Лезвие братвы

о лексиконе и стиле подворотни

    

«Будь проще — и люди к тебе потянутся».
Антинародная мудрость.

Одна знакомая женщина ехала в метро и читала книгу. Толстую, затрёпанную книгу — из тех, что неплохо идут в юности, но по-настоящему осмысляются только после сорока пяти. Рядом — плюхнулись юноши. Они шумели и явно требовали внимания — корчили рожи, делая селфи на фоне схемы Метрополитена. Женщина досадливо закрыла книгу — какое тут чтение? Мелькнула обложка. »Опа! «Лезвие братвы!» — крикнул парень и взоржал, аки конь. Дело даже не в том, что молодые люди, которых всё чаще называют «жертвами ЕГЭ», пропустили ефремовское «Лезвие бритвы», а в том, что слово «бритва» в их сознании расположено много дальше, чем термин «братва». Именно в жаргонном прочтении. Браток, брателла, братаны. Впрочем, какого полёта фантазии следует ожидать от ребят, выросших на фоне песни: »Братва, не стреляйте друг друга, / Вам нечего в жизни делить»? Почему я вдруг процитировала эти строки? Я тоже их слышала. По радио. Играло в такси. Следующая песня называлась «Кореша» от группы «Лесоповал», и в припеве там было совсем уже печальное: «Что эта песня старая с подачи мусоров...». Спрашиваю поклонников «шансона»: почему вам нравится подобное творчество? Мне отвечают: оно — душевно. Про жизнь. Это — жизнь?! Это — музыкальный комментарий к Уголовно-Исполнительному Кодексу.

По телевизору — очередной криминально-тюремно-судебный боевик. Суетятся, орут, катаются по земле, целятся и выстреливают бывалые артисты. Они уже лет двадцать в теме. Вжились-вмонтировались в образы паханов, урок, фраеров, шестёрок. Другие — менты и законники — вздыхают с умным видом, цитируют статьи уголовно-процессуального кодекса, умело произносят фразу: »Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы...» И опять — вздыхают. Иные лицедеи могут уже юристами подрабатывать — профессиональные реплики от зубов отскакивают. На одном канале — воруют, на другом сторожат, на третьем — ловят-догоняют или уже сидят. На четвёртом — отсидели. Так и живём — от серии до серии. Кто — кого? И давай по новой. Блатная «феня» стала комильфотной. На ней изъясняются не только сериальные уголовники, но и другие категории медиа-персонажей. Нет-нет, а затешется крепенькое, терпкое словцо в речь депутата или звезды шоу-бизнеса. И никто не вырезает. Потому что — ближе к человеку надо быть! Разухабисто. Широко. Вольно. К чему политес? Мы этой скучной каши при Советах накушались. Будь проще — и люди к тебе потянутся.

Когда я начинаю возмущаться вульгаризацией, «криминализацией» нынешней лексики и — современного поп-искусства, меня пытаются поддеть: »Эта пенитенциарная лирика — типичное советское наследие. В 1930—1950-х годах цвели и пахли дворовые банды с приблатнённым стилем да зверскими нравами». Следом упоминаются песни Владимира Высоцкого про »чёрный пистолет на Большом Каретном» и »наколку времён культа личности», а также — «Роман о девочках», где много воровской романтики, любви и крови. »И брат этот сделал для Леньки финку с наборной ручкой, а лезвие — из наборной стали, из напильника. И Ленька ее носит с собой...» Вот вам и «лезвие братвы» для равновесия. Да. В Советском Союзе бытовал тюремно-хулиганский жанр — сии «канцоны» распространялись в магнитофонных записях и никогда не транслировались по радио. Лексикон подворотен и притонов не выходил за пределы среды «обитания». Точнее, это допускалось в самом крайнем случае. К примеру, если создавался фильм о поимке и наказании преступников. Но и там всей этой «фени» было по минимуму. В «Джентльменах удачи» высмеивался опознавательный словарь зоны. Акцент — «нехороший человек — редиска». Оно и запомнилось. В «Бриллиантовой руке» героиня Светланы Светличной томно цедит: »Хаза — ксива-...гонорар». То есть происходит намеренное смешение двух противоположных языковых систем. В культовой картине «Место встречи изменить нельзя», конечно, проскальзывает жаргон и явлена общая атмосфера послевоенной уголовщины. Звучат в кинофильме и блатные мотивы, но — фрагментарно. И по сути — возможно ли представить какую-нибудь «Мурку» в передаче «Рабочий полдень» при том, что саму легендарную песенку знали почти все? Мы были в курсе, но кто сказал, что оно должно считаться частью народной традиции? Почему же современные культур-треггеры так плохо думают о народе?

Блатной стиль-жанр-вокабуляр — это всего лишь одна из граней проблемы. Уже в конце 1980-х началось постепенное снятие табу и размывание правил. Это касалось всего — в том числе языковых норм. Проникновение жаргона, не литературных и непечатных оборотов шло быстро. Лавинообразно. Динамично. Параллельно с этим педалировалось упрощение «контента» и — снижение планки. Ведущие на радио и ТВ становились этакими рубаха-парнями и свойскими девочками. Облегчение смыслов. Урезание «сложных» текстов. Много картинок и превращение читателя ...в листателя. Междометия вместо слов — всепоглощающее «вау!». Трёхаккордная музычка. »Приветики всем радиослушателям!» Ближе, ещё ближе к народу! Нравься массе! Будь одной из них, а не Снежной Королевой, которая свысока зачитывает программу передач. Нам говорили: так положено в цивилизованном мире! Нет, господа. Цивилизация — это окультуривание, а не опускание. Подтягивание к высшему образцу, а не потакание простецким вкусам. Получился замкнутый цикл: массы любят «попроще» — медиа подстраиваются — массы получают подтверждение: »Мы делаем, думаем, говорим правильно!» А кто — неправильно? А вон те — чересчур умные в очках. Или без очков — неважно. Вот — новостной портал. Пишут, что некий функционер предложил (цитирую) »набить морду» одному знаменитому футболисту. Играть не умеет. Живо представится двор 1950-х. Мальчики в кепочках-малокозырках, в майках и сатиновых шароварах. Решают побить кого-то. Здесь и «морда» годится. А почему это словечко попадает в СМИ, да ещё и на первую страницу Яндекса?

Пацанство — культивируется и поддерживается. Оно — удобно. Пацан — хороший покупатель и доверчивый потребитель реклам. Он жадно ловит всё, что доносят ему из «ящика» — надо кушать такие-то продукты, стремиться вот к этим образцам, побольше заниматься сексом и поменьше думать. Потому как думающий — это… Правильно, дурной покупатель. Посему — впитывай сериалы со стрельбой и кровищей, хрусти чипсами, прихлёбывай пивко. Там — в телевизионном зазеркалье — такие же, как ты. Говорят на твоём языке, копируют твои жесты, знают все твои тайны. Пацан, сиди ровно. Не бойся. Никто не придёт с указкой и учебником. Пичкать — запрещено. Современные СМИ напоминают певуна-учителя из «Республики ШКИД», голосившего про курсисток и медичек. Ученикам — нравилось. Они даже устроили «большую бузу», когда халтурщика изгнали из стен заведения. Распевать шальные куплетики — весело и просто. А учиться и постигать — муторно. Долго. Сложно. Поэтому и куются новые поколения «простых пацанов», коим нравятся такие же простые движения. Их формирует не улица, как раньше, но официальный канал ТВ.

Среди современной интеллигенции принято вышучивать «гопоту» — маргинальную прослойку молодёжи, которая сидит на корточках, лузгает семечки и пьёт пиво из пластмассовых баклажек. Их отцы — спились или сбежали. Досиживают третий срок за поножовщину в пьяном виде. Умерли под забором. Их матери — толсты, горласты и в засаленных, цветастых халатах. Выходят в тапочках на улицу — посидеть на лавке. Наворачивают столовыми ложками «Оливье». Дома — ковры, покусанные молью да кадка солёных огурцов — из деревни. Девушки — одутловаты и плаксивы. Предпочитают леопардовый принт и селфи на фоне всё того же ковра. Мечтают «про любовь», носят хищный маникюр на обломанных и обкусанных ноготках. Жизнь — безнадёжный морок на фоне ржавых гаражей и протекающих стен. А кому-то — весело. Например, кумир офисных денди — Сергей Шнуров создал ироничную песню «Вип», на базе которой был снят очень талантливый, сочный видеосюжет, больше напоминающий короткометражку. В кадре — небольшой городок или затрапезный район мегаполиса. С барахолкой и хрущобами. Тотальная безнадёга. О чём речь? Отношения-сношения гопника и смазливой девочки из разряда «простолюдинка-на-гламуре». Агрессивно-жалкие недо-сапиенсы копошатся в грязи и бедности. У них нет выбора. И — выхода. Кому-то смешно. Зверушки в цирке! Наверное, можно подхихикивать над этим, глядя на мир из окна шикарного авто — по цене той самой хрущобы... До поры — до времени.

Закономерный вопрос: те медиа-боссы, что популяризируют, внедряют сериалы про бандитов и песни о зоне, сами-то их вкушают? А своим детям — позволяют наигрывать «Мурок» на импортном пианино? Или «низовой жанр» — для быдла, а себе — билет на балет? Себе — разговор о Берроузе и Паланике, а биомусору — песни про Владимирский Централ? Они верят, что смогут отгородится в своих элит-курятниках на Пречистенке или — за высокими заборами рублёвских вилл? Посеешь ветер — пожнёшь бурю. Выливаешь в эфир помойку — захлебнёшься в ней сам. Гадишь в Ноосферу — получишь сдачи. Но почему-то не все это понимают. Год назад жители престижного обиталища близ Патриарших прудов решили возмутиться — они дружно высказались в «защиту тишины» под своими окнами. Мол, надоела «саранча из Бирюлёво», которая видите ли, наезжает гулять под господскими окнами. Мы тут — под музыку Вивальди думу думаем, а оно там — шевелится да звуки хамские производит. Истерично вещалось о «социальной однородности» прудо-жителей и невозможности существовать рядом с гуляющим плебсом. Это откровение возмутило, помнится, всех — и патриотов, и либералов, ибо содержало неэтичный посыл. Однако социал-дарвинистские замашки всяких рестораторов и декораторов — полбеды. Вся эта «конкретная братва» — взрывоопасна и жестока. Её такой воспитали. Состряпали. Слепили. Ей дали возможность не развиваться. Она — братва — очень выгодна и удобна, даже смешна, пока сохраняется относительная стабильность. Но не дай Бог, что случится и мы все — и правые, и левые — напоремся на острое, дикое «лезвие братвы».

Галина Иванкина

Источник: Завтра.Ru

6 июля 2017 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Почему сквернословие – огромное зло? Почему сквернословие – огромное зло?
Ответы пастырей
Почему сквернословие – огромное зло? Почему сквернословие – огромное зло?
Ответы пастырей
Многие видят в брани недостаток культуры или воспитания. Однако сквернословие опасно, прежде всего, с духовной точки зрения. К каким силам взывает ругающийся? И как воздержаться от сквернословия, как противостоять этому искушению?
Матерная брань — не самые сильные слова Матерная брань — не самые сильные слова
Диак. Павел Сержантов
Матерная брань — не самые сильные слова Матерная брань — не самые сильные слова
Диакон Павел Сержантов
Можно весь мат заменить на немат на одних только суффиксах к обычным неругательным словам
Безобидно ли сквернословие? Безобидно ли сквернословие?
Свящ. Павел Гумеров
Безобидно ли сквернословие? Безобидно ли сквернословие?
Урок в школе
Священник Павел Гумеров
Одной из примет постигшей нас духовной и культурной катастрофы стало сквернословие. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь мат все глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества, нам все более пытаются навязать, что русский язык вообще невозможен без мата.
Комментарии
Кирилл Смирнов22 мая 2019, 14:09
То, что многим не нравится шансон, понятно. Он рассчитан на чувствительную душу, а у многих она по вполне объективным причинам утратила чувствительность. У меня такое тоже было, но, слава Богу, прошло. Для просмотра криминальных сериалов, например, такая чувствительность не требуется. Кстати, правильно сказано, что среди уголовников такие песни не очень популярны. Они ведь тоже, за некоторым исключением, особой душевной чувствительностью не отличаются! Такие песни особенно нравятся романтикам с нежной душой, которых больше всего среди интеллигенции, но и среди простого народа тоже немало. И, кстати, эти песни - действительно во многом наследие советской эпохи. А плохих жанров не бывает.
Антон28 марта 2019, 09:12
У меня такое впечатление что мы - не только Россия и прочие постсоветские республики, но и западный мир, и всё прогрессивное человечество - идём к какой-то папуасской культуре. Татуировки, пирсинги, волосы, выкрашенные в противоестественные цвета, ритмичная музыка. Оно бы, может, и ничего, но ведь обязательные элементы папуасской культуры - людоедство и чёрная магия. Магия уже пользуется большой популярностью, значит, и людоедство скоро войдёт в моду?
Не скажу15 июля 2017, 22:44
А мне не понравилось. Мысль как-то подозрительно размывается. Начали про одно, а потом пример про раздражающих богатеев. Я может параноик, но если её структурировать, то получится: 1. Определили предмет-обычные обыватели переферии, которым не повезло родится в богатой семье. (Т.е. Большинство) 2. Сказали им, что они не виноваты в своих бедах, во всем виноват зомбо-ящик и богатеи. 3. Подчеркнули их силу и даже подсказали в чем она и как реализовать Ее. Сейчас каждый волен делать, смотреть, читать что ему хочется в независимости от того кем ты родился. Другое дело если человек смирился и не старается повысить свой уровень. Ведь проще всего винить кого-то, но не себя (в т.ч в воспитании детей
Ольга Пруссова10 июля 2017, 20:22
всё верно, очень верно. меня тоже бесит шансон, хотя сериалы типа "следа" и "разбитых фонарей" люблю.
Василий 9 июля 2017, 01:32
Галина, очень хорошо, что Вы обращаете внимание на эту проблему, наверное это правильно. но на мой взгляд, данная проблема следствие неприятия частью общества силового давления государства. слишком долго государство давило на общество. но, мне кажется, что последние 15-20 лет эта проблема идет по инерции. сейчас шансон и тюремная псевдокультура не имеет такого влияния как раньше. мне кажется, что это все накипь, которая не имеет ничего общего с человеческими ценностями, и это следствие тех проблем, которые принес переворот 1917 г. выросли целые поколения людей атеистов. отсутствие веры нужно было чем-то заменять. это один из альтернативных вариантов, со временем это потеряет свое значение
Александр 8 июля 2017, 12:05
Правильно сказали!
Но я сам из деревни,работаю сварщиком в совхозе и шансон терпеть не могу,да и весь этот блатной маразм,
Мне меньше 30. Люблю классику и советские фильмы.
анатолий 7 июля 2017, 17:54
Очень удивительна эта симпатия к блатному миру и его с позволения сказать "культурным артефактам" со стороны людей вроде бы никак к этому миру не причастным. Тут и часть интеллигенции отметилась. Интересно, что певцы типа Круга и ему подобных главную аудиторию имеют на мой взгляд не среди блатных и им подобных.А среди говоря блатным языком "фраеров".То есть среди тех кто по идее этот самый блатной мир должен очень не любить, ибо при любом случае он является его жертвой и добычей.
Татьяна Румянцева 7 июля 2017, 16:44
Браво, Галина.
решат мугинов 7 июля 2017, 07:44
Великолепная статья! Прекрасный обзор нашего современного мира.
Василий Кондалов 7 июля 2017, 01:07
Да, увы, почему-то, блатная романтика в различных вариациях поощряется и, уже, давно. Как-то, в девяностых годах, я спросил одного знакомого парня-водителя, почему, дескать, он слушает какие-то лагерные песни, хотя самому, слава Богу, сидеть не пришлось. Нравится, - довольно агрессивно ответил он мне. Очень показательно. Нравится! А, раз нравится, считай, продаётся. А, раз продаётся, нужно удовлетворять желания покупателей. Словом, маркетинг и ничего лишнего! Пошлость дёшева и хорошо продаётся. Да, печально, но таковы реалии...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×