Я долго не понимал притчу о слепорожденном. Не понимал объяснения Иисуса. И неудивительно, ведь какая огромная разница между нами и Иисусом! Мы стараемся побыстрее пройти мимо Лазарей мира сего, не в силах выносить их страданий, перед которыми мы бессильны. Денег у нас нет, сил нет, сердца тоже нет – у нас нет ничего перед лицом этих страданий. И так, убегая от Лазарей, мы убегаем от собственной ничтожности.
Так и ученики, наши посланники, пребывавшие рядом с Богом, спрашивали Иисуса:
– Учитель, кто согрешил: он или его родители, что он родился слепым (см.: Ин. 9: 2)?
Когда ничего не можешь, ты начинаешь заниматься умствованиями, спрашиваешь о причине, а когда причина в грехе, занимаешься морализаторством. Как бы там ни было, но, даже скованные бессилием, мы стараемся принять какую-нибудь превентивную меру. Что претерпели другие, ты этого можешь не претерпеть, если избежишь их ошибок.
Видно, что Иисус говорил с учениками о той катастрофической силе, которой обладают грехи, ошибки, совершенные против жизни, эта тенденция изуродовать жизнь человека и добивать ее во мраке слепоты и прочих страданий. А теперь посмотрите на разницу между нами и Божественностью Иисуса. Иисус был и является Богом. Многие не знали и многие не будут знать до скончания мира, что Иисус – Бог (потому что не хотят знать). А это чудесное исцеление слепорожденного служит доказательством Его Божественности и указывает человеку на границы его силы и знания.
Иисус знал этого слепого еще до того, как тот родился, и раскрывает теперь нам и ему тайну Божию
Мы обходим стороной Лазарей, а Иисус знал их и звал к Себе. Он знал Нафанаила, когда тот был еще малым ребенком, которого спрятали под листьями смоковницы от ярости Ирода. Он и теперь знал этого слепого еще до того, как тот родился, и раскрывает нам и ему тайну Божию: что он родился слепым не за свои грехи и не за грехи родителей, но чтобы на нем явились дела Божии.
В других обстоятельствах Иисус признаётся, что Он был прежде Авраама (см.: Ин. 8: 58), а в другой раз – что Он был еще до того, как появился мир (см.: Ин. 17: 5). А есть такая икона, на которой Иисус изображен создающим Адама. И это так и есть: Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1: 3).
Сотворить живые глаза из земли и слюны – это уже не дело человека, но дело Бога. Исцелить глаза, срезать с них бельма могут и врачи, но создать новые глаза, причем из такого материала, и послать умыться в воде Силоама слепорожденного – это мог сделать только Тот, Кто собственными руками создал из земли Адама.
Вот в чем смысл исцеления слепорожденного: Бог Отец пожелал открыть миру Бога Сына как Творца миру и Создателя жизни. В ответ на это воление Отца возгорелся Дух Иисуса, Он воспринял это желание как Свое, как Свою миссию в мире, как свойство вспыхнувшего огня светить! Эта воля Отца возгорелась в Духе Иисуса, через Него просвещая миру истину.
Иисус, зная, что слепой – это человек, через которого Отец совершит откровение миру Сына как Создателя жизни, зная волю Отца, которую Он усвоил Себе как миссию Своей земной жизни (вот образец для нас, земнородных), в этой Божественной уверенности плюнул на землю, и замешал глину, и помазал глаза слепому, то есть отверстия его глазниц, и сказал:
– Пойди, умойся в купальне Силоам (Ин. 9: 7).
И тот пошел, умылся и возвратился зрячим.
Однако дело Божие не ограничивается глазами, нуждающимися в исправлении. Хотя для нас, людей, уже это было бы убедительным по той простой причине, что до нынешнего дня наука создала разные устройства наподобие глаза – фотоаппарат и прочие, – но наделить жизнью даже зернышко пшеницы или яичко мухи человеческая наука так и не смогла.
Царство жизни есть Царство Божие. Природа жизни, рождение и ее поддержание зависят от Бога, ее Создателя, до скончания мира: отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости, отвращшу же Тебе лице, возмятутся: отымеши дух их, и изчезнут и в персть свою возвратятся (Пс. 103: 28–29). Итак, познаем же свои пределы – и познаем Бога.
Дела Божии, которые все суть чудеса жизни, вызывают у людей много недоумений. Так произошло и со слепым от рождения, чудом обретшим зрение. Соседи и знавшие его, видевшие его слепым, удивились и стали недоумевать, спрашивая себя о нем:
– А кто это: он или кто-то другой, похожий на него?
Он же говорил:
– Это я!
Однако люди так легко не выходят из недоумения. Признание человека о Человеке, Которого зовут Иисус и Который сотворил ему глаза из земли, не убедило их нисколько. Поэтому они повели его на допрос к фарисеям из храма. А была суббота, день весьма щепетильный для фарисеев. Таким образом, допрос уже с самого начала был обречен на плохое завершение. Вот он опять, ветхозаветный Иаков, борющийся с Богом! Но вот и слепорожденный, обратившийся в миссионера.
Последовал обмен вопросами и ответами о том, как происходило обретение зрения, и о Том, Кто даровал ему зрение. Слепой защищает Даровавшего ему глаза. Фарисеи же Его хулят, говоря, что Он грешник, хотя некоторые и признавали, что грешный человек не может давать зрение слепым.
Не добившись ничего, вызвали родителей слепого. Они, запуганные фарисеями, дают только то свидетельство, что этот слепой от рождения – их сын. А как он теперь видит и кто дал ему зрение, они не знают. Они отказались исповедовать Бога, предоставив всю благодать исповедания своему сыну, ибо он в возрасте. Так что пусть говорит о себе сам!
Дело в том, что иудеи договорились между собой изгонять из синагоги всякого, кто исповедует, что Иисус есть Мессия, то есть Сын Божий, ожидаемый народами. Это знали все, а значит, и родители слепого, потому они и не стали давать четкого ответа, что там, где не было глаз от рождения, один только Бог мог их вставить.
Итак, во второй раз позвали человека, бывшего слепым, и стали заставлять его, во имя Божие, сказать плохие слова об Иисусе, будто Он грешник. Однако он этого не сказал. И снова велели ему рассказать о своем исцелении. Человек этот позволил себе тогда вопрос, приведший их в ярость:
– Я только что сказал вам, и вы не слышали? Вы что, опять хотите это услышать? Может, вы тоже хотите сделаться Его учениками (см.: Ин. 9: 27)?
И тогда иудеи набросились на него с криками, говоря, тем не менее, истину:
– Это ты Его ученик, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он (Ин. 9: 28–29).
В других обстоятельствах они были еще более несдержанными в гневе, говоря об Иисусе, будто Он от диавола (см.: Мф. 12: 24). Таков грешный человек: когда бьешь его бесов, он начинает говорить тебе, что у тебя бес. Так дело доходит до того вывернутого наизнанку ума, который производят предрассудки в голове фарисеев и который мешает им знать, откуда Иисус.
Человек, обретший телесное зрение, своим исповеданием Бога обретает и душевное зрение, и мы слышим одно из самых прекрасных исповеданий:
– Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего (Ин. 9: 30–33).
Эта была твердая, как скала, вера этого нового миссионера Христова.
Итак, фарисеи, видя, что ничего не могут добиться от него, стали его ругать:
– Ты весь родился в грехах и, что, будешь учить нас, праведников, тайнам Бога? – и выгнали вон.
Вот трагизм ситуации: слепой обретает зрение, а у фарисеев помрачаются ум и глаза от ярости на Иисуса
Вот трагизм ситуации: слепой обретает зрение, а у фарисеев помрачаются ум и глаза от ярости, обращенной против него и Иисуса. Злой дух удерживает их за сердце, чтобы они не признали Иисуса и глаза их души не просветились. Иисус исцелил слепоту глаз, но не мог исцелить ослепления злобы, которому нет лекарства, но есть наказание.
Итак, посмотрим, как совершенно зрение слепорожденного и как совершенна духовная слепота фарисеев.
Когда Иисус услышал, что слепого выгнали из синагоги, Он, найдя его, сказал:
– Ты веруешь в Сына Божия?
А тот спросил:
– А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
Иисус сказал ему:
– Ты видел Его. Этот Тот, Кто говорит с тобою.
Он же сказал:
– Верую, Господи! – и поклонился Ему (см.: Ин. 9: 35–38).
Этот человек, через которого Бог имел открыть миру Сына Своего как Творца жизни, сделав ему из глины пару глаз, в свою очередь сподобился от Бога откровения об Иисусе как Сыне Божием через свидетельство Самого Бога.
Не часто Иисус открывал Себя как Сына Божия. Один раз самарянке, в другой раз – этому слепому от рождения, а в третий – ученикам перед Своими всеславными Страстями. Может, это свидетельство Бога в мире сем было обращено к нему за то, что он в терпении переносил свою безвинную слепоту, и за то, что исповедал Иисуса как Бога перед Его хулителями, потому Христос и сподобил его Божественного откровения.
Быть слепым и чудом обрести пару глаз – это великая радость жизни, счастливый исход из мрака, появление на свет века сего. Быть земнородным и решиться исповедовать Бога любой ценой, как бы тебя ни высмеивали, – еще большая радость, которая может привести к отверзению духовных очей, очей веры, чтобы ты видел Иисуса, чтобы тебе открылся Иисус, Сын Божий, сущий с нами во все дни до скончания века.
Видеть Иисуса – это счастье, с которым не сравнится никакая земная радость; а случается это время от времени и из рода в род, чтобы не угасала в людях уверенность в существовании Бога.
Вера в Бога и исповедание Его – это то же, что исход души из мрака на свет Божий, появление на свет века грядущего. Вот полное исцеление! Вот неустрашимый миссионер Иисусов!