«Не мы развиваемся — нас поставили в положение»

Беседа о стратегии экономической безопасности России

13 мая Президент В. Путин подписал стратегию экономической безопасности до 2030 года. Впервые в документе такого уровня говорится о глобальной конкуренции с «экономически развитыми государствами», а также о «недостаточно эффективном» государственном управлении. Почему наша страна в состоянии лишь реагировать на изменения в глобальной экономике и что может предложить людям отечественный управленческий аппарат – рассказал архимандрит Филипп (Симонов), доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Церкви истфака МГУ им. Ломоносова.

Сложные решения

В следующие 3 месяца Правительство должно разработать «дорожную карту» по реализации стратегии – тогда станут известны конкретные меры. Но уже сейчас ясно, что наше экономическое положение выглядит не очень радужным. Стратегия перечисляет угрозы, с которыми сталкивается российская экономика сегодня. Среди внутренних: исчерпание экспортно-сырьевой модели развития, низкие темпы экономического роста, снижение качества и доступности образования, усиление дифференциации населения по уровню дохода и недостаточно эффективное госуправление. Внешние угрозы сводятся к нарастающей глобальной конкуренции, а также к исключению России из процесса принятия решений в сфере мировой экономики. Для выхода из ситуации предлагается укрепить экономический суверенитет, улучшить систему госуправления, добиться роста реального сектора экономики, поддержать научно-технический потенциал и конкурентоспособный экспорт и, наконец, повысить качество жизни.

– Отец Филипп, новая стратегия озвучивает то, что уже делается, или только ставит задачи на будущее?

– Любая стратегия – это комплекс мер, опирающийся на достигнутое. Данная стратегия не исключение. Нельзя формулировать перспективу, не исходя из того, что реально происходит сейчас.

Не один кризис, а два: циклический и структурный, системный

– Сейчас мы слышим про кризис и санкции. Как вам кажется, кризис закончится после их отмены?

– Вопрос в том, что мы понимаем под кризисом. Если только те процессы, которые развиваются в нашей экономике – то вполне может быть, что на какое-то время он и смягчится. Если смотреть объективно и попытаться понять, что кризис – не у нас, а везде, что кризис системный и охватывает, прежде всего, мировую экономику, составной частью которой мы являемся, – тогда проблема гораздо шире. Сейчас в мировой экономике наблюдается даже не один кризис, а по меньшей мере два: циклический и структурный, системный, т.е. кризис модели развития. Оба они для нас осложнены системой внешних санкций и наших контрсанкций.

Кризис идей

– Кризис, который везде: о чем идет речь?

Про системный кризис я докладывал в Академии наук в 2008 г. Это кризис модели воспроизводственного процесса, основанного на нарастающей кредитной экспансии[1], в рамках которой мировая экономика развивается, по меньшей мере, с рубежа 1960-х-70-х гг. Решение этой проблемы зависит от ответа на единственный вопрос: удастся ли, и как скоро, в мире выработать новую экономическую парадигму, изменить принципы экономического роста с учетом не только экономической, но и социальной составляющей. О ней ныне принято забывать и решать все проблемы только за счет тех, кто их не создавал. Но никаких поисков новой эффективной модели экономического роста не наблюдается, ведущие промышленно развитые страны ищут выхода из кризиса в рамках устоявшихся экономических представлений.

Кроме того, мир вступил в третий этап кризиса внешнего долга[2]. На первом этапе им были поражены развивающиеся страны (начало1980-х гг.), на втором – страны бывшего «социалистического содружества» во главе с СССР, оставившим этот кризис в наследство новой России (начало 1990-х гг.), а теперь (с середины «нулевых») – сами промышленно развитые страны, которых мы долго считали сознательными продуцентами, но не объектами кризиса.

– Вы сказали, что, кроме системного, есть циклический кризис. Как он влияет на нас?

– Коль скоро мы с 1990-х годов уверенно и по собственному желанию вошли в систему капиталистического производства, мы должны, также по собственному желанию, смириться с тем, что капиталистическая экономика развивается циклически, за подъемом следует спад и кризис, и никто пока не изобрел средства, чтобы от этого цикла избавиться.

Последние кризисы – в начале в 1997‑1998 гг., затем с 2008 г. (этот кризис преодолеть   никак не удается и поныне) – показали, что в мировой экономике возникли новые взаимосвязи, в том числе технологические, результатом которых становится своего рода «направленный взрыв», в считанные дни охватывающий всё мировое хозяйство. Этот «взрыв» может быть созидательным (как показала, например, технология развития мирового финансового рынка), но он же может принести непредвиденные отрицательные последствия.

Новый мир

– Предыдущая Стратегия была принята в 1996 году. Какие еще перемены произошли в мировой экономике?

– Принципиальные. По сути, сформировалось новое соотношение мирового экономического «центра» и «периферии». К сожалению, мы оказались гораздо ближе к состоянию последней. Развивающаяся в мире модель глобализации – монополярная, она предусматривает единственный центр, который определяет порядок и экономических, и социальных отношений. Иные мнения, иные исторические обстоятельства и традиции не учитываются.

Эта же тенденция коснулась международного разделения труда и технического развития. В мире радикально меняется технологический уклад, причем эти изменения, в силу глобального характера экономики, быстро распространяются в промышленно развитых странах, оставляя при этом всему остальному миру роль сырьевого придатка и реципиента продукции новых технологий. При этом есть признаки того, что «сырьевая экономика» теряет историческую перспективу. Таким образом, сложилось серьезное технологическое отставание мировой «периферии» от мирового «центра», усугубляемое недостатком финансовых ресурсов и соответствующей трудовой миграцией.

Кроме того, существенные средства отвлекаются на военное противодействие – в настоящее время это противодействие «мировому терроризму». И это – только та часть, которая видна мне на экономическом поле. А полей – очень много.

И вся-то наша жизнь есть борьба…

– Внешние угрозы в документе сводятся к увеличению конкуренции и давления на Россию со стороны развитых стран. Почему конкуренция на глобальном рынке стала вдруг для нас угрозой?

– Середина 1990-х – это время, когда мы только пытались понять, что такое глобализация и вообще – есть ли она. Международные организации изредка употребляли этот термин, кто-то из западных специалистов пытался дать научную дефиницию, наша экономическая наука только присматривалась к новому процессу, который разворачивался в мировой экономике. Ныне глобализация стала фактом. Настолько, что мы помещаем определение глобализации в учебники для студентов.

Кроме того, та история о конкуренции, которая в рамках «экономики» преподавалась нашим студентам с начала 1990-х годов, – это сказка. Я приведу один пример: в 1994 году в Англии, где я тогда преподавал, было принято решение о приватизации молочной промышленности. И у преподавателей университета, в котором я работал, это почему-то не вызвало никакого энтузиазма. Я во всех разговорах делал круглые глаза и упорно спрашивал: почему, коллеги, я не вижу никакой радости во взоре? Ведь будет же конкуренция, это приведет к росту качества и снижению себестоимости, продукт станет доступнее и дешевле, как вы нас упорно учите!.. А на меня смотрели жалостно, как на   болящего, и мягко объясняли: ничего, кроме роста цен, приватизация не приносила и не принесет, потому что любая приватизация – это широкая дорога к монополизации… Я потому это рассказал, что речь идет об Англии – колыбели капитализма. Им-то всё гораздо виднее.

Конкуренция, по сути своей, – это борьба за рынок. А борьба предполагает уничтожение конкурентов любыми путями, в том числе демпингом – его можно применять, пока не завладеешь рынком, а потом наступает время монопольных цен.

– Мы смогли найти свое место на глобальном рынке?

– Мы – нет, наши «партнеры» от нас этого и не ждали, когда обставляли нас красными флажками. Но нам – его нашли. Это общеизвестно, как и номенклатура товаров, которые мы отправляем на экспорт и получаем по импорту. Раньше это называлось «сырьевой придаток», «рынок сбыта» и «источник дешевой рабочей силы».

– То есть это все «злые происки врагов»?

– Мы сами себя поставили себя в такое положение – теперь время пожинать плоды безумной политики, начатой в 1990-е годы. Тогда мы слишком сильно хотели интегрироваться в мировую экономику, к чему нас активно стимулировали. По совету западных консультантов разрушили агропромышленный комплекс (в рамках «стабилизационных программ» МВФ, которые мы получили в 1990-е годы как страна, находящаяся в долговом кризисе). Мы успешно деиндустриализовали экономику, ликвидировали под разными благовидными предлогами производящий сектор, который мог бы составить конкуренцию нашим западным «партнерам», впустили к себе неподконтрольно иностранный капитал.

Таким образом, даже на внутреннем рынке нам практически нечем конкурировать, поэтому мы должны потреблять только то, что получаем, а получаем мы далеко не самый качественный товар. О внешних рынках и говорить не приходится: нас нашими собственными руками вытеснили из всех сегментов, в которых мы когда-то что-то собой представляли.

Итогом «экономических реформ» стало превращение страны в сырьевой придаток промышленно развитых государств со всеми вытекающими последствиями – прежде всего с исключительной зависимостью от мировых цен, манипулирование которыми (независимое, конечно, от нас) может иметь не только экономические, но и политические последствия.

Действуйте по обстановке

– Какие внешние факторы больше влияют на экономику России: политика и санкции или кризисные явления в мировой экономике?

– Глобальная стратегия, от влияния на которую наши «партнеры» нас совершенно абстрагировали. К сожалению, участь стран «второго» и последующих эшелонов такова, что мы должны действовать ситуативно, реагируя на ситуацию, а не формируя ее.

– Есть ли ценностные противоречия (может быть, идеологические), которые не позволяют России развиваться в сотрудничестве с Западом?

– Не мы развиваемся – нас поставили в положение. Это разница. И нам диктуют. Это тоже разница. В идеологии разницы не может быть: у нас один способ производства – капиталистический, идеология отражает экономику, поэтому, находясь в одних и тех же условиях капитализма, принципиально иной идеологии мы предложить не можем.

Выходит, мы должны следовать этим идеалам, если хотим быть успешными в мире.

Однако, согласно капиталистической философии, конкурент это враг. Как вам кажется, такая философия противоречит Православию?

– В данном контексте нет разницы между православием и инославием. Давайте перефразируем вопрос: противоречит ли всё это Христу? Да, противоречит. И тем принципам, на которых Он основал Церковь Свою (помните: возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе (Мф. 19, 19), тоже противоречит.

Конкуренция – это никак не братская любовь и трогательная забота о ближнем. Конкуренция – это не: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест (Мк. 10, 21). У нее совсем другая цель – максимизация прибыли. Это соревнование, а в результате любого соревнования победитель остается один. Помните у апостола: Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? (1 Кор. 9, 24).

Каким образом можно разрешить это противоречие?

– Именно в этом и есть экзистенциальный вопрос современности: как и чем христианину оправдать свое существование (в том числе и экономическое существование) в мире, принципиально противоречащем христианству. Но это тема для отдельного и длительного разговора.

Зачем говорить о религии с теми, кто выкинул Бога из Европейской Конституции?

– На каких общих моральных началах может строиться наше сотрудничество с Западом? РПЦ активно взаимодействует с Католической Церковью. Целесообразно ли нашим политическим лидерам в разговоре с западными апеллировать к христианской вере?

– Зачем говорить о религии с теми, кто выкинул Бога из Европейской Конституции? У нас нет общих моральных начал. Мы для них – прилагательное, а не самостоятельная величина. Как только им удастся перестать смотреть на нас как на подчиненное предложение (а этого ещё надо захотеть) – можно начать поиск общих начал. Права человека для начала вполне подойдут.

Пока гром не грянет – мужик не перекрестится

– Причина кризиса – внутри страны или за ее пределами?

– Легче всего возложить всю ответственность на внешние обстоятельства. Трудно, но нужно начинать с себя и называть вещи своими именами. Конечно, нельзя абстрагироваться от внешних причин: мы – в мировом рынке, и всё, что он продуцирует, непосредственно касается и нас. Но гораздо больше нас касается то, что мы делаем своими руками. Сейчас мы пытаемся преодолеть последствия внешнеэкономической (соответственно, и внешнеполитической) ситуации. Но не было бы санкций – мы б и не думали об импортозамещении. Пока гром не грянет – мужик не перекрестится.

– Укрепление экономического суверенитета России – первоочередная цель в Стратегии. Что такое экономический суверенитет и возможен ли он в глобальном мире?

– Сложное понятие. В особенности в условиях развития конкуренции не только на уровне отдельных стран, но и на уровне региональных ассоциаций. Тем не менее США, Германия и отчасти Франция показывают, что это дело вполне достижимое. Но это возможно, когда страна руководствуется прежде всего внутренними экономическими и социальными интересами, при этом участвуя в различных группировках. А для этого в своей экономической и социальной политике нужно ориентироваться не на «нобелевские догматы», а на реальные процессы. Например, не произносить мантр «государство по определению неэффективно как собственник», а делать то, что должно делать:   обеспечивать эффективное использование государственной собственности. Так это происходит в США, которые разбрасывают ее по сторонам под прикрытием «приватизации», результаты которой совсем не приводят к росту эффективности, занятости, производства и т.д.

– Что, по вашему мнению, сильнее всего тормозит нашу экономику?

– В «Стратегии» нашлось нужное слово и для одной из основных проблем нашей экономики – «недостаточно эффективное государственное управление» (п. 12.17) – главная экономическая беда. Правда, эта палочка – о двух концах. Как понимать эффективность управления: что эффективнее, например, – побыстрее приватизировать остатки госсобственности или ею управлять так, чтобы вместо расхода был приход?

Ведь правда: кто это – государство? Если конкретно – то управленческий аппарат. И если «государство», т.е. аппарат, не может обеспечить эффективное использование собственности, то это беда не государства, как конституционного образования, а профнепригодного аппарата.

Пора выйти в свет

– Одна из внутренних угроз – теневая экономика. Как сделать так, чтобы платить налоги стало выгодно?

Главное в экономике – прекратить «кошмарить» саму экономику

– Во-первых, и это одно из главных – отказаться от недалеких, но прекраснодушных соображений. Например, от идеи «прекратить кошмарить бизнес». Потому что главное в экономике – прекратить «кошмарить» саму экономику. Нечестный бизнес, намеренно – подчеркиваю! – и организованно «кошмарящий» потребителя, – это тормоз в развитии и экономики, и социальной стабильности.

Во-вторых, неплохо было бы разобраться с законодательством: налоговая система должна стать прозрачной не только для налоговой службы, но и для общества. А с увесистым томом «Налогового кодекса», особенно с учетом периодически вносимых изменений, работать не так просто. А это – еще одно из проявлений недостаточно эффективного государственного управления.

В-третьих, нужен эффективный государственный контроль. Государство не должно кланяться и просить, но автоматически получать доходы, установленные законодательством. Наверное, необходимо перестать абстрактно «администрировать доходы».

И еще один аспект проблемы. Теневая экономика – это ведь не только из-за налогов, это – для того, чтобы украсть. Это – когда у кого-то на квартире или на зарубежных банковских счетах вдруг находят миллиардные денежные суммы. И я вас уверяю, налоги тут совершенно ни при чем. Тут нужен не просто учет и контроль, а в ряде случаев – учет и контроль, осуществляемый «компетентными органами».

– Что нужно делать, чтобы не брали взятки?

– Некогда в истории явилось государство. А явилось оно, надо думать, не для того, чтобы собирать налоги и их потом проматывать под видом финансирования развития, а для того, в частности, чтобы воспитывать граждан и охранять честных от нечестных. Вот эту-то воспитательную функцию государства мы как-то незаметно утратили, наверно, как «избыточную». Вот, скажем, наше «совестливое» телевидение зачастую ласково называет «воришками» людей, которые на деле – обычные воры, по которым плачет уголовный кодекс. Что это значит? Это значит, что обществу рекомендуют закрыть глаза на бытовое воровство: «воришек» же достаточно просто пожурить, сажать их не нужно, правда? Сажать. Показательно. Чтоб не возникало повода увлекаться.

Долг платежом красен

Деньги – категория не самостоятельная. Они берутся не с финансового рынка, а из производства

– Закредитованность граждан создает риски для экономики. Как выйти из замкнутого круга: нет денег, нет потребления, нет спроса, медленный рост экономики?

– Говоря о закредитованности населения, я бы начал не с экономических, а с социальных и политических рисков. Посмотрите, как изменилась, например, система «быстрого» кредитования: раньше ее основу составляли потребительские идеи (начиная от кредитов на покупку бытовой техники и заканчивая машинами и жильем), теперь людям зачастую не хватает денег на еду до зарплаты. Это – там, где есть работа. А во многих местах и работы нет. А где работа вроде бы и есть, производится в офисах «воздух», а не материальные ценности. Пора задуматься о том, что в основе воспроизводственного процесса лежит материальное производство, а всё остальное (финансовый рынок, валюта, логистика и прочее) лишь его обслуживает. Деньги – категория не самостоятельная. Они берутся не из воздуха и не с финансового рынка, а из материального производства. И там, где материального производства нет, нет и денег.

– Как не повестись на сиюминутное желание приобрести вещь не по карману или и вовсе ненужную?

– Наверное, верующий человек должен при этом подумать, собирает ли он сокровища для себя или в Бога богатеет (ср. Лк. 12, 21). Наверное, работающий человек должен посчитать деньги и решить, готов ли он будет пару месяцев не есть, например, чтобы отдать долг. Наверное, ребенку нужно с детства объяснять, что деньги не берутся из воздуха: «как потопаешь, так и полопаешь», говорил издавна народ. Нужно научить соотносить потребности с возможностями. И не нужно назойливо настраивать его, в школе и на улице, на жизнь взаймы, как диктует кредитная модель экономического роста. Может, стоит ограничить недобросовестную рекламу в денежно-кредитной сфере, как того требует действующее законодательство, на которое мало кто обращает внимание.

– Одна из важнейших тем – бедность. Как самим гражданам выйти из сложной ситуации и не пасть духом?

– Давайте не будем вешать всю ответственность на «самих граждан». Длительный опыт развития капитализма в мире показывает: к частной предпринимательской инициативе способны только порядка 10 % населения. Остальные живут на зарплату. А ее почему-то неолиберальная теория никак не хочет регулировать. Вот и получается: медсестры, скажем, получают копейки, а главврач – в разы, а то и в десятки раз больше. А мог ли бы он оказывать платные услуги без сестер – сам бы пошел уколы делать?

Государство как регулятор в этом процессе задействовано мало. Профсоюзной системы, которая регулировала бы трудовые отношения, настаивала бы на коллективных договорах, в которых можно было бы определить уровни и соотношение зарплат, у нас нет. И вот – мы возвращаемся снова к недостаточно эффективному государственному управлению…

…а сам не плошай!

– Традиционно Церковь старается помогать прихожанам. В РПЦ есть социальные программы. Может ли опыт Церкви помочь в реализации социальной политики государства и как?

– Особенность церковной социальной работы, которую принято называть благотворительностью, только одна: вся она совершается во имя Христово, ради Бога и добровольно, ибо, если делаю это добровольно, то [буду] иметь награду (1 Кор. 9, 17). Она – если это действительно она – не требует никакого дополнительного внешнего стимулирования: налоговых льгот, например, или чего-то там еще.

Народ волнует не рост ВВП, а рост благосостояния, для обеспечения которого и существует государство

А государство не благотворит – оно исполняет те функции, которые возложил на него народ. Наше современное государство, созданное по зарубежным неолиберальным лекалам, намеренно сформировало себя как систему, сбрасывающую с себя социальные функции, перекладывающую их на граждан и их объединения. Их так и назвали: «избыточные функции государства», от которых необходимо «освободиться». И только совсем недавно кого-то на Петербургском экономическом форуме осенило: народ волнует не рост ВВП, а рост благосостояния, для обеспечения которого и существует государство. Итак, одна из задач государства – реализовывать социальные функции в масштабе всего общества. Церковь никогда не ставила перед собой такие всеобъемлющие задачи.

– Каким образом Церковь может принять участие в обеспечении роста и безопасности экономики?

– Мне кажется – только ревностно исполняя собственно церковные функции, ради которых Господь ее и создал. Сейчас курсирует много разных «благих идей» на эту тему, только все они почему-то в основу свою кладут исключительно секулярные, мирские критерии (коммерческую эффективность, например), и требуют некоей исключительной жертвенности. А Христос ведь сказал: Милости хочу, а не жертвы (Мф. 9, 13).

Помните место в Евангелии, где похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде (Лк. 16, 8)? Помните, за что именно похвалил? Коротко говоря, за подделку документов, за должностной подлог в целях сокрытия недостачи! Вот в чем заключается «свой род», те основания, на которых строится секулярная экономика. Церковь явно не из этого мира. Она – часть того Царства, которое не от мира сего (Ин. 18, 36). И тот «свой род» деятельности, в котором поднаторели «сыны века сего», – явно не её.

– На кого надеяться людям?

– А надеяться в этих условиях надо на Бога (потому что каждый – сам за себя, один Бог – за всех) и на руки мои сии, как сказал когда-то апостол Павел (Деян. 20, 34).

[1] Кредитная экспансия – стимулирование кредитных операций путем снижения процентных ставок, выделения льготных кредитов и другие подобные меры, предпринимаемые для подъема экономики.

[2] Неспособность государства обслуживать свои долги.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Игра на понижение»: алчность как абсурд «Игра на понижение»: алчность как абсурд
Александр Попов
«Игра на понижение»: алчность как абсурд «Игра на понижение»: алчность как абсурд
Александр Попов
Фильм, раскрывающий подноготную мирового финансового кризиса 2008 года, чрезвычайно интересен и с духовной точки зрения как приговор современной финансовой системе и её стержню – безграничной человеческой алчности.
Про экономику, мировые войны и домострой Про экономику, мировые войны и домострой
Игум. Филипп (Симонов), д.э.н.
Про экономику, мировые войны и домострой Про экономику, мировые войны и домострой
Беседа с доктором экономических наук игуменом Филиппом (Симоновым)
Автор книги «Церковь-общество-хозяйство» о специфике современной экономики, о том, возможно ли бескризисное ее развитие, почему мы все время догоняем Запад и всё никак не догоним и зависит ли экономика от религии.
В тишине и уповании В тишине и уповании
Сергей Худиев
В тишине и уповании В тишине и уповании
Сергей Худиев
Рубль падает, люди злятся и паникуют. Между тем это не первый кризис в мировой истории, и нам давно сказано, как надо (и как не надо) на него реагировать.
Комментарии
Алексей24 июня 2017, 23:10
Безумный мир, летящий в бездну
С названием "технический прогресс",
Умрет без права вновь воскреснуть,
Чтоб не испытывать терпение небес
К23 июня 2017, 18:03
С автором согласен, но в каких же стереотипах заблудились комментаторы. "Россия исторически для Запада как кость в горле". Да не совсем так. Скорее Россия исторически безразлична Западу (как например и Китай). Кроме случаев конкретной пользы (купить дешевой нефти, повоевать с Гитлером (положив жизни миллионов своих людей), попроизводить дешевых товаров за счёт бесплатного труда (положив здоровье миллионов своих людей) -это уже про Китай. Другая, непонятная и неинтересная культура. Люди на западе не всегда любопытны. Им не сильно важно покопаться в глубинах "особой" русской души (или Китайской). Они видят то что видят. А мы что? Отличаемся? Нам так же безразличны их особенности и проблемы.
Елена22 июня 2017, 23:26
"сначала надо подумать о том что ежегодно убиваем сотни тысяч младенцев .вся страна бредет по горло в крови убиенных малюток.как только уберем этот ужас из нашей жизни ,тогда и экономика будет и армия будет и все остальное .как еще Господь нас терпит и не стер с лица земли как народ .об этом надо думать"

Вадим, совершенно верно. Всё что имеем, заслужили по грехам нашим.
Антоний22 июня 2017, 08:07
Дорогой брат АлександрГ! Сегодня я вижу немало талантливой молодежи среди своих студентов. Они искренне хотят внести свой вклад в инновационную экономику Родины. Однако возможность эта напрямую связана с вопросом целевого расходования средств, выделяемых на развитие страны. Сколь велико не было бы желание, реализовать его невозможно, когда тебе банально платят 1/2 зарплаты университетской уборщицы и вынуждают бесконечно корпеть над бумагами. Ты хочешь писать статьи и выступать на конференциях, но должен сопоставлять коды компетенций. Ты хочешь нести студентам новейшие знания, а у тебя ветхое оборудование. Лампу в проекторе не могут заменить уже лет 5, зато джипы начальства меняются вовремя.
Арина21 июня 2017, 21:02
А.Смит (откуда простой продукт у Пушкина) и К.Маркс занимались политической экономией. А сейчас политика без экономики, экономика без политики, обе без идеологии. В самом деле, зачем же мы работаем? Может чтобы повысить благосостояние какого-нибудь-энергосбыта, чего-то-там-газа, да и нефти? А все эти отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена, потребления, это позапрошлый век и всех, кто еще помнит об их существовании, следует оставить за бортом экономики без отраслей, но с видами деятельности, измеряемой не национальным богатством, а ВВП, где все до кучи. Если же придерживаться версии общественных отношений, придется и о человеке вспомнить. Оно надо?
Н.С.21 июня 2017, 18:18
Что бы дух творил себе форму, нужны усилия. Этому нужно учить и воспитывать. Иначе форма порабощает. Вообще, форма и дух тесно взаимосвязаны. Так что все в статье правильно.
Юлия21 июня 2017, 18:05
«Недостаточная эффективность государственного управления» фактически означает, что госуправление отсутствует. Однако она стоит в документе на последнем месте!

Половина российских активов находится де-юре в офшорах, которые находятся под неподконтрольными России юрисдикциями.

Эти юрисдикции в свою очередь — под зонтиком Лондона и Вашингтона, следовательно, оттуда и управление. Чему же удивляться?!
ЛА21 июня 2017, 17:46
Экономику в России пытаются поднять предприниматели, опираясь на ответственных рабочих, инженеров, сельчан, которые еще не спились. Но пока чиновников от экономики "и так хорошо кормят" лишь за то, что они десятилетиями стоят у руля и удивляются в своих отчетах, что в России все развалилось-экономику не поднять. Даже экономический форум - ГАЙДАРОВСКИЙ! То же и с ЕГЭшным образованием.
НН21 июня 2017, 16:11
АлександрГ., я бы с Вами согласилась, если бы не одно НО: ИХ ЭКОНОМИКА НАМНОГО СИЛЬНЕЕ НАШЕЙ, вот поэтому-то они и позволяют себе поиграться с идеологией. Но цель их - затормозить экономическое развитие России! (А если смотреть в корень - ПРАВОСЛАВИЕ для Запада всегда было костью в горле). С мирской точки зрения постулат "У кого деньги у того и власть, а у кого власть - у того и деньги" сейчас работает очень четко. Но на всё - воля Божия! Всё в Его руках. Человек полагает, а Господь располагает. Работ Сталина пока не читала, да и заинтересовалась его фигурой только последние время, исключительно только из-за воплей и оголтелой травли либералов. Наверное, пришло время копать глубже. Спасибо!
АлександрГ. 21 июня 2017, 10:19
Дорогой, Антоний. Инновации, привлечение в науку талантливой молодежи. Все это безусловно верно. Проблема экономики, это многоуровневая проблема. Но всегда все упиралось и будет упираться в человека, в его ценностной ряд и систему приоритетов в нем. К сожалению, сейчас в нашем обществе во главу угла поставлены деньги. Именно они выступают, главным мотиватором работы. А это очень опасно. И возвращаясь к главе 4 Евангелия от Матфея. А ведь в нем, наш Господь Иисус отвечает на извечный вопрос: для чего человек живет? Но этот ответ "тянет" за собой ответ на другой вопрос: а для чего человек работает? Ибо, человек не может жить для одного, а работать для другого. Это взаимосвязанные вещи.
21 июня 2017, 04:17
Неужели статья без ура-патриотических лозунгов? Уже страшно читать и слушать последнее время политизированные проповеди о том, как у нас все здорово, а вот у них...
Наталья20 июня 2017, 23:40
Нельзя забывать, что "проклят, кто дело Господне делает небрежно". Начнем с себя!
Еп.Пателеимон (Шатов) молодец!
АлександрГ.20 июня 2017, 22:55
Уважаемая, НН. А Вы когда-нибудь задумывались о том, почему Сталин никогда не ставил во главу угла марксово "бытие определяет сознание"? Может быть потому, что в силу своего семинаристкого образования понимал, что эта формула низводит человека до уровня скотины? А почему сейчас Запад несет колоссальные материальные издержки от санкций и все равно с упрямством достойным лучшего применения их не только продлевает, но и вводит новые? А потому, что там прекрасно понимают, что на деле этот конфликт выходи на ценностной уровень. То есть для них идеология первична, а экономика вторична. Они готовы пожертвовать деньгами. А мы? А мы все блукаем в потемках и до сих пор твердим, что экономика первична.
Антоний20 июня 2017, 22:50
Дорогой брат АлександрГ! Для того, чтобы заработал новый тип экономики, необходимы инновации. Источник инноваций - привлечение в науку активной молодежи. Что сегодня может предложить молодому преподавателю мой университет? Участие в научных исследованиях, творческую самореализацию, выход на внедрение своих разработок? Нет. Он может предложить зарплату в 13800 рублей, нагрузку в 840 аудиторных часов в год, бесконечную писанину вроде сверхсрочной подготовки рабочих программ и фондов оценочных средств к ним по регулярно меняющимся стандартам. Может предложить компьютеры образца 2007 года. А на бумаге красиво: средняя зарплата растет как на дрожжах, награды руководства множатся исправно...
Иулиания20 июня 2017, 22:35
Интересно было прочесть статью. Современный человек, действительно, поставлен в рабские условия. О профсоюзах, отстаивающих права работников в частных компаниях, можно только мечтать. Уровень цен на все совершенно не соответствует доходу. Если в крупных городах помимо еды на зарплату можно позволить купить себе что-то еще, то в малых - не жизнь, а не пойми что. Далеко не каждому дано быть предпринимателем - это тоже верно. Но разрыв в десятки раз в доходах между управленцами и подчиненными - социальная утопия. Чем мы отличаемся от нищей Африки или Индии? Православием? Которое большинству все равно не нужно.
Ирина20 июня 2017, 22:02
Почему же церковь не поддержала государство, когда был принят закон о целевом капитале, и почему отвергли получение "Универсальной электронной карты" от государства. Может быть сейчас и против карты "МИР" настроены?
НН20 июня 2017, 20:51
АлександрГ.,
Маркса никто не отменял! В чём он не прав-то? У КОГО ДЕНЬГИ(бытие)- У ТОГО И ВЛАСТЬ(сознание), а у кого власть - у того и деньги. Разве Вы не убедились на примере нашей страны? При социализме такого не было! КАПИТАЛИСТЫ решают всё, а не христиане. И они, капиталисты, никогда по доброй воле не допустят "экономики с человеческим лицом". НИКОГДА! Они живут ради прибыли и готовы ради неё буквально на всё! Весь народ поставить на уши и плевать на возмущение с высокой колокольни. У нас сейчас НОРМА собирать деньги (десятки тыс. РУБЛЕЙ) на лечение больных детей, а футболистам и хоккеистам Госкорпорации платят МИЛЛИОНЫ долларов. А мы, как дети малые, рассуждаем, КАК ДОЛЖНО БЫТЬ!
р.Б. Сергий20 июня 2017, 18:14
",,,где работа вроде бы и есть, производится в офисах «воздух», а не материальные ценности..."( из статьи архимандрита Филиппа (Симонова)
Ещё А.С.Пушкин замечал :"Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет. ..."
Даже до революции в своеобразной "табели о рангах" среди предпринимателей на первом месте стояли промышленники, затем купцы и только на последнем-банкиры,делающие деньги "из воздуха"
Сегодня,к сожалению, всё наоборот.
Действительно, остаётся надеяться только на Бога, чтобы Он вразумил Россию в лице нас грешных.
ТаняСем20 июня 2017, 17:44
Абсолютно согласна с коммент вадима и Евгения!!!Действительно-надо остановиться и вспомнить лучшее,что было,а не мусолить "совковые неприятки" из года в год....И действительно в какую область ни ткнись-виноват гражданин,а государство с кучей административного аппарата вообще ни причем,только штрафы и пени плати за то,что ты не семь пядей во лбу и не можешь решать вопросы юристов,экономистов и банкиров, а аппарат все больше и больше (современные мытари в костюмах)....прости,Боже нас всех и вразуми,грешных!!!!
АлександрГ. 20 июня 2017, 17:41
Добрый день, уважаемый Антоний. На закате СССР и вначале 90-х очень часто можно было услышать тезис о том, что в СССР народ устал от уравниловки. На деле, устал не народ. От уравниловки устала партхозноменклатура, воспитанная на Хрущевском "догоним и перегоним Америку", поставившим по сути во главу угла материальное обеспечение человека. Это именно она рвала на части огромную экономику огромной страны в 90-е. Так, что перестать "вкладывать деньги в ректоров", это не решение. Изменять и работать нужно над ценностной системой всего общества в целом. Произойдут изменения в общественном сознании, заработает иной тип экономических. По другому не получится никак.
Аноний20 июня 2017, 15:43
Добрый день, братья и сестры! Считаю, что главная стратегическая ошибка экономической стратегии Родины была допущена не в 90-е, а раньше, с началом активного экспорта энергоресурсов. Заглотив этот крючок, мы сами добровольно поставили себя в зависимость от Запада, что позволило американцам вместе с их друзьями из свободной и демократической Саудовской Аравии, душить нас посредством искусственно организованного кризиса. Это же делается и ныне. P.S. Если хотим развития, то деньги следует вкладывать в науку и производство. В оснащение университетов и становление их как научных центров, а не в карманы ректоров. В реальную продукцию, а не в бумажную писанину и прочую мишуру-отчетность.
Елена20 июня 2017, 15:39
Уважаемая редакция! Прошу прощения, что пишу не по теме,просто нет другого способа оставить комментарий. Сегодня на портале Православие.ру епископ Пантелеимон обратился с просьбой оказать финансовую поддержку проектам службы "Милосердие" и оставил контакты для связи, в частности руководителя отдела благотворительных проектов Владлены Калашниковой. Каково же было мое удивление, когда я узнала, что эта девушка еще и Канта Гири Мата Джи, дипломированный преподаватель йоги, прошедший посвящение в Гималаях,приглашает на свои занятия в центр йоги "Прана". Сейчас она еще и ведущая программы "Уроки милосердия" на телеканале "Спас". В подтверждении написанного
http://h-yoga.com.ua/?p=1280
МаринА20 июня 2017, 15:33
Интересная статья. Сначала даже читать не хотела. Ну причём тут - Церковь и экономика. А притом. Церковь, увы, не показывает властьимущим пример заботы о простом человеке. 200 новых храмов в Москве, при большинстве пустующих храмов в центре города. Зачем? Может взять и заплатить на эти деньги все задолженности по ЖКХ всех пенсионеров и малоимущих? Это было бы очень красиво. Сколько людей этот поступок привлёк бы в Церковь. И людей, и денег. На новые благотворительные проекты. "Социалку" в РПЦ "возложили" на еп. Пантелеимона (Шатова). Возложили и забыли. На его безрадостное лицо во время всяких важных заседаний грустно смотреть. И мед. оборудование вместо букетов для Патриарха это стыдно.
АлександрГ. 20 июня 2017, 15:12
И еще. Простите за назойливость, но накипело. Можно ли построить экономические отношения, базируясь на ценностях, дарованных нам Христианством? Я лично думаю, что это возможно. Отдельные элементы этого, мы видели в советской экономике. На деле, всеми величайшими достижениями советская экономика была обязана, отнюдь не репрессиям (от этого стране становилось только хуже), а принципам "вшитым" в подкорку народа Христианской системой ценностей. На этом поднимали целину, строили БАМ, осваивали Космос. Движущей силой были не деньги и не людской порок, именуемый алчностью. Та экономика нам наглядно продемонстрировала, что в экономике могут быть совершенно иные мотиваторы и движущие силы.
АлександрГ. 20 июня 2017, 14:55
Открываем главу 4 Евангелия от Матфея, читаем о искушении диаволом Иисуса Христа, в пустыне. Чем он искушал Господа? Хлебом (как синонимом всего материального), гордыней (как синонимом избранности и исключительности) и властью над миром. Перекладываем этот ценностной ряд в область экономики и получаем вполне себе узнаваемый тип экономический отношений. И не только экономических, мы узнаем в некоторых странах и народах "избранных и исключительных". А также узнаем идею глобализации. Все эти технологические девайсы, это так сбоку бантик и только приложение к алчности, гордыне и похоти властвования. Так, что тип экономики определяется именно системой ценностей, а не наоборот.
АлександрГ. 20 июня 2017, 14:42
Вообще-то не экономика определяет идеологию, а совершенно наоборот. А то получается марксова формула "бытие определяет сознание" или "базис определяет надстройку". К сожалению, мы до сих пор смотрим на мир сквозь призму перевернутую ногами в верх. К слову на Западе прекрасно понимают, что на деле именно идеология и надстройка определяют тип экономических отношений. А мы отстаем. Хотя на деле, если взглянуть на мир и экономику сквозь призму, в которой в верху Христианские ценности, определяющие содержание надстройки и надстройка наполняющая содержимое экономики, то все встанет на свои места и заиграет совершенно иными красками. И сразу исчезнет вся путаница и станет понятно, что нужно делать
Надежда20 июня 2017, 14:20
Под руководством наших чудо-бизнесменов вся страна либо работает "на помойку",либо делает деньги из воздуха. При этом из-за своей непомерной алчности они стараются продать, дай им волю за "миллион". Им бы поменять свое отношение к жизни, и жизнь всех нас изменилась бы к лучшему. Дай бог нам стараться прежде всего угодить Богу, а не своим необузданным желаниям.
Евгений20 июня 2017, 13:16
Вспоминая Советский Союз, вспоминаешь и мощное социальное обеспечение, всё было зашибись. Наверное стоить взять лучшее из СССР. Сейчас государство освобождается от своих функций и дальше, скоро вообще ни за что отвечать не будет. печалька.
вадим20 июня 2017, 11:21
сначала надо подумать о том что ежегодно убиваем сотни тысяч младенцев .вся страна бредет по горло в крови убиенных малюток.как только уберем этот ужас из нашей жизни ,тогда и экономика будет и армия будет и все остальное .как еще Господь нас терпит и не стер с лица земли как народ .об этом надо думать
Василий20 июня 2017, 09:11
>В идеологии разницы не может быть: у нас один способ производства – капиталистический, идеология отражает экономику, поэтому, находясь в одних и тех же условиях капитализма, принципиально иной идеологии мы предложить не можем.

Какой незамутнённый марксизм.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×