Православный календарьПравославный календарь
Бог лишил меня почти всего, но я Ему благодарен
Илья Долматов
Я живу, мыслю, общаюсь, радую дорогих мне людей, у меня есть друзья и враги, я ненавижу и люблю.
Сколько рук должно быть у правильной женщины
Анна Сапрыкина
Чаще всего все наши разговоры о роли женщины в традиционном обществе опираются на мифические, никогда не существовавшие образы.
Богатство дяди Гены-прораба
Ольга Шигина
Я оглядываю его скромное жилище, пытаюсь понять, как бы улучшить его жизнь, и вдруг разочарованно понимаю, что у него… уже все есть!
Две весны с интервалом в 60 лет
Екатерина Сачкова
«Болеет?» – женщина вздрогнула от голоса незнакомого старичка, неожиданно оказавшегося рядом с ней.
«Ему выпало счастье пророка, никто не имеет права гадать на него»
Прот. Анатолий Правдолюбов
Мы противопоставляли отрадное прискорбному, и находили, что отрадное настолько в жизни нашей превозмогает, что о прискорбном и трудном даже и говорить не приходится.
«Как не любить молиться? Это самое главное»
Беседа с новым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви
Архиерейская митра говорит мне не столько о славе архиерейского служения, сколько о тяжелой ответственности.
«О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся»
Митрополит Лимасольский Афанасий
Всем нам нужно научиться любить место, в котором мы живем. Равнодушие и неуважение к нему служит признаком душевного беспорядка.
И такая дребедень… Записки соцработницы
Ирина Худякова
Ира, зачем вы снова говорите, что купили мне́ «Феликс» с лососем? Это не мне, а моей кошке!!! Прошу Вас больше не позволять себе таких фамильярностей!
«С отцом Сергием и тюрьма не тюрьма»
Прот. Сергий Правдолюбов
Отец Сергий часто цитировал святоотеческое изречение: «Кто не ощущал на себе действие бесов, тот не начинал еще духовной жизни».
Слово о мирской печали, печали ради Бога и человеческом утешении
Митрополит Лимасольский Афанасий
Иногда Бог скрывает Свою благодать, и человек остается один, чтобы побороться, претерпеть, чтобы явилась его сила, его дерзновение перед Богом.

Легко ли быть христианином?

    

Христианином быть легко. Для этого ничего особенного не нужно. Если только пару раз в год зайти в ближайший храм. Один раз, чтобы набрать святой воды в праздник Крещения 19 января, второй – освятить куличи накануне Пасхи. Еще иногда можно поставить свечки. Еще очень важно помнить, что после Нового года будет Рождество, а значит, в супермаркетах и торговых центрах будут рождественские скидки и распродажи… А вообще, христиане какие-то странные. Ходят на исповедь, рассказывают о своих грехах. А у меня никаких грехов, собственно, и нет…

Ницше против

Кому-то христианство кажется и вовсе чем-то устаревшим и ненужным. Вы только подумайте — в XXI веке верить, что две тысячи лет назад какой-то необразованный Сын плотника умер и воскрес?! Мы же образованные люди – летаем в космос, лечим неизлечимые еще 50 лет назад болезни. В наше прогрессивное время подчиняться каким-то устаревшим правилам? Ну уж нет.

Хотя и это все не ново. Примерно века с XVIII-го люди обвиняют христианство в «устаревшести» и «ненужности». А один беспокойный немецкий философ, грезивший наступлением эры сверхлюдей, громогласно объявил всем о смерти Бога (Фридрих Ницше – Ред.).

Но бывают и совсем уж удивительные истории. Однажды один юноша, живший за границей, оказался, правда, не совсем добровольно, на лекции другого известного философа и богослова (отца Сергия Булгакова – русского философа, ставшего впоследствии священником, жил в эмиграции – Ред.). Вполне обычная ситуация: учителя решили, что мальчишкам, только и думающим о том, как бы побыстрее сбежать с уроков, будет очень полезно послушать выступление мыслителя с мировым именем. И не важно, что он пишет свои мысли для взрослых, а не для детей. Мыслитель говорил о христианстве и христианских добродетелях. Рассказывал о терпении и смирении, о кротости и тихости… И разве можно было поверить ему, когда еще и ста лет не прошло с тех пор, как Ницше «организовал» Богу «похороны»?

Поэтому юноша (звали его Андрей) решил покончить с верой в Бога раз и навсегда. Но предварительно он решил прочитать книгу, на которую постоянно ссылался известный лектор. Эта книга – Евангелие, а если в Евангелии все точно так, как было на беседе – долго и скучно, – то лучше задвинуть его на дальнюю полку и никогда больше не открывать. Но, как не раз рассказывал потом Андрей, произошло вот что:

«Я сел читать; и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что этого не докажешь. Со мной случилось то, что бывает иногда на улице, знаете, когда идешь — и вдруг повернешься, потому что чувствуешь, что кто-то на тебя смотрит сзади. Я сидел, читал, и между началом первой и началом третьей глав Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос…».

И вот представьте: отец Андрея – русский дипломат, занимавший высшие должности в императорском иностранном ведомстве, мать – сестра знаменитого композитора Александра Скрябина. Сам Андрей после школы получил медицинское образование в Сорбонне… Его ждала блестящая светская карьера (с его-то образованием, и происхождением). Но… Он стал монахом, а потом священником. Весь христианский мир знает Андрея, как митрополита Сурожского Антония (Блума). Вряд ли его можно считать необразованным или отсталым. Он хотел покончить с христианством, но неожиданно и необъяснимо для многих других, стал самым ревностным христианином, примером кротости, терпения и смирения, от которых он когда-то шарахался, как от огня.

Вот на что способно Евангелие, на первый взгляд, «скучная и ненужная в наше время» Книга.

«Бунт», который побеждает

Но я приведу и другой пример. Еще более неожиданный и своеобразный. Один из самых успешных и противоречивых рок-музыкантов 70-х, 80-х и 90-х годов XX века Элис Купер, однажды сказал: «Легко пить пиво, очень легко разнести свой номер в отеле, а вот быть христианином – очень трудное испытание, это и есть настоящее бунтарство».

И как бы это ни казалось странным, христианство было бунтом с самого начала. Не случайно римские императоры-язычники преследовали христиан, предавали их пыткам и казням на аренах амфитеатров. Ведь христиане почитали Богом Иисуса Христа, распятого по приказу законного представителя римской власти.

Сейчас, когда яркие рекламные билборды продолжают на все лады кричать – «будь круче», «возьми от жизни все», «выйди за рамки правил», когда модно критиковать все и вся, когда плюнуть на любые авторитеты – это подвиг, сейчас христианство тоже будет бунтарством.

Мы привыкли ненавидеть врагов (а еще лучше, если удастся им отомстить), но Христос говорит в Евангелии: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44). Христос говорит: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1), но как можно не осуждать родственников, друзей, соседей, просто незнакомых людей, правительство (свое ли или чужое)?

Когда завести интрижку на стороне от жены/мужа стало не только нормальным, но и даже модным (семья – это вообще что-то старое и отжившее), Христос говорит: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Мф. 5, 28).

А еще более странные фразы в Евангелии: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую» (Лк. 6, 29); «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф. 6, 25); «пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим… и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мк. 10, 21).

Следовать Христу и жить по Евангелию действительно очень сложно. Хотя бы потому, что Христос взошел на крест и принял смерть. Нам свойственно избегать страданий. Да что там страдания. Даже с самыми обычными – житейскими проблемами – не хочется особенно связываться.

Евангелие можно сравнить с зеркалом. Зеркало помогает нам увидеть себя со стороны и привести себя в порядок. Сколько раз в день мы смотрим на себя в зеркало? Думаю, не один и не два. А если попробовать столько же раз в день заглядывать в Евангелие? Это и правда сложно. Потому что Христос с евангельских страниц просит каждого из нас изменить себя, заглянуть внутрь, оценить свои поступки и мысли. Избавиться от всего того, что искажает нашего настоящего человека, созданного по образу и подобию Бога.

Всегда сложно преодолевать себя – прощать обиды, не осуждать, не отвечать злом на зло, считать других лучше себя, осознавать свои недостатки, проявлять терпение. Этому учит нас Евангелие. С другой стороны, нельзя отрицать и того, что Евангелие может стать для нас довольно сложной книгой, вызывающей множество вопросов. Но Евангелие – это книга, с которой нам нужно вырасти. Не в смысле – читать ее с самого детства, а духовно расти, снова и снова перечитывая евангельские строки.

«Трудных» мест и правда много. Некоторые из них уже были приведены выше. Я бы хотел постараться объяснить некоторые из них (в будущем цикле статей на страницах«СП» – Ред.). Как священник я часто советую людям читать Евангелие и обращаться с вопросами по «непонятным местам». И по своему опыту могу сказать, что есть ряд своего рода «общих мест», вызывающих сложности.

Но в любом случае, главное — наша решимость. Решимость жить христианской жизнью, которая будет сложной, которая, оказывается, не сводится к свечкам, воде и куличам. Евангелие призвано помочь нам встать на этот сложный и долгий путь, чтобы мы смогли пройти его, держа эту книгу в руках.

Продолжение следует

Фото из открытых источников

Газета «Саратовская панорама» № 30 (1111), 2 августа 2017 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 620 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Виктория Харитонова 8 августа 2017, 01:50
Очень своевременная и точная статья. Спасибо. Коротко и ясно.
Ксения 6 августа 2017, 15:41
Светское большое С П А С И Б О. Спаси Господи, Вас, Батюшка!
тамара 6 августа 2017, 00:35
Батюшка,спаси Вас,Господи,за такую статью,которая трогает до самой глубины души,насквозь пронзает сердце.Пишите,а мы будем с теплотой и пониманием внимать Вашим словам.
Елена 5 августа 2017, 16:34
Спаси Господи Вас Батюшка за такую хорошую, доступную и интересную статью.
Сергей Рымарев 5 августа 2017, 16:30
Добавить нечего. Всё абсолютно верно, особенно, что Евангелие - это зеркало ЖИЗНИ, и если наше отражение в нём будет земным, то и вечность наша уйдёт в адские земные глубины. Ужасно, но это так, а не иначе. Это - Евангельская истина. Но не будем унывать, дабы Христос победил мир и всегда с нами, даже до скончания века! Поэтому ободримся и будем "бунтарями", т.е. истинными ХРИСТИАНАМИ. Спаси нас, Господи! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ!!!
Диана Чувашова 5 августа 2017, 15:40
очень хорошо написано.
светлана 5 августа 2017, 13:35
Спаси Господи,батюшка!
Юлия 5 августа 2017, 09:39
Митрополит Антоний Сурожский о второй степени духовничества: Это священник более опытный или старше, который более научен и призван давать наставления другому человеку о том, как идти от земли на небо. И этот священник должен быть предельно осторожен. Знаете, когда вы уходите в горы, вы выбираете себе проводника, который ходил туда, куда вы хотите прийти, и живым вернулся оттуда, а не погиб на пути.Вот таков должен быть духовник в полном смысле этого слова. Он не должен говорить того, чего он опытно не пережил или чего он как-то своим нутром не знает. Мы приходим к духовнику с тем, чтобы встретить проводника до дверей Царства Божия. Но если он сам там не бывал, он нам ничего не может дать".
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×