Время Хлестаковых

Мысли о сегодняшнем родительстве и воспитании

Портал «Православие.ру» начинает публикацию серии очерков Андрея Рогозянского о состоянии воспитательной культуры в современном обществе и в Церкви и о том, как родителям не опустить руки и не потерять нить воспитательных отношений с ребенком.

Педагогика – постоянная тема для автора. Книги А. Рогозянского «Церковь, дети и современный мир» и «Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей», выходившие в свет начиная с 1990-х годов, пользовались успехом у читателя и выдержали множество переизданий.

А. Рогозянский – многодетный отец, имеет 6 детей.

Воспитанность – исчезающее понятие

Одно из исчезающих понятий сегодня – воспитанный человек. Воспитанность придает отдельным качествам и способностям души целостный, завершенный образ; это как бы отлаженный по камертону внутренний строй человека. Воспитанный человек умеет быть вежливым, сдержанным, в случае необходимости оставлять эмоции при себе. Удовлетворение воспитанный человек получает не от того, когда во что бы то ни стало добивается своего. Академик Д.С. Лихачев говорил, что воспитанный человек – тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Если кто-то со знакомыми вежлив, а с родными, в доме из-за любой мелочи раздражается, то это не воспитанный человек.

А.П. Чехов связывает воспитанность с великодушием в первую очередь: «Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения. Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних». Воспитанный человек уважает чужую собственность и старается не иметь долгов. Он также чистосердечен и чужд игры на публику. «Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат». Воспитанность в том, чтобы не играть на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. «Они не говорят: “Меня не понимают!”» Кроме того, воспитанные люди не суетливы: «Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями». Для главного, высшего, например для служения долгу или таланту, они готовы приносить в жертву низшее: покой, развлечения, славу.

Я-культура – антипод воспитанности

К сожалению, к настоящему времени представления о воспитанности перестали регулировать жизнь общества и отдельного человека. Нам не просто трудно достичь хороших манер: скромности, пунктуальности, такта, великодушия. Их место заняли установки я-культуры. Умолчания и мелкая ложь в свою пользу, всезнайство, самореклама, меркантилизм, нетерпение, недовольство своим положением, критиканство и требовательность, давление на собеседника воспринимаются как своего рода норма, вполне допустимые вещи.

Хлестаковщина в новом ряду понятий получает наименование лидерских качеств, коммуникабельности, позитивной самооценки

Тот, кто следил за перипетиями полета Незнайки на Луну, смеялся над страницами гоголевского «Ревизора», не думал, что антиутопия и гротеск когда-нибудь войдут в нашу жизнь буквальным образом. Хлестаковщина в новом ряду понятий получает наименование лидерских качеств, коммуникабельности, креативности, прагматизма, позитивной самооценки и прочего. Грубоватая и прямолинейная нарочитость в поведении и речи должна по идее отображать новую искренность и отсутствие «лишних условностей». Так ведут себя взрослые, и подобное поведение трактуется как невинное, естественное для детей.

Иллюстрация к сказке "Незнайка на Луне" Иллюстрация к сказке "Незнайка на Луне"

Я-культура – антипод воспитанности. Вот на экране телеведущий беседует с кем-то. Вот мы встречаемся с группой молодых людей на отдыхе. Вот дамы почтенного возраста присели за чашечкой кофе в кафе. Вот офис-менеджмент компании собрался обсудить возникшие сложности. А вот стайка школьников бредет с рюкзаками за спиной по улице после уроков. Всюду в интонациях, в мимике, жестикуляции прочитываются капризность, заносчивость, мнимая компетентность и довольство собой (как вариант – культ «крутизны», агрессивность или же болтливость, развязность, дурачество). Это своего рода comme il faut современности – то, как принято, как следует делать, новые правила хорошего тона. Наоборот, проявления доброты, простоты, скромности, собранности, делового настроя, сопереживания, внимания к окружающим, заботы, стыдливости окажутся исключением из правил, соберут в свой адрес значительно меньше коллективных поддержки и одобрения.

Православные и я-культура

Находимый нами в Евангелии образ любви к ближнему, жертвенности и самообладания еще более высок и строг по сравнению с нормами светской нравственности, воспитанности, культурного этикета. Однако мы не слишком противимся общей расслабленной, нагловатой манере. Современные православные свыклись с этим.

Церковная проповедь остается внешне неизменна, святоотеческие наставления о добродетели у всех на слуху. В молитвах мы продолжаем просить у Бога тихого, безмолвного (без молвы) жития во всяком благочестии и чистоте. Хотя, по правде сказать, тихое житие в чистоте – это уже не наш идеал. Кто восхитится в наш век такому качеству, как неприхотливость, рачительность, умение обойтись малым, отсутствие интереса к новым приобретениям, к деньгам? Для кого из нас скромность важнее возможности обратить на себя внимание? Кто воспитает сына в разнообразных умениях, в мужестве, выносливости и умении держать свое слово? Кто подрастающей дочери пожелает взамен яркой внешности и смелости – молчаливости, застенчивости и тонкой грации, качеств хозяйки и будущей матери? Современные православные ассимилированы; больше, чем от кроткого и сокрушенного сердца Писания, они черпают от примеров окружающей жизни и принятого общественного стандарта.

Позади слышится слабый старческий оклик: «Жить можно и в миру, но не на юру, а жить тихо». Спасибо, преподобный Амвросие Оптинский, величание мы тебе пропоем, а вот жить пойдем на юру. Тихо, не на юру – нестерпимо скучно…

Боязнь отстать во всеобщем забеге пересиливает доводы духовного разума. На всякое отступление изобретено оправдание. Быть христианином старательным, не сетующим, собранным – непопулярно.

С я-культурой апокалипсис мелкого греха наступил

В пренебрежении комфортом и новшествами увидят отсталость, соблюдение правил объяснят фарисейством, строгость родительскую – недостатком любви. Человека стеснительного, мягкого, недокучливого, не умеющего соперничать, работающего не ради выгоды обзовут «терпилой». О послушливости, желании услужить рассудят как об отсутствии достоинства. На качество смирения, основополагающее для Православия, вылито столько недобрых слов и насмешек, что вспоминать его становится неудобно. Всё это качества, затрудняющие нам жизнь. Всё это традиционные свойства христианской воспитанности, вытесняемые и уничтожаемые я-культурой.

Архиепископ Иоанн (Шаховской) Архиепископ Иоанн (Шаховской)
Архиепископ Иоанн (Шаховской) в «Апокалипсисе мелкого греха» представлял современность как огромную курительную комнату, в которой всё предусмотрено и подготовлено для удобства удовлетворения надуманных, раздутых потребностей. В этом мире, пишет он, «табак, “маленький кокаин”, дозволен так же, как маленькая ложь, как незаметная неправда, как убийство человека в сердце или в утробе… Множество малых, недостойных привычек – тина для души человека, если человек утверждает их в себе или осознал как “неизбежное” зло, против которого “не стоит” и “нельзя” бороться».

Все мы часто согрешаем, отклоняемся от назначенной цели спасения. Но никогда окружающая реальность не была столь токсична по отношению к христианам и Церкви. По крайней мере демонстративное предъявление своего греха: горделивого чувства, самодовольства, бахвальства, эротизма, изнеженности, корысти – верующему человеку должно представляться немыслимым, отвратительным. С я-культурой апокалипсис мелкого греха наступил.

Андрей Рогозянский

24 мая 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Почему ребенок не слушается? Почему ребенок не слушается?
Священник Иоанн Федоров
Почему ребенок не слушается? Почему ребенок не слушается?
Размышления неравнодушного родителя
Священник Иоанн Федоров
Каковы причины непослушания детей? Какие ошибки в воспитании чаще всего допускают родители? В чем разница между любовью неразумной и безусловной? На эти и другие вопросы отвечает священник Иоанн Федоров.
«Закон о запрете воспитания»: комментарий юриста «Закон о запрете воспитания»: комментарий юриста
Александр Дядищев
«Закон о запрете воспитания»: комментарий юриста «Закон о запрете воспитания»: комментарий юриста
Александр Дядищев
Измененная статья закона не разграничивает реальное насилие и «шлепок» в воспитательных целях.
Когда дети хамят. Материнские заметки Когда дети хамят. Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Когда дети хамят. Материнские заметки Когда дети хамят
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Я наставляю ребенка чтить меня – мать и одновременно… поношу его отца: такой-сякой, и ребенок-то своими недостатками весь в отца. Ребенок это слушает – и участвует в злословии родителя.
Комментарии
Антон10 мая 2018, 09:28
Горькая правда.
Михаил19 октября 2017, 08:30
"Аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в Царствие Небесное"
Если ты не понимаешь и не любишь людей, чего ты ждешь от них? Той же мерой и тебе воздадут. И не современная лже-культура тому виной, а собственная мировоззренческая и личностная несостоятельность. Нависнет над тобой докучливый и скучный дядька с "мужскими понятиями" о жизни. Не дай Господь. Дети их не слушаются - правильно делают. Надо быть мудрым и сильным, тогда слово будет со властию. Жена ему хамит и перечит, сам к папе-маме раз в год езидт, денег не шлет, а ждет, что сын будет послушен и уважителен. Смешно.
Alexander Stepaniuk 7 октября 2017, 08:37
Спасибо за статью. Узнаю себя.
Галина13 сентября 2017, 22:46
Самое главное в воспитании человека-это духовность.Когда человек живет по заповедям Божиим,руководствуется совестью,которая есть голос Божий и к окружающим людям относится с любовью,т.е.готовностью помочь словом и делом,то это и будет его самым хорошим воспитанием.У духовных людей внешнее проявление хорошего поведения исходит из добродетелей внутренних.Все у духовного человека есть:и терпение,и кротость,и скромность в словах и поступках,и стыдливость,и целомудрие,и воздержание в пищи и питие,и нестяжательность.Духовный-это тот человек,жизнь которого освещается истиной Св.Евангелия.Вот с таким человеком другим людям уютно и тепло.А чем дальше от Бога,тем больше эгоизма,самолюбия и грубости.
Иоанна_26 июня 2017, 16:12
Пётр, я далека от того, чтобы приписывать себе какие-то заслуги. Мы, родители, образно говоря, сеем, поливаем и окучиваем сад, а уж что вырастет - Бог весть. Но что никакие усилия для Бога не напрасны - для меня это несомненный факт.
Петр16 июня 2017, 02:55
Иоанна, это всё прекрасно, но факт остается фактом - Бог дал человеку СВОБОДНУЮ волю. Абсолютно свободную! И проявляться она может достаточно рано. И далеко не всегда эти проявления благие. И Библия нас учит именно этому. С первых же страниц. Каин и Авель, завистливый убийца и кроткий мученик, были детьми ОДНИХ родителей. Не надо обманываться на счет наших педагогических способностей и возможности влиять на формирование личности ребенка. Возможности влиять (или пытаться влиять) есть, но они не столь безграничны как нам кажется. Пока всё складывается благополучно, мы склонны тешить своё самолюбие "ах как хорошо мы воспитали своим примером", но затем (иногда спустя годы) приходит прозрение...
Иоанна_15 июня 2017, 00:46
Пётр, безо всякой теории я вижу, что мои дети (а они очень разные) естественным образом воспроизводят положительные черты своих родителей, причём, без всяких увещеваний. Но и отрицательные тоже, сколько ни воспитывай словами. Так что наш духовный подвиг, наше собственное стремление к святости - это вопрос не только личного спасения, но и самого настоящего воспитания наших детей. И наоборот: пребывание во грехе и духовная лень тоже самым прямым образом отражаются на детях. А собственно воспитательное ВОЗДЕЙСТВИЕ, по крайней мере, для уже подросших детей, - это просто корректировка, но не более того, и не надо возлагать на него слишком больших надежд. Это мой собственный педагогический вывод.
Петр12 июня 2017, 22:58
Ох, Иоанна, Вашими бы устами, да мёд пить)). Если бы действительно всё было бы вот так просто и прямолинейно, как вы рассуждаете... Тогда всю историю человечества можно было-бы расписать как по нотам, от сотворения мира и до Апокалипсиса. От хороших людей - хорошие люди. От плохих - плохие. И так и тянулись бы эти два непересекающиеся ручейка в истории человечества. Но увы, бывает что из одной и той же семьи выходят и великий святой и великий грешник. От одних отца-матери. У нашего с Вами общего праотца Адама и нашей общей проматери Евы один сын стал первым мучеником, а другой - первым человекоубийцей...
Иоанна_11 июня 2017, 17:49
Пётр, если семья такая, из которой ребёнку хочется бежать со всех ног, - тогда ему в самом деле захочется "делать жизнь" с кого-то другого, или даже от противного: всё наоборот, не так, как у родителей. По моему скромному опыту могу сказать, что дело обстоит именно так, как сказано в Евангелии: "Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые." (Мф.7, 17-18).
Петр10 июня 2017, 23:07
Иоанна_10 июня 2017, 19:24 "влияние семьи и внешней среды НЕ равноценно: влияние семьи намного сильнее". Для кого как... Вы же сами признаете что все люди (дети) разные. Для кого-то сильнее влияние семьи, а для кого-то - влияние улицы (или массмедиа, или литературы, или школы... нужное подчеркнуть). Иначе из одной семьи не выходили бы совершенно разные люди. Причем зачастую именно диаметрально противоположные, как верно заметила Арина (пример Каина и Авеля очень приевшийся, понимаю, но это архетип, который мы (человечество) воспроизводим из века в век, из поколения в поколение...
Иоанна_10 июня 2017, 19:24
Арина, действительно диаметрально противоположное? Может быть, просто РАЗНОЕ? Ведь все люди разные не только внешне, но и внутренне. И не только вследствие воспитания, но и по своим исходным данным, вложенным Творцом. В общем я с вами согласна, но мне кажется, причём, упорно кажется, что влияние семьи и внешней среды НЕ равноценно: влияние семьи намного сильнее. Уже хотя бы потому, что оно начинается с самого рождения, а внешние факторы подключаются к воспитанию только с возрастом.
Арина 8 июня 2017, 12:07
Может быть ошибаюсь, Иоанна, но по некоторым Вашим комментариям, могу сделать вывод, что Вы росли, когда матершины не было в том, что называется культурным пространством, и принципиальной разницы в оценке поведения "что такое хорошо и что такое плохо" в целом не наблюдалось. И книги, детские фильмы, передачи на ТВ, радио тщательно отбирались не только родителями. А если придерживаться Вашей версии, то не понятно, как в одной семье могут вырастать разные дети, они должны тогда быть сделаны по одному лекалу или под копирку. Однако есть показательные примеры близнецов, которые, имея один пример перед глазами в семье, выбрали диаметрально противоположное применение своим одинаковым способностям.
Иоанна_ 5 июня 2017, 12:16
"Не будучи приготовлен и подан, прямой пример жизни..." - не подпишусь под этими словами, Арина. Можно исходить из того, что ребёнок сам по себе несмышлёный, так сказать, "чистая доска" - чему мы научим, то и будет. А я вижу, что ребёнок сам УМНЫЙ, он гораздо больше видит и понимает, чем нам хотелось бы. И если есть зазор между правильными словами и жизненным примером самого воспитателя, тогда всё воспитание насмарку. Пример из собственного детства: в спортивной школе меня окружал мат-перемат, а я за всё время не произнесла ни одного слова. Потому что в семье никогда этого не слышала. И не то чтобы родители наставляли меня - нет, они и знать не знали об этом, просто У НАС ДОМА этого не было.
Алексей 2 июня 2017, 11:11
СпасиБо, очень хорошо сказано!
Иванов 1 июня 2017, 23:28
Иоанна_31 мая 2017, 13:22 "Всеобъемлющее понятие - вовсе не "воспитанность". Иоанна, по-моему, Вы так и не поняли основную идею статьи. Перечитайте статью вдумчиво. Воспитанность понятие более широкое, чем Вы думаете...
Арина 1 июня 2017, 21:24
Дорогая Иоанна! По-моему, употребленному во 2-ой статье цикла выражению "активное воздействие" Вы придаете значение, которое там рядом не стояло. Дождитесь следующих статей или задайте вопрос автору. Что касается строгости, то для меня строгость не является синонимом слов грубость, нелюбовь, жестокость. Согласна с Вами, что ребенок продукт всего того, что он видит... Вот только видение его ныне не ограничено семьей. А родители изначально не хамы, не деспоты, не тираны отсекают все чуждое и нежелательное, что ребенок видит за пределами семьи. "Не будучи приготовлен и подан, прямой пример жизни взрослого несварим для детей" - сто раз подпишусь под этими словами (цитата из 2-ой статьи).
Наталия Стоян 1 июня 2017, 18:28
Очень хорошая статья. Могу немного поделиться с тем, как я пытаюсь избежать разделения со своими детьми и потери возможности их воспитания. Мне 26 лет, у меня трое детей (4,5 года, 2 года, 5 месяцев). Я не отдаю детей в детский сад, т.к. считаю, что с момента "сливания" ребенка на чужие руки ты в той же мере теряешь и контроль над его воспитанием. Что происходит с ребенком, что он видит, что он слышит, может, ему грустно, плохо, может, его обижают - ты этого не знаешь. Ты не можешь ему объяснить, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Дома занимаюсь по 20-30 минут со старшими детьми. Задумываюсь о семейном образовании. Светская школа только портит детей.
Иоанна_31 мая 2017, 18:04
Нисколько не считаю, дорогая Арина! Но ребёнок - зеркало своей семьи. Почему мы исходим из того, что ребёнок изначально хам, бездельник, и только "активное воздействие" способно вернуть его в нормальное русло? Ребёнок - продукт всего того, что он видит с рожденья в своей семье. Вот это и есть ОСНОВНОЕ воспитание. Плюс сын/дочь СВОИХ родителей. Поэтому как-то радикально изменить его поведение вряд ли удастся. А подрихтовать надо, конечно же. Найти какой-то баланс между добротой и строгостью. Но если не очень получается, тогда пусть лучше будет перевес в сторону доброты и ласки.
Иоанна_31 мая 2017, 13:22
Всеобъемлющее понятие - вовсе не "воспитанность", а благочестие, праведность. Иными словами, соответствие нашей жизни евангельским истинам. Хорошо, конечно, быть и образованным, и воспитанным, и интеллигентным, отличать Бебеля от Бабеля и фруктовый нож от рыбного, но только на Старшем Суде с нас ДРУГОЕ спросят. И потом, непонятно, какими средствами предлагает автор прививать эту самую воспитанность? Если БЕЗ любви и уважения к ребёнку - тогда грош цена всему этому воспитанию. Это моё глубокое убеждение и как дочери, и как матери.
Иванов31 мая 2017, 01:06
Иоанна_27 мая 2017, 16:45 "В статье воспитанность слишком уж широко понимается". А воспитанность и есть понятие широкое. Можно сказать всеобъемлющее. Это отнюдь не только здрасьте-пожалста. А статья очень верная и точная. Просто современному расслабленному человеку заявленная тут высота кажется недосягаемой. Но это не повод объявлять всё это ненужным и лишним, на том основании что "мне это не по плечу". Надо работать над собой и стремиться к большему...
Мария30 мая 2017, 14:29
Тем, кто спрашивал, уже были статьи про самооценку:
http://www.pravoslavie.ru/80534.html
http://www.pravoslavie.ru/89641.html
Видела и еще одну, но не смогла найти
Арина30 мая 2017, 12:46
Иоанна,извините, Вы считаете, что любое ограничение, включая ограничение проявления черт, не соответствующих образу Божию, свидетельствует об отсутствии любви, уважения и унижении человека и ребенка? А расти как трава в поле есть благая цель?
K30 мая 2017, 06:19
Иванов. Человек- венец творения, Образ Божий. Это повод для уважения другими и для самоуважения. Любить себя - важная часть здоровой человеческой природы. Вы, видимо, смешали это с гордыней в одну кучу, а зря. Катехизис учит нас тому, что все! наши грехи - это извращённые добродетели (так как Создатель в нас дефектов не закладывал). Грех - любая добродетель, из состава которой изъята любовь. Гордыня - извращенное самоуважение. С гордыней - согласен с Вами, встречается повсеместно. С уважением плохо совсем стало. Но я оптимист - будет ещё хуже! Прямо здесь, в комментариях, тетка пишет, что хорошо быть невоспитанным- например как Николай Чудотворец, он де сразу по уху давал! Нету слов!!!
Иулиания29 мая 2017, 22:50
Частью невоспитанности было упомянуто недовольство своим положением. На мой взгляд, это большая беда современного человека - неблагодарность. Думаю, каждый из нас станет лучше, если будет следовать простому правилу: всегда радоваться, непрестанно молиться, за все благодарить Бога.
Иоанна_29 мая 2017, 15:26
Иванов29 мая 2017, 14:01/ К Православию это имеет вот какое отношение: только тогда воспитание достигнет благой цели, когда оно основано на любви. Если нет любви, тогда хотя бы на уважении к человеку как образу Божию. К любому человеку, в том числе к ребёнку, своему и чужому. Только такое воспитание принесёт добрый плод.
Иванов29 мая 2017, 14:01
Ольга27 мая 2017, 10:51 "Только человек который уважает себя, в котором есть чувство собственного достоинства, будет уважать других." Вот это то как раз звучит абсолютно в духе советских учебников. "Человек - это звучит гордо". Людей уважающих СЕБЯ у нас сейчас пруд-пруди. Сейчас ВСЕ себя уважают. А ежели у кого с этим проблемы, то тому сразу же настоятельно рекомендуют бежать к психологам или психотерапевтам. Там сразу научат что уважать себя любимого это первое дело. Только вот какое всё это отношение имеет к православию???
НН29 мая 2017, 11:07
Roman Sinelnikov... / хотелось бы получить ответ на вопросы, которые статья затрагивает лишь попутно. Например, что такое самооценка (в современном светском её понимании) и должна ли она быть у православного?/- Да, должна. Я ХУЖЕ ВСЕХ. Если другая - то надо определяться с выбором: православный я или с чувством собственного достоинства. А мы хотим непременно усидеть на двух стульях. Увы, не получится. ОЛЬГА, ИОАННА, как же вам не повезло в жизни...и с воспитанием, и с образованием. Или не в коня корм... Простите!
Арина29 мая 2017, 03:09
С Юлией согласна. Сейчас так много людей, которые под влиянием "научных" теорий культивируют в себе реальные, еще больше мнимые, обиды "из детства". Виноваты у них все, родители, учителя, школа и далее по списку. Специалист поможет загнать эту занозу поглубже, вместо того чтобы научить прощению, ведь хроническая болезнь обидами гипертрофированного "я" золотая жила.
Лариса29 мая 2017, 00:16
Почти эталон воспитанности - нынешняя британская королева. С ее подачи страна превратилась в содом и гоморру. А с подачи российской интеллигенции Россия вверглась в ужас революции: ах, каким воспитанным был интеллигентнейший иуда князь Алексеев (правая рука Николая Второго)! А вот Паша Саровская и Николай Чудотворец ну никак не соответствуют вышеозначенным критериям воспитанности - последний даже Ария на Соборе заушил. Увы вам, господа интеллигенты!
28 мая 2017, 22:48
Для Romana Sinelnikova
Я думаю, если человек свою ценность будет понимать как драгоценный образ Божий в нем, то греха тут не будет.
Юлия28 мая 2017, 06:55
А главное - культивируется обида к родителям, которые пытаются привить воспитание. Существует масса психологов и психотерапевтов, которые (заметьте, за деньги, большие деньги) объяснят и даже найдут не существующие дефекты бессознательного, псевдонаучно объяснят (тридцатилетним и сорокалетним!), как родители были неправы при их воспитании. Засилье статей фрейдистской и юнговской тематики в Интернете просто поражает. Стоимость работы такого психолога-психотерапевта в Москве и Санкт-Петербурге - 2000 рублей В ЧАС. За эти деньги все очень популярно внушат. Мы все этим отравлены. Откуда у нас это все настолько гипертрофированное? Хотелось бы мнения по этому вопросу в будущих статьях.
Елена28 мая 2017, 01:36
Решительно не согласна с тем утверждением, что в нашем обществе воспитанные люди не ценятся и призираемы. Во тех коллективах, в которых мне доводилось работать, если встречались такие замечательные персонажи - мирные, интеллигентные , не карьеристы, не завистники, скромные и тд по списку...такие люди всегда высоко ценились их окружением, хотя само это окружение в большинстве своём зачастую трудно было отнести к разряду воспитанных людей. Но ведь важно, что люди замечают и ценят !
Иоанна_27 мая 2017, 16:45
Всё-таки воспитанность - это Уже, это "внешняя отделка", фасад, экстерьер. Это та сторона личности, которой человек повёрнут к другим людям. Можно быть воспитанным по форме, но хамом по содержанию. Или безразличным эгоистом. Или самовлюблённым нарциссом. Но безупречно воспитанным. В статье воспитанность слишком уж широко понимается, а те многочисленные добродетели, которые здесь собраны под вывеской воспитанности - это просто какой-то maximum maximorum, который в отдельно взятом человеке вряд ли реализуем. Я уверена, что мы сможем дать своим детям только то, что сами имеем. И будем молиться, чтобы они потом, в своей взрослой жизни, стали лучше нас. /// С Ольгой я полностью согласна.
Roman Sinelnikov27 мая 2017, 15:06
Очень хорошо, что на портале поднимаются такие темы. Но хотелось бы получить ответ на вопросы, которые статья затрагивает лишь попутно. Например, что такое самооценка (в современном светском её понимании) и должна ли она быть у православного? Я имею в виду не внимательный анализ собственных поступков, не контроль своих побуждений и постоянную работу совести, а некое убеждение в ценности собственного «я» независимо от внешней оценки. На мой взгляд, это проявление гордыни. Но может быть, я неправ?
Сергей Чернышев27 мая 2017, 13:29
Воспитанный человек это тот,который сам себя постоянно воспитывает,в течении всей своей жизни.Останавливаться нельзя!Выбор между правдой и кривдой на каждом шагу нашей жизни.Но,воспитываемся мы в основном на своих ошибках (самое мягкое выражение).Воспитанность-это мудрость!!!А,мудрость это житейский опыт.Причём, в каждом возрасте человек попадает в такие ситуации,когда надо выбирать;и от этого выбора будет зависеть как вы будете понимать-"что такое хорошо и что такое плохо"...
Ольга27 мая 2017, 10:51
Только человек который уважает себя, в котором есть чувство собственного достоинства, будет уважать других.
Если ребенка унижать (в нашей советской школе над нами учительницы иногда откровенно измывались, а мы не смели им ответить), то не вырастет достойный человек. Строгость нужна. Но уважение к человеку на первом месте. А достойный плод советского воспитания - "братки 90-х". Когда прав сильный, тот у кого больше власти.
Нельзя силой и унижением воспитать достойного гражданина.
Наталья26 мая 2017, 23:01
Спасибо, что затронули тему "воспитания и воспитанного человека"!
"Господи, воззвах к Тебе, услыши мя"
Валера Огурцов26 мая 2017, 21:18
К26 мая 2017, 05:54 ёлка-палка, а ведь Вы правы! по сми таксёры-бриты развозили бесплатно с места теракта. а наши таксёры, когда у нас было, - за две цены!?(
р.Б. Сергий26 мая 2017, 18:59
Спасибо автору и бОльшей части комментаторов.
Светлана26 мая 2017, 18:45
Как иллюстрация я-культуре из области политики:
президент США президента Черногории, как мальчишку, убирает со своего пути.
Николай26 мая 2017, 18:29
Я уже взросленький мне уже за ... ,так вот с вершины склона лет хочу Вам доложить, как я воспитывался будучи восьмым ребенком в семье не имея игрушек, даже деревянных. Все воспитание было построено на отношении родителей друг к другу. Мамины слова:"Дети! кусочек хлеба есть, за шею не течет, просите у Бога здоровья и радуйтесь жизни. Есть придется нет обойдется", всегда присутствуют на скрижалях моего сердца. За плечами у меня двадцать пять стран мира, бросал окурки в три океана, кроме ледовитого. Сейчас в моей короне есть три жемчужины (трое внуков). Девиз мамин не меняю!!! (Притчи 22:6 "Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится."Прошу Ваших святых молитв
Валера Огурцов26 мая 2017, 16:52
Следуя словам и логике Чехова, почти все авторы и уж точно все комментаторы - на редкость невоспитанные люди.) И как быть?) В общем, читая статью у меня слетела шляпа.
Марина Анатольевна26 мая 2017, 13:05
Все так, но и "все возмогу о помогающем мне Христе", и врата ада не одолеют Церкви Христовой, потому что сила Христова в немощи обретается, а стадо Христово - всегда малое стадо, а большинство это и есть большевизм; о чем тут рассуждать и спорить - не понимаю.
Артем Репенко26 мая 2017, 12:55
Все именно так - мечтаем, суетимся, везде хотим успеть, но, как не странно, топчемся на месте и ГЛАВНОГО не видим...
Анна26 мая 2017, 12:49
Православные не ассимилировались, они - так же часть этой я-культуры, они в ней выросли, их задача - убивать ее в себе. Андрею Рогозянскому большое спасибо.
Галина26 мая 2017, 12:04
Спасибо огромное за статью!
Марина26 мая 2017, 11:37
Очень насущная и актуальная тема.
Андрей26 мая 2017, 11:35
Спасибо, Андрей.
Весьма метко.
К сожалению, мы, современные христиане, часто не понимаем, что эти греховные "мелочи" - верная погибель.
Душа остаётся в невидимом плену пренебрегаемых нами "пустяков".
Вроде никого не убил, банк не ограбил (этим себя тешишь), а из себя ничего в духовном (и даже душевном) плане не представляешь.
Самообольщение и пагубная прелесть.
Да откроются глаза наши (на наши грехи, а не на немощи ближних)!
П.26 мая 2017, 11:24
Давно мне не было стыдно после прочтения какой-либо статьи. После этой - стыдно. Намеренно не подписываюсь полной подписью, чтобы не выпячивать себя.
Лина26 мая 2017, 10:16
Спасибо за статью! очень верная! Наболело :) будем воспитывать/(ся) :)
Инна 26 мая 2017, 09:55
Торжество Православия!!! АКсиос!!!
ВЕКШИНА Людмила26 мая 2017, 07:52
Честная и убедительна статья-диагноз...
Полезная публикация.
Благодарю автора и создателей и организаторов сайта.
Михаил26 мая 2017, 06:48
Очень хорошо написано и правда всё, однако я знаю человека который в наше уже время изменился к лучшему находясь в Церкви. Простой мирянин. И нрав его смягчился, облагородился. В Таинствах надо участвовать, постепенно всё поправится, - ведь Тот кто в нас больше того кто в мире.
К26 мая 2017, 05:54
Верно. Проблема есть. Но это эксклюзивно проблема России. Даже в бывших республиках такого нет. Даже в ближайших к нам ментально Белоруссии и Казахстане - близко нет. Причина - мы сами и наши дети больше не часть одного народа, нет взаимной ответственности и уважения. Каждый сам за себя. На чужих ведь наплевать, перед ними не стыдно:) Сдаётся мне - это расплата за эгоизм в 90-е, когда мы проявили такое немилосердие друг к другу, такое зверство к старикам и другим "слабым" и беспринципную алчность, что заслужили подобную "мерзость запустения" и в итоге вполне разобщились как народ, распались на единицы. В лучшем случае - на мелкие карликовые кланчики по интересам. Очень жаль!

Анна Резе26 мая 2017, 05:46
Спасибо за статью. Всё есть, всё здесь и...только молитвой держусь, чтоб не сорваться. Молюсь. Помню Евангелие и все слова, предупреждающие нас о таком безнравственном времени жизни, за грехи наши. Но не скудеет земля наша. Много еще добрых людей. И дети растут светлые. Я знаю в округе несколько простых, знакомых людей,при которых и молодёжь и малые дети, и взрослые придерживают свой язык. Может быть и нужно начинать строить свой "ковчег",но бороться никогда не поздно. Слава Богу за всё.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×