Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Какие удивительные слова мы слышали сейчас в церковном песнопении: «Утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен…» В этих словах истина о нашем падении, осознанная человеческой душой: с раннего утра, с первой мысли после пробуждения, мой дух стремится к Твоему святому храму, к святому дому Божию; но этот мой дух пребывает и томится в оскверненном грехами храме моего тела…
В этих словах осознание себя, своего места в мире, в них покаяние, которое Бог ожидает от каждого Своего сына, от каждой Своей дочери. Но далеко не все поднимаются до тех духовных высот, на которых приходит осознание, что ты виновник осквернения храма Божия. Того самого храма, который именно твоей душе доверил Бог: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога?» (1 Кор. 6: 19).
Завтра на Божественной Литургии вновь для нас будет читаться притча об отце и двух сыновьях. Один из сыновей был отцу внешне послушен. Второй сбежал от отцовской любви наслаждаться грехом и страстями. Но так получилось, что именно этот последний смог остановиться и содрогнуться в осознании всей чудовищности соделанного им перед Небом и перед отцом. Его дух вознесся до самых высот, на которые способен человек: он вошел в осознание, что храм его души чудовищно осквернен: сам он разграбил и осквернил отцовское наследство, имя которому – жизнь, любовь, забота, доброта, нежность. Все лучшее, что было у него, им самим попрано, разорено, выброшено на поругание.
Блудный сын осознаёт все это. И здесь призвание каждого человека. После грехопадения, после того, как каждый из нас без исключения стал блудным сыном, осознаёт ли он это или в самодовольстве не замечает, что Бог Отец ждет от нас лишь одного – осознания нашего ослепления и ошибок? Без этого мы просто-напросто не сможем остановиться в своем стремительном падении в бездну вечной смерти.
Второй сын в притче ногами своими никуда не уходил от отца. Но духом так же, как и младший сын, он осознанно пребывал на стране далече. Только, в отличие от блудного сына, сын-«праведник», духовно покинув отца, так к нему и не вернулся. Он, вместе со своим единомышленником – праведным в своих глазах фарисеем, оказался не способен к главному для человека делу на земле – подняться на высоту покаяния, рождающего общение с Богом и мир с Ним. Примерного поведения «праведник» из притчи вместе с фарисеем душевно благодарен, что он не такой, как его не годный ни на что брат – вот этот блудный сын, расточивший имение отца с блудницами! Но почему же ты, отец, так несправедливо снисходителен и добр к нему? Почему ты смеешь его прощать? И это после того, что он расточил твое богатство, которое могло бы принадлежать и мне! После того, как он вдоволь насладился грехом, который я все это время воспрещал для себя! Почему ты обращаешь внимание на него, а не лишь на меня – достойного твоего внимания?
Этот старший, праведный и безвозвратно потерявшийся, – он тоже блудный сын, тоже несчастный ребенок. Наш собрат, грозный пример для всех, кто по видимому исправно пребывает в доме отца.
К нашему счастью, в притче есть и еще один Сын. Тот, Который рассказывает нам эту притчу. Тот, Кого Отец посылает для спасения и тех, и других блудных детей, для спасения каждого из нас. Тот, в Ком полнота Божества: Отец, и Сын, и Святой Дух, приносящий Себя за нас в жертву.
Блудный сын нашел путь из своей погибели. Из духовного же состояния старшего сына есть только один выход – его подсказывают нам святые отцы Церкви. Это – искреннее осознание того, что «хуже меня никого нет». Наверное, каждый из нас знает это высказывание. Но и тут мы зачастую умудряемся удачно конвертировать крестное мужество пребывания в духе этой истины на комфортабельную лицемерность бесплодного знания правильных формулировок.
Наступает Великий пост. У него одна цель – достичь того, чего от нас ждет Бог: будем исправлять свою жизнь покаянием.
Аминь.