Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог
явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от
создания мира через рассматривание творений видимы.
(Рим. 1: 19–20)
Бурный расцвет науки за последние несколько веков, несмотря на то, что сами ученые в большинстве являлись людьми, верующими в Бога, был использован для борьбы с религией, для пропаганды атеизма. Прошло некоторое время, и науке уже не приписываются претензии на абсолютное обладание истиной. Сами научные открытия постоянно меняются, что утверждалось наукой раньше, потом ставилось под сомнение или опровергалось следующими открытиями науки (например теория теплорода).
Рассмотрим мир как огромный, постоянно движущийся организм: «Молекулы и атомы окружающих нас веществ постоянно пребывают в состоянии беспорядочного движения, непрерывно сталкиваясь друг с другом. В природе нет и не может существовать никаких тел, даже размера ядерных частиц, которые не находились бы в непрерывном движении, зависящем от температуры»[1]. Мелкие частицы вещества находятся в постоянном хаотическом движении, названном по имени английского ботаника броуновским: «это беспорядочное движение частиц вещества, взвешенных в жидкости или в газе, происходящее под влиянием соударений этих частиц с молекулами окружающей среды»[2].
Движение, согласно определению преподобного Иоанна Дамаскина, это рождение и уничтожение, увеличение и уменьшение, перемены относительно качества, так и движение с места на место, перемещение одних материальных объектов относительно других. «Движение составляет сущность материи» (святитель Лука Крымский)[3].
Действительно, в этом мире все находится в движении, все подвержено переменам. От микромира (элементарных частиц) до Вселенной (планет и созвездий) все постоянно движется: электроны непрестанно движутся вокруг атомного ядра (например, за стомиллионную долю секунды электрон (или частица-дублер) совершает вокруг ядра миллионы миллионов оборотов[4]), происходит броуновское движение молекул в жидкостях и газах; перемещаются материки на Земном шаре; возможно, несутся с огромными скоростями звезды и целые галактики в космосе и т.д. Происходит круговорот веществ в природе Земли: например, круговорот воды, углерода, азота и др.; живые организмы извлекают из окружающей природы минеральные вещества, после смерти организмов эти вещества возвращаются в окружающую среду. В результате циркуляции веществ между окружающей средой и живыми организмами образуется большой геологический круговорот – глобальное путешествие химических элементов внутри планеты. Так живые организмы преобразуют минеральные оболочки планеты.
В материальном мире не находится ничего постоянного. Меняются общества, возникают и уничтожаются государства, умирают люди и рождаются новые, камни под воздействием солнца, воды и ветра превращаются в песок.
Сами химические элементы Периодической системы Д.И. Менделеева не есть нечто постоянное, возможно их взаимное превращение друг в друга: это реакции ядерного деления и ядерного синтеза.
Все материальное не имеет покоя, нет ничего в материальном мире, что бы не двигалось. Просто что-то движется быстрее, и мы это легко замечаем, а что-то движется намного медленнее или намного быстрее и требует специальных приборов для фиксирования внутреннего или внешнего движения.
Все движущееся и изменяющееся в своем движении должно от чего-то отталкиваться. Пояснение этого утверждения можно видеть на примере движения мячика (конечно, лишь немного похожем): чтобы мячик катился по столу, я должен его толкнуть или катить; чтобы мячик полетел, я должен его бросить. Это «нечто», от чего оттолкнулась ранее в своем движении материя, но, точнее, поскольку она постоянно разнообразно движется, то и постоянно отталкивается… так вот, это «нечто» должно быть неподвижно; а так как материя изменчива – то неизменяемо, а значит – и не материально; следовательно, не должно подчиняться ни пространству, ни времени, то есть вечно. Все это есть свойства Божественной природы. Это «нечто», проявление Которого мы наблюдаем в окружающем нас мире, согласно православному вероучению, и есть Бог вне Своей сущности.
Бог – источник движения Вселенной.
В материальном мире нет ничего не движущегося, и это движение подчинено разумным законам
Более того, движение материи не хаотично или случайно. Оно упорядочено и совершается по строго определенным законам. Например, закон всемирного тяготения описывает движение планет, квантовая физика объясняет движение ядерных частиц. Это случайное и хаотическое, каким оно нам представляется, движение частей материального мира в конечном результате оказывается движением, подчиненным разумным законам, в котором движение частей удивительно согласовано.
Наиболее выразительно проявление разума в устройстве и существовании живой природы.
Вырастают семена, в определенное время, благоприятное для размножения, семена разносятся. Зимой дерево сбрасывает листву, летом опять появляются листья, цветы привлекают насекомых для опыления. Несомненно, что целесообразность прослеживается во всех этих периодических изменениях. Интересно, чем же деревья думают, как им поступать? Конечно же, разума у них никакого нет, но законы, по которым они существуют, ясно свидетельствуют, что источник или изобретатель этих законов, несомненно, разумен.
«Удивительны инстинктивные движения вьющихся растений. Растение сперва вытягивается в высоту, потом нагибает свой стебель горизонтально и описывает круг, отыскивая себе опору. Чем длиннее вырастает стебель, тем больше становится круг, то есть растение, не находя себе опоры, ищет ее дальше. Наконец стебель не выдерживает своей собственной тяжести, падает на землю и ползет по ней, ища новой опоры, но и в этом случае оно руководствуется выбором: повилика не вьется около неорганических или мертвых органических опор, но только около живых растений, к которым она жадно прилепляется, ибо ее корни, находящиеся в земле, быстро умирают, и она лишается пищи, которую потом высасывает посредством сосочков из обвитого растения. Удивительно целесообразны движения пестиков некоторых растений для оплодотворения рыльца пыльцой» (святитель Лука Крымский)[5].
Паук строит паутину с точностью, с какой строится подвесной мост. Мост рассчитывает человек, и то ошибается. А кто думает за паука? Ведь проявление разума в его деятельности налицо, но это не разум самого насекомого, что очевидно.
Паук испускает запах, чтобы привлекать самцов бабочек, – так их ловит и ест. Кто его научил так подбирать ферменты? Если даже люди не могут подобрать. Откуда это явное проявление какого-то мощного разума? Паук же делает все неосознанно, это не его разум.
Муравьи, обитающие на Панаме, носят кусочки обычных листьев в муравейник, где те загнивают. В результате выделяется грибок, в котором содержится пенициллин. Поедая его, муравьи избавляются от многих болезней.
«В войнах муравьев, не имеющих головного мозга, явно обнаруживается преднамеренность, а следовательно, и разумность, ничем не отличающаяся от человеческой» (святитель Лука Крымский)[6].
Разумность проявляется во всей жизни природы, но разум этот не рожден самой природой
Вообще инстинкт насекомых – это проявление «стороннего» разума, не принадлежащего природе, то есть этот разум не рожден природой.
Рак-отшельник на раковину сажает ядовитую актинию и так защищается от нападения осьминога. Кто научил этому рака? Если какой-то рак, один из миллиона, защитится актинией, то по наследству этот навык передать не может. Мы знаем из примера человека, что если родители знают, например, иностранный язык, то это знание по наследству не передается: ребенка надо учить иностранному языку начиная с азов.
Мангусты, когда спасаются от львенка, настолько плотно сбиваются в одну кучу, что издалека эта стая похожа на одно большое животное, с которым львенок не решается столкнуться, а потом внезапно это «большое животное» исчезает, так как мангусты резко разбегаются в разные стороны и прячутся. Этим достигается эффект неожиданности, приводящий в недоумение хищников[7].
Грандиозное движение всех частей в масштабе Земли действительно удивительно согласованно. Живые организмы, испытывая на себе влияние факторов неживой природы, своей деятельностью изменяют условия окружающей среды (своего обитания), преобразуя минеральные оболочки планеты. Но когда в распределение химических элементов на Земле стал вмешиваться человек своей «сознательной» деятельностью, это привело к нарушению согласованного движения всей системы и, как следствие, к экологическим катастрофам.
Разумность, согласованность, наличие цели проявляется в жизни растений, насекомых и животных.
Как может такой огромный живой механизм – Земной шар со всем живущим на нем – функционировать и не сбиваться?! И как же красиво и логично устроено это движение!
Несомненно, что в устройстве мира мы видим проявление разума – это ясно из того, как согласованно существуют все части этого мира (например природные биологические системы: нарушение одного звена ведет к нарушению всей системы), как разумно функционируют эти части (например, как разумно существуют муравьи).
Попытаемся найти источник этого Разума. Планеты думать не могут, это просто неодушевленные камни; также и электрон, и протон не имеют ума. Очевидно, что это не разум самой природы, так как не имеют разума минералы, рыбы, насекомые, птицы, растения, животные, – и даже люди не являются источниками этого колоссального Разума, ведь человечество только пытается открыть, угадать законы, по которым существует мир. Человеческий разум далеко не совершенен: один человек не может запомнить весь объем накопленных в настоящее время человечеством знаний. Современный ученый – это специалист в очень узкой области знаний.
Также, например, сложнейший процесс сгорания пищи у человека проходит вне участия сознания, если не считать начало процесса – выбор и потребление пищи. Совместно работают желудок, печень, кишечник, поджелудочная железа и другие органы человеческого тела. Где же разум, устроивший такую сложную систему и управляющий этим так согласованно происходящим процессом?
Сама материя не может быть источником законов, по которым она существует
В видимом материальном мире не открыт источник такого Разума, который проявляется в наблюдаемом нами движении материального мира, он намного выше из всех нам известных. Да и сама материя не может быть источником законов, по которым она существует, потому что это абсурд. Материальный мир конечен, несамобытен, несамостоятелен. Законы природы указывают на то, что материальный мир ограничен в своей свободе. Раз материя подчиняется законам, это указывает на ее несамобытность, то есть что она сама по себе существовать не может; значит, материя имеет высшую себя причину и источник своего существования.
Некоторые говорят, что законы, которые описывают бытие материи, существовали всегда. Но ведь материя, ответим, изменчива, а значит, и не вечна, а значит, имела когда-то начало. Если предположить, что законы, по которым существует материальный мир, были всегда, даже до материи, то мы признаем, что есть разум, который существует вечно и независимо от материи и является источником этих законов.
Если принять идею, что этот материальный мир развивается от простого к сложному, то он (то есть мир) развивается и сейчас, и разум появляется также в результате развития мира. Как же материя может развиваться на разумных началах, когда сам разум должен появиться в результате развития материи? И мы не наблюдаем в настоящее время такого материального носителя, такого колоссального разума, проявляемого в устройстве и существовании Вселенной. Самый развитый известный нам разум – это человеческий, и он абсолютно с ним несопоставим.
Значит, материальный мир не мог развиться от простого к сложному, так как, согласно данной идее, разум должен появиться спустя некоторое время как результат развития материи.
Вселенная – это огромная, разумно устроенная и удивительно согласованно работающая система. Разум виден, в первую очередь, в законах, по которым существует, движется Вселенная, так как автором, источником этих законов может быть только какой-то колоссальный разум.
Если устройство мира и его существование проходит под руководством, под прямым влиянием разума, то это разум, сторонний миру. Этот разум уже изначально существовал до начала развития мира и появления мира, он не принадлежит этому миру, он сторонний, совершенно отличный. И он является источником движения материального мира.
А зачем разуму использовать миллиарды лет для того, чтобы развить несамостоятельный материальный мир? Мог он его создать гораздо быстрее? Конечно, мог.
Когда мы видим, что из этого хаоса якобы случайных движений частей материального мира в совокупности получается стройный порядок, наблюдаемый во Вселенной, это означает, что мир существует и движется не сам по себе, а и до настоящего времени управляется, то есть не самостоятелен в своем существовании.
Сами законы, согласно которым существует материя, и подсказывают нам, что должен быть их Разумный Источник, являющийся одновременно и источником самого движения материи, и источником наблюдаемых в движении материи согласованности и разумности.
Православное вероучение говорит, что неизвестный атеистам Разум – Источник законов существования мира, находящийся вне самого мира, основа движения и бытия мира, вечный и неизменный, неподвижный, не подчиняющийся ни пространству, ни времени, нематериальный, проявление Которого мы всюду видим, а источник Его найти в материальном мире не можем, – Этот колоссальный Разум есть Божественный Разум, есть Бог. На всем мире лежит отпечаток творчества Божественной Личности.
«Знание того, что Бог существует, всеяно в нас естественным образом» (преподобный Иоанн Дамаскин[8]).
Более того, православная вера учит, что Бог есть Личность, такая же, как и человек, и мы можем в молитвах говорить Ему: «ТЫ». Сам человек дойти своими рассуждениями до осознания того, что Бог есть Личность, не может. Это понимание даровано людям в Божественном Откровении.
Могут ли быть несколько богов? Нет, иначе бы они ограничивали друг друга, а свойство Бога – неограниченность
Могут ли быть несколько богов? Нет, иначе бы они ограничивали друг друга в своих областях, а свойство Бога – это неограниченность, если же ограниченно, то, значит, не Бог, поэтому Божество одно (одна Божественная природа).
«Есть Бог – творческая и содержательная причина всего; в этом наши учителя – и зрение (внешний опыт), и естественный закон, – зрение, обращенное к видимому, которое прекрасно утверждено и совершает путь свой, или, скажу так, неподвижно движется и несется; естественный закон, от видимого и благоустроенного умозаключающий о Началовожде его. Ибо Вселенная как могла бы составиться и стоять, если бы не Бог все осуществлял и со-держал? Кто видит красиво отделанные гусли, их превосходное устройство и расположение или слышит саму игру на гуслях, тот ничего иного не представляет, кроме сделавшего гусли или играющего на них, и к нему восходит мыслью, хотя, может быть, и не знает его лично. Так и для нас явственна сила творческая, движущая и сохраняющая сотворенное, хотя и не постигается она мыслью. И тот крайне несмышлен, кто, следуя естественным указаниям, не восходит до этого познания сам собой.
Впрочем, не Бог еще то, что мы представили себе под понятием Бога, или чем мы Его изобразили, или чем описало Его слово» (святитель Григорий Богослов).
Особенно озадачила энергия электрона, вращающегося вокруг ядра. Интересно, какова скорость движения, и превышает ли она скорость света, учитывая, что расстояние между ядром и электроном значительна?
И, конечно, кто "толкнул" электрон, и как "срослось" многосоставное ядро?