Господь уготовал нам жить в такой век, когда информация обрушивается на нас почти в любом месте. Дома ли мы или гостим у кого-то, на работе ли с сослуживцами, или просто идем по улице, с домочадцами ли пребываем или направляемся в храм – и там, если и не на богослужении, то после него новости разного свойства всенепременно нас подстерегают. А уж если включить телевизор или радио – то уж куда деваться-то… тут же обрушатся на нас с преизбыточной своей полнотой. Может быть, не так в монастырях, что далеко от городов, но тут мне затруднительно что-либо с уверенностью сказать, потому как мирянин.
Вот и ныне – грядет гражданский Новый год, и от новости сей затвориться мы не в силах. А надо ли? И если надо, то насколько, чтобы если не получить пользу, то по крайней мере не повредить себе и ближним?
Проявить смирение и разумение
Прежде всего, надо нам осознать, что по сути своей гражданский Новый год, как дата календаря, не несет в себе никакого языческого или богоборческого подтекста. Я говорю о дне сегодняшнем, а не о той цели, с которой вводился новый календарь в России. Надо исходить из того, что значительно больше половины наших сограждан, даже из числа тех, кто называет себя православными, являются людьми нерелигиозными. Они обмирщены и видят в этом дне возможность либо собраться за столом, либо, нарушив привычный распорядок жизни, отправиться ночью на каток, или гулять по городу, или в гости к ближним – встряхнуться, забыть накопившееся раздражение за весь рабочий год и разрядиться так, как они это умеют. Не стоит сейчас полемизировать о том, что раздражение вовсе не следует копить и что застолье не способ от него избавиться – это известно худо-бедно воцерковленным, а прочим иное пока непонятно и неизвестно.
Излишняя нравоучительность пользы не принесет
Для них не существует поста, им неясен его смысл (разве что пока им думается, что пост сродни диете – это им более понятно), и излишняя нравоучительность будет ими, в эти дни особенно, воспринята в штыки и пользы не принесет. А вред принести может. И в первую очередь нам самим.
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне (Мф. 6, 17–18).
Как нам исполнить эти слова Спасителя?
Да вот прямо в буквальном смысле: в дни, столь важные для наших нерелигиозных ближних, надо проявить нам смирение и разумение.
И Богу угодить, и не человекоугодничать
Разумение – в том, чтобы самим не разделить ночные пиршества, Богу неугодные, и громкие празднования, в дни поста неуместные.
Смирением – в том, чтобы не предстоять перед ними с кислыми лицами и не бубнить денно и нощно о проклятых большевиках, празднованием Нового года изгладивших из сердец россиян памятование о смысле Рождества Христова, о недосягаемой высоте и важности этого Праздника.
Мне видится, что за лучшее будет и их поздравить с Новым годом, даже и подарки подарить небольшие, как знак внимания, и, может, даже, где это возможно, и присесть за стол на короткое время, сохраняя для себя пост, но делая это по возможности в тайне. И сотворить все это так, чтобы и Богу угодить, и не человекоугодничать.
Мы все живем в миру
Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.
И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.
И говорит им: чье это изображение и надпись?
Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 15–21).
Часто некоторые из нас уподобляются фарисеям из притчи, пытаясь уловить либо тех, кто рассуждает о том, что вовсе не грех в гражданский Новый год разделить стол и развлечения с окружающими, либо тех, кто говорит о том, что любое упоминание о дне этом без ненависти к нему есть предательство Христа.
Но мы имеем на тех и других слово Спасителя: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
Мы все живем в миру, в своем Отечестве. Пока еще земном… Бог даст – и в Небесное, каждый в свое время, переберемся по милости Его. Но покуда этого не произошло, мы должны помнить, что имеем над собой и кесаря – правителя.
Календарь гражданский нас не обязывает к тому, чтобы следовать всем его рекомендациям и с жадностью отмечать все красные его даты. Но и игнорировать его мы не в силах. Кто глаголет о том, что целиком освободился от гражданского календаря, тот лукавит, потому как без оного ни билеты не закажет, ни к вылету вовремя не прибудет, прогуляет дни рабочие и явится к закрытым дверям магазина… Так что целиком от гражданского календаря мы освободиться не можем – это кесарево.
А Божие – это когда мы свою жизнь духовную сообразуем с календарем Небесным – церковным. Когда свой распорядок соотносим с праздниками, с постами и днями памяти святых, с Причастием и с подготовкой к нему, сообразуясь с тем, как нам помогает это понять Церковь-Мать.
Есть праздники гражданского календаря, участие в которых нам, можно сказать, категорически не рекомендуется, потому как дни эти несут открытый богоборческий и богопротивный характер. Простейшим примером может быть годовщина кровавой революции 1917 года.
Но есть праздники нейтральные по своей природе – тот же День защитника Отечества или день Конституции России. И праздник гражданского Нового года также относится к тем, что в существе своем не имеют ничего греховного. Греховными их можем сделать мы сами, своим небогоугодным к ним отношением. Или же мы можем придать таковым дням добрый смысл.
Отдать Богу первородное и лучшее
Богу полагается первая и лучшая часть
Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
Но надо помнить – Богу полагается первая и лучшая часть.
Авель также принес от первородных стада своего и от тука их (Быт. 4, 4).
Потому погрузиться в застолье и безудержное веселье в гражданский Новый год, а после, уставшим и захмелевшим, перекрестив лоб, упасть в кровать, будет решением ошибочным.
Чтобы отдать Богу первородное и лучшее, надо бы вечером быть в храме на богослужении, помолиться и попросить благословения на дни грядущие. Да, для нас этот день, в настоящем своем понимании, Новым годом не является: наш Новый год – индикт – мы празднуем первого сентября (14 н.ст.). Но мы должны понимать, что Церковь с уважением относится к государству. Так, мы знаем, что брак, зарегистрированный государством, хотя и не является союзом, освященным Богом, но уже и не является блудным сожительством.
Также и гражданский Новый год, хотя и не является для нас праздником, но, проявляя уважение к государству, Церковь благословляет в этот день совершать благодарственные молебны и испрашивать благословения Божьего на гражданское новолетие.
В качестве миссии, как пример иного понимания праздника и иного, духовного наполнения его, Церковь, на усмотрение настоятелей храмов, благословляет ночную литургию в день гражданского Нового года. И надо сказать, что это очень наглядная миссия, в первую очередь для тех, у кого в семье есть как воцерковленные, так и невоцерковленные православные (а таких семей в нашей стране, наверное, большинство).
Отдав Господу лучшую часть этого дня и благословив ястие, уже не будет грехом для каждого из нас отдать и кесарю (в том числе и ближним) их часть, избегая для себя самих всех излишеств – как в еде, так и в веселии. Так мы и заповедь соблюдем, и проявим любовь к ближним своим, и не соблазном для них явимся, а живым примером к назиданию.
И не исключено, что через пару-другую лет кто-то из тех, кто сегодня посмеивался над православными, встречающими бой курантов не с бокалом шампанского, а с крестным знамением, под возглас священника: «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков», станет рядом в храме и тем самым исправит стопы свои ко благоугождению Господу нашему Иисусу Христу, Которому слава, честь и держава подобает со Безначальным Его Отцом и со Святым Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков!
> "Празднуя с ними, я ведь тоже никого не предаю, правда? Что бы никого не огорчать можно нарядится в Франкенштейна? "
Всегда с сожалением созерцаю, когда кто-то не прочитал того, что в статье, и начинает писать обличения...Жаль.
В статье сказано, что не всякий гражданский праздник мы можем праздновать (и приведены примеры). Разумеется, хелуин православный праздновать не может, даже если в его семье кто-то предается такому безумию. Разве вы не обнаружили о том в статье?
Когда мы говорим кому-то то, как правильно должна быть устроена семья, это не означает, что мы влезаем в чью-то жизнь, простите...Равно как если мы видим грех и осуждаем его, мы не судим самого человека. А если мы будем равнодушно смотреть на то, как неверное устроение или грех становится нормой жизни, то это и нам самим будет вменено за грех.
Илья, я же все это уже в статье описал:
" может, даже, где это возможно, и присесть за стол на короткое время, сохраняя для себя пост, но делая это по возможности в тайне. И сотворить все это так, чтобы и Богу угодить, и не человекоугодничать."
А вообще, если честно, то это дело мужа сделать так, чтобы его половинка воцерковилась...В конце концов муж глава в семье, и ваша половинка - часть вас же - разве не всего себя вы любите и не всему себе желаете спасения, а только половине?
Вы привели другие цитаты из Евангелия, а ведь можно и еще много привести, где говорится о том, что вовсе не обязательно из мира уйти, а можно оставаться в нем и спасаться. Например - оставаться воином, оставаться сборщиком пошлин... Евангелие не стоит раздергивать на цитаты под себя. Никогда Церковь не учила, что жизнь в миру не может быть спасительной.
А относительно того, чем был изначально новый год я писал в статье. Сейчас смысл в него подобный большая часть простых людей не вкладывает. Потому разделить, к примеру, после богослужения, с ними трапезу (не нарушая поста) грехом не является. А если можно воздержаться, то и Слава Богу!
Например святитель Лука Крымский "празднование Нового года не признавал: на последнюю неделю перед Рождеством выпадает самый строгий пост".
http://www.pravoslavie.ru/44056.html
Бывают случаи, когда сложно исполнить две главные заповеди. Новый Год и эта статья - тот самый случай.
Интересно слово святого Иоанна Златоуста на Новый Год. Оказывается мало что изменилось:
"более всего прискорбны состязания, которые происходят сегодня в гостиницах и преисполнены распутства и великого нечестия: нечестия потому, что занимающиеся ими замечают дни, гадают и думают, что если первый день этого месяца они проведут в удовольствии и веселии, то и во весь год будет то же; а распутства потому, что на самом рассвете и женщины и мужчины, наполнив стаканы и чаши вином, напиваются с великою неумеренностью."
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/novyj_god/
> с вольными трактовками Писания.
Христос посреди нас!
А где, если не секрет, вы увидели двоякость? И какие слова заставили вас мыслить о поклонении двум богам?
Воздаяние Богу одно, а воздаяние кесарю иное, но и оно имеет место быть для православного...Апостола Павла помните?
Радоваться надо - родственники праздник отмечают, сами радуются наверное, веселятся. Это же хорошо!
Вы же не в монастыре живете - и вдруг кто-то пришел и давай тут пир гулять у вас в келье. Не? ;)
Вообще это самая большая ошибка, особенно у новоначальных, но не обязательно: все, теперь я стал православным, верующим, и все что вокруг мирское изыйди вон от меня подальше! :)