Подобно тому как весною все естество животных, птиц и деревьев снимает с себя старый покров и облекается в новое прекрасное одеяние, так, и мы должны в эти святые дни очистить себя от грязного рубища нашей души постом, молитвою, покаянием и облечься в чистые одежды нашей души, благоприятные Господу.
Если мы будем приходить в храм на молитву не с примиренным сердцем, то тогда мы услышим от Господа: «Когда стоите на молитве, отпускайте от всего сердца вашего, если что имеете на кого» (см.: Мк. 11:25). Иначе, что пользы от молитвы, когда теми же устами, которыми прославляем Господа, проклинаем своего брата, когда называем Бога своим Отцом, а ближних своих, которых Отец Небесный назвал Своими чадами, злословим, ненавидим и смущаем злопамятством.
Вместе с молитвою надо соединять и труд очищения своей совести в таинстве покаяния, чем также подается благодать Божия, укрепляющая наши духовные силы, читать духовные книги и жить по заповедям Божиим – все это наилучшим способом будет предохранять от губительного духа уныния.
Как известно, на земле люди в силу взаимной любви друг за друга молятся, и к такой молитве Господь во время Своей земной жизни относился милостивно, даже веру одних людей Он вменял другим и через то исцелял.
Наши молитвы к угодникам Божиим не только служат чествованием их, но и нам оказывают величайшую пользу. Правда, что мы могли бы обращаться со своими молитвами непосредственно к Богу. Но Господь внушает нам обязанность обращаться с молитвою к Его святым, тем самым научает нас смирению и неотступности в молитве.
Из-за нашей греховности, из-за того, что наша молитва к Богу бывает не такою, какою она должна быть (расслабленная, бездушная, холодная молитва могла бы только оскорбить Господа), мы обращаемся не прямо к Богу, а к Его святым, чтобы они вознесли за нас молитвы ко Господу и по их молитвам Он помиловал бы нас, грешных.
Без исполнения нравственного закона и молитва наша окажется неугодной Богу, она будет бездушной, неприемлемой Богом.
Итак, возлюбленные братия и сестры, в оставшееся до Святой Пасхи великопостное время не поленимся совершать спасительный подвиг воздержания, поста и молитвы и постараемся усугубить подвиг покаяния с чистосердечным желанием нравственного очищения с тем намерением, чтобы достигнуть вечного спасения и вечной славы с воскресшим Христом, Спасителем нашим.
Источник: Архимандрит Кирилл Павлов. Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003