Когда мы, маленькие, обычные люди, начинаем размышлять о мире, о жизни и о себе самих, то иногда нам становится себя жаль.
Вся наша жизнь проходит в мелких событиях и мелких делах, которые в общем течении жизни даже и не заметны. Проживем мы свой век и оставим неприметный след только в самом узком кругу, в котором общались. Однажды мы погаснем для этого мира, не оставив ему ничего значительного и вечного. Люди, знавшие нас, будут нас вспоминать еще какое-то время за наше добро или зло, но вот и они нас понемногу забудут. Когда пройдет лет двадцать после нашей кончины, вряд ли кто-нибудь на этой земле вообще уже будет помнить о нас.
Правда в том, что мы маленькие люди и наши дела неприметны для мира, но и Бог не мерит все дела теми мерками, какими их меряем мы, люди. Ибо и за нас, неизвестных, умер Христос, и Он назвал нас братьями Своими меньшими, и нам по нашим силам дал заповедь – чтобы мы были Ему верны в малом (Лук. 16, 10). Пока ходил по земле, Он именно малым и незнатным оказывал огромную любовь. Незнатными в глазах мира были те, кого Он избрал своими учениками, незнатные женщины помогали Ему и сопровождали Его, незнатными были друзья, в дома которых он входил. Он не побрезговал говорить о самых возвышенных вещах с простой женщиной, с которой встретился у колодца Иаковлева, не побрезговал войти в дом малого мытаря Закхея, не оттолкнул презренную грешницу, омывшую ему ноги в доме Симона Прокаженного.
Ко всем этим бедным и униженным Он относился с таким же уважением, с каким и к «величайшему среди рожденных женами» – святому Иоанну Крестителю. Ибо для Него все – сыновья и дочери небесного Отца, все для него одинаково дороги, все – его младшие братья.
Поэтому мы не должны сожалеть о том, что, возможно, не сможем принести миру великих свершений и что, возможно, нас люди не смогут вспомнить по чему-либо особенному. Для Бога довольно того, что мы будем верны Ему в малом: в преданном исполнении ежедневных дел, в ревностном выполнении мелких обязанностей, которые Бог возлагает на нас и которые мы взяли на себя.
Ибо зачем мечтать о великих и постоянно пренебрегать маленькими делами, которые нам Бог ежедневно посылает для исполнения: кому-то помочь, кого-то утешить, проявить по отношению к людям, с которыми мы встречаемся в жизни, знаки доброй воли и любви? И зачем мечтать о любви к целому миру, а не выносить и тех нескольких человек из своего ближайшего окружения и тем паче иметь какого-нибудь соседа или соседку, родственника или родственницу, с которыми мы не разговариваем?
Будем верными Богу в малом и не будем ждать от жизни каких-то особых триумфов. Все, сделанное по доброй воле и от чистого сердца, Бог принимает как величайший дар, даже если это и что-нибудь самое незначительное в очах людей.
В Евангелии мы встречаем трогательную сцену, когда Спаситель стоял перед Иерусалимским храмом и смотрел, как люди оставляют жертвы. Подошла и одна бедная вдовица и со стыдом опустила в сокровищницу свои две лепты. Что для людей значили эти две монетки?! Но в очах Спасителя это была великая, самая большая жертва, потому что она принесена была от всего сердца.
Не меряет Бог дела по внешнему величию, но по внутреннему содержанию. Поэтому Апостол и советует: «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3, 23). А, служа окружающим людям, мы на самом деле служим Господу.
Не меряет Бог дела по внешнему величию, но по внутреннему содержанию
У Льва Толстого есть потрясающая история об иеромонахе Сергии, подвизавшемся в одном скиту, но которому Бог в качестве примера ставил одну пожилую госпожу, которая, бедно одетая, целыми днями бегала по городу, давала уроки и таким образом содержала больного зятя и дочь с многочисленными детьми. Она делала это и не задумываясь над тем, что этим действительно служит Богу и что верна Ему в малом.
Жития святых полны таких малых Божиих тружеников. И первый по времени христианский святой – святой архидиакон Стефан – не занимал какого-то высокого положения ни в мире, ни в Церкви. Дьяконский чин и сегодня не является каким-то высоким, а в его время он был и еще ниже. В христианской общине Иерусалима, где он служил как диакон, все верующие имели общие трапезы, и диаконское служение действительно состояло в служении при трапезе. По словам святого апостола Павла, эта работа была самого низшего ранга и не приличила апостолам. Но святой Стефан и на этом незнатном послушании умел быть верным Богу, «был исполнен веры и Духа Святого», как написано в Деяниях апостольских, и Бог избрал его своим первым святым и мучеником.
Во всяком деле, стало быть, можно послужить Богу, только если оно делается из любви и по доброй воле. Бог видит каждый, пусть самый маленький, труд; каждую, пусть самую тайную, молитву; каждую, пусть самую сокровенную, добрую мысль и каждое доброе намерение. Для Него важно все то, что служит добру, что служит любви, что служит человеку: и работа в канцелярии, и работа в школе, и работа на фабрике, и поход на рынок, и ожидание в очереди, и исполнение мелких домашних дел.
Бог присутствует не только там, где совершаются великие дела, которые останутся в истории, но и там, где мать поднимает на руках свое дитя, где человек с трудом честно зарабатывает хлеб для своей семьи; Бог там, где человек любит, где человек идет на жертву ради другого, где человек радуется человеку.
Один вдохновенный индийский поэт написал, что «под мелодию Божией свирели танцует и трепещет все одинаково: от планеты до атома».
Всюду Он, и все для Него одинаково важно.
Так будем Ему верны в малом; в ежедневных делах, из которых соткана наша жизнь, осознавая, что таким преданным, пусть даже малейшим, трудом и всякой жертвой мы участвуем в его великом деле и служим ему, Величайшему и Высочайшему.
И да будет на нас безграничная милость его, чтобы через нас малых прославлялось святое и великое Имя Его! Аминь.
И еще самое главное, это то, что Господь с нами все 24 часа в сутки и ни разу Он никому не скажет:"Ой! Я сейчас занят." Или "У меня все 5 минут, чтобы выслушать тебя".
В этом Его любовь к нам грешным. Какими бы самыми грешными мы не были.