Во все века в Церкви множество людей, не бравших на себя монашеских обетов и не сподобившихся мученического венца, угождали Богу, благочестиво живя в миру. Расскажем о некоторых наших праведных соотечественниках.
Праведная Иулиания Лазаревская
История праведной Иулиании не может не поражать и не восхищать. Скончавшись в 1604 году, уже спустя десять лет она была прославлена Церковью как святая. Ее житие известно нам из «Повести о Иулиании Лазаревской», написанной ее сыном Каллистратом.
С детства Иулиания отличалась удивительным милосердием и сострадательностью. Выйдя замуж за Юрия (Георгия) Осоргина, владевшего селом Лазаревским неподалеку от Мурома, она стала заботливой женой, почтительной и ласковой невесткой и любящей матерью. Не тратя имущества мужа, ночами она занималась рукоделием для продажи и раздачи милостыни. За долгие годы мирной и тихой жизни праведная Иулиания с мужем вырастили и воспитали семерых детей. Но Иулианию постигло тяжелое испытание — на охоте погиб ее старший сын, а вскоре на царской службе был убит другой сын. Тяжело переживала Иулиания свою материнскую утрату и просила мужа отпустить ее в монастырь. Но Георгий сказал жене: «Если кто уходит в монастырь, забывая о своих маленьких детях, не любви Божией ищет, а покоя. Если велено кормить чужих сирот, то как можно забывать о своих детях?» Оставшись с детьми и мужем, Иулиания нашла успокоение в молитве и трудах для ближних.
Спустя десять лет скончался муж Иулиании. Дети ее выросли, и она еще более предалась молитве и делам милосердия. В правление Бориса Годунова в результате недорода в стране начался страшный голод. Многие крестьяне, оставшись без хлеба и поддержки господ, уходили бродяжничать и грабить. Праведная Иулиания всеми силами оберегала своих людей от этой участи; имение она распродала, чтобы купить им хлеб. Заботилась она не только о своих людях, но и о многочисленных нищих, приходивших к ней за помощью. Когда все средства иссякли, Иулиания послала своих слуг и крестьян в лес собирать кору и лебеду. И хлеб, приготовленный из этих малопригодных в пищу припасов, казался вкусным и ароматным. Много времени праведная Иулиания проводила в молитве — как домашней, так и храмовой.
Отходя ко Господу, Иулиания позвала духовного отца и причастилась Святых Таин. Собравшимся детям и слугам она сказала: «Сильно желала я принять ангельский образ иноческий, но не сподобилась из-за грехов моих и нищеты; ибо недостойна была — грешница и убогая. Бог так изволил, слава праведному суду Его».
Спустя десять лет после кончины Иулиании, погребая рядом с ней ее умершего сына Георгия, гроб праведницы вскрыли. Он оказался полон благоуханного мира.
Праведный Симеон Верхотурский
Самым любимым святым уральской земли несомненно является святой праведный Симеон Верхотурский. Родился он в начале XVII века в знатной боярской семье и в Сибирь пришел только после смерти родителей, в Смутное время. Там, в Сибири, праведный Симеон странничал, скитался по селам Верхотурья, скрывая свое происхождение. Летом Симеон углублялся в леса для молитвы, добывая себе пропитание рыбной ловлей. Зимой он шил шубы для крестьян. Воспитывая в себе нестяжание и смирение, он часто уходил из села, не закончив работу самую малость. Заказчики за это вместо благодарности только сердились на него.
До самой смерти нес он свой молитвенный и постнический труд и упражнялся в смирении. Скончался он в 1642 году, и после смерти Бог прославил его многими чудесами.
Блаженная Ксения Петербургская
Родилась Ксения между 1719 и 1730 годами. Была замужем за придворным певчим Андреем Федоровичем Петровым, имевшим чин полковника. Жили они в Петербурге. Прожив с мужем три с половиной года, Ксения овдовела — ей было тогда всего двадцать пять лет, детей у них с Андреем Федоровичем не было. После внезапной смерти мужа вдова надела его мундир и стала говорить всем, что Ксения умерла, а Андрей Федорович жив и что она, мол, и есть он самый. Когда Ксения раздала все имущество, доставшееся ей после смерти мужа, родные и близкие решили, что молодая вдова лишилась от горя рассудка. Днем она бродила по городу, а ночью уходила за город и подолгу молилась в поле. Терпеливо сносила она все насмешки и оскорбления от людей. От денег, которые подавали ей как милостыню, она отказывалась, а что принимала, потом раздавала другим.
Постепенно люди стали замечать, что Бог наградил нищую странницу чудесным даром: если блаженная Ксения возьмет на руки больного ребенка, тот непременно поправится; если в лавке купца примет в дар какую-нибудь мелочь, торговля будет успешной; если она зайдет в дом, то в доме будут царить мир и согласие.
Подвиг добровольной нищеты, странничества и мнимого безумия (юродства — по-славянски) святая Ксения несла сорок пять лет. Отошла ко Господу она около 1803 года. Над ее могилой на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга со временем воздвигли часовню, к которой и поныне стекаются многочисленные богомольцы.
Праведный воин Феодор Ушаков
Будущий адмирал Российского флота и православный святой Феодор Ушаков родился в 1745 году. Его славные деяния и победы как флотоводца запечатлены на страницах учебников истории России. Известны его яркие победы в Русско-турецкой войне (с 1790 года он командовал Черноморским флотом) и самоотверженная защита православных греков от французских захватчиков во время Средиземноморской кампании 1798–1800 годов. В 1804 году Федор Федорович так докладывал государю Александру I об этих событиях: «Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность оного флота под моим начальством на море, сохранением Всевысочайшей благости, ни одно судно из оного не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался».
Оставив военную службу в 1806 году, адмирал Феодор Ушаков переселился в свое имение — в деревню Алексеевка близ Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря (Мордовия). Он не был женат, и хотя не принимал монашеских обетов, дух его был поистине иноческий — дни свои он проводил в молитве и служении ближним. Почил праведный Феодор в 1817 году, а спустя почти двести лет, в 2004 году, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил его к лику святых.
Блаженная Матрона Московская
Десятки тысяч человек постоянно стекаются в Московский Покровский монастырь, к мощам подвижницы XX века блаженной старицы Матроны. Множество людей получают от Бога по ее молитвам помощь и исцеление.
Матрона Димитриевна Никонова родилась в 1885 году в Тульской губернии, в селе Себино. Ее родители были крестьянами, имели четырех детей — Матрона была младшей. Девочка родилась слепой, но мать ее с детства очень любила и жалела. Матрона буквально выросла в храме, ходила на службы сначала с матерью, потом одна. Она хорошо знала церковную службу и часто подпевала певчим. В семь-восемь лет Бог дал Матронушке дар предвидения и исцеления больных. В отрочестве ей представилась возможность попутешествовать: дочь местного помещика, благочестивая и добрая девица, брала Матрону с собой в паломничества — в Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву лавры, в Петербург, другие города и святые места России. Но на семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: внезапно у нее отнялись ноги. Матрона могла только сидеть, но к ней, зная о ее духовных дарованиях, постоянно стекались люди.
В 1925 году Матрона поселилась в Москве, где и прожила до конца своих дней. Она жалела своих родных и понимала, что присутствие в их доме блаженной, которая целыми днями принимала народ, делом и примером учила хранить веру православную, могло привести к преследованию. В Москве она жила в разных домах, часто переезжая с места на место. Но везде днем она принимала всех приходивших к ней за советом, духовной помощью и исцелением, а ночи проводила в молитве, лишь недолго отдыхая. Неоднократно власти пытались арестовать слепую старицу, но Бог хранил ее.
До самой своей смерти она исповедовалась и причащалась у приходивших к ней священников. Почила она 2 мая 1952 года, была отпета в церкви Ризоположения на Донской улице и погребена на Даниловском кладбище. После смерти блаженной почитание ее продолжалось. В 1999 году старица Матрона была канонизирована как местночтимая московская святая; мощи ее перенесли в Покровский монастырь в Москве. В 2004 году состоялось общецерковное ее прославление.