Православный календарьПравославный календарь
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.

Пост — не обуза, а освобождение

Начался Великий пост. У многих новость о великопостном периоде вызывает разные мысли и чувства, но в целом эти человеческие реакции можно разделить на два типа.

    

Одни относятся к Великому посту с уважением и даже в какой-то мере с восхищением, но сами не постятся, оправдываясь своей неготовностью, немощностью и внешними обстоятельствами. Мол, не поймут и не поддержат родственники, коллеги на работе. Да и привык я каждое утро завтракать бутербродом с колбасой, а как иначе — пока представить сложно.

Другие, не понимая смысла поста, воспринимают его как тяжелую обузу, которую в лучшем случае надо просто пережить, благо сегодня у нас и майонез есть постный, и креветки с мидиями в супермаркете, или, в худшем случае, просто не принимать во внимание, считая, что пост — это чистейшее мракобесие для религиозных фанатиков. Если Бог есть — то какая Ему разница, что я ем: бифштекс или картошку в мундире? А для полного успокоения совести можно еще и словами преподобного старца Амвросия Оптинского прикрыться: «За еду никто не будет в аду».

Однако все это происходит из-за неправильного понимания смысла Великого поста.

Посты придумали не «попы» и церковники, а Сам Спаситель

Во-первых, сам Господь Иисус Христос, перед тем как выйти на проповедь к израильскому народу, сорок дней постился в пустыне. Так что уже можно с уверенностью сказать, что посты придумали не «попы» и церковники, а Сам Спаситель, который Своим личным примером показал важность и пользу воздержания.

Во-вторых, пост не является целью духовной жизни, а есть вспомогательное средство для освобождения души от страсти. Цель поста — не научить христианина жить без мяса и молока, а указать исконное место этих продуктов в жизни человека. Грех заключается не в том, что человек не постится, а в том, что им управляет его желудок и гортань, которые не могут поставить на одни весы овсяную кашу и копченую курочку. Грех в том, что человек служит не Христу, а своему чреву.

В-третьих, даже те, кто решается поститься, не всегда правильно воспринимают пост. В сознании постящегося человека зачастую преобладает представление о посте как о долге или жертве Богу, а не как средстве освобождения и сближения со Христом. Несмотря на то, что в православном святоотеческом учении есть сравнение Великого поста с некой десятиной, которую каждый человек отдает Богу от прожитых 365 дней года, все-таки основная функция поста — освободить человека.

Основная функция поста — освободить человека

Вступая в период Великого поста, христианин должен радоваться тому, что теперь он будет меньше думать о еде. О том, как ее приготовить, так как постные блюда должны быть максимально простыми, о том, как разбирать и мыть груду грязной посуды, которой во время поста должно стать на порядок меньше, о том, где достать деньги на покупку постепенно дорожающего мяса и молочных продуктов. Постящийся человек вообще должен в два раза реже посещать супермаркеты и продуктовые магазины. Если вы поститесь и каждый день озабоченным взглядом осматриваете полки супермаркета с мыслью: «Что же сегодня мне приготовить?», то ваш пост бессмыслен или крайне малоэффективен. Это подобно тому, как если бы вы уехали в отпуск отдыхать у морского берега и вместо того, чтобы плескаться в воде и загорать на солнце, продолжали работать, сидя в номере своей гостиницы.

В-четвертых, чтобы пост не был просто диетой, постящийся человек должен обязательно больше времени отдавать молитве. Богослужения Великопостного периода просто располагают к этому. Они пронизаны призывами и размышлениями о покаянии, борьбе с греховными страстями и милосердии Бога к человеку. На первой неделе Великого поста читается удивительный по своей красоте и глубине канон преподобного Андрея Критского, который настраивает молящегося на особый покаянный лад. Литургия Преждеосвященных Даров позволяет христианину почувствовать сердцем человеколюбие и великое милосердие Христа к человеку, измученному и истощенному грехами и суетой. Все это неотъемлемая часть поста, без которой Великопостный период становится бессмысленной и неподъемной ношей.

Однако многие могут весьма справедливо отметить, что имеют большой дефицит свободного времени. Они постоянно заняты на работе, а оставшуюся часть времени отдают семье и отдыху перед очередной рабочей сменой.

Данную проблему можно решить с помощью информационного поста. По статистике, средний житель нашего Отечества каждый день проводит в интернете около трех часов. А если к этому еще прибавить просмотр телепередач и чтение прессы, то получится, что треть своего дня человек тратит на информационные потоки, которые воспринимает как средство отдыха, что весьма спорно. Так как, ежедневно наполняя свою память и сознание информацией, которая чаще всего его лично не касается, человек еще сильнее нагружает свой эмоциональный, психический и духовный фон.

Если же на период Великого поста постящийся человек хотя бы вдвое сократит свое пребывание в информационном потоке, то заметит, что у него есть еще немало свободного времени, которое можно использовать для молитвы. И после рабочего дня такой человек будет спешить не к экрану телевизора, что бы посмотреть очередную серию топового сериала или послушать бесконечные и бессмысленные споры и гадания политологов и экспертов о завтрашнем дне, а с сердечным трепетом пойдет в храм, что бы поговорить с Богом о своих проблемах и своей душе.

Таким образом, Великий пост станет действительно не тяжелой обузой, которую можно или пережить, скрепя сердце и стиснув зубы, или просто проигнорировать, как глупость недалеких религиозных фанатиков, а будет тем заветным ключом, который сможет открыть коробку суеты и греховных привязанностей, в которую запакованы современные люди. Чтобы радоваться Воскресшему Христу, мы сами должны воскреснуть.  

Рейтинг: 9.8 Голосов: 1751 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарии
Екатерина13 марта 2017, 13:51
Ну вот как, скажите, информационно голодать и сокращать время на Интернет?! Да я же именно посредством вашего сайта да Фомы хоть в чем-то разбираться стала! Сколько статей хороших каждый день про Жития святых, про смысл многих действий в Церкви узнала! Разве от батюшки это узнаешь? До службы он занят, после службы - толпа бабушек его осаждает, да и уезжает сразу по делам. С работы идешь - уже служба в храме к концу идет, батюшка домой спешит, да и служители должны быстро все прибрать и по домам их тоже ждут.
Вот я и зависаю у вас да на Фоме, ну еще на ПравМир иногда забредаю. Считаю, что в пост такой Интернет не повредит, а даже наоборот - он душеполезен.
6 марта 2017, 12:29
Наталия, мы грешим, когда мы живем для для того, чтобы есть, а не едим для для того чтоб жить
Геннадий 6 марта 2017, 12:21
Еще можно добавить, что Иисус сказал, что для борьбы с ничестыми нужен именно пост и молитва
Винни Пух 5 марта 2017, 20:17
Михаил 3 марта 2017, 12:00
"Спаси Господи! Взбодрили! Действительно, мы освобождаемся с Божьей помощью! Особенно актуально про информационный пост." Ага. И в инете Вы в пост именно это и искали?
Елена 5 марта 2017, 18:12
Пост - не диета! Об этом уже много было сказано. И очень хорошо ещё раз напомнить людям, что воздержание от лишней информации гораздо важнее. Пост в еде лишь помогает лучше чувствовать молитву и свои мысли. Без поста духовного (чтения Евангелия, молитвы, посещения храма, отказа от лишней информации - ТВ, интернета, пустых разговоров) он не имеет смысла.
Кто не пробовал - пробуйте и убедитесь сами. Изменять себя трудно, но необходимо!
кому "обуза", а кому "освобождение" 5 марта 2017, 12:35
Если набить брюхо до отвала до 23:59 перед причастием, это считается грехом или нет? Если вынужден носиться, как с писанной торбой, с "постящейся" просто потому, что она видите ли "постится" - это правильно?
Иоанна_ 3 марта 2017, 15:59
Всеволод, чем больше ешь, тем больше хочется; а чем меньше ешь, тем меньше хочется. Если потрУдитесь и попоститесь как следует, то через несколько дней сами увидите, что аппетит уходит. Но важно не просто перейти на постную пищу, а именно МЕНЬШЕ есть и пить. А вообще пост открывает нам глаза на то, насколько искажено наше представление о норме. Насколько вообще больше мы едим, наверное, раз в 10 больше, чем нам ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НАДО.
Михаил 3 марта 2017, 12:57
Спаси Господи! Взбодрили!
Действительно, мы освобождаемся с Божьей помощью!
Особенно актуально про информационный пост.
раба Божия лариса 3 марта 2017, 09:29
Спасибо за мудрые слова. Храни вас, Господь.
Семен 3 марта 2017, 08:55
Простите, батюшка, то есть креветки мидии осьминоги и прочее морские гады позволены в Пост?
Михайлова Татьяна 3 марта 2017, 06:23
Очень мне понравилось слово освобождение и оно даже выделено,как это прекрасно освободиться и не быть рабом хотя бы одной страсти,а чревоугодие-это большой грех,хотя больших и маленьких грехов не бывает,какая радость и ликование бывает в сердце,когда освобождаешься хотя бы от одного греха и пост я уверена в этом помогает!
раба Божия Тамара 3 марта 2017, 00:09
Спасибо за ясную и краткую статью -все так просто изложено, что последние сомнения развеялись. Спаси нас, Господи!!!
Елена 2 марта 2017, 22:25
Очень познавательная и полезная статья
Елена 2 марта 2017, 22:22
Отлично! Огромное Вам спасибо!!!
Елена 2 марта 2017, 19:53
Как именно вот этой расшифровки мне не хватало. Спасибо батюшке за такие нужные мысли в начале поста.
Тарас Навроцький 2 марта 2017, 17:34
Кратко и по сути. Большое спасибо!
Наталия 2 марта 2017, 17:27
Извините, не очень поняла вот эту фразу: "Грех в том, что человек служит не Христу, а своему чреву".
То есть, в "обычные" дни, когда мы не постимся, мы грешим, служа своему чреву?
Марина 2 марта 2017, 17:02
Замечательное предложение! В Великий пост необходимо ограничивать свой разум и душу от СМИ и интернета. Спаси, Господи!
Всеволод Бойко 2 марта 2017, 16:43
Понятно, что мысли о еде должны свестись к минимуму в пост, но как? В статье говорится о гастрономическом посте, как о средстве подготовить себя для общения с Творцом, согласен, но ведь тому, кто привык в перерывах межу постами питаться разнообразной мясной пищей, тяжело одновременно осуществить переход на постную пищу и не думать о том, что приготовить сегодня. Как совместить это?
Павел З. 2 марта 2017, 16:12
Спаси Господи, батюшка! Вы очень вовремя напомнили мне о том, что пост - не столько жертва, сколько освобождение. Я до сих пор неправильно понимал Великий пост только как повинность, как жертву.
Борис 2 марта 2017, 14:51
Родные мои. Православные.
Давайте вообще не говорить о еде и диетах. Давайте о том, как узреть Бога в жизни.
Я вот, по известным медицине причинам, не могу не есть скоромное. Но, мои мысли к Богу или о Боге.
Молитва и покаяние во всём моём существовании на этой земле.
Моя молитва Богом слышится, я это вижу в делах своих мирских, земных.
Но, сатана умён и хитёр.
Все передачи по ТВ, все СМИ говорят только о диетах и что можно кушать ...
А я знаю точно одно правило, кем сказано оно, я не выяснял, но верю, это верно и от Бога.
Людей не ешьте. Пост время очищения своего судна от ракушек, что налипли во время плавания по морям суеты. Пост время очищения внутренней накипи в душе.
Храни Вас БОГ!
Ольга Булгакова 2 марта 2017, 14:40
Батюшка очень точно объяснил смысл поста.на свои вопросы я получила ответы.Спаси Господи.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×