость Добра. И врата адовы не одолеют ее.(с)

Да , все так и есть. Но некрещенный ребенок не может отпеваться в церкви, и отступать от этого Церковь не может, батюшка все правильно сделал. Иначе она пойдет по пути реформации и далее см. протестантизм. Там вообще уже Таинств нет и каждый сам себе Папа Римский. Да и родители ребенка никакого покаяния не проявили.
В данном случае на Украине остановить безумие может только чудо.
Молимся мы за них видимо плохо, увы нам.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×