Один из тупиковых вопросов – что почитать детям. Что вообще читать детям? Чтобы правильно, культурно и как положено. Желательно по возрастам. Но, может быть, уместнее такой вопрос: что почитать нам самим, что почитать нам всем вместе?
Это особенность семейного чтения и вообще семейного образования: здесь не бывает строгих возрастных рамок. Нельзя сначала почитать трехлетнему младенцу, после этого открыть книжку для пятилетнего, потом устроить блиц-урок чтения для восьмилетнего, а потом чтение для подростков. Раз читаем – то уж все вместе. И читаем, конечно же, не для детей. Читаем для себя, просто учитывая всех своих детей.
Когда чтение из любимого дела превращается исключительно в педагогический подвиг во имя ликвидации вопиющей безграмотности современных детей, то такое чтение становится мертвой повинностью… И для детей, и для несчастных родителей.
Впрочем, часто литература – это не просто вид досуга. Это настоящее образование. А если мы говорим о чтении на Страстной седмице, то мы хотим еще большего. Мы хотим, чтобы книга, которую мы почитаем вместе с детьми на ночь, была не просто интересной. Не просто «высокого литературного качества». Но еще и чтобы не отвлекала нас от тех событий, которые в эти дни переживает Церковь. Переживаем мы вместе с Церковью. А еще лучше – чтобы эта литература помогала нам прожить это непростое время Страстной седмицы.
И такая литература на свете существует. Художественная литература, прекрасная литература, которую можно и уместно читать вместе с детьми в страстные дни. Самый яркий пример тому – драма «Царь Иудейский», автор – К.Р.
К.Р.
Творчество К.Р. – это горячая, горящая вера в стихах
К.Р. – один из великих русских поэтов. Кто-то знает, что под таким скромным псевдонимом скрывался великий князь Константин Константинович Романов, президент Императорской Академии наук (1858–1915). А кто-то и не слышал имени этого поэта, которого хорошо знали образованные люди еще каких-то сто лет назад. Ведь К.Р., как и многие другие блестящие представители русской и мировой литературы, относился к задвинутым или вовсе запрещенным в безбожное лихолетье авторам. И это неспроста. Потому что творчество К.Р. не то чтобы «пронизано религиозными мотивами», это скорее горячая, горящая вера в стихах. И в каких стихах! Сами собой эти стихи превращаются в песни.
Один из наших сыновей прочитал небольшую подборку стихотворений великого князя и тут же попытался придумать музыку к одному из них. А вообще можно поискать в интернете песни на слова этого чудесного поэта.
Это его:
Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем…
Да, у К.Р. стихи как-то органично церковнославянские. И при этом легкие, понятные, ненавязчивые, тактичные. Фантастически светлые. Что большая редкость для «религиозной» литературы. Никакой слащавой приторности, никакого морализаторства. Просто дар поэта, и вместе – дар веры. Дар веры православного, церковного человека.
Драму великого князя Константина Романова «Царь Иудейский» очень хорошо читать вслух – детям и вместе с детьми – в дни Страстной седмицы. Почему?
Это произведение как раз обо всех страстных событиях. Шаг за шагом, последовательно, от Входа Господня в Иерусалим и до Воскресения Христова. Живо, красочно. И с неожиданных ракурсов.
Великий князь Константин Константинович очень интересно показывает евангельскую историю. Среди действующих лиц пьесы нет ни Христа, ни Божией Матери, ни учеников. Все евангельские события, слова Господа – все это подается в пересказе «очевидцев» и других участников событий: Иосифа Аримафейского и Никодима, членов Синедриона, Понтия Пилата, его жены, жены Иродова домоправителя, римлян, саддукеев, фарисеев… «Безмолвные» евангельские персонажи у К.Р. вовсю разговаривают, как, например, исцеленный Господом, прозревший слепец Вартимей, или Симон Киринеянин, который вместо Христа понес Его крест на Голгофу, и те самые сыновья его – Руф и Александр.
Вот о том, как апостолы «добывали» осленка для въезда Спасителя в Иерусалим, в драме рассказывает хозяин ослицы:
Руф
…дома
Я был один. Отец ушел работать, –
Послышались шаги. Глянул в окно я –
Пылит дорога. Вот, к ограде нашей
Какие-то два мужа подошли
И от ствола смоковницы тенистой
Хотят ослицу нашу отвязать.
«Что делаете вы?» – им закричал я;
Они ж спокойно молвят мне в ответ:
«Учителю нужна ослица ваша».
Я посмотрел: от Вифании шел
С толпой учеников Своих Учитель.
Усердно мы – отец, брат Александр
И я – чтим Иисуса. И охотно
Я уступил отцовскую ослицу.
Автор благоговеет перед евангельскими событиями – и потому в пьесе нет таких персонажей, как «Иисус» или «Божия Матерь»
К.Р. не вкладывает в уста Спасителя свои собственные слова, не рискует приписать Христу свои фантазии. То, что в пьесе нет таких ролей, как «Иисус» или «Божия Матерь», показывает, по-моему, самое тактичное благоговение автора перед событиями, которые он взялся описывать.
Зато все свои творческие силы великий князь Константин Константинович отдает «второстепенным» евангельским персонажам. И эти персонажи уже вполне открыто и вольно излагают все «свои» мысли по поводу происходящего.
А это бывают очень интересные мысли. Это взгляд на происходящее с самых разных сторон, с самых разных позиций.
Во-первых, это искренне верующие иудеи. Причем они и веруют Христу, и сомневаются. Но, как люди верующие и при этом весьма сведущие в Писании, осмысляют пришествие Христа, Его страдания и смерть с точки зрения ветхозаветных пророчеств. И К.Р. приводит эти пророчества.
Во-вторых, это ненавистники Христа, фарисеи и саддукеи.
В-третьих, это римляне, люди великой и при этом умирающей, разлагающейся культуры. И кто-то из них равнодушен к происходящему. А кто-то начинает веровать Христу.
И еще есть простые люди. «Селяне» и женщины, которые просто, «чистым сердцем» принимают Господа и идут за Ним.
Попутно К.Р. успевает показать и «быт» и «нравы» эпохи, и политические интриги как римлян, так и иудеев. И, конечно, рассказывает о жизни Христа с самого Его рождения.
Как читать?
Можно каждый день прочитывать небольшой отрывок. Например, такой вариант.
Вечером в Вербное воскресенье начать читать драму. Начать с первого действия, читать с первого до седьмого явления. Это собственно про вход Господень в Иерусалим.
Вечером в Великий понедельник продолжаем читать первое действие – с седьмого до десятого явления. Здесь продолжается описание событий «царского» появления Спасителя в городе, изгнание торгующих из храма. А также описан заговор иудеев против Христа.
Вечером в Великий вторник – первое действие с десятого явления и до конца: идет развитие событий.
Вечером в Великую среду – второе действие до двенадцатого явления. Это про то время, когда Иисус был схвачен в Гефсиманском саду.
В Великий четверг – второе действие, с двенадцатого явления и до начала третьего действия. Это суд Пилата.
В Великую пятницу – все третье действие: распятие.
В Благословенную субботу – четвертое действие до двенадцатого явления: Иосиф, Никодим и другие говорят о погребении Христа. Но о Воскресении еще неизвестно.
В воскресенье, на Пасху – четвертое действие с двенадцатого явления и до конца: известие о воскресении Христа.
Конечно, это всего лишь мой план. Причем он не всегда срабатывает даже у меня самой. Ведь запросто может произойти такая обычная вещь: дел было слишком много, стройный распорядок дня был нарушен из-за каких-нибудь забытых ключей, неподнявшегося теста, перенесенного занятия по сольфеджио. Пришлось экстренно куда-то ехать, дети заболели, у самой сил нет… И вот уже ложимся спать слишком поздно. И вот уже ни о каком чтении на ночь не может быть и речи. Что тогда?
А ничего. Пропустили – и пропустили, не самое важное в жизни. И драма «Царь Иудейский» тем хороша, что ее можно начать или продолжить читать практически с любого действия. Тем более если опускать «личные» реплики героев. Ведь если мы говорим о православной семье, то дети должны представлять себе контекст и сюжет тех событий, которые описывает К.Р.
Вот, например, выдергиваю из середины:
Центурион
Что здесь за шум?
Саддукей
Мы, воин благородный,
Здесь справиться не можем с низкой чернью:
Она царем провозгласить готова
Бродягу, нищего из Назарета;
А мы – мы чтим единого царя!..
1-й фарисей
И вашего, и нашего владыку…
2-й
Да здравствует Тиверий!
3-й
Много лет,
И слава кесарю.
Вартимей (в сторону)
У, лицемеры!
1-й из народа (так же)
Приспешники!
2-й
Продать народ готовы
Они, дрожа за собственную шкуру.
(Ропот толпы.)
Центурион
Не страшен кесарю и не опасен
Безвредный галилейский проповедник.
Здесь что ни день – усобья и раздор.
(Фарисеям)
Не сами ли затеяли вы ссору,
Толпу хулой Пророка раздразнив?
Ступайте лучше по домам.
(Саддукей и фарисеи спешно уходят в город)
Понятно же, о чем речь, правда? Конечно, перед чтением нужно все равно обозначить героев и в двух словах сказать детям, кто есть кто. А дальше все будет ясно. Кстати, в первые годы, когда мы читали детям эту драму, мы читали именно так, кусками. И все было понятно. А если нет – всегда можно остановиться и объяснить детям, что к чему.
Формы чтения
1. Читает папа или мама.
Самый простой вариант чтения – это когда папа или мама читают текст подряд, просто обозначая имена героев, подающих реплики: Иосиф, Иоанна, Префект…
Этот вариант чтения не требует никаких особенных усилий. Самое удобное и органичное время – это в первую очередь чтение на ночь. После общей молитвы, когда укладываем детей спать. В детской спальне. И к тому же эта форма чтения самая «усыпляющая»: старшие дети будут слушать (если, конечно, дети и родители живут в едином ритме, в едином, так сказать, «душевном» пространстве), а малыши от родительского речитатива запросто могут уснуть. Чему мы только рады.
2. Читаем по ролям.
Вот это уже интереснее. Но, конечно, требует определенной организации.
Если чтение по ролям не входит в обычную практику жизни семьи, то детей стоит подготовить заранее. Например, мы начнем читать эту драму на Вербное воскресенье. Но прежде скажем детям пару слов: что такое вообще пьеса, что здесь есть герои и их реплики, действия, сцены. Предупреждаем: я буду вам читать эту пьесу всю эту неделю. А в субботу мы почитаем по ролям. Объясняем, конечно, что такое это «по ролям». Можно предложить детям: пока я буду читать, выбирайте, какую роль вы хотите взять себе. Дети будут во время слушания выбирать «своего» героя – и это сделает их еще более внимательными.
В общем, получается так: папа или мама всю неделю читают сами вслух пьесу, просто подряд. А в субботу, когда все уже готово к празднику и мы можем найти сорок минут на такое действо, как раз попробуем вместе с детьми почитать эту драму по ролям.
Раздадим каждому ребенку по экземпляру книги и будем просто читать по очереди.
Никакой особой подготовки, тем более никаких репетиций – мы просто сами для себя читаем вслух
Никакой особой подготовки, тем более никаких репетиций: мы же не на сцене выступаем, мы просто сами для себя читаем вслух. Это не дополнительное напряжение, а всего лишь измененная форма обычного чтения в семье.
Единственное, о чем придется позаботиться, это чтобы у всех в руках был текст. «Каждому по экземпляру» – это в наши времена тоже не проблема. Так, у нас дома только одна бумажная книга с этим произведением. И во время чтения по ролям можно поступить так: на всех имеющихся планшетах и ноутбуках открываем эту драму, читаем онлайн. Можно заранее скачать, чтобы точно все было готово. У нас планшетов и ноутбуков на всех не хватает. И для детей помладше мы просто распечатываем текст. Даже не всю пьесу, а только те действия, которые планируем прочитать по ролям. Все это раздаем. Садимся – обычно на кровати. Хотя в каком-то идеальном варианте это, наверное, кресла, диван около печки в большой комнате… Печка у нас есть, но с креслами пока проблема. Но это уже второстепенное. Главное – садимся, на что есть, как привыкли, как удобно. И читаем. Малыши, конечно, просто слушают. И даже не особо слушают – больше занимаются где-то вокруг своими детскими делами.
В таком чтении по ролям могут участвовать дети с того возраста, в котором они уже свободно читают. То есть с 7–8 лет. И чтобы это чтение состоялось, конечно, хорошо бы, чтобы в нем участвовали несколько «чтецов».
Одну роль берет себе папа. Наш папа выбирает Иосифа или Никодима. Когда папа участвует в таком мероприятии, это действо приобретает статус «взрослого», «авторитетного» и, конечно, «общего». Папино участие – это вообще, по-моему, львиная доля эффекта.
Мама обычно берет у нас, что осталось после того, как папа и дети разберут себе свои роли. И маме достается несколько ролей.
Когда в семье несколько активно читающих детей, то получается уже достаточно живо и интересно. В нашей семье чтение по ролям стало получаться, когда у нас появилось двое детей, способных читать не спотыкаясь и с выражением. И с удовольствием, конечно. Теперь потихоньку осваиваем процесс, год за годом.
Может быть, можно было бы и поставить сценку. Может быть, всю пьесу сыграть. Но мы пока даже задачу такую не ставим. Хотя бы прочитать…
Особенно чудесным получается конец. Этот финал драмы великого князя Константина Константиновича Романова многие знают под видом отдельного стихотворения. И наши дети, как и другие, конечно, учат или в свое время учили его наизусть. И поэтому читают почти хором последнюю реплику пьесы – слова Иосифа Аримафейского.
Иосиф (один на вершине скалы)
Тебе, Воскресшему, благодаренье!
Минула ночь, и новая заря
Да знаменует миру обновленье,
В сердцах людей любовию горя.
Хвалите Господа с небес
И пойте непрестанно:
Исполнен мир Его чудес
И славы несказанной.
Хвалите сонм бесплотных сил
И ангельские лики:
Из мрака скорбного могил
Свет воссиял великий.
Хвалите Господа с небес,
Холмы, утесы, горы!
Осанна! Смерти страх исчез,
Светлеют наши взоры.
Хвалите Бога, моря даль
И океан безбрежный!
Да смолкнут всякая печаль
И ропот безнадежный!
Хвалите Господа с небес
И славьте, человеки!
Воскрес Христос! Христос воскрес!
И смерть попрал на веки!
И просто, и ясно, и пасхально! И всего-то жалких полчаса – сорок минут на это тратим. Это если частями читать, конечно.
И сколько всего хорошего из этого чтения получается!
Таким чтением мы создаем в семье определенное культурное пространство, которое само будет воспитывать наших детей
Хорошее по порядку.
- Во-первых, знаменитое, пресловутое, то самое: «родители читают детям вслух книжки». Но это только поверхность айсберга.
- Во-вторых, мы не просто что-то там читаем. Мы все вместе знакомимся с великой и незаслуженно забытой русской литературой.
- Во время Страстной седмицы мы, конечно, обязательно в первую очередь стараемся участвовать в церковных богослужениях, объясняем детям значение каждого дня Страстной седмицы, читаем Евангелие. Стараемся жить событиями, которыми живет Церковь. А чтение драмы К.Р. продолжает, закрепляет воспринятое в течение дня. И это относится к «в-третьих».
- А в-четвертых, получается так, что мы читаем некий литературный текст, и не просто понимаем, о чем в нем говорится, не просто глубоко погружаемся в контекст литературного произведения. Уникальный момент: мы действительно входим в культуру, в содержание этой литературы. То же самое происходит, и когда мы постом с детьми читаем стихотворения Пушкина «Отцы пустынники» и «Когда великое свершалось торжество» и другие подобные тексты.
- Все у нас «образованные», все у нас «знают Пушкина». Но когда мы живем той же самой культурой, той же самой Церковью, которой жил автор литературного шедевра, – именно тогда мы действительно понимаем это произведение. Читать Пушкина и не знать православную жизнь – это все равно что читать его в кратком пересказе. А в случае с драмой «Царь Иудейский» мы максимально полно входим в контекст произведения. Мало того: текст пьесы написан автором на Страстной седмице и потом в пасхальные дни. А мы читаем этот текст в те же самые дни.
- А еще есть «в-пятых». После тяжелого, напряженного дня (а дни Страстной седмицы все такие) мы собираемся вместе, всей семьей не только для «строгого» события, но и для общего отдыха. Мы слушаем вместе, читаем вместе. Да еще если с папой!.. Это очень дорогого стоит. Это соединяет нашу семью в единое целое. Конечно, отнюдь не только это – ведь мы и в храме вместе, и на домашней молитве вместе, и за столом вместе. Но здесь и досуг – тоже общий, тоже вместе.
- А еще и «в-шестых» можно добавить. Ведь получается, что младшие дети слушают. И даже если многого не понимают, даже если в пол-уха слушают – в эти моменты мы ни много ни мало как формируем их сознание. Культуру чтения, культуру общей встречи с книгой. Мы делаем все это для детей обычным, естественным. И вообще (похоже, это отдельное «в-седьмых») мы попросту создаем в своей семье определенное культурное и образовательное пространство. Которое само собой будет воспитывать наших детей определенным образом.
И все это разом.
Анна, если Вы читаете коментарии, не могли бы Вы сделать статью про то, как Вы обясняете детям смысл Литургии и Всенощной. Обясняете ли Вы что-то заранее, или во время службы, или после. Спасибо.