О «дураке»,
или Один в поле – воин

Так получилось, что за последние несколько недель посмотрели со старшими детьми три фильма: «В порту», «Гроздья гнева» и «Дурак». При всей несхожести ситуаций и сюжетных коллизий есть в этих фильмах нечто общее. А размышляя над ними, оказываешься перед очень важным вопросом: дурак ли тот, кто пытается противостоять – подчас в одиночку – мраку и безнадежности жизненных обстоятельств?

Кадр из фильма «Дурак» Кадр из фильма «Дурак»

«Дурак» (2014; реж. Ю. Быков) сделан сильно. Смотришь, затаив дыхание. Хочется поторопить события, волнуешься за жителей девятиэтажки, которая в любой момент может рухнуть, изумляешься продажности и подлости руководства города, а от сцен домашнего насилия и безнадежного пьянства сжимается сердце.

Потом начинаешь анализировать увиденное и понимаешь, что в очередной раз сыграли на твоих эмоциях и подтолкнули к определенным выводам. Один из выводов озвучен персонажем фильма: «У нас всегда так будет». Ну что ж, раз всегда так будет и сделать ничего нельзя, пойдемте все запишемся в «Киты». И еще вывод: честному неравнодушному человеку нет места в нашем обществе, он обречен быть дураком, непонятым, растоптанным косным народом, за который он не пожалел себя.

А теперь обратимся к фильму «В порту» (1954), где Марлон Брандо сыграл одну из первых своих ролей (Терри Маллой). Американский портовый город времен депрессии, безработица, нищета, пьянство, страх, грубость. Жизнь маленького человека там предопределена, люди работают за нищенские расценки, навязанные местной бандой. Там тоже все куплено, и девиз местных жителей: «D and D» – «Deaf and Dumb» – «глухой и немой». Фильм начинается сценой убийства честного парня, любимого всей округой. Он бросил вызов порочной системе и был сброшен с крыши многоэтажки «пацанами». После рыданий и стенаний все замирают и возвращаются к привычному образу жизни, пьянству и работе за гроши. Это не первый и не последний случай расправы с неугодными, но все молчат. За «братками» деньги и власть, а бунтовщики не будут наняты на работу, и их семьи умрут голодной смертью. Но находится человек, которого не устраивает подобное положение дел. Это пастор отец Барри. Он начинает расследование очередной смерти и призывает свидетелей дать показания. Люди боятся. За свидетелями ведется слежка членами банды. Отцу Барри удается уговорить одного из пожилых свидетелей не молчать, но старика тут же убивают, сбросив на него контейнер с виски. Молчи – или умрешь страшной смертью, у братков везде агенты, тебя подкараулят и сбросят с крыши или повесят в подворотне. Но недаром проповедует отец Барри и взывает к совести людей. Он говорит, что Христос – среди них. Христос – в очереди на работу, Христос – получатель жалких грошей, это Христа обсчитывают и сбрасывают с крыши, и предательство очередной жертвы босса – это предательство Христа.

Терри Малой влюбляется в сестру сброшенного с крыши парня и терзается угрызениями совести. Ведь это он вызвал его на смерть. Его послали позвать жертву на крышу якобы для того, чтобы подарить ему голубей. Сестра погибшего не знает, какую роль сыграл ее возлюбленный в смерти брата, и отец Барри убеждает Терри признаться ей в этом. В какой-то момент один из членов банды оказывается в руках у Терри и мщение кажется неминуемым, но отец Барри предотвращает убийство и убеждает Терри бороться не с помощью пистолета, а в суде. Он дает показания в суде на следующий день, и с суда начинается падение банды.

Кадр из фильм «В порту» Кадр из фильм «В порту»

Фильм страшный, депрессивный, и временами сердце сжимается от безысходности. Тем не менее американскому зрителю дается надежда, показывается выход. Маленького человека вдохновляют на борьбу с коррупцией не с помощью пистолета и разборок группировок, а с помощью совести и честности. Да, борьба с порочной системой – дело рискованное, но, объединившись, маленькие люди представляют собой силу. Много людей погибает от рук установившей свои порядки банды, но их жертва не напрасна.

Российский зритель остается наедине со своими размышлениями, созерцая то ли убитого, то ли покалеченного озверевшей толпой «дурака». Жертва его бессмысленна. У него нет последователей и единомышленников, он один как перст. Пьяные люди с признаками вырождения на лицах не стоят ни его душевных страданий, ни риска, которому он подвергает свою жизнь. Они не понимают смысла его поступков и возвращаются в разрушающийся дом. Какая реакция ожидается от зрителя? «Поделом неблагодарным»?

Продолжим сравнивать эти два фильма. Как показаны бедные люди в американской и российской глубинке? «В порту» живут люди бедные и забитые, но разные. Помимо пьющих и грубых дебоширов там есть добрые, скромные труженики, милые лица. Там есть отец прекрасной девушки, у которого от работы одна рука стала короче другой. Он же – отец погибшего честного парня. Он хочет для дочери лучшей доли, но не извиняется перед ней за то, что дал ей жизнь, в отличие от родителей «дурака». В «Дураке» я не увидела ни одного симпатичного лица помимо главного героя и его отца. Жители общежития или злодеи, или жертвы, не вызывающие симпатии. Избитая жена забирает заявление, чтобы брутальный муж не лишился премии. Этим поступком она лишает нас права на сочувствие: своими руками взращивает скотское отношение к себе. На 820 человек ни одного милого или хотя бы доброго лица. Я не Станиславский, но я не верю. Подумайте о своих соседях, коллегах, знакомых, посмотрите вокруг в маршрутке или в метро. Ни в одном обществе, ни в одной группе не могут собраться одни уроды. И если уж говорить об отвратительных лицах, давайте вспомним Анну Каренину: в последние минуты перед смертью ей все казались омерзительны. Это было отражением внутреннего состояния ее души. И в гротескном изображении жителей общежития мне тоже видится отражение души создателей фильма. Отражение их нелюбви. В самом хлестком рассказе Чехова есть боль и неотделимость автора от своего народа, но не болью создан «Дурак». Скорее – отвращением. Если в фильме показано столько пахучего вещества и ни капли меда, я делаю вывод, что среди его создателей не было ни одной пчелы, а только мухи. «Я русский и не могу не взять», – говорит с апломбом глава УВД. А кто может не взять? История взяточничества, коррупции, жадности и подлости – это история всего человечества. Точнее – история человека. И рядом с корыстными, равнодушными и жестокими всегда будут честные, самоотверженные, добрые.

Вообще когда мои дети начинают кого-то или что-то сильно критиковать, я советую им вспомнить «Обыкновенную историю» Гончарова. Племянник Александр прошел несколько стадий развития от наивной восторженности до цинизма. Когда он вошел в фазу критики всего и вся, его умно осадил дядя. Он сумел перенаправить его карающий меч на него самого. Ах, этот похож на козла, а та – на свинью? А не свинья ли ты сам, милый племянничек? Александр был настолько потрясен открытием, что и думать забыл о чужих недостатках, которые только что смаковал. Я увидела в «Дураке» не столько вскрытие язв общества, сколько их смакование. Притом смакование недостатков гротескных.

Кадр из фильма «Гроздья гнева» Кадр из фильма «Гроздья гнева»

В фильме «Гроздья гнева» (1940) тоже нищета, несправедливость, голод и безысходность, царившие в Америке времен депрессии. Простые фермеры оказываются беспомощными перед теми, кто обманом завладел их землей и в одночасье лишил их дома, заработка и покоя. Один человек сходит с ума, многие семьями отправляются в Калифорнию на сезонные работы. Как организован труд голодающих, отчаявшихся людей, как их безбожно обирают, как наживаются на изможденных людях, детях – всё это ярко показано в фильме, и от наглости обманщиков сжимаются кулаки. И во всем этом аду, где в мирное время умирают от голода дети, в то время как хозяева жизни разъезжают в шикарных авто, в этом аду множество добрых, достойных людей. Девушка на заправке, отказавшаяся поначалу продать бедным переселенцам хлеб дешевле, пристыжена хозяином, который велит ей продать целую буханку за цену половины; потом, на кассе, она продает для их детей за два цента леденцы, которые на самом деле стоят доллар. Сами переселенцы, которым стыдно просить, которые рассчитали весь свой скудный бюджет на путешествие и краснеют за то, что не могут заплатить полностью. Они не крадут, не грабят и не уподобляются своим обидчикам. Лишенные всего незаконным образом, они ищут честных путей заработать на хлеб, проявляя трогательную заботу друг о друге. Потрясла сцена отъезда семейства в 10 человек. Старая машина, нагруженная барахлом и людьми, просела от тяжести, но на просьбу знакомого взять его с собой они не отвечают отказом. Где десять, там и одиннадцать! Кейси, бывший проповедник, говорит, что, если машина доберется до Калифорнии, это будет чудом, равным библейскому. И чудо случается.

Человек, отдавший жизнь за других, – не дурак. Потому что жизнь за других выше, чем существование ради собственных интересов

Кейси первый понял систему обмана, придуманную работодателями, и объясняет это людям. Он расплачивается за свое открытие жизнью, а главному герою, Тому, разбивают челюсть. Он досрочно выпущен из тюрьмы на поруки, и пример человека, не испугавшегося мести корыстных работодателей, вдохновляет его. Он не считает человека, убитого за справедливость, дураком. Этот человек открывает ему новые горизонты: жизнь для других. И Том, грубый, неотесанный, отсидевший срок, понимает, что жизнь для других – выше, чем свои интересы, и он преклоняется перед ней.

Фильм кончается оптимистично. Ма Джоад говорит: «Богачи жиреют и умирают, их слабые дети чахнут и вырождаются. Но мы всё прибываем и прибываем. Мы живучие. Нас не сотрешь с лица земли. Мы вечны, Па, потому что мы – люди».

Американскому зрителю, наряду с описанием ужасов его жизни, предлагается выход. Российскому зрителю предлагается увидеть свою карикатуру и в ужасе отшатнуться.

А уж что касается неблагодарности косной толпы – это было в истории много раз. И как случалось много раз, у праведника всегда найдутся последователи, будь их двенадцать или всего один.

Людмила Селенская

13 октября 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Чучело» всепрощающее «Чучело» всепрощающее
Максим Васюнов
«Чучело» всепрощающее «Чучело» всепрощающее
Евангельские мотивы в фильме Ролана Быкова
Максим Васюнов
Быков не вкладывал в картину религиозные смыслы, они невероятным образом сами проявлялись в процессе работы.
«С доверием ребенка я полюбил Христа» «С доверием ребенка я полюбил Христа»
Диак. Ненад Илич
«С доверием ребенка я полюбил Христа» «С доверием ребенка я полюбил Христа»
Беседа с диаконом Ненадом Иличем, сербским режиссером и писателем
О том, как и зачем снималось кино о сербских подвижниках XX века, почему до сих пор нет фильма о святом Савве и каково это – быть на границе между Востоком и Западом.
Код Андрея Тарковского Код Андрея Тарковского
Станислав Минаков
Код Андрея Тарковского Код Андрея Тарковского
Станислав Минаков
«Скроенная на “потребителя” современная массовая культура – цивилизация протезов –все чаще преграждает людям путь к фундаментальным вопросам их существования, к сознательному воссозданию самих себя как духовных существ…» Это сказано Андреем Тарковским абсолютно пророчески.
Комментарии
Юлия Кузнецова21 августа 2018, 19:14
"На 820 человек ни одного милого или хотя бы доброго лица. Я не Станиславский, но я не верю. ...Ни в одном обществе, ни в одной группе не могут собраться одни уроды". - Правильно, что не верите. Это не отражение реальности, это приём "обезличивания", который применяется в идеологической борьбе. Он используется для создания т.н. образа врага, когда пропагандистская машина должна заставить одну группу людей возненавидеть другую. Тех, кого надо ненавидеть, показывают не только отвратительными, но и не имеющими лицо, личность, отдельность. Они должны выглядеть как однородное стадо. Ужас в том, что, судя по подобным фильмам, образ врага выращивают у нас по отношению к нам же самим!
Светлана21 июня 2018, 11:02
Уважаемая Людмила! Прочитав Вашу статью и еще раз убедилась в том настолько мы по-разному видим мир, что появилось ощущение, что нас с Вами разделяет целая Вселенная. Фильм я поняла совсем по-другому. Главный герой - это настоящая живая неравнодушая душа в этом равнодушном мире. И когда он лежит убитый в конце фильма мне казалось, что Господь смотрит на него как на лучшее свое дитя. Замечательный фильм. Зачем вы сравниваете с американскими фильмами? Другие мы, русские, и слава Богу начинаем это понимать. Пусть лучше такой настоящий человек - "дурак", чем равнодушное "оно". Я благодарна создателям фильма, хочется, чтобы фильм увидели как можно больше людей. С уважением, р.Б. Фотиния.
Леонид 9 мая 2018, 19:07
Жаль, что мне эта статья не попалась в свое время. Целых 30 мин смотрел фильм, пока не понял, что это обман, сплошная ложь. События, люди все придумано человеком, который не только не любит людей, он их ненавидит, всех и в том числе главного героя.
Ольга22 февраля 2018, 18:29
Конечно, в фильме есть спорные моменты, но по окончании картины я вспомнила слова "Много званных, да мало избранных", вспомнила о Христе и его жертве за людей. Да, хочется чтобы восторжествовала справедливость, хочется праздника, но в картине показана реальность, несколько утрированная, но характерная для нашей страны, а в чем-то и всего людского сообщества. Кто знает выход, в каких современных фильмах и книгах это написано? Возможен ли другой конец у этой истории?
Артём Шидловский29 октября 2017, 18:58
"Понятно и то, что в мировоззренческой парадигме автора, на стороне добра играют дураки и добро проигрывает злу. И именно эту мысль он внушает зрителю. Вообще-то, это декаданс в его чистейшем виде. Было такое течение, накануне событий 1917 г. Чем это закончилось, многие знают."
Сказки про Ивана-дурака, русского народного героя, надо понимать тоже укладываются в ваше течение?
Или всех теперь интересует только мнимый сиюминутный успех, который рисует западная модель мира?
Любовь16 октября 2017, 18:24
Какой выход предлагаем мы главному герою,если он оказался в определённое время, в определённом месте?Как выразился тот чиновник на банкете "увидеть и забыть,пойти лечь спать.кого спасать-то,эту шваль,отбросы,детей,из которых не известно что вырастет"? Мне кажется,российскому жителю предлагается подумать,смог бы я ради "таких" жертвовать собой?как я живу,думаю ли о других или только о своей семье?Есть ли для меня "чужие люди"?Иду ли я на компромиссы с неправдой,когда необходимо приложить бОльшие усилия?даже в повседневной жизни?Относительно автора фильма,который якобы видит только плохое,согласна с Наблюдателем 14 октября12:38
АлександрГ.16 октября 2017, 11:15
Почему фильм Карло Понти "Брак по-итальянски", считается шедевром киноскусства? Показана Италия, послевоенная, побежденная страна. Голод, разруха, нищета, проституция. От одного этого, впору впасть в тоску. И все-таки фильм, оставляет потрясающе светлое чувство. Наверное от того, что в фильме показана любовь. Показано, как любовь пробуждается и в сердце, привыкшем жить для себя. И любовь побеждает. А у нас же, в фильмах либо полный левифиан, либо страдания "добрых" банкиров.
АлександрГ. 16 октября 2017, 10:50
Понятно, что любой фильм это проекция внутреннего мира режиссера на окружающую действительность. Иными словами, внутренняя грязь не позволяет видеть свет, а позволяет усматривать в окружающей действительности только грязь. Понятно и то, что внутренняя грязь творца выливается на миллионы зрителей, добавляя, а не уменьшая количество грязи. Понятно и то, что в мировоззренческой парадигме автора, на стороне добра играют дураки и добро проигрывает злу. И именно эту мысль он внушает зрителю. Вообще-то, это декаданс в его чистейшем виде. Было такое течение, накануне событий 1917 г. Чем это закончилось, многие знают.
Андрей Юрьевич16 октября 2017, 04:28
Спасибо нашим "дуракам", которые смело идут на разведку в злачные кинематографические места, смотрят фильмы с запашком, а потом предупреждают братьев и сестер православных: Не ходите сюда, замараетесь! Спасибо! На фильм "Дурак" точно не пойду. (Единственное пожелание автору статьи на будущее - берегите детей!)

И ещё в ответ на
Сергей Валерьевич б14 октября 2017, 19:48
А при обсуждении учитываем что продюсером фильма является А.Учитель ?

А не пора ли нам, братья и сестры, занести фамилию Учитель в личный черный список кинопросмотров? Даже, если в очередном "шедевре" он будет выступать в качестве монтажёра или осветителя
Людмила Селенская15 октября 2017, 22:33
Статья написана за несколько дней до трагедии в Лондоне, пожара в Гренфелл Тауэр. Один-в-один “Дурак”, только на английской почве. Тоже пытались бить тревогу, ходили, жаловались, и власти ничего не сделали, чтобы предотвратить трагедию. Сделана, правда, была одна вещь: чтобы не травмировать жителей богатого района Кенсингтон, на уродливое здание было приделано декоративное покрытие, которое в конечном итоге способствовало распространению пожара. Тревогу били в 2013 году, но ничего не было сделано.
Что касается неблагодарности,то продюсер “Дурака”, создавший “Матильду” на 100-летие кончины Царской Семьи, сам бросил камень в умершего за свой народ Государя и оказался одним из неблагодарных.
Владимир Астраков15 октября 2017, 13:52
Фильм «Дурак» НУЖЕН. Каждому из нас. И точка.
Смотрите, люди, этот фильм! Он ваши сердца ОЖИВИТ.
Светлана15 октября 2017, 08:20
Фильм "Дурак" посмотрела случайно. Потряс! На следующий день специально пересмотрела ещё раз и была потрясена ещё глубже! Вот же в атмосфере лжи, предательства, коррупции, пьянства, разврата и прочей гнили растут всё-таки чистые благоуханные лилии! Плакала от любви к дураку и его отцу. Фильм жизнеутверждающий - не переведутся на Руси "дураки". Не стоИт город без праведника. Обязательно покажу фильм детям.
Михаил15 октября 2017, 01:54
Предполагается что ты умнее других, честнее прочих человеков, лучше их. А это не так, и думать так - превозноситься и быть несчастным в конце концов. А сми сейчас, "деятели культуры", вот эта вся ментальная шпана, они только тоску нагоняют, продвигают гордыню, и потому разумнее не смотреть ничего такого и не читать и не слушать, а жить как бы за мысленной стеной. В этих фильмах, в новостях, в дебатах этих публичных, ничего нет доброго, полезного для души, и тех кто этим занимается, и кто внимает, ни к чему не приведет. Ни к чему хорошему, уж точно. Разве что очередную революцию устроят или в аферу вляпаются. И будут страдать. Живите свой жизнью православные. А мiр нам враг.
Сергей Валерьевич б14 октября 2017, 19:48
А при обсуждении учитываем что продюсером фильма является А.Учитель ?
Елена14 октября 2017, 19:18
Выхода не предложили! "Увидеть свою карикатуру и в ужасе отшатнуться" еще в 19 веке предлагал Ф.М.Достоевский. И его за это называют "совестью нации". Кто отпал от Бога и упорствует в этом, достоин только карикатуры, как дьявол, который есть обезьяна Бога. В основе же покаяния лежит ОТВРАЩЕНИЕ ко греху. Конечно легко руководствоваться готовыми решениями. Но от деятелей искусства ли ожидать рецепта счастливой жизни, и их ли критиковать за то, что у них в глазах щепки от наших бревен? Разве не на наших плечах они стоят, и от того плохо видят? Встанем на ноги, расправим плечи, очистим чувства и узрим Христа! Как только зритель станет взыскательнее к истине, так сразу и режиссер станет честнее.
Сергей Измалков14 октября 2017, 16:42
Фильм "Дурак" не оставил меня равнодушным. Сожалею, что герой фильма, заботящийся о людях, не нашёл среди них понимания. Других характеристик им давать не буду. Бог им судия!
Anna Losseva14 октября 2017, 15:09
Да, у наших современных режиссеров, похоже, имеется такая тенденция - оставлять нас без надежды, вот только верующий человек поймет подвох...
Наблюдатель14 октября 2017, 12:38
Андрей13 октября 2017, 19:54 "кино - это плод души создателя (режиссера). И если он не видит хорошее в людях и не имеет надежды, то видит только пустоту." Это автор то не видит в людях хорошего??? Да он видит хорошего больше многих. Главный герой фильма - "Дурак" - настоящий русский праведник, бессребреник. Можно сказать евангельский, житийный персонаж. Я например таких в жизни не видел. Точнее, может и видел, но подобно другим, посчитал их "дураками". А автор УВИДЕЛ! Увидел сохранившуюся ещё чистоту души простого русского человека. Хотя сейчас во всей это грязи современной бюрократизированной "россиянии" увидеть её ох как непросто. Так что низкий поклон автору фильма...
Наталия Ростова Продолжение14 октября 2017, 09:58
И сейчас я прихожу туда к подруге.И вижу,что живут НОРМАЛЬНЫЕ люди.И подъезд чистый и отремонтированный, и лифты новые поменяли.Короче, жути режиссер нагнал.Ну да ладно. А если вообще про "дураков"...Ну как без нас быть? Я вот вижу результат,априори, и положительный.Пусть и не сразу,но люди задумываются о том,что с ними происходит, и что вокруг.И делают выводы.Равнодушие,хуже пистолета.Оно убивает.Нельзя быть равнодушным,видя какую-то несправедливость.Это лично моё субъективное мнение и я его никому не навязываю.Кстати,знакомые мои говорят,что я не своей смертью помру,грохнут.Ну и пусть.Значит так надо.
Наталия Ростова14 октября 2017, 09:47
А я вот тоже ДУРА.Всегда лезу со своим обострённым чувством справедливости.И получала уже не раз за это и зарекалась по принципу " не делай добра и не получишь зла ". Но ничего не могу поделать со своей неугомонной натурой.Молчать не могу.Вот только с режиссером "Дурака" я не согласна вот в чём.Эти типичные общежития,построенные ещё в советское время,есть в каждом городе-миллионнике.Есть и в моем городе.И в такой общаге я жила несколько лет.НЕПРАВДА,что это жилище маргиналов и обречённых людей.Не было такого.Да,были пьющие,неблагополучные семьи,но их единицы.В основной своей массе вполне приличные люди,работающие до седьмого пота,чтоб переехать в более лучшие условия.И сейчас...Продолжение
Татьяна13 октября 2017, 23:15
Точно! Спасибо за умную рецензию.
Александр13 октября 2017, 21:39
Как сказал режиссер "Мы пока не заслужили хэпи-енда", потому и родина наша похожа на эту коммуналку...
Мария13 октября 2017, 20:33
Ух, сильный фильм! Полчаса отойти не могу! Как по мне, так это то, о чем говорил, кажется, о.Андрей Ткачев: христианский фильм без единого слова о Христе. Спасибо автору статьи за то, что рассказал о его существовании
Элла13 октября 2017, 19:55
...а мы в реальной жизни всегда узнаем Его? Или тоже бывает, что кричим "Распни!" Даже в названии фильма - библейская тема, что мудрость и разум безумием в глазах современных людей назовутся (простите, вылетела из головы эта известная цитата). Вот и ставит фильм перед каждым из нас вопрос: кто для нас этот человек, главный герой фильма, - безумец, а проще говоря, дурак, или Человек с большой буквы, герой и мученик? И в зависимости от нашего ответа, мы должны понять, кто такие мы. Так скажите, пожалуйста, разве может быть плохим фильм, который заставляет задуматься о таких правильных вещах? Хоть в школьную программу вставляй и сочинения пиши.:))
Андрей13 октября 2017, 19:54
Наблюдателю. Знаете, я согласен с вами. Мы слишком ругаем запад, забывая оглядываться на себя. И минкультуры и президент слишком заняты другими делами, чтобы прислушиваться к гласу народа. Но мне интересно другое. Господь являет нам свою милость, принося себя в жертву на литургии. Для искупления наших грехов, Господь взошел на крест, чтобы мы возлюбили его, а ближних как самих себя. И значит, что в каждом из нас есть Христос, так как мы причащаемся Тела и Крови его в Святом Причастии. И значит, мы открываем себе надежду в то, что мы можем быть лучше. А кино - это плод души создателя (режиссера). И если он не видит хорошее в людях и не имеет надежды, то видит только пустоту. Ее и снимает.
Элла13 октября 2017, 19:46
Притча о вечной проблеме человеческого выбора, положить своё благополучие за других или нет, струсить и отойти, не ввязываться, не связываться... Гротескно прозвучало? Да, наверное, но иначе мы бы не задумались. А сейчас вот думаю: а я бы смогла? необязательно в таких больших ситуациях, а в малых? И отвечаю: уже было не один раз, что струсила, поддалась на уговоры или угрозы, якобы пожалела благополучие своих близких, работу свою и зарплату, "будущее" и т.п. Мэр города - не похожа она на струсившего Пилата? Она ведь пыталась спасти ситуацию, искренне, но в определенный момент струсила, не взяла свой крест. А главный герой - взял, а его не приняли, не узнали, кричали:"Распни его!". ...
Элла13 октября 2017, 19:11
Совершенно не согласна с оценкой автором статьи фильма "Дурак". Смотрела его несколько лет назад, деталей могу не вспомнить, но в целом считаю фильм достойным и умным, заставляющим размышлять и не отпускающим вот уже несколько лет. Воспринимаю фильм не как рассказ о "беспросветной российской действительности", сами живём и видим, что есть и светлое, и темное, а как притчу. Причём именно евангельскую. Не знаю, хотел ли этого автор или нет, но, на мой взгляд, получилась притча. Не случаен конец, оставляющий вопросы, на которые не даны ответы: погиб герой или сильно избит, что было дальше с домом и его жителями, руководством города и др. В притче уместен гротеск. Именно евангельская притча о...
Виктор13 октября 2017, 14:46
Не согласен с автором статьи по поводу того, что сюжет фильма "Дурак" обусловлен отвращением авторов фильма к своей стране и народу. Автор показал то, что и хотел - пусть и гротескную, но вполне правдоподобную в реалиях современной Российской глубинки историю противостояния порядочного и неравнодушного человека не только людоедской системе, но и равнодушному, морально растерзанному этой системой местному населению. И корень зла автор видит вполне четко - он в СИСТЕМЕ, а не в народе. Даже один из главных злодеев в фильме говорит, что люди спиваются из-за того, что нормальной работы в городе нет, что молодежь употребляет наркотики и т.д. А кем и чем она воспитана, молодежь-то?
Андрей13 октября 2017, 14:17
Замечательеная статья. Автор абсолютно верно отмечает разницу между американским и современным российским кинематографом, родившимся в годы перестройки. Как жаль, что впустую растрачивают себя некоторые именитые режиссеры на фильмы, которые психологически невозможно смотреть неоднократно. Можно наслаждаться и получать удовольствие от "Служебного романа". Но какое удовольствие можно испытывать от неоднократного просмотра, например, "Левиафана"? Подобные кинофильмы "одного просмотра", можно сравнить, скажем с дорогим и ненужным предметом в квартире. И выкинуть жалко, и место занимает, и пользоваться невозможно.
Олег Лепёхин13 октября 2017, 14:16
Для меня "Дурак" стал примером жертвенности. Главный герой отказался от родной семьи, чтобы спасти других. Тех других, которые, на первый взгляд, вообще не заслуживают спасения. Хотят гнить, пусть гниют, это их выбор. Да, есть, к сожалению, коррупция и всякая другая "грязь". Но нет... Герой и словами, и физически пытается выгнать людей. Он пожертвовал родными, ради других. Мне в этом видится жертва Христа ради нас.
Олег13 октября 2017, 14:15
А у меня от "Дурака" осталось светлое впечатление. Осознание того, что есть еще люди способные на жертвенность. А большинство всегда было таким. Это у Звягинцева с его "Левиафаном" была цель ввести в отчаяние. В "Дураке" совсем другое...
Наблюдатель13 октября 2017, 13:23
Александр В.13 октября 2017, 07: "Кто даёт деньги на лживые и беспросветные фильмы о нашей Родине? То ли российская чернуха востребована на Западе?" Опять Запад виноват? Деньги на российское кино дает РОССИЙСКОЕ государство. Точнее Министерство Культуры РФ. Министр культуры утверждается президентом. Вам не нравится что в этих фильмах нас представляют как слабоумных и трусливых идиотов? Но мы именно так себя и ведём, если всё время остервенело ругаем мифический "Запад", даже за фильмы снятые на НАШИ же деньги. А пойти и спросить с тех кто руководит страной? С тех кто на НАШИ деньги снимает такие фильмы? Слабо? Ну тогда остается только смотреть эту чернуху, плеваться и продолжать ругать Запад.
Георгий13 октября 2017, 13:12
Мне кажется, что любому человеку хорошо бы понимать, где начинается и заканчивается его ответственность. Ответственность Дурака прежде всего в том, что он муж и отец. Он обязан обеспечить нормальную, спокойную жизнь своей семье. Вместо этого главный герой решает поиграть в "борца за правду" и отправляется спасать тех, кому спасение не нужно. Разумеется, не стоит руководствоваться принципом "моя хата с краю", особенно, когда речь касается жизни человека, пусть и постороннего. Но вместо того, чтобы придерживаться царского пути, оповестить жильцов с администрацией о проблеме и отойти, начинается борьба с ветряными мельницами. Хорошо бы понимать, где заканчивается любовь, а начинается гордость.
Артём Шидловский13 октября 2017, 13:11
В этом фильме нет печальной концовки, кроме страданий за правду. И наши собственные домыслы об этом фильме странным образом перекликаются с поведением самих персонажей кино:
Правду говорит этот человек или он все же дурак?

Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное.
р.Б. Сергий13 октября 2017, 09:41
"... и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести."(1 Кор.10:13)
Анна13 октября 2017, 09:07
Людмила, огромное Вам спасибо! Вы очень точно подметили все это, что мы чувствуем, но не знаем как сказать. очень хорошо, толково, доступно, а главное точно и в десятку описано. Помоги нам Господи! а Ваш труд необходимо распространить где только можно, перепечатать миллионы раз во все издания. ведь не просто же так нам хотят внушить скотство, безысходность и бесполезность противостояния.. страшно.. но, выше Бога никого нет! помоги нам Господи! а Вам еще раз огромная благодарность. и конечно редакции - за такого здравого, нужного, своевременного автора.
Наталия13 октября 2017, 08:38
Герой - дурак умирает за народ от руки народа - это раз. Он мученик. Потому что жить и знать, что помочь им не сможет, для него невыносимая бытность. "Ни одного симпатичного лица" не в общежитии, а в управе - это два. У жителей есть шанс прийти в себя, очнуться, у них есть шаг вперед и жить, у руководства города такого шанса нет и попытка двух человек прийти в себя кончается их бесславной смертью. Мать героя - это она лишила его надежды, а не автор фильма. Потому что воспитав его в одних ценностях, она вдруг меняет свое лицо и хочет другой жизни. Меня больше всего страшил такой конец: парня приняла в свое сообщество эта сытая свора и он становится одним из них. Вот это был бы страшный конец!
Александр В.13 октября 2017, 07:31
Спаси Господи, Людмила, за Вашу рецензию!

Современный российский кинематограф внушает зрителю: "Вы - свиньи, живёте в свинарнике и никакого выхода нет". Ложь в каждом утверждении, но кому-то надо это мнение нашему народу навязать, чтобы оно воспринималось как данность. От чего это происходит? Кто даёт деньги на лживые и беспросветные фильмы о нашей Родине? То ли российская чернуха востребована на Западе? То ли на российских и международных фестивалях другое кино о России и русских не нужно? То ли, действительно, среди создателей подобных картин нет пчёл. Вразуми всех нас, Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×