Архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ, советует, как не потеряться в современном мире.
– Отче, Вам, как духовнику Киевских духовных школ, наверное, виднее: какие самые слабые места у современного человека? Вы ежедневно соприкасаетесь с десятками молодых людей, исповедуете их.
– Молодежь сейчас талантливая, целеустремленная, жизнерадостная, но склонна к расслаблению. Современному молодому человеку сложно контролировать свои чувства и эмоции, которые очень сильны, так как постоянно подогреваются средствами массовой информации, интернетом, соцсетями.
И взрослым не просто устоять, контролировать себя, а тем более людям ищущим, молодым, которые только начинают открывать для себя мир, вырвавшимся из родительского уютного очага, тщательно огражденного от всех искушений и соблазнов. Когда юноши и девушки попадают в большой город, сверкающий огнями, то им очень сложно не поддаться искушениям, если нет осмысленного опыта духовной жизни, за которым стоит страх Божий.
– Откуда берется страх Божий?
– Если родители с молоком впитывали страх Божий, то так или иначе он будет с человеком. Помню, как в детстве меня родители оставляли самого дома и, указывая на иконы, говорили: «Смотри, там Боженька на тебя смотрит, веди себя хорошо». В воскресенье мы собирались всей семьей, надевали лучшие одежды и дружно шли церковь: первым шел дедушка-фронтовик, затем бабушка (она пела на клиросе), родители. Такое традиционное воспитание очень помогает в жизни.
Когда наступает так называемый переходный возраст, период ломки, тогда стержень страха Божия помогает устоять, не сломаться, не поддаться искушениям. Если же это чувство не привито, человеку сложно удержать равновесие и не пасть во все тяжкие грехи, ибо он тогда похож на трость, ветром колеблемую, которая легко склоняется как к добру, так и к злу (см.: Мф. 11:7).
Апостол сравнивает таких людей, которые все время хотят выделиться, остервенело доказать что-то кому-то с жесткой, эгоистической оценкой всех и вся, ниспровержением существующих авторитетов, со свирепыми морскими волнами, пенящимися своими срамотами (Иуд. 1:13).
– Откуда растут ноги у выпендрежности, селфикультуры?
– Это искаженное желание совершенства, которое заложено в каждом человеке. Господь сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Людям присуще стремление к достижению чего-то великого, необычного, с желанием выделиться, не быть серой массой с низко склонённой головой, а смело, свободно, ни на кого не оглядываясь, шагать вперед, чувствовать себя свободными. Да, это естественное стремление. Но апостол Павел предупреждает: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13), то есть свобода не должна превращаться в своеволие и разнузданность. Свобода заканчивается там, где мы вторгаемся в область другого такого же свободного человека, когда своими неразумными поступками расстраиваем или даже оскорбляем наших ближних, родителей.
Отец и мать нас родили, далее они стараются вкладывать в нас все самое лучшее. Если мы ради ложно понимаемой свободы их не слушаем, отвергаем их авторитет, начинаем пренебрежительно относиться к ним, – это уже не свобода, а своеволие, иногда даже диктат, когда родители начинают бояться своих детей.
Каждый нынче считает, что все ему чем-то обязаны, а желания собой пожертвовать, потрудиться для того, чтобы достичь результата, на радость всем, к сожалению, нет. Многие ныне заточены на легкий и дешевый жизненный успех.
– Важно только срывать аплодисменты и овации у публики…
– Да. А без труда, как известно, не бывает и рыбки из пруда. Все в жизни труд, а труд это что? Это крест преодоления самолюбия и лени. Нам бы хотелось подольше поспать, покушать повкуснее, но не всегда это полезно, ведь в результате возникают равнодушие, агрессия, непонимание.
Некоторые люди уже сейчас живут в миру, как в аду: устраивают себе маленький ад в семье или на работе, в социуме.
– Да, труд нынче непопулярен, посмотришь кино – сплошные супергерои вокруг, которые без труда достигают результатов, одно блогерство чего стоит: люди, не напрягаясь, показывая какую-то ерунду, зарабатывают миллионы. Среди детей много депрессивных… На Ваш взгляд, с чем это связано?
– Дети настолько подвижны и так быстро растут, что иногда не успевают нравственно перестроиться: им бы хотелось развиваться быстрее в физическом, ментальном, интеллектуальном плане. Отсюда в разных формах возникает страсть уныния.
Уныние – это сожаление о том, что все не так, как нам бы хотелось.
И на фоне сожаления, беспросветности, безысходности человек хочет разукрасить обстановку, сменить место проживания и работы. Так же легко дети и подростки меняют друзей.
Преподобный Иоанн Лествичник ставит знак равенства между ленью и унынием. Если человек занят чем-то положительным, созидательным, творческим – ему некогда унывать.
Трудом, послушанием, выполнением своих обязанностей мы выражаем свою любовь к окружающим. Когда же человек старается что-то делать лишь из любви к меркантильному миру, ради денег или похвалы, то все это оказывается бессмысленным и никому не нужным.
Родителям нужно учиться так организовывать труд ребенка, чтобы он никогда не воспринимался им как каторга. Нужно все учить делать из уважения и любви. Тогда в труде появляется смысл, а человек обретает целостность, целомудрие. Без такого подхода он всю жизнь будет гоняться за мыльными пузырями, без всякого результата, с одними разочарованиями.
Не случайно ныне так много людей ударяется в алкоголь, в компьютерные игры. Возникают и проблемы в семейной жизни, если супруг(а), к примеру, не работает, а только проводит время в соцсетях.
Таким образом, самую пагубную и разъедающую страсть – уныние – нужно преодолевать при помощи созидательного труда. Люди, которые достигают конкретных результатов своего труда, удовлетворены и вдохновлены на дальнейшую работу.
Нужно еще иметь в виду то, что если же мы страдаем от уныния, то невольно заражаем им и окружающих. Всякая страсть заразительна. Наоборот, важно всегда стремиться к тому, чтобы передавать другим жизнерадостность и трудолюбие. Особенно следует бояться уныния родителям и тем, кто несет какой-то начальственный крест.