Отвернутся – значит, не любили

Беседа с епископом Североморским и Умбским Митрофаном (Баданиным)

Предвзятое отношение к Церкви, ее проповеди, ее людям – одна из примет наших, 2010-х годов. О росте негативного отношения к Церкви, особенно в молодежной среде, говорил Святейший Патриарх Кирилл в своем слове на конференции «100-летие начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь», отмечая: «Происходит это, конечно, не на ровном месте, происходит это под влиянием того сильного и враждебного по отношению к Церкви информационного потока, который распространяется через социальные сети». Механизм возбуждения ненависти хорошо известен и придуман не сегодня: «Используется все то же, что использовалось в конце XIX – начале XX века, и тем более в революционные годы: какие-то ошибки со стороны духовенства, оплошности, какие-то проявления недостойной жизни… В масштабах Церкви – это единичные случаи, но эти единичные случаи таким образом подсвечиваются, чтобы создать образ Церкви, погрязшей в богатстве, грехе, безразличной к повседневным трудностям людей».

Почему же негатив о Церкви с такой легкостью, если не радостью, воспринимается обществом? Есть ли глубинные причины у ненависти к Церкви? Действительно ли этот поток «разоблачений» может увести кого-то из Церкви, «открыв ему глаза»? И если так, то не следует ли церковным людям бороться с «грехами» Церкви и в Церкви?

Об этом – наша беседа с епископом Североморским и Умбским Митрофаном (Баданиным).

– Владыка, с чем, по вашему мнению, связан рост негативного отношения к Русской Православной Церкви?

– Рост негативного отношения к Церкви есть, и он будет усиливаться по мере роста самой Церкви. И по-другому в этом мире не будет, поскольку «мы от Бога», а «весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5: 19). Это онтологическое противостояние, начало которому положил Господь наш Иисус Христос. Он ясно определил дальнейшую расстановку сил света и сил тьмы: «Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира» (Ин. 8: 23). Таким образом, всё закономерно – наша Церковь и все верующие ее члены всегда будут «не от мира сего». Так что это фундаментальный закон жизни христианина: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15: 20). Или мы сомневаемся в Божием предупреждении: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16: 33)?

«Если Церковь не гонима, то она и не Христова». Звучит весьма радикально, но стоит об этом помнить

По-моему, у Тертуллиана есть высказывание на этот счет: «Если Церковь не гонима, то она и не Христова». Звучит весьма радикально, но стоит об этом помнить.

– Почему этот «негатив» особенно заметен в молодежной среде? А разве для старшего поколения это не характерно? Как именно, по вашим наблюдениям, этот «негатив» характеризуется? Что, люди уходят из Церкви, перестают ходить на службы или же просто не испытывают желания узнавать родную Церковь?

– Что такое «молодежная среда»? Это ведь один из этапов жизни каждого из нас, и он абсолютно неизбежен. Проходит детство, где всё решали родители, и наступает период пробы своих сил, открытия своего «я», демонстрации новых возможностей, дарований. Если не хватает очевидных способностей и талантов, то в ход идет эпатаж, вызов обществу, бунт. Все проходят через этот внутренний протест, когда кажется, что только ты знаешь, как надо жить. И тогда опыт прошлых поколений – это нечто устаревшее, пыльное, нудное – в общем, «отстой».

А тут еще и Церковь – с традициями, освященными веками, с глубокой консервативностью, ортодоксией морали… Хорошо, если молодому человеку сквозь всю эту «сложность» и «серьезность» откроется подлинный свет истинной веры. Православие – это ведь вершина, апогей, немыслимая высота в истории духовности человечества. И подчас бывает, молодой человек идет к этой высоте от самого подножия. От современных вариаций язычества, мистики молодежных субкультур, рок-фестивалей, «дзен», «дао» и прочего…

Я не считаю, что особое неприятие Церкви присуще лишь молодежи. В эту беду может впасть любой, независимо от возраста. Враг рода человеческого неуемен и неутомим, но «на то и щука, чтобы карась не дремал». А уж кого дух нечистый изберет в свои «глашатаи», на то воля Божия. Кому-то – «богословствовать» и давать интервью, а кому-то митинговать и кричать про «попов на “мерседесах”». «Темна вода во облацех», и неисповедимы судьбы Божии в этом выборе. «А ты кто, человек, что споришь с Богом?.. Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» (Рим. 9: 20–21).

Конечно же, по Своей благости Господь «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4), но при этом есть человеческая свобода, и если кто сознательно отвергает помощь Божией благодати и не сопротивляется нашептываниям нечистого духа, тот, увы, не спасется.

Относительно того, что «люди уходят из Церкви», – я такого не знаю. Уходят лишь те, кто в нее так и не вошел, не погрузился, не прилепился, не прижался, не почувствовал в Церкви тепло родного дома, не полюбил… Помните, как в фильме про Высоцкого «особист» пугает его: если узнают, что Высоцкий наркоман, то все отвернутся от него, – а Владимир отвечает: «Отвернутся – значит, не любили»? Так и здесь: если ушли из Церкви – значит, не любили.

И вообще это всегда необъяснимое чудо избранничества в чада Божии. За что оказываются избранными? Абсолютно неизвестно. По делам человеческим и грехам неизбывным никакого избрания быть не могло вовсе.

Тот же, кто полагает, что и вне Церкви можно быть христианином, – сильно заблуждается. Еще в первые века христианства с этим вопросом окончательно определились: «Кто не в Церкви Христовой, тот не христианин» (святитель Киприан Карфагенский).

Епископ Митрофан (Баданин) Епископ Митрофан (Баданин)

– Тогда почему Церковь не стала им родной? «Какие-то ошибки со стороны духовенства, оплошности, какие-то проявления недостойной жизни», по словам Патриарха Кирилла, – единственная ли это причина отсутствия родства с Церковью? Какие причины вы могли бы назвать?

– Конечно, можно и оттолкнуть человека от Церкви. Эти случаи широко известны и особо излюбленная тема обсуждения. Казалось бы, почему в храме Божием можно наткнуться на очевидную черствость, грубость, отсутствие внимания? Думаю, подчас «настороженное» отношение служителей – это защитная реакция, опасение за святыню сакрального пространства, восприятие некоей угрозы со стороны человека, пришедшего из мира.

Разумеется, надо заниматься воспитанием, работать со свечницами, внедрять приходское консультирование, наладить дежурство священников в храме. Правда, несмотря на настойчивые призывы активнее «быть ловцами человеков», мы не можем принять иные новые методики. Мы же знаем, какое непомерное значение улавливанию человека придается в тоталитарных сектах. Тот самый бессовестный прием «бомбардировки любовью», когда новичка, зашедшего в сектантскую общину, все хором неимоверно «любят», всеми силами помогают, внимательно выслушивают, сочувствуют… А потом вдруг также дружно прекращают «любить» и игнорируют. Человек недоумевает, страдает… И тут ему объясняют, что теперь надо заслужить прежнее отношение, внести свой «весомый» вклад, для чего должен он отныне делать то-то и то-то.

Не пытайтесь изменить мир. Задача христианина иная: себя менять!

– Полезен ли критический взгляд для Церкви? Я не про «фигу в кармане», мол, «знаем вас, попов, вы все только денег хотите» и прочие безумные истерические глаголы и клише, а действительно критический взгляд, спокойный, добрый разговор. В стиле, например: «Уважаемый батюшка (ваше преподобие, ваше высокопреосвященство и т.д.), нам кажется, что в нашем приходе (епархии) происходят недостойные православных христиан вещи, как то:… Давайте подумаем, можно ли решить эти трудности». Как вы думаете, такой диалог вообще возможен сегодня? Или, как многие считают (часто, увы, небезосновательно), всё закончится криками, «разборками», «вы – овцы», «яйца курицу не учат», «смиряйтесь!» и «мерами»? Есть ли у нас действительный, а не поздравительно-концертный диалог друг с другом?

– Вся жизнь человека, вставшего на путь христианина, есть разворачивание перед ним Божественного плана его спасения. Абсолютно всё, с чем мы сталкиваемся каждый день своей жизни, есть уроки, назначенные нам нашим Отцом Небесным. Он видит нас насквозь и знает наши проблемы, как мы сами о себе не знаем, и посылает нам всё потребное для нашего исправления. Ведь мы все в свое время обратились к Господу с конкретной и настойчивой просьбой: «Спаси и сохрани!» Мы очень попросились к Нему в Царствие Небесное и очень надеемся, что Он дарует нам вожделенные Горние Райские обители. Тогда почему мы восстаем против Его уроков? Почему мы протестуем, негодуем, возмущаемся? Почему эти обстоятельства жизни, в которые нас поместил Господь, мы стремимся всячески устранить своим силами, скандалами, митингами, заявлениями?..

Удивительное дело: с одной стороны, мы умиляемся мудрости молитвы из духовного завещания преподобного Серафима Вырицкого «От Меня это было», а с другой – воспринимаем всё происходящее вокруг нас как недоразумение, досадную случайность, которую надо срочно устранить своими силами. И главное – обличить источник нашего дискомфорта, найти виновника нашего недовольства, который мешает нам жить. Категорически не принимая той ясной мысли учения Христа, что все проблемы живут внутри меня, любимого. И если до меня это наконец дойдет и я устраню их внутри меня, то они исчезнут и снаружи меня, потому что я усвоил тот урок от Бога, ради которого эта проблема (этот человек, это обстоятельство, эта болезнь и т.д.) передо мной возникла.

И не понадобятся никакие выяснения и препирательства, и вежливые, и не очень. Потому как задача-то наша совсем другая: не мир пытаться изменить (это бесполезно, ибо он неисцелимо поврежден грехопадением), а себя менять. Не принимайте правила игры этого мира! – Однозначно проиграете. Наша сила совсем в ином, хотя для мира это просто смешно. Не абсурдно ли утверждать, что сила Божия «в немощи совершается»? Но, что поделаешь, «мы безумны Христа ради» и живем по совету апостола: «переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» (2 Тим. 4: 5).

А мятеж своей души врачуй постом, покаянием и молитвою. В общем, не раз уже повторяли слова великого Серафима, но повторим еще: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Как реагировать на критику Церкви? Как реагировать на критику Церкви?
Советы пастырей
Как реагировать на критику Церкви? Как реагировать на критику Церкви?
Советы пастырей
Люди, критикующие Церковь, как правило, живут стереотипом. Наша задача – снять этот стереотип. А когда критикуются человеческий фактор и наша греховная немощь, критика принимается, но с одним условием: критикующий должен помочь нам стать лучше.
Помогите нам стать лучше Помогите нам стать лучше
Протоиерей Андрей Овчинников
Помогите нам стать лучше Помогите нам стать лучше
Протоиерей Андрей Овчинников
Критиковать церковную жизнь намного проще, чем ее понять, и самое главное — ее начать.
Все должно быть правильно Все должно быть правильно
Протоиерей Андрей Ткачев
Все должно быть правильно Все должно быть правильно
Протоиерей Андрей Ткачев
Все должно быть очень правильно, особенно в вопросах веры и поклонения Богу. Люди требовательны ко всем, кроме себя, а уж Господу и Его служителям достается по первое число.
Комментарии
Алёна Диденко 9 февраля 2018, 13:33
На все воля Бога. Думаешь, что не ту жену выбрал, неправда твоя. Та жена. Думаешь, что профессия не та, опять неправда твоя. И жена та, что Бог дал, и профессия в самый раз по тебе. Это ты сам не хочешь принять волю Бога. Елозишь как уж на сковородке....все не по тебе...
Татьяна12 сентября 2017, 13:01
Если человек выбрал не ту профессию или плохую жену, то это ошибка самого человека, потому что чтобы получить помощь от Бога нужно быть самому человеком верующим, соблюдать заповеди (не осуждать, не завидовать, не превознаситься, не угождать сильным мира сего), жить в мире с окружающими, ходить в церковь, исповедоваться часто , причащаться, стараться не упускать ни одного случая сделать добро людям и постоянно молиться : "Да будет воля твоя и во мне грешном". И вот тогда Господь даст узнать свою волю. Если жена прилюдно оскорбляет мужа, то это воля Дьявола и Бога одновременно. Жена творит волю Дьявола, а Господь попускает для пользы мужа, чтобы он смирился или за какие -то его грехи.
Иоанна_ 2 августа 2017, 14:59
Александр С /Жена прилюдно унижает мужа или муж жену - это чья воля? // Это, разумеется, не воля Божия, это воля бесовская, творимая через человеков. А вот отвечать на такое смирением - будет следованием воле Божией. Промысл Божий (по слову святителя Филарета Московского) так действует, что любые события в жизни человека, в том числе и плохие, направляет к его пользе. Что значит к пользе? Это совсем не обязательно значит к благополучию; к пользе - значит прежде всего ко спасению. У преп.Паисия Святогорца на этот случай есть такой образ: сатана своё сеет, а урожай всё равно будет собирать БОГ. Вот ещё ответ митрополита Илариона на ваш вопрос: http://www.pravoslavie.ru/105363.html.
Дмитрий 2 августа 2017, 09:43
Александру С.

Уважаемый Александр. Подобные вопросы очень сложны и болезненны - и задаются ими многие. Лично я в конечном счете стараюсь держаться следующей "формулы": происходит со мной - воля Бога; делаю я - моя.
Василий Кондалов 2 августа 2017, 00:08
Епископу Митрофану огромная благодарность за замечательные слова! Судя по всему, Александр с., человек молодой, если уж не по возрасту, то по духовному состоянию. Человек дал развёрнутый ответ, а другой говорит, дескать, так ничего и не понял. Что сказать ему, в данном случае? Я бы ответил: читать надо больше! У нас есть то, чего нет, толком, ни в одной христианской конфессии - такой мощной святоотеческой школы. Александру С., в пору, почитать святых отцов, а он, видимо, предпочитает овладевать духовными знаниями сам, с помощью Библии или Нового Завета, а это не всем доступно...
Александр С.29 июля 2017, 11:05
Спасибо всем, ответившим мне. К сожалению, ни один ответ не устроил, а только добавил вопросов. Если каждый человек решает все вопросы сам, то зачем тогда вообще нужна Вера? Очень хотелось бы строить жизнь по ее постулатам, но не получается, потому как нельзя найти ответов на житейские вопросы. И Илиотропион я читал и Евангелие перечитываю. К сожалению, вопросы только добавляются. Простите меня,грешного. (А Илиотропион еще раз перечитаю).
Александр28 июля 2017, 19:30
"Господь попускает много разочарований, горя и страданий здесь, на земле, чтобы мы махнули рукой на мир, если он так больно ранит нас, и чтобы увидели, что только Бог – Источник утешения, радости и покоя." (арх. Фаддей Витовницкий).
АлександрГ.28 июля 2017, 16:28
Александру С. Уважаемый, тезка не нужно обижаться на ответы, высказанные якобы общими словами. Потому, что вопросы у Вас только на первый взгляд простые. Каждый из нас, хотя бы раз в жизни, но задавал себе вопросы: почему это произошло, именно со мной? В чем я виноват? За что со мной так поступили? Почему он, а не я? А в чем здесь воля Божья? Или это не Его воля? А если не Его, то чья, моя или беса? И вообще, в чем смысл Божьей воли?А почему от Его воли так страдает мое я? Вопросы можно продолжать. Не одно поколение сломало об них голову.И каждый, абсолютно каждый отвечает на эти вопросы сам. И ответственность за ответы понесет также сам.И единственный источник, отвечающий на них-Евангелие.
Гость28 июля 2017, 15:09
Александр С., есть хорошая книга свт.Иоанна Тобольского, "Илиотропион", в ней подробно разбирается вопрос воли человека и воли Божией.
Александр С.28 июля 2017, 12:38
К сожалению, меня не поняли абсолютно. В ответах одни только общие слова. Чтобы был понятен вопрос о соотношении воли человеческой и воли Божией, приведу примеры из жизни. Человек понимает, что совершил ошибку, неудачно женившись или выйдя замуж - чья это была воля? Человек с возрастом понял, что выбрал не ту профессию - это чья воля? Жена прилюдно унижает мужа или муж жену - это чья воля? И так до бесконечности. Очень хотелось бы найти здесь Любовь,Добро,Помощь и Сострадание, да не получается. И как быть?
Михаил27 июля 2017, 22:29
Александру:
Это отчаяние в спасении, оно бывает и у верующих, человек не потому уходит, что видит что-то не то, а потому что слушает беса. Человек приходит гордо и думает, что Господь его, такого великолепного, красивого, духовно-богатого и умного просто обязан принять и сразу в рай ввести и много денег и всего.
Но что-то идёт и не по его, и он обижается, и уходит. Нельзя сделать из Бога раба, поймите!
Не может быть такого и не будет никогда. Евреи когда убивали Христа, кричали - "сойди с Креста и уверуем!". Так и человек в отчаянии кричит Богу - "дай мне или ты не Бог!". На слабо. Ясное дело Бог молчит.
АлександрГ.27 июля 2017, 17:23
Александру С. Критерии Божественности в Евангелии. Сверяйтесь, и не ошибетесь. Все прочие философские изыскания грозят тем, что можно проследовать тропой уже заблудшего.
Наталия Ростова27 июля 2017, 17:17
Александру С.Рискну вступить с Вами в диалог.Я всегда верила в Бога,даже в детстве,когда мне внушали,что Его нет.Но думала,что люди,как куклы на ниточках и Кто-то эти ниточки дёргает.Или что мы все,как актёры, и наши роли уже распределили.Это не так.Обстоятельства жизни-это наш путь к Небесам,Бог указывает нам на верную дорожку, а мы частенько сворачиваем и сбиваемся с этого пути.А отличить свою волю от воли Божией,думается мне,легко,если внимательно присмотреться к своим поступкам.Воля Божия - это Любовь,Добро,Помощь и Сострадание.А наша какая воля? Сегодня люблю,завтра забуду,сегодня помогу,завтра мимо пройду и т.д.У Бога нет двойных стандартов.У нас есть.
Александр С.27 июля 2017, 14:32
Рискну перевести разговор в другую плоскость. В статье сказано:"Тогда почему мы восстаем против Его уроков?Почему мы протестуем, негодуем, возмущаемся? Почему эти обстоятельства жизни, в которые нас поместил Господь, мы стремимся всячески устранить своим силами, скандалами, митингами,заявлениями?"
Но вот вопрос - а откуда известно, что события, которые происходят вокруг нас - это ЕГО уроки, а не проявление обычной человеческой воли, часто греховной. Почему обстоятельства всегда ТОЛЬКО от Господа? Вопрос расширяется - как отличить волю Господа от воли человеческой? С одной стороны сказано - ни один волос не упадет, с другой - человеку дана свобода и право выбора. Где критерии Божественности?
Ангелина26 июля 2017, 21:14
Так и хочется напомнить высказывание святого Паисия: Пчела, залетая в какой-нибудь двор, минует мусор и хлам и непременно найдет прекрасный цветок, на который и сядет. Муха же, влетая в прекрасный сад с благоухающими цветами, все равно отыщет грязь и нечистоту.
Читайте Свтятителя Иоанна Златоуста, Сергея Фуделя (который писал о темном двойнике Церкви) и многих других замечательных авторов, и научитесь различать Церковь и церковь.
Наталия Ростова26 июля 2017, 19:15
Хочу поставить точку для всех,кто не совсем правильно понял мой комментарий 26-го в 10:42.Тем более,что написала я об известном человеке.Наверное,не имела на это право.Так вот,в интернете,если поискать,можно найти сюжет,как Андрей пришёл к Богу.Это интересно.И у меня была точно такая же ситуация.На первой исповеди я стала жаловаться батюшке на всех,кто меня когда-то обидел ( не знаю,что говорил Андрей ).Батюшка мне мягко сказал,что я не готова к исповеди,так как пришла не с покаянием, а с жалобами и за сочувствием.А исповедь - это не сеанс психотерапии, а Таинство Покаяния.И всё он мне правильно сказал.Слава Богу, у меня хватило ума не психовать, а принять и понять это.Вот и всё.
Гость26 июля 2017, 19:10
Анастастия, зачастую через пример ближних люди в храм приходят. Посмотрят, какие люди хорошие и ласковые, как к ближним хорошо относятся, не грубят, готовы помочь, и задумаются, как и почему, что это за место такое - храм Божий. Апостол Павел недаром призывал быть братолюбивым, служить другим и проч. Христиане должны подавать пример другим, пока не христианам, своим достойным поведением.
Александр Б26 июля 2017, 18:04
Спаси Господи Владыко. Всё что угодно во мне... всё что угодно. Любви почитай что нет.
Спаси меня Господи!
Иоанна_26 июля 2017, 17:17
Что значит не готов, иди, придёшь потом? Такие слова обязательно требуют разъяснения. Не готов к Причастию? Возможно. Но К ИСПОВЕДИ готов любой, кто хочет исповедоваться. Именно сейчас этому человеку надо уделить внимание, хотя бы 3 минуты; а вдруг потом будет поздно? Дорогие батюшки, ничто не ранит так, как слова священника, сказанные с неприязнью или безразличием.
Анастасия26 июля 2017, 15:40
Согласитесь, в этом есть некоторая тайна - как вчерашний неверующий сегодня пришел к Богу. И никакая логика, никакие доводы здесь не работают. И никакие свечницы и бабушки того, кто почувствовал на себе благодать призывающую, не испугают и не отвадят от храма. Ушел - значит и не был душой с Богом. Кто знает, быть может, вернется еще.
А вот голый негатив - это, извините, недостаток воспитания. Не веришь - ну и не надо, займись своими делами, какое тебе, по сути, дело до попов, их часов и прочей ерунды? Кто что имеет, тот тем и делится. Кто светом душевным и теплом, а кто - грязищей.
Гость26 июля 2017, 15:38
И все-таки, грубость и хамство в Церкви имеет место быть. Святейший Патриарх отмечал в своих выступлениях, что это недопустимо, что нужно с этим бороться. Если в храм придет неискушенный человек, грубость на кассе на свечным ящиком может сильно повлиять на нежелание ходить в храм этого человека в дальнейшем. И это не мелочи, как может показаться. Прот.Димитрий Смирнов обучает свечниц, которые работают у него, исключительно доброму отношению к приходящим. "Прежде чем стать христианином, нужно стать просто приличным человеком", - его слова. Жаль, что в других приходах можно запросто наткнуться на грубость, но быть такого не должно.
Наталия Ростова26 июля 2017, 14:36
Арине.Вы не поняли что конкретно я имела ввиду.Батюшка был самый обычный,а не прозорливый.И дело даже не в этом.Смысл сказанного мной точно описал Алексей.КТО СПАСТИСЬ ЗАХОЧЕТ - ПРИДЁТ ЕЩЁ РАЗ. Вот и всё.Кратко и точно.Меня тоже обидели в самый мой первый приход или заход в храм. И что теперь? Из-за одного человека надо весь мир очернять и всю Православную Церковь. Голову тоже иногда надо включать,а не свои эмоции.В храмах обычные люди работают, а не святые. Святые на иконах.И батюшка тоже может упасть.Нет,надо ему ещё пинка болезненного дать,чтоб подольше поднимался!Кто хочет узнать Бога - обязательно встретится с Ним.И ничто его от этого не отвернёт.
Андрей26 июля 2017, 14:07
Сейчас очень интересное время, когда, как по Промыслу Божьему отсеиваются зерна от плевел. Есть такие, кто в Церкви не испытывал внезапного рассеивания мыслей, беспричинной раздражительности, приступов осуждения окружающих? Наверное все по-началу это проходили, но прошли же. А не от бесов ли такие помыслы в головах наших? Так вот если мы начинаем такие помыслы оправдывать - тем самым оправдываем бесов, становимся на их сторону, и уходим от Бога. И Церковь, уже нам не Мать - а "РПЦ" (простите). Господь попускает нам быть искушенными, чтобы мы стали искусными, по доброй воле, по своему решению. А те, кто отсеивается, наверное им и Бог не особенно нужен был, а жалость, или свои цели.
26 июля 2017, 13:59
Замечательные слова великого батюшки Серафима: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Вот этого то мирного духа и не хватает частенько... Отсюда и ненависть к церкви. В 1917 это привело к катастрофе... Господь на Иисус Христос завещал любовь, а не меч.
Юлия26 июля 2017, 13:53
Согласна с Александром, что от новоначального нельзя требовать подвига Сергия Радонежского: «спасись сам и тысячи вокруг тебя спасутся». Новоначальный не видит Церкви за «земной церковью» - нет опыта молитвы и знаний и тут (согласна с прот. Георгием) ответственность (если мы только способны понять Христа - какая!) полностью ложится на нас – христиан: " лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море"
Алина Фадеева26 июля 2017, 13:50
При чем здесь информационные потоки? Пока сам с таким не столкнется, никакие информационные потоки нипочем. Но когда ты приходишь в церковь, как в лечебницу, и в результате к тебе отношение как в государственном учреждении, 2 минуты исповедь и "приходите через 2 месяца после епитимьи", после такого не хочется возвращаться туда вообще. И с этим я столкнулась в Москве, до этого посещала храмы в Барнауле и Киргизии, нигде такого отношения не встретила. Храмы здесь самые красивые, но после такого ходить туда не хочется
Илья Захаров26 июля 2017, 13:20
Животрепещущая тема для меня. Практически все мои друзья не являются христианами и большинство из них атеисты. Сразу скажу, что я разделяю и согласен со словами Владыки. Но проблема в отношениях с молодежью это все же отсутствие диалога. Естественно, что в голове у молодого человека в голове полно каши и ерунды. Но зачастую даже молодой человек готов вести диалог и не идет бунтовать с плакатом на улицу, пока с ним разговаривают, объясняют, а не давят авторитетом, хотя есть и исключения.
Алексей26 июля 2017, 12:53
Спасибо автору за слова правды. Правда не бывает лицеприятной. Да, священнику/епископу конечно говорят: НЕ ГОВОРИ-ТЫ ЕЕ/ЕГО ОТТОЛКНЕШЬ! Преп. Амвросий Оптинский на это отвечал: Кто спастись захочет - придет еще раз. МЫ ОШИБАЕМСЯ, КОГДА ДУМАЕМ, ЧТО РАНЬШЕ НЕ ОТХОДИЛИ ОТ ЦЕРКВИ. Тем, кто цитирует тут Евангелие, приведу и я "цитату": «Многие из учеников Его, слыша то (т.е.Слово Иисусово), говорили: Какие странные слова! Кто может это слушать? С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: Не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! К кому нам идти?» /Иоанна,гл.6/
Наталия26 июля 2017, 12:46
"Обиды" на бабушек,уборщиц и свечниц в храмах являются не более,чем отговорками. Тогда не стоит покупать хлеб и продукты в магазинах,не пользоваться общественным транспортом,не ходить по улицам - сейчас невольно такое услышать можно...
А мы всегда приветливые и дружелюбные со своими близкими,не говоря уже о посторонних?
Может быть,стоит задуматься,зачем я в Храме,тогда и не будет слышно ворчания.
Арина26 июля 2017, 12:45
Наталия Ростова26 июля 2017, 10:42. Что подходит одному, то для другого может оказаться в той или иной степени вредным. Может батюшка прозорливец. Может стоит учитывать, что Мерзликин достаточно публичная личность, батюшка мог иметь представление о нем исходя из его высказываний, оценок, поступков и пр. в публичном пространстве. Батюшка, опираясь на свой опыт и информацию, мог предположить, что стоящему перед ним по силам выдержать. В обычной жизни не все батюшки прозорливцы, чтобы обычных незнакомцев видеть насквозь, приходящие не все сильные личности, чтобы начинать с отповеди вместо проповеди.
Виктор26 июля 2017, 12:17
Тема злободневная, аргументации - море, а суть проста: - " ... Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня ..."! Поэтому не надо "зацикливаться" на возражениях против Церкви, но должно нам, привлеченным, исполнить заповеданное от Бога: - " ... Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего..." (Откр.3:11).
Исполнить верностью однажды сделанному выбору в пользу Церкви!
По подобию Иисуса Христа!
Анна26 июля 2017, 11:52
Особого внимания заслуживает поведение многих работниц церкви - свечниц, уборщиц, продавщиц, которые "встречают" людей в храме. Хамство, злоба, угодие богатым могут также оттолкнуть от храма людей, особенно бедных, убогих, при том, что почти все из них исповедуются и причащааются. Вот и приходится искать храм, где хотя бы вежливо ответят и не будут швырять сдачу.
Елена26 июля 2017, 11:50
Александру и Станиславу, да хранит вас Господь, попробуйте послушать лекции А.И.Осипова, многое становиться на свои места и душа мятущаяся находит утешение.
Александр26 июля 2017, 11:24
Слава Богу!

1. "Церковь – это не собрание святых, а толпа кающихся грешников". (Преподобный Ефрем Сирин). Людям это не доносят при воцерковлении.

2. Князь Владимир крестил невоцерковленных и неоглашенных людей. Тоже происходит и сейчас - крестят, рукополагают и постригают в монашество очень много неготовых к этому людей.

Пример из личной жизни: священник покрестил мальчика у людей, которые жили вместе не женатые и не венчаные. Через 3-4 года мама нашла себе другого сожителя. Он в ереси - не признает Церковь, иконы, крест. Снимают нательный крест с мальчика, в храм не пускают, бьют. Мама пьет, наркотики принимает.

И какой теперь христианин из этого мальчика вырастет?
Наталия Ростова26 июля 2017, 10:42
Станиславу.Известный актёр Андрей Мерзликин рассказал,как первый раз зашёл в храм на исповедь,а батюшка ему говорит:" Ты ещё не готов,жизнь свою пересмотри во всех подробностях,а потом приходи." Андрей обиделся и ушёл.И мог бы уйти навсегда.Но...Бог никогда не отвернётся от человека,который сам тянет руки к Богу.Пусть даже,если человек делает неуклюжие попытки сближения.Вы,Станислав,уже Божие дитё, и Он Вас не оставит никогда.Будут и в Вашей жизни чудеса,причём явные, а не внушённые.В ризу Христову вцепитесь и не отпускайте до самой смерти.А Андрей Мерзликин сейчас очень верующий и семью свою в храм привёл.И жизни своей без Бога уже не мыслит.Надо ВЕРИТЬ !!!
Ксения26 июля 2017, 10:29
Господи, прости меня грешную. Смирения, вот чего нам не хватает.
Для Любови - Ваши слова брызжут злобой, а грамматика хромает на обе ноги. Не позорьте русский язык, пишите грамотно и от ума, а не от злобы своей, в душе накопившейся, не заражайте людей этой злобой. Лучше помолитесь, я тоже человек небольшого достатка, но Бог все про меня знает и дает мне все нужное. Если Вы завидуете жизни в монастыре, то почему бы Вам не поступить туда? Научиться молиться этими самыми непонятными словами , бороться с искушениями, ухаживать за престарелыми монахинями, отпевать усопших, выслушивать жалобы мирян (муж пьёт, дети наркоманят, дочери, сыны блудят, муж и т.д. Соблюдать посты. Молиться ночами.
Анна26 июля 2017, 10:09
Спасибо за статью. Надо смотреть не на батюшек, а на себя и соотносить свою жизнь с заповедями и Евангелием. У каждого свой путь и "нечего на зеркало пенять". Покаяние исправляет даже мысли. Помощи Божией всем нам!
Александр26 июля 2017, 09:55
Столетие катастрофы 1917 года. О ней предупреждали святители Игнатий Брянчанинов, Филарет (Московский), Феофан затворник, св. прав. о. Иоанн Кронштадский ...(причину они называют не внешнюю). Проблему надо решать внутри. Тогда люди будут не только слушать пастырей, но и толпами за ними бегать и любить и жертвовать. Опыт церковной жизни это доказывает.
Ника Палеолог26 июля 2017, 09:53
15 лет езжу в Колыванский монастырь, живу там дней по 7-10 и роскоши (ну разве что на Великие праздники), в питании не вижу. Игуменья сидит за общим столом, ест то, что едят и сестры.Летом много зелени с огорода, молочное - от небольшого стада коровок. Иногда делают витаминный состав в пост: мед, орехи, курага и в баночках раздают сестрам.
Вот уж точно никто там от Бога не отвращает.
Встречались в моей жизни разные священники. Был однажды и такой,что и вспоминать не хочу.
Ездила долго в Могочино, там такие батюшки....радость только от встречи с ними...
От человека, его веры и любви зависит отношение и к Церкви,и к людям, а не от окружения.А священники - они тоже люди и разные.
Анна26 июля 2017, 09:46
Поклон низкий Владыке Митрофану. Очень мне по сердцу его слова. Дай, Боже, сил хранить веру, идти за Господом. Молиться друг за друга.
Анна
р.Б. Сергий26 июля 2017, 09:29
На мой взгляд, ошибочно смешивать Церковь Христову и поведение отдельных прихожан,мирян и служителей.
"Нормальный человек приходит в Церковь, чтобы самому стать лучше, а русский интеллигент приходит, чтобы Церковь сделать лучше." (с)
протоиерей Георгий 26 июля 2017, 08:04
Странные вещи говорит владыка. Я знаю, к сожалению, ни один и ни два случая , когда священники и архиереи своим поведением, хамством отвращали людей от Церкви. А разве забыты слова Спасителя о соблазнах, которые привходят в мир и горе тому человеку, через которого это случается. Вина в отторжении от Церкви в первую очередь на нас, христианах, в первую очередь на священниках и архиереях.
Станислав26 июля 2017, 07:59
Борьба против церкви чаще и сильнее идет со стороны, тех кто покинул ее. И у святых были сомнения в вере. По своему опыту скажу, что хочется иметь связь с Богом, но нет ее, не чувствую. Поэтому и приходят сомнения в вере. А вдруг это все только психология самовнушения, а не благодать новоначальным? В любой секте есть период неофитства, которое можно и считать психологией самовнушения. И хочется видеть реально присутствие Бога в своей жизни, а его нет, и, поэтому сомнения одолевают душу. А дальше и неверие.
Александр26 июля 2017, 06:59
Если человек приходит в храм и не получает грамотного совета и духовной помощи то понимает что данное место кроме пустого обмана не несет. А на фоне безграмотных священников не имеющих ни духовного ни житейского опыта и живущих как миряне с теми же страстями это все усиливает неприязненное отношение к церкви. Тогда человек надеясь на чудо обращается к Богу но и там не получает помощи после чего он понимает что все это обман который государство использует в своих целях и уходит из церкви.
Читатель26 июля 2017, 06:55
Вот интересно, когда Иисус и позже апостол Павел, например, критиковали людей недостойных в Церкви своего времени во всем тоже были виноваты рок-фестивали? Наверное дыма без огня не бывает? Наверное есть над чем задуматься? Я бы взял на вооружения другие слова из Библии "...итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают..."
А остальное - вопрос дискуссионный.
Александр26 июля 2017, 06:52
Здесь очень подходит " В годину смут, уныния и разврата"...(Арсений Арк. Голенищев - Кутузов). Святейший патриах Кирилл нынче в день тезоименитсва после богослужения напомнил прочтенное из апостола: Пастыри, не влавствуйте над стадом, а показывайте пример...
Вячеслав26 июля 2017, 06:36
Вси человеки от мира сего, только учение Христа несть от мира сего, и кто принимает учение Иисуса Христа и исполняет его на самом деле в сердце своем и противоборствует страстям и соблазнам мира сего, кто бы он ни был, тот и есть ни от мира сего. Аще ли же ни то ты и есть от мира сего любящим отечество свое земное и далеко от Отечества Небеснаго
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×