Стоит ли брать кредиты?

Советы пастырей

Мы живем в экономике, построенной на кредитах. Нас постоянно уговаривают взять кредит в банке, чтобы совершить те или иные нужные крупные покупки. Но у многих из нас есть знакомые, у которых уже большая часть зарплаты уходит только на расплату по кредитам. Так стоит или не стоит брать кредиты? Если нет, то почему? Что по этому поводу можно сказать с вероучительной точки зрения?

«Современное рабство — не железные цепи,
а финансовые кандалы и оковы»

Священник Валерий Духанин:

Священник Валерий Духанин Священник Валерий Духанин
    

— Брать или не брать кредиты — не сфера вероучения Церкви. Если ты взял кредит, то от этого не перестал быть православным. Равно и если ты не берешь кредиты, то от этого не становишься исповедником Православия. Однако этот вопрос напрямую относится к нашей духовной жизни, к сфере православной этики.

В этой связи выскажу свою позицию, которая, возможно, покажется радикальной. Прежде всего, кредиты — это приманка, как приманкой является сыр в мышеловке. Кредиты рекламируются как способ повысить уровень своей жизни, быстрее достичь желаемого, скорей приобрести то, на что у тебя нет средств сейчас, но чего тебе очень хочется. И всякий раз всякий кредит лишает человека свободы.

Что, собственно, означает собой кредит? Означает он элементарную истину — то, что у тебя нет тех денег, которые хотелось бы иметь. Тебе хочется что-то приобрести, но нет соответствующих средств. И вот ты их занимаешь у банка, однако вернуть должен непомерно больше, чем взял. Сколько людей надорвались, будучи уверены, что справятся с выплатой, но стали заложниками ситуации и больше потеряли, чем приобрели! Но даже если ты справишься с выплатой, над тобой кредит висит как дамоклов меч. В Священном Писании сказано, что должник делается рабом заимодавца (ср. Притч. 22, 7). Современное рабство выражается в том, что человек закован не в железные цепи, а в финансовые кандалы и оковы.

Есть люди, которые берут кредиты для подъема своего бизнеса. Это очень опасное и рискованное мероприятие, но, вероятно, бизнесмен не видит иного выхода на данный момент и надеется, что его прибыль покроет все проценты кредита. Иногда это получается, а иногда и нет. Мне время от времени приходится видеть предпринимателей, которые несвободны, закабалены своими кредитами, зачастую не знают, где бы еще достать средств, ибо ни одной свободной копейки у них нет, всё куда-то вложено или идет на погашение кредитов.

Кто-то берет огромные кредиты для покупки жилья и иной недвижимости. Возможно, что другого выхода нет, но люди идут на огромный риск. Знаю реальные случаи, когда кредит брали лет на двадцать, но за этот период жизнь так поменялась, что расплачиваться стало уже нечем.

Любое закабаление несет мучение, лишние страхи и переживания. Вместо того чтобы думать о спасении своей бессмертной души, человек бросает все силы на погашение кредита, боится неуплаты в срок и наложения штрафных санкций, работает день и ночь, забыв о семье и становясь неспособным молиться.

Кредиты — это не только ловушка, но и выражение современного потребительства, принципа «бери всё, что хочешь, и прямо сейчас». Они потворствуют похоти плоти, похоти очей и гордости житейской и в каком-то смысле способствуют выстраиванию новой вавилонской башни, в которой всё земное быстро громоздится одно на другое, чтобы достичь до самых небес. Но в реальности всё это рушится, как и та самая башня.

Практика брать кредиты рождается из недовольства своим положением. Вот апостол Павел сказал: Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (1 Тим. 6, 6–10). Это напрямую относится к тем, кто берет кредиты.

В конечном итоге, кредиты воплощают в себе и наше тщеславие (потому что хочется показаться более обеспеченными), и сребролюбие (поскольку всё вертится вокруг денег), и неразумие (ибо человек трезво не осмысляет последствия), но завершается это однозначно унынием (ибо страхи и беспокойство лишают внутренних сил).

Надо ли делать покупки, на которые у тебя денег нет? Не лучше ли научиться жить по средствам, а не гнаться за тем, что не по карману? Это ведь самообольщение — желать приобрести то, на что ты не можешь заработать. Но главное, такой человек никогда не будет счастлив, он всегда будет думать, что ему чего-то не хватает. Как точно говорил святитель Иоанн Златоуст: «Богат не тот, кто имеет многое, а тот, кто не нуждается во многом».

«Отложи решение на неделю, а лучше — на месяц»

Протоиерей Максим Козлов:

Протоиерей Максим Козлов Протоиерей Максим Козлов
    

— С вероучительной точки зрения, можно сказать, что всякого рода попытки истолковать современную экономическую систему в контексте ветхозаветных указаний о кредиторах и давании денег взаем будут довольно неадекватным переносом одних исторических реалий на другие.

Я бы сказал, что если и приходится брать кредит в тех или иных жизненных обстоятельствах, то делать это следует строго в разумных пределах, чтобы не оказаться в дурной зависимости от современной банковской системы. Чтобы из-за легкомысленного желания получить дармовые, казалось бы, деньги сейчас — потом не страдали бы наши дети и близкие.

Ну, и простой совет, который давался уже много раз — никогда не брать кредит по первому побуждению. Тем более — по предложению от банка, которое навязчиво поступило тебе по телефону или электронной почте. Если в силу конкретных жизненных обстоятельств тебе нужен кредит на ипотеку или образование детей, а не на баловство какое-то, то отложи решение минимум на неделю, а лучше — на месяц. Не спеши, помолись, подумай, обсуди с теми, кто умнее тебя. Если и тогда решение не изменится и останется тем же, то ему можно и последовать.

«Лучше жить просто,
довольствуясь заработанным честным трудом»

Священник Димитрий Шишкин:

Священник Димитрий Шишкин Священник Димитрий Шишкин
    

— Более краткого, но точного высказывания о кредитах, чем известная шутка, я не знаю. Звучит она так: «Берешь чужие и на время — а отдаёшь свои и навсегда». А если серьезно, брать кредит — это очень рискованное дело со многими неизвестными. Я уже не говорю, что само по себе ростовщичество (а со стороны банков выдача кредитов — это не что иное, как ростовщичество) — это грех. И мы, получается, втягиваясь в кредитную историю, так или иначе становимся участниками порочной практики. Но даже если человек хочет начать собственное дело (а это без кредита довольно сложно), то всё равно надо помнить, что влезать в долги — это всегда большой риск, и можно, что называется, прогореть по-крупному, если бизнес не пойдет, а отдавать кредит будет нечем.

Мне это всё напоминает рулетку или игральные автоматы, которых, слава Богу, сейчас не стало на наших улицах, а в своё время в этих игральных залах разыгрывались настоящие трагедии, когда люди в желании быстро разбогатеть теряли всё и не только сами страдали, но ввергали в нищету, отчаяние и ужас свои семьи и близких… Не дай Бог! Вот такое возможно и с кредитами.

Мы все знаем эти душераздирающие истории, как люди берут вроде бы небольшие деньги, но в результате банковских манипуляций с процентами оказываются в отчаянном положении. Моё личное мнение, что лучше жить просто, довольствуясь малым, заработанным честным трудом, чем пускаться в сомнительные авантюры (а кредитная история почти всегда — это авантюра, игра, ставка «на удачу»). Кроме того, причиной того, что люди влезают в долги, становится зачастую пресловутая психология потребления, когда человеку кажется, что у него непременно должно быть «всё как у всех». Человек начинает гнаться за каким-то мифическим стандартом комфорта и обеспеченности, забывая зачастую о главном: полнота жизни, подлинное счастье состоит в согласии с Богом, собственной совестью, в добрых отношениях с ближними. На евангельском языке это звучит так: Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 12, 15).

Подготовил Юрий Пущаев

25 сентября 2017 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Про экономику, мировые войны и домострой Про экономику, мировые войны и домострой
Игум. Филипп (Симонов), д.э.н.
Про экономику, мировые войны и домострой Про экономику, мировые войны и домострой
Беседа с доктором экономических наук игуменом Филиппом (Симоновым)
Автор книги «Церковь-общество-хозяйство» о специфике современной экономики, о том, возможно ли бескризисное ее развитие, почему мы все время догоняем Запад и всё никак не догоним и зависит ли экономика от религии.
Деньги. Тяжелая тема Деньги. Тяжелая тема
Прот. Андрей Ткачев
Деньги. Тяжелая тема Деньги. Тяжелая тема
Протоиерей Андрей Ткачев
Врагами проповеди всегда будут те, чья прибыль зависит от обычаев, противных Евангелию.
Православие и предпринимательство Православие и предпринимательство
Сергей Шарапов, Марина Улыбышева
Успешная экономическая деятельность и православие ничуть не противоречат друг другу. Напротив, следование православным принципам способно наполнить предпринимательскую деятельность глубоким духовным содержанием.
Комментарии
Мария13 октября 2020, 07:00
Брать кредит можно только на то что крупное-имущество, машина. Я брала на отпуск, вы знаете все те эмоции я давно уже забыла, которые казалось я запомню надолго, а плачу до сих пор. Не свершайте мою ошибку. Хоть и плачу небольшую сумму, но это ужасно изматывает и действительно перестаешь быть свободным. Надо жить исключительно по средствам.
Natalie28 февраля 2020, 20:03
Согласна с Сергием-27 Апреля 2019. Умница! Проверено на опыте многих людей!
р.б. Елена28 февраля 2020, 12:46
Как можно чаще нужно писать/вразумлять что есть грех. На своем примере и на примере моей подруги согласна со Священнослужителями. Взяла на Хотелки и Бизнес! Влезла в Кабалу на многие годы. Сделав, прочитала в Библии, что грех жить в долг. Если бы прочитала бы раньше где нибудь? Думаю не стала бы влезать в долги. К тому же получила обман, тк не было опыта. Но было желание: Все и сразу. Вот и получила! Не все и не сразу на 20лет. Это не в России. Но банки везде одинаково Жилы вытягивают. Муж подруги купил ей шубу в кредит! Идет она за хлебом или картошкой, муж заставляет одевать шубу. И вдруг у нее у чистюли-Моль?! А в Библии, не оставите грехов ваших, нашлю на вас моль. Все пережито лично. Бо
Гость 6 сентября 2019, 08:30
Мне папа раньше так говорил:"Берёшь чужие на время, а отдаёшь свои навсегда", соглашусь с этим. Кредиты только в крайнем случае брать можно и такие, которые можно отдать. Мне проще со старыми обоями и вздувшимся линолеумом в квартире жить, чем взять кредит на ремонт, который неизвестно как отдавать будешь. А банки постоянно навязывают какие-то "выгодные" предложения по кредитам, от которых постоянно отказываюсь. Но иногда необходимо бывает какая-то рассрочка платежа. Пришлось сгнившее деревянное остекление на балконе менять, "весело" было бы, если бы оно рухнуло, запросто могло бы. А наковырять сразу всю сумму на это из копеечного дохода лично для меня нереально, проще полгода выплачивать.
Сергий27 апреля 2019, 10:22
Для ипотеки кредит выгоднее, чем снимать жилье.Молодой семье все равно нужно жить отдельно, за аренду однокомнатной квартиры в большинстве областных центров провинции нужно отдать 10-15 т.р.И ежемесячный ипотечный платеж составляет порядка 12-14 т.р.Так что выгоднее:отдавать безвозратно эти деньги чужим людям,или по камешку вкладывать в свою собственность?Если поменяется ситуация и платить будет нечем, так и за съем жилья и за ипотеку одинаково.Если большая часть ипотеки будет выплачена, есть шанс реализовать жилье,погасить долг и разницу получить на руки.А аренда уйдет навсегда собственником жилья.Скопить у большинства людей не получается,кредит дисциплинирует.Другое дело излишества.
Антон14 августа 2018, 15:18
Брал кредит два раза. Воспоминания об этом - крайне неприятные. Первый едва выплатил. Второй взял, чтобы помочь родственнику. При возврате у него появились такие проблемы, что появились просрочки с выплатой. Этот кредит был переоформлен так, что в итоге пришлось выплачивать почти полтора таких кредита.

Кредит здоровью вредит.
Кредит - большое зло!
Кто взял кредит - тот плохо спит
И дышит тяжело.
Наталия29 октября 2017, 22:28
С кредитам шутить нальзя. Вы берете деньги в долг, но не знаете, что будет завтра и через неделю, сможете ли отдать. Мы с мужем брали кредит на квартиру, добросовестно платили несколько лет, старались изо всех сил. Во всем себе отказывали. А потом доллар вырос, а я тяжело заболела. Мы не смогли больше платить кредит. Еле продали квартиру и вернули банку деньги. В результате остались ни с чем. Более того, потеряли очень много денег, уплачивая проценты. Не возьми мы кредит,не пришлось бы платить проценты и мы много смогли бы купить и без всяких кредитов. В такой нестабильной обстановке, когда курс валют постоянно скачет, брать большие кредиты для обычного человека просто безумие!!!
Евгений25 октября 2017, 19:24
Вообщем-то, я тоже против кредитов, этой финансовой удавки. Но есть некоторые вопросы, может кто поможет прояснить. 1) Есть православный банк ПЕРЕСВЕТ,(может и другие) это как понимать? Они, наверно, тоже деньги зарабатывают не совсем "правильно"? 2)Здесь предоставлены мнения батюшек столичных, кажется. У них, наверно, нет потребности брать кредиты. Хотелось бы послушать мнения сельских священников, у которых финансовое положение несколько хуже. И, может, им приходилось самим брать кредиты. Просто легко теоретически рассуждать не имея нужды в деньгах, а жизнь оказывается не такой прекрасной как в теории.
Иоанн19 октября 2017, 19:34
Не очень хорошо знаю Российские реалии но в США без кредита нормальный работающий никогда не купит своего жилья. Цены на жильё вздуты. И вот какие у вас варианты: или платить $2000 в месяц за двух-спальную квартиру лендлорду-хозяину дома или купить подобную кооперативную квартиру и платиьт примерно $1000 за кредит и $1000 сама квартплата. При этом, живя в квартире лендлорда все ваши деньги уходят ему. Если вы берёте займ, то вы списываете проценты с налогов. Также возвращаются налог на недвижимость. Вернётся не всё но всё же это лучше чем вообще ничего. И в конце концов, выплаченная квартира - ваша. А если, не дай Бог, финансовые проблемы, то её можно продать.
Дептицкий Николай18 октября 2017, 13:24
"Долги" со старославянского переводятся как "грехи". Не надо соблазнятся на то, чего Господь пока не дает. Не будем поддаваться соблазну, не будем жить во грех.
Ксения13 октября 2017, 19:47
В сегодняшних условиях мало кто имеет возможность обрести жильё без ипотеки. А кто имеет, тому кредиты не нужны вообще. Ипотека- вынужденный кредит, для нормальных условий проживаний семьи, хотя с этим обстоятельством и не согласна. В европе например, чтобы оплачивать ипотеку, мать, родив ребёнка, уже через 3 месяца выходит на работу, но давайте не будем путать- жить в вилле и в обычных условиях- две разные вещи или когда отец семейства заставляет жену так рано выходить на работу или его зарплата недостаточна. Если кредит на дорогую технику или новую дорогую машину (опять же бывает и на скромную приходится кредит брать), на атрибуты и гаджеты конечно- грех. Важно понимать цель.
Аня12 октября 2017, 12:51
Кредит брать никогда не буду,и никому не советую,это рулетка ,потому что не знаешь,что завтра будет.Спланировать что-то невозможно,и работу можно потерять и здоровье.
Валентина 4 октября 2017, 11:00
Кредитов никогда не брали всегда обходились своими силами, в результате жильё давно требует ремонта. И те друзья и знакомые, кто бывали у нас дома, обязательно как то выскажутся по этому поводу. Обычно это что то типа: "Пусть и бедно зато чистенько". Послушали мы такие утешения да и перестали совсем у себя знакомых и друзей принимать не чего всем смотреть как мы живём. Про нас говорят зазнались! Зато без кредитов живём.
Ольга27 сентября 2017, 21:37
Главная причина того что люди зачастую вынуждены брать кредиты это низкие зарплаты. Банки богатеют на процентах от кредитов благодаря политике работодателей не платить адекватную зарплату работаникам. Это тоже грех обворовывать людей путем недоплаты за труд. Современный работодатель настоящий кладезь для банкиров.
Ирина26 сентября 2017, 14:25
Спаси Бог батюшек, действительно, неразумно брать кредит, например, на предметы далеко не первой необходимость, например, на новый айфон или телевизор. Но большинство кредитов - это ипотека и автокредиты. Квартира молодой семье нужна? Да. Скажите, пусть живут с родителями. А что делать, если либо родители не хотят жить с молодой семьей с детьми, либо родители живут в деревне далеко от работы?
Машина семье тоже нужна, и нужна сейчас, а не тогда, когда смогут накопить. Попробуйте с малышом грудником в переполненном автобусе поездить, да ещё, когда ляля титю захотел и орёт? Мама-водитель в данной ситуации припаркуется, покормит лялю и сменит подгузник, ляля довольный спит - и дальше поехали.
Арина26 сентября 2017, 02:42
Все прекрасно понимают, что кредиты это современный вид рабства. Вот только критиковать следует не должников, а систему, которая не угомонится, пока всех не втянет в большей или меньшей степени в эту кабалу. Дважды в нашей стране было "нечего терять", теперь такой оплошности не допустят. Смешно, что в западных банках ставка по кредитам теперь, как в СССР была, а у нас как в худшие времена у них не бывало. И не верьте, что исламские банки дают беспроцентные кредиты, если они прямо не именуются, не значит, что прибыль кредитора не зашита в условия сделки. Ни один банк никогда не даст деньги на невыгодных для него условиях.
Петр26 сентября 2017, 00:45
Александр Калашников25 сентября 2017 "Где вы в труде предпринимателя нашли нечестные, незаработанные доходы?" Уважаемый Александр Калашников, Вы бы прежде чем писать, прочитали бы статью повнимательнее. Отцы ни слова не говорят о "нечестных доходах" предпринимателя. Они говорят о том, что ростовщичество (а кредит это и есть выдача денег в рост, т.е. ростовщичество) это грех. Ростовщичество это грех. А участвуя в кредитной цепочке мы невольно потворствуем этому греху. Вот и всё. Обстоятельства бывают разными. Иногда жизнь вынуждает идти в кабалу к ростовщикам. От безысходности. Но добровольное кредитное рабство (например, кредит на плазменный телевизор) это не только грех, но и глупость...
Михаил26 сентября 2017, 00:29
Я все же думаю, что чем меньше ты даёшь чужим дядям повода влезать в твою жизнь тем лучше, кредиты как ни крути, а обязанности. А лишние обязанности и долги не нужны. Лучше пусть будет мало, даже впроголодь, но не подставляться под обязательства, которые можешь и не выполнить, потому что не известно как жизнь сложится. Своё надо иметь, а не можешь - не судьба, смирись.
Борис Петров25 сентября 2017, 22:09
…В частности, много искушений «подсыпают» просмотры телевизора, рекламы, сомнительные знакомства с «удачливыми» и «крутыми» людьми и т.п.
Простите за многословие и категоричное рассуждение.
Борис Петров25 сентября 2017, 22:06
Бог каждого ставит в такие жизненные обстаятельства и посылает ровно столько благополучия, сколько нужно для спасения души каждого человека, о котором Богу всё известно(см. Матф., 6.30-33). Мы же по маловерию, подверженности чувственным желаниям и зависти считаем себя обделёнными судьбой, хотим не страдать, хотим обладать большим чем имеем, завидуем соседу не понимая что каждому Богом уготован свой путь, и лезем в ловушки, расставленные сатаной – банки, становясь его должниками. Если соблюдать разумную умеренность и принимать каждый день всё от Бога с благодарностью, сомнительная «помощь» банкиров не понадобится. Кредиты – следствия нашей жизни во грехе, вне молитвенной связи с Богом...
Евдокия25 сентября 2017, 19:01
Дорогие братья и сестры! Кредиты - это рабство, правда. НО: в Прибалтике в 90-н годы многие квартиры возвращали бывшим хозяевам, которые принадлежали тем, кто уехал в Германию в начале Великой Отечественной войны. Моя семья получила от государства компенсацию на переезд. Куда? В квартиру, которую ты купишь в кредит. На "компенсацию" можно было купить газовую плиту, например, и все. Вот Вам и рабство, но ни отношения в семье, ни вера Богу НЕ поколебались, а стали ещё ближе, терпимее и более заботливыми!
Михаил25 сентября 2017, 18:03
Спаси Господи, братья и сестры!
Я когда-то брал кредит на покупку жилья. Выплачивать было тяжело, но иным образом моя семейная жизнь вряд ли бы сложилась. Слава Богу, теперь у нас есть СВОЯ хорошая квартира. Еще покупал смартфон жене в кредит. Удобная вещь! Проценты небольшие, за год спокойно выплатили. Тут главное - разумный подход. В кабалу лезть не надо, а если есть польза, то можно и взять кредит.
"Для чистых все чисто...",- Титу 1:15.
Всем Ангела-хранителя!
Спасибо Батюшкам за мудрые наставления и их труд!
Александр25 сентября 2017, 17:15
Помню пару лет назад читал статью, где была идея - если человек копит на машину без кредита или берет кредит с первоначальным взносом, то с кредитом дешевле выходит.
С учетом того, что за время накопления и цена на автомобиль вырастет из-за инфляции.
В школе все учились. Простые действия любой с калькулятором и листом бумаги может сделать, просчитав каждый вариант. Займет в большем случае всего один вечер.
Главное, чтобы не преобладало слово ХОЧУ, которое (страсть) вовлечет в воронку финансовую.
Идеально, чтобы были какие-то финансовые резервы, которые в случае чего прикроют на время.
А если все просчитал и все равно под(про)горел - возможно Господь через это твое спасение устраивает
Александр 25 сентября 2017, 17:00
По кредитным картам можно 2-3 месяца без процентов. Всякое в жизни бывает. Понятно, что хочется как минимум уровень жизни поддерживать, но если к примеру, из отпуска вышел, зарплата через месяц, то хотя бы машину заправить и продуктов купить. Главное не перейти точку невозврата.
Это как альтернатива тому, что раньше у других на месяц занять денег
Александр Калашников25 сентября 2017, 15:58
Уважаемые отцы-священники, вы все верно говорите, но вся ваша логика разбивается о непреложный факт из жизни - зачастую работодатель, чтобы расплатиться со своими работниками, т.е. поступить по-христиански, кредитуется в банке, ведущем зарплатный проект этого работодателя - и это совершенно нормально. Где вы в труде предпринимателя нашли нечестные, незаработанные доходы?
Вся экономика, и не только "большая", но и "малая", неподъемна без заемных средств. Финансы всегда были "кровью" экономики - и в ветхозаветные времена, и сейчас.
Вы же по сути осуждаете человека, берущего в долг. Другой вопрос в целеполагании, обосновании необходимости заемных средств и умеренности, но вы этого не касаетесь
р.Б. Владислав25 сентября 2017, 14:11
на редкость правильные слова сказали нам батюшки. низкий им поклон за это. я бы добавил только одно (для тех, кто хочнт брать так назывемые потребительские кредиты):это - покупка пусть даже и вроде бы нужной вам вещи с огромной переплатой. не ленитесь вычислить таковую. тогда может быть ваши планы и изменятся?
Manuels25 сентября 2017, 13:47
В исламских странах банки выдают кредиты без процентов. На мой взгляд, это невозможно в Европе. Но в России это может быть. Не для имитации ислама. помогать своим людям
Наталия Ростова25 сентября 2017, 13:37
Наталии. Если,Господи избави, тяжело и опасно заболел ребёнок, потребительский кредит не поможет. У нас, априори,либо бесплатно операцию сделают по квоте,либо нужны деньги в несколько миллионов. Люди добрые помогут организовать сбор. Но банк в данном случае никак не помощник, а только ещё и усугубитель беды.
Наталия Ростова25 сентября 2017, 13:32
Галине.Вы,наверное,думаете,что я достаточно зарабатываю,чтоб так умничать.У меня з.п. - 12 тыс.И помощи больше никакой.И на Чёрном море,хоть и живу в 300-х км,я последний раз была пять лет назад.Можно прекрасно организовать отдых на пруду или местной реке.Это как вариант. Стиралка у меня недавно сломалась и НЕ ПОВЕРИТЕ! - фрион в холодильник закачать срочно надо. Рассчитали с детьми наш бюджет,отказались на время от мяса и отложили поездку в Аквапарк. Дочь подождёт новое платье,а сын карманную колонку.Не надо агрессивно так реагировать.Это Ваше право.Хотите берите кредит.Главное для Вас,что о последствиях Вы уже предупреждены.
Иулиания25 сентября 2017, 13:29
Речь в статье идет о потребительских кредитах, к которым действительно можно не прибегать. А что делать сейчас молодым, которым государство квартиру не дает? Как жить? В каких квадратах рожать детей? Об ипотечных кредитах поговорим?)
Наталия25 сентября 2017, 12:45
А если у родителей тяжело и опасно болен ребенок и нужные большие деньги на его операции, которых у них нет. Смириться и дать ему умереть или взять кредит на лечение? Сколько таких историй.
Любовь Сидорина25 сентября 2017, 12:09
Приняла к сведению.Вопрос не о хлебе насущном.
галина25 сентября 2017, 11:51
Можно и "на диван новый на собирать и на отдых". Вы не пробовали собирать на отдых с минимальной пенсии или если холодильник сгорел и ремонту не подлежит? Слава Богу, что есть работа и соответственно возможность взять кредит. Брала кредиты и беру, потому что у нас иначе не получается. И беру только на необходимое. Видела как брали два инвалида на год, сын учился на платном.год одна пенсия шла на погашение, а на одну пенсию жили. Давайте не судить всех одной меркой. У всех ситуация разная." кому суп жидкий, а кому жемчуг мелкий."
Наталия Ростова25 сентября 2017, 11:07
Когда-то давно я познакомилась с одним старым фронтовиком.Много с ним беседовали на разные темы.Как-то вопрос коснулся о материальном. По сердцу черканула его фраза : " Главное, чтоб за шиворот не капало. И Слава Богу,за всё!". Теперь в нашей семье, если возникает вопрос, где взять деньги на покупку чего-то глобального, а добытчик сейчас я, дети ещё учатся, то вопрос как-то сам собой отпадает, когда мы с детьми, смеясь, хором скандируем - "Главное, чтоб за шиворот не капало!". Можно и на диван новый насобирать, и на отдых. Главное - это правильно расставить приоритеты.Что необходимо в первую очередь.Вот, как-то так...
Лариса 25 сентября 2017, 10:46
Всё в "точку",каждое слово!
Марина25 сентября 2017, 09:56
Спасибо батюшкам за столь разумные и нужные слова!
галина, киев25 сентября 2017, 09:38
Очень понятно и доходчиво!
р.Б. Сергий25 сентября 2017, 09:28
Всё правильно написано. Дай Бог, чтобы люди, думающие взять кредиты на свои "хотелки" (безвыходные случаи по жизненным показателям не рассматриваются)- это поняли.
Дмитрий25 сентября 2017, 06:38
Вспомнил одну забавную историю (анекдот?) про американского студента, у которого резко ухудшилась успеваемость в университете. Между студентом и хорошо знающим его профессором произошел примерно такой диалог:

Профессор: что происходит с успеваемостью?
Студент: да вот, устроился на работу, нет времени как следует заниматься.
Профессор: а зачем Вы устроились на работу?
Студент: нужно выплачивать кредит за машину.
Профессор: ну а машина Вам зачем?
Студент: чтобы ездить на работу!

Кроме как ипотеки (если альтернативой является выплачивание схожей суммы за аренду), и крайне сложных жизненных ситуаций (в основном, связанных с проблемами со здоровьем), брать кредиты вряд ли имеет смысл.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×