Такой книгой является «Закон Божий», написанный тремя священниками, тремя авторами – архимандритом Иовом (Гумеровым) и его сыновьями – протоиереем Павлом и иереем Александром.
Мне вспоминается учеба в Московской духовной семинарии и академии. Отец Иов (тогда еще отец Афанасий) преподавал нам Основное богословие, затем Священное Писание. И мне на всю жизнь запомнилось, как его глубокая ученость скрывалась за кротостью, тихостью и скромностью. Апологет и защитник веры во многих своих статьях и публикациях, отец Иов – исповедник веры Христовой и самой своей жизнью. Его сыновья – его продолжение. А их книги – подтверждение этого.
Вера может произрасти и от чтения книги, если в нее саму вложена живая вера
Закон Божий – это жанр церковных книг, без которого нам никак не обойтись, но который дается авторам крайне непросто. Без него не обойтись, потому что, покуда стоит Церковь, будет существовать и учение Церкви, учительство, проповедь. Но учение надо правильно донести до слушателя или читателя. Как хлеб насущный, без которого мы и дня не обходимся, надо правильно приготовить, так и учение Церкви будет воспринято, когда оно выражено в форме, приемлемой для соответствующего поколения христиан. Каждой эпохе – свое слово, свой подход к читателю.
Рассматриваемый нами «Закон Божий» отличает чистое, ясное изложение, спокойное повествование, красивые примеры и образы. Сравнительно с предыдущими книгами, он более цельный, последовательный в своем изложении. В нем чувствуется ученость трех мужей, но ученость, выраженная языком простым и доступным.
Книга начинается со слов о доверии: ребенка – матери, ученика – учителю, того, кто лечится – тому, кто лечит. Доверие – основа веры. Но подлинное, всецелое доверие в нашем непостоянном и грешном мире может быть только Богу.
Каждой эпохе – свое слово, свой подход к читателю
«Начинается вера с маленького, едва заметного росточка: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24). Когда мы постигаем всем своим существом, что нам может помочь только Бог, и никто, кроме Него, не может исцелить нас от греха и спасти от вечной смерти, вера наша обретает добрую почву и дает плод» (с. 17).
Таким образом, читатель узнает, что вера – не только признание чего-то высшего, но «живая связь с Живым Богом».
Книга говорит о Боге не просто как о далекой высшей Силе, но как о любящем нас Небесном Отце, и потому «все мы дети не только своих родителей, но и дети Бога» (с. 22). Почувствовать духовное тепло, открыть душу навстречу Богу – вот главное, что обретает читатель. И тогда ты чувствуешь, что Бог не где-то там далеко, но Он рядом с тобой, на каждом шагу Он сопутствует тебе и никогда Своим Промыслом не оставит тебя, даже если ты сам Его оставляешь.
В рассматриваемом нами «Законе Божием» общая композиция соответствует жанру. Начальные понятия о Боге и духовной жизни, молитва, Священная история, вера христианская, храм и богослужение… Но в общем содержании есть много составляющих, которых не было в предыдущих вариантах «Закона Божия».
Например, в начальных понятиях отдельная глава посвящена семье как малой Церкви. И это очень важно, потому что многие неофиты, приступая к духовной жизни, забывают о самых родных и близких, начинают считать, что семья мешает их спасению. На самом же деле – как раз наоборот: нельзя спастись, забыв о тех, кого Бог вручил твоему попечению. И вот, как Церковь существует для того, чтобы спасать всех своих членов, так и семья, эта малая Церковь, существует, чтобы мы учились любить друг друга и помогали друг другу спасаться.
О молитве повествует раздел, само название которого вдохновляет возносить ум и сердце к Богу: «Молитва – дыхание души». Это выражение всей святоотеческой традиции. Молитва, по святым отцам, питает душу, очищает сердце, проясняет ум, укрепляет волю. О значении молитвы в книге повествует такая притча:
В доме богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришел священник. Стол был изысканный, и подали лучшие яства. Сели за стол. Все смотрели на священника и думали, что теперь он помолится перед едой. Но священник сказал: «Хозяин должен молиться за столом, он – первый молитвенник в семье». Наступило неловкое молчание: в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал: «Знаете, дорогой отче, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. К чему делать одно и то же каждый день, каждый год? Нет, мы не молимся». Священник удивленно посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала: «Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе и говорить “доброе утро”?»
В книге много притч, примеров из жизни святых людей, повествования из патериков. Эти примеры дают живое восприятие христианских истин, помогают наглядно увидеть, почему вера Христова действенна, как она просвещает путь человека в сумерках повседневной жизни.
Священная история представлена в «Законе Божием» как действие премудрого Промысла Божия. Бог сотворил мир и даровал людям Рай для вечного блаженства и радости, но люди согрешили, поверив лукавому змию, и утратили Рай. Дальше начинается петлистый путь ветхозаветного человечества.
Мы видим две линии бытия в истории человечества после изгнания прародителей из Рая. Первая – глубокая вера в Бога, скорбь об утраченной близости к Нему и живая надежда на грядущего Спасителя. Об этом свидетельствовали молитвы и жертвы людей праведных, предсказания пророков, сама благочестивая жизнь ветхозаветных святых. Вторая – патологическая прогрессия греха. Проказа духовной нечистоты, передаваясь от поколения к поколению, развивалась на душевно-телесном естестве людей, подчас зло достигало невиданных размеров. Из-за этого – и всемирный потоп, и вавилонское столпотворение, и казни египетские. Но за всем этим не исчезала заботливая Божья рука, которая неуклонно вела человечество к встрече Спасителя.
Хочется отметить, что только в этой книге мы найдем множество пояснений и справочных комментариев относительно ветхозаветных установлений – деления времени, постов и праздников, жертвоприношений – всего того, что непонятно неискушенному читателю при соприкосновении с Ветхим Заветом.
Евангельская история в «Законе Божием» раскрывает во всей полноте земную жизнь Господа Иисуса Христа, Его учение и притчи. В каком-то смысле это руководство к ясному пониманию Евангелия для современного человека. Мы не встретим здесь ни одной лишней мысли, ни одного расплывчатого предложения. Евангельская история раскрывается четко и внятно.
Святой Дух живет и действует в Церкви, пока стоит мир
В отличие от многих других подобных книг, наш «Закон Божий» не исчерпывается Священной историей, а повествует далее об истории Церкви, распространении веры Христовой в разных землях: и у нас на Руси, и в Грузии, и в Америке, и даже в далекой Японии. Тем самым мы видим, что Бог не перестал действовать с окончанием евангельской истории. Святой Дух живет и действует в Церкви, пока стоит мир.
И хотя «Закон Божий» не ставит перед собой специально апологетических целей, но и здесь мы видим страницы, посвященные науке и религии, вере и знанию. У человека внутри есть потребность, глубинная жажда сердца по высшему, вечному, абсолютному. Эта жажда удовлетворяется только религией, которая помогает человеку познать Бога и соединиться с Ним. Но есть в душе и желание познавать мир, в котором мы живем. Это желание удовлетворяет наука. Между наукой и религией не может быть противоречий, чему яркое подтверждение – выдающиеся ученые, в том числе и XX века, совмещавшие глубокие знания и гениальные научные прозрения с искренней верой в Бога. «Закон Божий» говорит и о них.
Но вера сильна, пока есть верность Христу. А плод этой верности – святость. Книга повествует о многих святых, которые златой цепью, звено за звеном, созидали преемство святости, пронесли благодать с древнейших эпох до нашего времени. И не только христианская древность прославилась подвигом преподобных и праведных, святителей и мучеников, но и наша эпоха, примером чего является жизнь таких святых, как преподобный Серафим Вырицкий, преподобный Севастиан Карагандинский, блаженная Матрона Московская, новомученики и исповедники Российские.
Упомянуты в книге и такие старцы, как архимандрит Серафим (Тяпочкин) и архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Таким образом, «Закон Божий» отразил непрерывное действие благодати Святого Духа в Церкви Христовой вплоть до нашего времени.
Заслугой «Закона Божьего» является то, что особый акцент в нем делается на духовной жизни христианина, чему посвящен отдельный большой раздел. В каком-то смысле это целый курс по аскетике, в котором вскрывается, что всякая греховная страсть подобна хронической болезни, она подрывает здоровье души, а исцеление совершается посредством правильной духовной жизни, цель которой – стяжание благодати Божией.
Пожалуй, это единственный «Закон Божий», в котором особый раздел посвящен духовному миру. Здесь говорится, как отличить истинную духовность от ложной, в чем ложь экстрасенсорики и всевозможных видов нетрадиционного целительства, как Господь являет Себя в подлинных чудесах. Этот раздел появился как ответ на оккультные увлечения многих наших соотечественников, начиная с 1990-х годов.
Рассматриваемый нами «Закон Божий» предназначен по преимуществу для взрослого, зрелого читателя. Но как часто мы думаем, что всё уже знаем, и только взяв в руки книгу, посвященную православной вере, вдруг обнаруживаем, что не знали даже азов.
Сказать о старом, вроде бы известном, но при этом сказать по-новому – вот та задача, которую ставит перед собой любой проповедник, духовный писатель, миссионер. В «Законе Божием» эта задача нашла свое решение.
Мы сказали, что «Закон Божий» начинается со слов о доверии… Так вот, сама книга вселяет доверие – слову Церкви, Священному Писанию, учению святых отцов.
Конечно, многое из прочитанного со временем из памяти стирается. Забываются даты и имена. Но самое главное, чему научит «Закон Божий», – это правильное восприятие смысла жизни:
«Бог создал нас для счастья. Подлинный, а не иллюзорный смысл имеет только та жизнь, которая вводит нас в вечность Бога и соединяет с Ним – единственным Источником нескончаемых радостей, света и блаженного покоя» (с. 385).
И в этом смысле «Закон Божий» незаменим. Он несет в себе живое свидетельство о Божией любви к нам. Хочется верить, что для многих читателей «Закон Божий» отца Иова и его сыновей станет настольной книгой на долгие годы.