Наше христианство: ради духа или ради формы?

К еретикам с любовью?

Мы знаем, что в нашей стране большинство ее граждан – крещенные в Православие люди. Но можно ли сказать, что каждый из этих 60, 70 или 80 процентов россиян является христианином? Безусловно, нет, потому что если бы это было так, то жизнь нашей страны складывалась бы совершенно иначе.

Мы удивляемся, видя подчас в истории Церкви, да и в современной реальности, действия со стороны верующих людей, совершенно от христианства далекие. Помню, когда я только начинал вести церковную жизнь и многое узнавал о христианстве, меня совершенно потрясли некоторые эпизоды из отечественной церковной истории. В Православной Церкви не было инквизиции, но даже если взять, например, произошедшую при патриархе Никоне трагедию раскола, то станет очень больно: очевидно, что всё это было хоть и закономерным, но недоразумением, которое можно было уврачевать, – и наверное, здесь не хватало христианской любви с обеих сторон.

Или такой сравнительно недавний – начала ХХ века – эпизод, как борьба с ересью имяславия. Это было некое течение среди монашествующих Святой Горы Афон, которые не совсем правильно понимали и свой, и чужой молитвенный опыт: для них имя Божие было как бы Самим Богом. Когда в России было принято решение с этим течением бороться, к Святой Горе подошел наш военный корабль и даже произвел залп в сторону полуострова. И многим тогда казалось, что это совершенно нормальные меры для борьбы за чистоту веры. Потом эти монахи были выдворены с Афона – и, конечно, для них это стало страшной трагедией. А самое главное – в решении этого, безусловно, важного церковного вопроса опять-таки совершенно очевидно не хватало любви: о ней будто забыли, и совсем другое вышло на первый план.

Я говорю об этом не затем, чтобы судить историю. Но у нас должно быть достаточно мудрости, чтобы, имея в виду и этот опыт, смотреть на нашу сегодняшнюю жизнь. Может ли человек, пришедший в Церковь и прочитавший Евангелие, поступать совершенно не по Евангелию? Может, в том числе и даже если он носит священный сан. Проблема нехватки любви касается и Церкви. Но самое главное, с чем сталкивается человек, всерьез решивший по Евангелию жить, – это, конечно, точно такая же нехватка любви в нем самом. И здесь самое время не удивляться, не ужасаться прочитанному в учебнике по истории Церкви или увиденному в интернете, а разобраться во внутренних причинах.

Не «нравственность» и не «традиции»

Мы упираемся во внешнюю форму и упускаем главное: христианство – это личные отношения человека со Христом

Главная проблема, объединяющая всё сказанное выше, на мой взгляд, одна: многим людям свойственно в очень значительной степени тяготение ко внешнему укладу – будь то православный или же какой-то другой уклад. В результате – и это очень заметно сейчас – мы упираемся во внешнюю форму христианской жизни и упускаем главное, что в ней есть. Христианство – это в первую очередь личные отношения человека со Христом, это таинственные взаимоотношения личности и Личности. И если мы идентифицируем себя как христиан по каким-то другим причинам: мы родились в православной стране, верующими были наши родственники, для нас важны нравственность и традиции, то мы зиждем свое христианство на неверном основании. А верное основание – это приход ко Христу. И о том, как ко Христу прийти, говорит нам по сути всё Евангелие. Мы видим, как апостолы становятся апостолами, видим, как другие люди решаются пойти за Ним. И очевидно, что если бы у этих людей не возникло личного отношения ко Христу, не появилось бы основанного на этом глубокого доверия к Нему, то с ними бы не произошло того, что сделало их внутренне совершенно другими людьми. Сначала – сама личность Христа и вера в Него, и уже потом – Его учение. Хотя, конечно, до конца разделить это невозможно, здесь всё неразрывно связано между собой.

«Не знаете, какого вы духа»

Есть очень важный момент – некий камень преткновения, разделяющий христиан по духу и христиан по форме. Наше отношение ко Христу должно быть бескорыстным. Не потому, что бескорыстие само по себе добродетель, а потому что только в этом случае наше отношение ко Христу может быть свободным – не зависящим от тех обстоятельств, в которые нас может поставить жизнь. И речь здесь даже не о чем-то материальном – корысть может заключаться и в том, что мы находим для себя предпочтительным жить в Церкви, потому что это дает «мощную духовную защиту», приобщает нас «к 2000-летней истории христианства и его величию» и т.д.

Но в этом случае, нося имя христиан, мы можем неожиданно для себя оказаться чуждыми духу Христову. Вы помните наверняка этот момент: Господь проходит через самарянское селение, и его жители не дают Ему в нем остановиться. И это вызывает у апостолов такое возмущение, что они спрашивают: «Господи, хочешь, мы сейчас помолимся и низведем на них огонь с Небес?» (см.: Лк. 9: 52–54). А Господь отвечает им: «Не знаете, какого вы духа» (Лк. 9: 55). Христос здесь не только указывает апостолам на то, каков их дух в настоящий момент – дух гневный и чуждый любви, но и говорит им что-то вроде: «Не понимаете еще, Чьи вы». Но мы-то уже понимаем, и если мы ученики Христа, то должны быть Его духа, иметь в себе этот дух Христов.

Нужно помнить, что, как только мы отвергаем этот дух милосердия, кротости, сострадания, мы оказываемся в положении, в котором невозможно быть христианином. Об этом хорошо говорит апостол Павел в своем известном «гимне любви», где он свидетельствует: что бы ни делал человек, вплоть до раздачи всего имущества нищим и отдания самого себя на сожжение, это не значит ровным счетом ничего, если в этом нет любви (см.: 1 Кор. 13: 3). И безусловно, именно в этих случаях, преткнувшись о самого себя, человек переходит к каким-то внешним формам исповедания своей веры (а зачастую – и назидания других в том, как нужно веру исповедовать). И как явление нашей церковной жизни это, на мой взгляд, очень и очень опасно.

Христианин «без ничего»

Конечно же, церковная жизнь имеет – и непременно должна иметь – вполне определенные внешние формы. Но при этом нужно понимать, что строй этой жизни на протяжении веков довольно сильно менялся и может еще в чем-то измениться, если изменятся обстоятельства и условия нашей жизни, – и нельзя себя к этому привязывать всецело, так, чтобы без привычного внешнего не мыслить уже и внутреннего.

Как это пояснить? Есть у нас, допустим, замечательные прихожане, которые по всем воскресным дням ходят в храм, посещают приходские беседы, читают духовную литературу и даже в автомобиле в пробках слушают какие-нибудь церковные песнопения и аудиокниги. В их церковной жизни есть масса вещей, которые определенным образом эту жизнь организуют. И вот человек на месяц или на полтора вдруг оказывается из всего этого выбит: ему пришлось срочно уехать по каким-то неотложным делам, или он попал в больницу, или еще что-то произошло. Всё это время он не мог ни в храм пойти, ни, может быть, даже правило нормально и в уединении прочитать, ни исполнить какие-то привычные дела благочестия. И вот приходит этот человек опять в храм, на исповедь. С чего он начинает? С того, что вся его церковная жизнь непонятно уже на что похожа и сам он непонятно на кого похож. Казалось бы, это естественно, это свидетельствует об огромном значении для человека посещения храма, но на самом деле это показывает христианскую незрелость. От нас никто не требовал отречься от веры, у нас был отнят только привычный строй жизни, и то на недолгое время, – и что осталось? А ведь мы постоянно говорим: того, что мы христиане, никто и ничто не может отнять у нас. Почему же на деле это не так?

У нас может быть многое отнято, но никогда не отнимется Христос – а значит, и жизнь во Христе

Мне в этом случае всегда во множестве вспоминаются примеры из жизни новомучеников и исповедников Российских, но особенно один пример – митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова). Вот он в ссылке – человек уже немолодых лет, архиерей Божий, моет плевательницы в туберкулезной больнице. А вот он подрабатывает по ночам в круглосуточном детском саду, и весь горизонт его обязанностей – и вчера, и сегодня, и завтра – это мытье полов и высаживание детей на ночные горшки. Всё разрушено: нет ни прихода, ни храма, ни книг, ни собратьев-пастырей рядом, нет понимания того, каким будет завтрашний день. И вместе с тем мы видим, что в этом человеке не изменилось ничего: когда-то эти руки держали Чашу с Телом и Кровью Христовыми, а теперь они держат плевательницу, но это всё тот же христианин и тот же архиерей. И вот это понимание, что у нас может быть многое отнято, но никогда не отнимется у нас Христос, а значит, и жизнь во Христе, настоящая и полноценная, на мой взгляд, очень и очень важно. А еще важно, чтобы этой жизнью жили на самом деле!

Сокровище на Небесах

Если мы хотим понять, живем ли мы по-христиански и не напрасно ли протекают наши годы в Церкви, нам нужно смотреть не на то, «чего нам удалось достичь» в плане воцерковления. Смотреть надо на другое: на то, что мы за это время успели собрать в своем сердце. Стали ли мы Христовыми – Его ли мы? И на самом деле не так уж сложно бывает разобраться и себе ответить, потому что жизнь испытывает нас в этом буквально каждый час, давая нам возможность либо утвердиться в нашей вере и в нашем христианском духе, либо, наоборот, поколебаться в них.

Мы знаем из Евангелия, что необходимо собирать для себя сокровища на Небесах (см.: Мф. 6: 19–20). Но что такое это сокровище на Небе? Нередко отвечают: «Это добродетели», но можно сказать точнее: это и есть дух Христов. Обретем мы его – и никто не сможет его украсть; что бы с нами ни происходило, это только сделает нас более пригодными для Небесного Царствия. И только этот дух может сделать нас способными хотя бы в какой-то мере менять жизнь вокруг нас. Никакая борьба с «врагами веры», никакая полемика, никакие правильные идеи нам этого не дадут. И это крайне актуальный вопрос на сегодня. Иначе бы не звучало столь часто в сторону нас, христиан: «Смотри, вот они называют себя христианами, а к ним и подходить-то лишний раз не хочется…»

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Братья и сестры Братья и сестры
Свящ. Сергий Бегиян
Братья и сестры Братья и сестры
Священник Сергий Бегиян
Наша беда заключается не в том, что мы живем далеко от святых, а в том, что мы их не видим.
Быть христианином Быть христианином
Святитель Гавриил (Кикодзе), епископ Имеретинский
Быть христианином Быть христианином
Из проповедей святителя Гавриила Имеретинского
Недостаточно христианину избегать греха, он должен также взращивать добродетели. Для спасения души мало не быть хищником – должно быть милосердным; мало не любить ложь – должно быть самоотверженным защитником правды; не только не быть прелюбодеем – но и помыслов нечистых не допускать.
Об истинном счастье христианина Об истинном счастье христианина
Митр. Давид (Качахидзе)
Об истинном счастье христианина Об истинном счастье христианина
Митрополит Давид (Качахидзе)
Творец дал человеку три основных дара: разум, сердце и волю – и обязал, чтобы человек эти дары направил к Нему – как к единственному неиссякаемому источнику счастья.
Комментарии
Галина Игл.-я25 ноября 2017, 21:23
Спасибо, отец Нектарий, за актуальную статью. Но, согласитесь, вы здесь лишь слегка коснулись этой глубинной и болезненной темы, можно сказать, прошли ладошкой по айсбергу. Веди это и есть проблема № 1 нашей нынешней Церкви, какого периода по Откровению? Ведь за каждого человека, являющегося "образом Божиим",- а по святым отцам это собирательный образ всего человечества- и доныне распинается Христос. Его мнение о нас совсем не таково,каким мы себя склонны представлять.
Людмила23 ноября 2017, 09:44
Одна из лучших публикаций сайта за последний год. Как мало священники сейчас говорят о любви, как редко учат любить друг друга. Спасибо огромное за такую статью
Николай22 ноября 2017, 11:26
Да!Так всё и есть о.Нектарий.К сожалению!Самые главные враги веры это мы сами и каждый из нас,кто не со Христом по сути,а не по форме.
Марина21 ноября 2017, 17:54
Однажды во время возгласа "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы", я вдруг ужаснулась своего состояния! Я посмотрела на окружающих меня верующих, которых за 3 года уже хорошо знаю, но только в лицо. И поняла, что это мои родные братья и сестры, и я должна их любить! И вот только после этого, я стала скучать по храму и прихожанам. Целых 3 года, после переезда, не могла полюбить свой храм прп. Сергия! Многая лета о. Нектарию, очень люблю его статьи! Трудно быть христианкой, но Слава Богу, наши пастыри укрепляют в трудные минуты.
Алексий21 ноября 2017, 16:39
Спасибо, отче!
21 ноября 2017, 14:41
о. Нектарий, спасибо, что поднимаете эту насущную тему. Но не потому ли и спасется лишь "малое стадо", что Дух Христов стяжать ох как непросто? И если это было непросто и тысячу лет назал, то насколько же сложно в наши пред-антихристовы дни? Люди защищаются ритуалом, церковным благолепием, им нужен хоть какой то стержень, к тому же, будем честны-когда это в России, с ее общинным сознанием, так уж массово ценилось что то ЛИЧНОЕ в отношении с Богом?? Я встречала мнение, что такое вот личное может привести к протестантизму, я серьезно. Вы пишите про дух милосердия, кротости, сострадания, о нем помнил царь Александр I, потому и ушел в Сибирь, потому и Николай II отрекся, но понимаем ли мы их?!
Кристина21 ноября 2017, 13:35
Спасибо за статью!
Игорь Санин21 ноября 2017, 11:01
Благодарю Редакцию за ЖИВОЕ слово!!!Отцу Нектарию многая и благая лета!!!Если бы все священники-Христиане на своих приходах,архиереи в епархиях, вышли бы и спросили:"а приняли ли вы Духа Святого уверовавши?",и свою Церковную "деятельность"осмысливали бы по числу засвидетельствовавших о"рождении свыше","братьев и сестёр"которые не от хотения мужа а от Бога родились",а не по суммам в"церковной кружке",то в каком то,возможно даже не в столь отдалённом времени,Россия наконец то стала Христианской!
р.Б. Сергий21 ноября 2017, 09:19
Спасибо,о.Нектарию за этот материал для размышления. Сам ловил самого себя,в отдельные моменты,на сильном желании бороться,что называется "огнём и мечом", с людьми,осуждающими Православную Церковь.Потом понял,что при таких мыслях,даже номинально, не могу называться христианином.В этой статье нашел лишнее тому подтверждение.
Дай Бог времени на возможность исправиться.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×