О героинях и диссидентах нашего времени

Интервью с психологом и арт-терапевтом Татьяной Шишовой. Часть вторая

Часть 1: Какие риски ждут девочек из неполных семей?

– Как вы выдумаете, понимания каких ценностей сегодня катастрофически не хватает нашему обществу?

– Изначально очень важно, чтобы люди осознавали, что семья – это то, чем нельзя разбрасываться. Женитьба – это серьезный шаг, и легкомыслие в этих вопросах потом аукнется, может с очень большой вероятностью обернуться в дальнейшем разными неприятностями, драмами, а то и трагедиями.

Также мне кажется очень важным, чтобы в обществе начала цениться верность. Сейчас же к этим вопросам тоже очень легкомысленное отношение. А семья – это такое данное Богом образование, где люди должны быть верны друг другу и в горе, и в радости. А не так, что как возникли трудности, то бросили друг друга и разбежались.

Мужчины должны сохранять именно мужские качества, а женщины – женские

Мужчины должны сохранять именно мужские качества, а женщины – женские. Это не значит, что мужчина должен быть свирепым и грубым деспотом, который стучит кулаком по столу, а все стоят по струнке и лижут ему сапоги. Но сейчас очень много инфантильных мужчин, которые, кстати, выросли часто в неполных семьях или в семьях, где мало от них требовали, не воспитывали в них мужественность и умение преодолевать трудности. Как следствие, они не готовы к роли опоры семьи. Им, может быть, уже по 40–45 лет, а они ведут себя как подростки. Но подросток не может быть мужем и отцом.

Также и девочку надо воспитывать, прежде всего имея в виду, что она – будущая жена и мать, а не обязательно отличница, которая получит два образования, будет работать в престижной фирме и зарабатывать много денег.

Важно, чтобы женщина понимала, что составляет ее сильные стороны. Женственность, женское поведение – изначально заложенная в нее естественная модель поведения. Поэтому, когда мы начинаем отказываться от того, что дано нам Богом, и искать что-то другое – другую родину, другую идентичность и т.д., – из этого, как правило, не выходит ничего хорошего.

– На ваш взгляд, почему женщине сегодня стало все же объективно сложнее выполнять традиционные и естественные для нее роли матери и супруги?

– У нас в России, как мне кажется, сейчас наличествуют две противоборствующие друг с другом тенденции. Вот мы говорим про Запад. Запад идет по пути разрушения традиций и семьи как общественного института. Как мы знаем, кое-где отменяется понятия пола, вводится понятие «гендер». Все ставится с ног на голову, во многих странах уже легализованы содомские браки и союзы. Разрешаются, узакониваются и навязываются те вещи, которые еще недавно считались противоестественными и даже были уголовно наказуемыми. По сути, на Западе происходит очередная в мировой истории попытка создать новое общество и новую нравственность, нового человека. Можно сказать – человека модульного. Так я называю человека, который может состоять из некоего набора взаимозаменимых модулей. Например, ты можешь сменить свой пол, причем не один раз.

Либеральная часть нашего общества следует в русле этих идей, пытается таким образом жить и своим образом жизни пропагандировать эти новые ценности. На этой почве у нее возникают конфликты с более традиционной частью общества. С другой стороны, действительно, в советское время были утрачены многие традиционные ценности, например, традиция многодетности. То, что женщина должна быть прежде всего работницей и полезным членом общества, а вовсе не матерью и женой, – это все тоже не сегодня появилось, а является наследием советских времен. Поэтому как раз старшее поколение, воспитанное в советское время, часто не понимает и не принимает каких-то вещей, связанных с традиционными ценностями. Как ни странно, старшему поколению эти глобалистские тенденции часто довольно близки, потому что это развитие идей либерализма.

Татьяна Шишова Татьяна Шишова

– Но старшее поколение росло не в либеральных условиях и не в либеральной среде.

– В какой-то степени советский проект был либеральным. Он же провозглашал, в том числе, освобождение женщин. Вспомните «освобожденных женщин Востока». Другое дело, что идея социальной справедливости, как ее тогда понимали, играла в советском проекте очень большую роль. Тем не менее умами тогда владела идея прогресса. Традиционные религиозные ценности были объявлены мракобесием, с Церковью шла борьба.

Вторая тенденция, которая противостоит первой, – это тенденция антиглобалистская, тенденция к возрождению традиционных ценностей и представлений. Здесь, конечно, можно встретиться и с попыткой прямолинейной реставрации, реконструкции некой архаики, но это мало реально и практически неосуществимо, потому что жизнь, социальная ситуация все-таки сильно изменилась. И сейчас происходит постепенный поиск путей по возвращению к традиционным ценностям, но на новом историческом этапе, на новом этапе развития общества. То есть мы присутствуем при очень интересном явлении творческого поиска, и поиск этот осуществляется достаточно быстро. Сейчас вообще все очень быстро происходит. Например, можно вспомнить, что еще лет 15 назад люди вообще не принимали такого словосочетания, как «православная психология». Часто говорили, что вы бы еще и православную математику предложили. Но сегодня православная психология – уже признанное направление. Другое дело, что она только складывается, там тоже идут свои поиски, но по крайней мере уже никто не оспаривает ее права на существование.

На наших глазах происходит рождение, возникновение какой-то новой реальности

Или возникли такие явления, как православная художественная литература, православные песни, православная поэзия. На наших глазах происходит рождение, возникновение какой-то новой реальности. И точно так же происходит пересмотр и попытка новой организации частной жизни людей, чтобы эта частная жизнь не расходилась с религиозными представлениями. Потому что если она начинает с ними расходиться, то получается лицемерие или какой-то карнавал. Просто сняли костюм и надели другой – и начали ощущать и позиционировать себя иначе. Поэтому, например, сейчас среди православных много многодетных. Это люди, которые не хотят, чтобы слова расходились с делами, хотят жить по воле Божией, иметь столько детей, сколько дает Бог. Они, конечно, в современной жизни испытывают много проблем, но тем не менее мы видим, что постепенно создается целый общественный слой, прослойка.

– В связи с многодетностью нынешних православных рискну задать такой вопрос. Да, много православных семей, у которых по 3–4 ребенка, иногда даже больше. Действительно, происходит какой-то творческий поиск по воспроизведению традиционных форм и норм жизни в современных условиях. Но нет ли здесь и того, что порой называют «православием-лайт»? Ведь если говорить предельно честно, то мы же знаем, что очень многие православные предохраняются в своей супружеской жизни. То есть на полноценную многодетность, что называется, «по полной», они все же не решаются. Так что с чем же мы на самом деле имеем дело – с творческим поиском или православием-лайт?

– Я думаю, что, к сожалению, все же скорее второе. Многие люди, особенно в больших городах, пытаются соответствовать той высокой планке уровня жизни, которая задается социумом, и в такой реальности быть многодетными очень сложно. Также мне кажется, что очень плохую роль сыграла пропаганда этого так называемого православия-лайт в определенных ортоСМИ. Ведь где-то последние 15 лет все это очень активно пропагандируют.

Да, на двух стульях нельзя сидеть очень долго. Но проблема еще и в выборе государственной политики. Потому что сейчас многодетные православные, если мы говорим об образе жизни, во многом идут против течения. В нынешней социальной реальности современные православные – своего рода диссиденты. Это так еще и потому, что государственная политика в семейной сфере сейчас по-настоящему не направлена на поддержку многодетных семей. И возникает вопрос: а нынешнему государству вообще нужны новые граждане? Например, защита Родины у нас долг каждого мужчины, если только он не тяжело болен. Так государству нужно, чтобы у него были защитники, или нет? Или, скажем, ему нужно по-настоящему, а не только на словах, чтобы были люди, которые работают и делают отчисления в Пенсионный Фонд?

– Почему вы считаете, что православные сегодня своего рода диссиденты?

– Потому что они идут против течения. Современная жизнь рассчитана на одного, максимум двух детей. Возьмем размеры квартир и количество в них комнат, зарплаты. Понятно, что если в семье трое, четверо, пятеро детей, то маме с папой вдвоем работать уже сложно. А сколько современных мужчин может на одну свою зарплату прокормить пятерых детей, да еще жену и себя?

– Ну, смотря как кормить.

– Смотря как кормить, да. Тем не менее весьма часто это вряд ли будет соответствовать принятым стандартам потребления. Кроме того, существуют социальные службы, та самая ювенальная юстиция, которой у нас якобы нет. И они могут предъявлять претензии, что у вас, например, недостаточно продуктов питания. И так далее, и тому подобное. То есть государство само утверждает такие стандарты, которые фактически препятствуют многодетности.

Или, например, политика в сфере приемных семей. За приемных детей, если их берут в семью под опеку или патронат, семье платят большие деньги, особенно по меркам регионов. Это о чем говорит, какой тут посыл? Что не надо рожать. Лучше возьмите приемных, а свои – они, по сути, не нужны. Или не так уж нужны. Многодетные официально считаются у нас категорией риска, за которыми надо следить более пристально. Есть методички, в которых говорится, что в многодетных семьях надо потенциально подозревать жестокое обращение с детьми, потому что мать или отец часто находятся в раздраженном состоянии.

Смотрите, например, сколько сопротивления со стороны глобалистов было по поводу материнского капитала. Что они тогда говорили? Что давать его не надо, что эти деньги пропьют и т. д. Но сейчас уже известно, что программа материнского капитала, которая на самом деле была весьма половинчатой мерой, все равно дала свой результат, особенно в провинции. Повысилась рождаемость именно вторых детей, и сейчас поэтому думают, как повысить рождаемость так, чтобы в семьях появлялись третьи дети и т.д. Но и это тоже встречает очень много сопротивления и демагогических возражений.

Для женщины самое главное – чтобы она была женой и матерью

– Какой вам видится некая оптимальная стратегия для женщины в России в современных условиях? И кто они – героини нашего времени?

– Если в двух словах, то для женщины самое главное – это семья и дети, чтобы она была женой и матерью, потому что мать никто заменить не может. Если у нее остаются силы еще на какие-то дела – работу, творчество, – это очень хорошо, но это все же не должно идти в ущерб детям и их полноценному воспитанию.

С другой стороны, многие женщины, когда они истово посвящают себя детям и совсем отказываются от своих интересов, очень устают от этого, потому что их и воспитывали по-другому, да и в старые времена тоже по-разному бывало. Поэтому, конечно, если женщине хочется еще чем-то заниматься, то надо постараться, чтобы у нее для этого были возможности. И в этом отношении, конечно, важно, чтобы ей помогал ее муж и чтобы семья в целом тоже ее как-то поддерживала.

– То есть не стоит идти на социальное диссидентство только ради принципа и пытаться воспроизвести модели поведения, которые мало реальны в нынешних условиях?

– Конечно, не стоит. Надо рассчитывать свои силы, потому что, как говорится, «взялся за гуж – не говори, что не дюж». Бывает так, что люди сначала активно берутся за что-то для них совершенно новое, а потом быстро истощаются, и сил у них уже не остается. Им хочется все бросить и куда-то убежать.

Я знаю достаточно много женщин, у которых несколько детей, и при этом они вовсе не ограничены домом. Например, сейчас по Москве все большее распространение получает следующая хорошая тенденция: люди больше, чем раньше, стали заниматься развитием детей, в том числе и многодетные православные. Поэтому стали востребованы многие музеи и т.д. Так что сказать, что эти люди сидят в четырех стенах, нельзя.

А потом, продолжительность жизни сейчас достаточно большая, и она не ограничивается тем периодом, когда дети маленькие. Дети вырастают, и освобождается время уже для своих занятий. Понятно, что до этого надо как-то дожить, но иметь в виду эту перспективу надо.

– А все-таки, на ваш взгляд, в окружающей нас жизни есть положительные героини нашего времени? Кто они сегодня?

– Я думаю, что многодетная мама сегодня сама по себе уже героиня, потому что в нынешних условиях она несет очень большие нагрузки. Мне кажется, что у нас на самом деле много таких героинь нашего времени, и это не только многодетные мамы. Например, учительницы в школе. В очень трудных условиях, когда эта профессия всячески принижалась, и учителя перебивались с хлеба на квас, они продолжали быть хорошими специалистами и учить детей. Или женщины, которые становились монахинями и порой ценой собственного здоровья возрождали монастыри, вынося такие тяготы, которые мало кто может вынести, – это ведь тоже много значит, правда? Так что и они тоже героини нашего времени.

Сейчас тема героев нашего времени, как мне кажется, это вообще непаханое поле. Среди нас на самом деле много таких удивительных, порой выдающихся людей – и женщин, и мужчин. Просто рекламируется и пропагандируется сегодня совсем другое, и поэтому мы этих людей, как правило, почти не видим и не замечаем.

С Татьяной Шишовой
беседовал Юрий Пущаев

18 октября 2017 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Аккумулятор для дочери Аккумулятор для дочери
Беседа о роли отца в жизни девочки
Аккумулятор для дочери Аккумулятор для дочери
Беседа о роли отца в жизни девочки
Александр Ткаченко
Правильные отношения с Богом легче выстроить тогда, когда у тебя выстроились правильные понятия об отношениях и с отцом земным.
Пусть всегда будет папа Пусть всегда будет папа
Дмитрий Тюттерин
Пусть всегда будет папа Пусть всегда будет папа
О роли отца в жизни ребенка
Дмитрий Тюттерин
Об отцовстве рассуждает Дмитрий Тюттерин, педагог, журналист, директор сети частных детских садов «Семь гномов».
Безотцовский фактор Безотцовский фактор
Александра Оболонкова
Месяц назад мне довелось побывать на одном мероприятии, посвященном вопросам защиты семьи. Ну, что семьи в России сегодня разрушаются, и окружающая обстановка тому только способствует, не говорит только ленивый. Я не об этом. То есть и об этом тоже, но немного с другого ракурса что ли…
Комментарии
старик Петрович20 октября 2017, 22:20
Ольга20 октября 2017, 10:10 "А о каких больших деньгах говорит автор, которые получают за приемных детей?! У нас есть такой ребенок. Получаем копейки." Ольга, это имеется ввиду в сравнении "пособиями" на своих, родных детей. Которые вообще издевательство. А так, конечно, и там и там копейки. В целом вся политика государства нацелена на то, чтобы больше одного-двух не рожали. Об этом, собсно, и статья. Потому автор и говорит, что тем у кого больше двух детей (своих ли, приемных ли, не важно) памятник нужно ставить. Это и есть настоящие герои нашего времени. И с этим трудно не согласиться...
Ольга20 октября 2017, 10:10
А о каких больших деньгах говорит автор, которые получают за приемных детей?! У нас есть такой ребенок. Получаем копейки.
Галина20 октября 2017, 00:50
Эта фотография нашего батюшки-прот.Вячеслава с семьей.И никакая она не постановочная.Просто кто-то перепостил ее и гуляет по Интернету.Сейчас уже семья увеличилась.Это очень душевные Батюшка Вячеслав с матушкой Людмилой.У них все в семье поставлено на любви и доброжелательности .Такое же отношение к детям в Садике-Школе при Храме и прихожанам.Поэтому это никак не по христиански обсуждать людей на фото,опубликованное без их согласия.Батюшка служит в Крестовоздвиженском Храме г.Винница.Украина.
старик Петрович19 октября 2017, 19:52
О православии-лайт. Вот я тоже замечаю эту тенденцию. Я в Церкви скоро уже 30 лет, вижу как всё меняется. "Продвинутых" православных встречаю всё чаще. Все они такие современные, прагматичные, с поставленной речью, свысока посматривают на церковных бабушек (последних из могикан), посмеиваются над "православным фанатизмом". И в семьях у них по одному (максимум два) ребенка. И это осознанный выбор. И всегда аргументированно объяснят, что это к вере вообще никакого отношения не имеет (со ссылками на "Социальную Концепцию Церкви"). Основной постулат: в жизни православный человек никак не должен выделяться из современного общества. Должен быть "как все". Вот эта мимикрия и настораживает..
Лиза19 октября 2017, 14:51
А что плохого в самоваре? У бабушки был самовар электрический, так тепло было пить чай с её клубничным вареньем и блинами! Я бы себе такой завела дома, может, попадётся, и куплю. Мы тоже, когда семьёй делаем фото, то чаще, за столом. А насчёт лайт-православия.. Что толку живот втягивать, если он есть. Так и тут. Ведь только Благодатью Божией живём, отсюда и все решения. Тут искусственность ни к чему и стандарты православия тоже. Ну, смогли троих, и то не сразу дошло, и Слава Богу! А кто-то смог 15, и тоже Слава Богу!
Дмитрий19 октября 2017, 10:35
Очень здравая мысль в заключении, как мне кажется. Не могло бы уважаемое "Православие.ру" уделять больше внимания популяризации "героев нашего времени" православных по жизни или, хотя бы по духу. В противовес большинству современных "православных" порталов и изданий, которые пропагандируют образ "православного" потребления, "православной" подвинутости и "православного" либерализма.
Наталья Богоявленская18 октября 2017, 22:23
Ну и какие же риски ждут девочек из неполных семей? Я так и не поняла. Простите.
Галина18 октября 2017, 17:24
Насчёт постановочного фото категорически не согласна, так как лично знаю эту семью (фото, которое было утром). На первом утреннем фото была семья замечательного, доброго, строгого и жизнерадостного Батюшки, протоиерея отца Димитрия (Кадомцева) с Матушкой Юлией и их детьми. Отец Димитрий больше 10 лет является настоятелем Храма в честь Иконы Божьей Матери «Скоропослушница» в селе Верхняя Санарка Челябинской области. Это Настоящая, Дружная, Православная Семья! Многая и благая лета Вашей Семье, отец Димитрий!!!!
Светлана18 октября 2017, 14:38
Все правильно сказано, хорошо бы в школе такие беседы проводить для молодежи, помоги нам, Господи!
Юрий Пущаев18 октября 2017, 13:19
Редакция на всякий случай убрала фото, заменив его другим. Во избежание ненужных споров, как говорится, чтобы основной фокус обсуждения был все-таки вокруг мыслей. высказанных в статье, а не по поводу удачности или неудачности фото.
Татьяна М18 октября 2017, 13:01
Очень хорошая, дельная статья. И заглавная фотография как раз к месту - большой семье нужно развиваться на лоне села, простора, с правильной помощью государства! А то православие-лайт заведет нас в неправду. По поводу приемных семей и выплат на приемных детей, не согласна, это отдельный огромный и очень больной вопрос нашей страны и его тоже нужно правильно решать государству, а пока все так, как есть...
Алексей18 октября 2017, 00:43
Очень хорошая, дельная статья. Вот только заглавная фотография ни к чему - что-то не по делу пародийное в этом самоваре и очередной демонстрации счастья на камеру. Сразу прошу прощения у людей с фотографии - я с ними не знаком и ничего против них как таковых не имею. Просто несть числа совершенно однотипным фотографиям, рекламирующим американский, европейский, советский и прочий образы жизни - "мы - самые счастливые, самые настоящие, у нас - самовар (компьютер, микроволновка)"
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×