Скачать
(MP3 файл. Продолжительность
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Мы часто слышали в детстве рассказ о волшебном слове. В детском рассказе это слово «пожалуйста». Оно делает близких отзывчивыми и внимательными к просьбам мальчика – героя рассказа, хотя еще совсем недавно его грубые требования раздражали их и вызывали ответную грубость.
В незатейливом рассказе передается простая истина о необходимости уважительного отношения к ближним, о благодарности к тем, кто участвует в нашей жизни. Но мораль этого повествования есть только тень истины большей, которую попытаемся понять.
Однажды Спаситель исцелил – очистил от проказы – десять человек (см.: Лк. 17: 12–19). Отверженные и родственниками, и обществом как носители заразы, они сами должны были заботиться о своем существовании, объединяясь в небольшие группы. Остальные, здоровые люди большего для них сделать не могли. И вот, увидев Христа Спасителя, приближающегося к одному из селений, у которого они побирались, стали они издали кричать: «Иисус Наставник! помилуй нас». И сразу получили просимое. Очистились и исцелились. Опять стали полноправными гражданами общества, поспешили вернуться в него, забыв, возможно, от радости и о том, что им надо показаться священнику, который один только мог по закону засвидетельствовать их исцеление, и впопыхах не поблагодарив Того, Кто исцелил их.
Так растворились они в безликой толпе современников Христовых, желавших от Него чуда, хлеба, власти. Смешались с ними, ушли в небытие без Бога, спеша наверстать упущенные житейские возможности.
Только один возвратился благодарить.
Нас может удивлять и даже возмущать пример такой неблагодарности и душевной черствости. Но бывает, что мы сами, получив что-либо доброе в жизни, считаем это мелочью, уверены, что давно уже достойны этих даров или услуг, и потому даже не смотрим на дающего, презираем его труд, уничижаем словом или в мыслях, считаем подателя ниже своего достоинства, чуть ли не рабом или крепостным.
И потому, прежде чем огорчаться чужой неблагодарностью, мысленно оглянемся вокруг себя – не для того, чтобы найти своих должников, а для того, чтобы вспомнить, скольких обидели своей неблагодарностью. Вспомним и не будем никого судить – кроме самих себя.
Научившись просить, мы не научились благодарить.
Но и в просьбах и молитвах к Богу мы часто только требуем. «Дай!», «мне!!», «почему другим, а не мне!!!» – вот часто истинные и потому страшные скрытые слова наших молитв. По их духу мы более похожи на почитателей бога богатства и благополучия мамоны, чем на последователей Христа Спасителя, распятого на кресте.
Мы ропщем и обижаемся на весь мир – даже на Самого Творца. И эта неблагодарность тяжестью лежит на нашей душе
О полученных от Бога милостях мы быстро забываем, а скорби, нужду, болезни тем более считаем признаком неблагополучия и наказания. Ропщем и обижаемся на весь мир и Самого Творца. И эта неблагодарность тяжестью лежит на нашей душе.
В таком помрачении мы не можем дорожить и беречь дар благодатного обновления, получаемого от общения с Богом. Мы не успеваем понять, что мы общались с Самим Господом Богом, получили от Него прощение грехов, слышали Его слово, что Он находится среди нас, по Своему обещанию: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20). И неблагодарность, омрачая наш ум и нашу душу, проводит нас мимо Богообщения. Так не поняли это и сегодняшние евангельские прокаженные, с очищением от болезни возвратившие себе право вместе с другими молиться в храме Божием.
А бывает еще и так, что, получив просимое, мы в малодушном страхе пытаемся убежать от Бога, понимая, что прежняя жизнь без Него уже невозможна, но мы не можем расстаться с грехом, которому полностью поработились. Но Господь, зная нашу человеческую слабость, не отвергает, не обижает и уж тем более не проклинает нас. Он терпеливо и милостиво ждет.
И тот, кто возвращается к Нему, слышит слова: «Вера твоя спасла тебя».
Те же слова: «Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Мк. 5: 34), – услышала женщина, о которой сегодня читалось в Евангелии в память святой великомученицы Варвары. Потому что подвиг ее любви и подвиг ее веры соответствовал той вере, которую испытывала эта женщина к Христу Спасителю.
Христос шел через толпу, и, как пишет евангелист, толпа мешала Ему идти, но она мешала Ему идти не потому, что жаждала слышать и исполнять слово Божие. Она жаждала чудес, она жаждала хлеба, она жаждала внешних знаков благополучия и богатства. И только одна единственная женщина нашлась в этой толпе, которая с любовью, со смирением и страхом прикоснулась к Спасителю и получила исцеление от своей болезни. Не она одна была больна в этой толпе. Вся толпа была больна – пороками душевными, проказой духовной. И только одна женщина, осознав свою болезнь, получила исцеление от Того, Кто единственный мог исцелить ее.
Святая Варвара жила в III веке. Отец, охраняя ее красоту, держал ее взаперти до совершеннолетия – в башне. С этой башни взирая на красоту внешнего мира, она познала красоту, благость и всемогущество Сотворившего всё вокруг. Когда же пришло время выбора жениха, отец дал ей волю. Как же поступила святая дева?
Наверное, не только одна из десяти, но и одна из тысячи дев не поступила бы так, как поступила она.
В городе она нашла христиан и приняла Святое Крещение.
Отчаянию и ярости отца-язычника, который занимал высокое положение в обществе и воспринял этот поступок дочери как личное оскорбление, не было предела. Он сам отвел дочь на суд к правителю, и тот после увещеваний и истязаний телесных отдал Варвару на казнь ее собственному отцу. И отец в омрачении отсек дочери голову.
Так приняла святая Варвара за любовь ко Христу и верность Ему смерть в этой жизни временной, чтобы войти в жизнь вечную и память Церкви. Храня память о святой, мы молимся ей: «Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши и, яко птица, избавися от них помощию и оружием Креста, всечестная».
Будем с благодарностью принимать от Господа не только благое, но и скорби
Почтить ее память мы можем только одним – как и она, чтя слово Божие, с благодарностью принимая все от Господа, не только знаки внешнего благополучия, которые до времени, пока мы еще малолетни духовным опытом, посылаются нам Господом, но и знаки скорбей, посылаемые нам по мере нашего духовного взросления. Будем с благодарностью и верою принимать эти знаки милости Божией, не будем отвергать их. И будем молиться святой великомученице Варваре о том, чтобы она укрепила нас на нашем скорбном жизненном пути, чтобы мы не умерли без покаяния и в последние дни жизни сподобились причаститься Святых Христовых Таин, со святой Чашей которых она изображается обычно на иконе.
Аминь.