Приход Иверской иконы Божией Матери известен на Украине как достойное украшение города Днепра и прекрасная школа жизни, в которой многие люди обретают правильные жизненные ориентиры, заключают крепкие браки. Мы поговорили с его настоятелем, протоиереем Николаем Несправой, доктором богословских и философских наук, который вот уже 25 лет верно несет свое священническое служение, о создании семьи молодыми людьми нынешнего поколения и связанных с этим вопросах спешки, целомудрия и настоящей любви.
– Правда ли, что сегодня к вере тяжелее прийти, чем в 1980-е или 1990-е?
– Человек, искавший Бога в начале 1980-х, проходил через горнило испытаний – его вера буквально очищалась огнем. Я общаюсь с поколением людей той эпохи и знаю, что они очень тверды. Их вера непоколебима перед лицом расколов или ереси. Это крупицы золота, которые сегодня украшают нашу Церковь.
Люди времен перестройки (кон. 1980-х и нач. 1990-х гг.) чаще поверхностно приобщались к религиозности. В те годы вера была востребована изголодавшимся постсоветским обществом, священников звали во все медиапространства, в школы, университеты. И огромное количество людей шло в храм, чаще не понимая, для чего они это делают. Преград не было. Но не все, кто пришел в Церковь в 1990-е, смогли устоять в ее границах.
Сегодня в жизни человека огромное количество заменителей, отвлекающих его от спасения
Наше время – более сложное, обогащенное массой препятствий для веры: мы столкнулись с беспрецедентным явлением, когда мир наполнился соблазном. Сегодня в жизни человека огромное количество заменителей, отвлекающих его от спасения. Сама культура теперь потребительская: везде клипы, фастфуд, всё поверхностное, дешевое. И это клише переносится на духовную жизнь. Мир подвергается духовным «генетическим» изменениям. Многим сложно быть стойкими в вере, а особенно привить веру детям: ведь гораздо интереснее смотреть яркий мультфильм или играть в компьютерную игру, нежели читать чёрно-белую «детскую Библию». И такому ребенку, а порой и молодому человеку, тяжелее проводить время в храме. Когда человек достигает зрелости, а потом и старости, – он фактически оказывается у разбитого корыта…
– У апостола Павла в Послании к Тимофею есть замечательные слова: будут много учиться и никак не придут в разум истины (2 Тим. 3, 7). Это о нашем времени?
– Абсолютно верно эти слова передают происходящее в нашу эпоху. Если раньше высшее образование было уделом немногих, то сейчас люди с легкостью получают высшее образование и кичатся этими достижениями. И все бы хорошо – разум века сего они постигают, но ведь этимология слова «образование» связана со словом «образ», – и вот как раз образ Божий, который должен быть запечатлен в них, исчезает…
– Нынешнее молодое поколение отличается от предыдущих?
– Теперешнее поколение отличается от поколения моих современников. Мы выросли на улице, в общении и играх. У нас была «борьба за огонь», у нас были идеи, была яркая жизнь. А молодые люди современности растут и воспитываются в информационной среде, в окружении компьютеров и гаджетов. Они не хуже и не лучше – они просто другие. И это нужно понимать: происходит смена поколений, смена эпох, когда мир меняется. И мы должны быть внимательными к нашим детям, молодому поколению. Потому что наше невнимание может привести к конфликту. Всегда есть конфликт «отцы и дети», но сегодня конфликт может быть более жестким!
– Успех церковной миссии, как в России, так и на Украине, связан с «молодёжками». Они различаются по оттенкам, но едины по своей задаче: Церковь воспитывает молодежь. Часто на этих собраниях люди пытаются найти себе пару. Они знакомятся, желая создать семью. Какие бы были ваши рекомендации для тех молодых людей, которые, может быть, не так глубоко воцерковлены, но ищут свою судьбу?
– Церковь ведет человека в Царство Небесное. Одной из самых важных задач Церкви сегодня является защита института семьи. Политика многих современных государств направлена на то, чтобы уничтожить понятие традиционной семьи и семейных ценностей. И это представляет серьезный вызов христианству. Вспомните, первое чудо, которое совершил Христос, – в Кане Галилейской, – было совершено ради благословения брака. Мы знаем, что семья – это самое дорогое и священное в жизни человека. Это – малая Церковь! И поэтому мы утверждаем, что в основе жизни молодых людей должны быть духовные ценности, потому что не бывает иных путей достижения человеком полноты счастья.
Люди себя истощают, уходя из области правды в область греха
Мы говорим о том, что семья – это священное. А сегодня мир образцом поведения избрал «гражданский брак», что, по сути, представляется как социально узаконенный блуд. Большинство молодых людей почему-то уверены, что если они вот так поживут, то в дальнейшем их жизнь станет гораздо лучше. Люди себя истощают, уходя из области правды в область греха, и текут по течению жизни оборванными и измятыми, как пережеванная жвачка. Иногда бывает так, что они уже и не в состоянии создать семью. И наша задача – не просто возродить семейные ценности, а всемерно их оберегать и укреплять, и воспитывать молодежь в этих ценностях.
– Что можно посоветовать людям, которые один раз обожглись, но пытаются построить свое счастье, соглашаясь на второй брак?
– Как сказал мой духовник, «первый брак от Бога, второй от людей, а третий от сатаны». Из своего опыта священнического служения замечу, что самая большая ошибка в отношениях – это спешка. Спешность и поверхностность – это роковые ошибки, совершаемые как молодыми, так и зрелыми людьми! Я вспоминаю 1990-е годы. Было огромное количество венчаний, чаще всего венчались люди, связанные незрелыми и инфантильными отношениями. И к 2000-м годам мы получили ужасающие плоды этих «треб»: до 80% (!) разводов! И это нельзя объяснить шаблонными фразами а-ля «не сошлись характерами» и т. д. Обрядоверие и поверхностное отношение к таким глубинным вещам, как Таинства, вредят людям, а особенно молодым парам. Для некоторых венчание – не Таинство, а своеобразная гарантия качества брака. А на самом деле Таинство брака является частью христианской жизни.
Пара должна смотреть на себя саму и на мир через призму правды Божией
Поэтому я хотел посоветовать молодым людям не спешить: нужно время на проверку друг друга, нужно настоящее чувство. Время – это самый лучший индикатор, ибо через время проявляются любовь, дружба, вера в человека. За время испытания люди должны почувствовать главное – что они друг без друга не могут жить. Если говорить о более яркой и счастливой составляющей любовных уз, замечу, что пара должна смотреть на себя саму и на мир через призму правды Божией и любить друг друга не только земной любовью, но прежде всего во Христе!
– Сколько времени нужно, чтобы понять, что избранный тобою человек – действительно твой?
– Господь говорит: Стучите – и отворится вам, ищите – и найдете (Мф. 7, 7). Человек должен искать, молиться, стучать к Небесам, невзирая на часы и календарь. И Господь пошлет счастье человеку удивительным образом: в храме, университете, метро, на автобусной остановке.
– Можно ли заводить отношения в большие посты, если вдруг произошла встреча и на сердце что-то отозвалось?
– Пост – время для молитвы, но ситуации бывают разные, однозначно сложно сказать… Наша духовная жизнь отражает ритм Царства Небесного. Например, строевой шаг в армии выражает гармонию и силу войска, и любой солдат, нарушающий строй, выглядит нелепо. Так и в духовной жизни: вся Церковь живет определенным ритмом. И если человек выпадает из этого ритма, то ему крайне тяжело строить свою жизнь. Настоящая любовь – без гари, что значит – без греха. Самые искренние отношения, благословенные Богом, не могут содержать в себе даже крупицы гари греховной! Смрад греха отравит все самое светлое, самое надежное расшатает. Главное – избегать греха, который может заслонить самое важное в жизни человека.
– Читая апостола Павла, часто задумываешься, как можно угодить Богу в браке, ведь не оженивыйся печется, како угодити Господу (1 Кор. 7, 32)?
– Для Царства Небесного брак и монашество – два равных пути. Церковь живет благодатной жизнью в Духе Святом и представляется нам как некая птица, имеющая два крыла – монашеский и семейный образы жизни. Если человек может вместить одиночество ради Бога, понимая всю важность и величие такой жизни, он выстраивает свою жизнь и приближается к Богу. Но и семья сегодня – основа Церкви, основа общества, основа государств. Не будет устойчивой нормальной семьи – не будет наших государств. Для семьи очень нужны нравственно чистые идеалы.
Тот, кто любит, всегда отнимает от себя и стремится дать что-то своему возлюбленному
– Дальше у апостола написано: оженивыйся печется, како угодити жене (1 Кор. 7, 32). Скажите, насколько важны конфеты и букеты в дальнейшей семейной жизни?
– Когда есть любовь, когда переполняют чувства, то эту любовь и эти чувства очень трудно куда-то запрятать. Бывает, что пара ограничена скромным бюджетом. И вот тут перед глазами предстает прекрасная история любви, описанная О’Генри в его «Дарах Волхвов». Жили Он и Она. У Него были часы без цепочки – память об отце, а у Нее – красивые волосы. И вот в день годовщины их брака Он продает часы, чтобы купить красивую заколку для Ее волос, а Она в цирюльне срезает и продает свою роскошную косу, чтобы купить цепочку для часов Любимого. Они встречаются и преподносят друг другу подарки: заколку для остриженной головы и цепочку для проданных часов. Казалось бы, подарки неуместны, они совершенно бессмысленны, но за этим кроется большая история глубочайшей любви! Любовь жертвенна. И во все времена вопрос заключался не во внешних атрибутах – конфетах, букетах и прочем. Тот, кто любит, всегда отнимает от себя и стремится дать что-то своему возлюбленному. Иногда это очень большая жертва.
– Последний вопрос касается уже строго супружеской жизни. Как бы вы прокомментировали слова апостола Павла: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 5)?
– Слова апостола Павла для христианской общины Коринфа тех времен стали зерном, которое в итоге дало плод во всей Церкви. Сегодня у нас есть желательное, но не строго категорическое правило касательно ритма интимной жизни семейной пары, если оба супруга абсолютно согласны во взглядах на духовную жизнь. В этом правиле говорится, что время поста есть время созерцания и уединения. Но оно не распространяется на такую пару, где один из супругов не принимает христианскую духовную жизнь. Можно сказать, ссылаясь на известный текст апостола, что вера жены покрывает неверие мужа, и наоборот. И из снисхождения один супруг делает шаг навстречу другому, памятуя, что любовь выше всего.
Будем памятовать о золотой середине, о царском пути, на котором нет крайностей, но есть четкая граница.
Хочу пожелать всем, кто прочтет эти строки, найти и взрастить личное счастье, создать крепкие браки и добрую жизнь во Христе. Храни вас Господь в любви и согласии!
А в какое место сей дивной птицы автор данной статьи относит людей несемейных?...
Разве наличие семьи как-то сказывается на духовности человека? Это просто одно из обстоятельств его жизни, так же как и наличие детей или их отсутствие, принадлежность к разным национальностям или выбор той или иной профессии.
Почему говорится не о двух вариантах жизни православного человека: монашестве и мирском путь, а именно о семейном образе жизни, к которому приходят не все православный христиане, живущие в миру?
Замечательные размышления батюшки пусть будут назиданием для всех нас!
Сергию Епику дальнейших творческих успехов!Стиль работы очень интересный!