«Боже, будь со мною, как был Ты с отцами нашими когда-то. Благослови мои мысли, слова и дела. Благослови мои встречи и мои расставания. Благослови мои входы и выходы. Благослови мои желания и освети мои мечты. Благослови мои вдохи и мои выдохи. Благослови мои искания Тебя и удостой милости Твоей во славу Твою. Боже, прости меня и научи меня. Боже, будь со мною всегда!» Это слова молитвы, написанной в Омске в 1955 году протоиереем Михаилом Трухановым исповедником, который 15 лет провел в тюрьмах, лагерях и ссылке, духовным писателем, проповедником, наставником, духовником…
Об отце Михаиле вспоминает Валентина Андреевна Звонкова, келейница батюшки, которая была с ним рядом в течение почти 40 лет.
Будничные богослужения превращались в праздничные
– Валентина Андреевна, расскажите, пожалуйста, как вы познакомились с отцом Михаилом.
– В 1962 году я трудилась в храме Всех святых на Соколе. Когда наши священники были в отпуске, нам в храм прислали отца Михаила Труханова. Служил он у нас всего лишь три месяца. Но его службы были совершенно необыкновенные, причем за каждым богослужением он говорил проповедь. На будничной Литургии в храме обычно бывало не больше десяти человек. И вот после службы к нам, певчим, подходили прихожане и спрашивали: «А когда еще будет служить этот батюшка?» Мы им отвечали. Так что со временем народу в храме прибывало.
Отец Михаил очень просто мог говорить о самых сложных вещах. Он, например, объяснял молящимся, что такое «Господи, воззвах», что такое стихиры, что такое «Свете Тихий»… Каждую Литургию обязательно он разъяснял Евангелие, которое читалось на сегодняшний день, говорил о его содержании и всегда делал выводы, как нам это применять в нашей жизни. Поэтому будничные богослужения стали превращаться буквально в праздничные, и к концу его трехмесячного служения наш храм на Соколе был наполнен молящимися.
Конечно, нельзя не вспомнить о его проповедях: они были просто потрясающими! Но лучше всего не говорить о его проповедях, а послушать его самого, его голос… Когда ты слушал отца Михаила, все твое существо просто трепетало.
– А как получилось, что отец Михаил был отстранен от служб?
– Трехмесячный срок его служения в нашем храме закончился, вышел из отпуска настоятель…
В ближайшую субботу состоялось праздничное богослужение, храм был полон. Вообще храм Всех святых, как правило, на праздники всегда бывал полон молящимися: это такое особенное место, где храмов поблизости мало. Я, как обычно, пела на клиросе. Служба закончилась, настоятель вышел из царских врат и направился к выходу. А в нашем храме наверху есть комната настоятеля, там же рядом располагался и хор. И вот народ расступился, чтобы дать дорогу отцу настоятелю, и лишь те, кто стоял рядом, брали у него благословение. Он поднялся к себе наверх и стал оттуда наблюдать: у меня замерло сердце, потому что народ из храма не уходил.
Батюшка отец Михаил долго не выходил из алтаря, вероятно предчувствуя, что что-то должно произойти, так как весь народ ждал именно его. И когда он вышел, конечно, все кинулись к нему под благословение.
Сами понимаете, что для настоятеля это было очень неприятно: его прихожане пропустили и остались ждать отца Михаила!..
За эти три месяца отец Михаил сумел привлечь к себе большое количество прихожан. У нас есть воспоминания рабов Божиих Александры и Тамары, которые свидетельствуют о том, что батюшка в то время исцелил тяжело больную раком Евдокию (у нее была четвертая стадия рака). Конечно, слух об этом разнесся среди прихожан, люди почувствовали его молитвенную помощь и любовь, потому естественно, что очень быстро его полюбили.
Но так получилось, что та служба была для отца Михаила последней в нашем храме. Уже в понедельник настоятель послал рапорт в Патриархию, где сообщалось, что отец Михаил в храме пьет, дебоширит, никогда его не видели трезвым, а кроме того «искажает Евхаристический канон». Буквально на следующий же день был получен указ: отца Михаила от служб отстранить.
Он служил каждый раз как будто в последний
– Я напомню нашим читателям, что это был за период для Русской Церкви. Наверное, самое тяжелое время, когда в храме главным был не священник, а староста, который был обязан проводить в жизнь политику советских структур.
Разумеется, мы никого ни в чем не виним – всем было очень тяжело, от духовенства власти требовали неукоснительно выполнения всех указаний. Имея семьи и близких, многие поддавались и шли на уступки, выполняя распоряжения властей. Мы не можем сейчас судить никого: в то время просто выжить было очень и очень тяжело…
– Валентина Андреевна, вы сказали, что отец Михаил очень быстро привлек к себе большое количество народа. Как вам кажется, в чем тут дело? Как вообще тогда совершались службы? Разве священники в то время формально относились к своим обязанностям, не проповедовали?
– Нет, проповеди они произносили… Но еще раз повторю: вы просто не представляете, как проповедовал отец Михаил! Он настолько напрямую обращался к людским сердцам, говорил так от души, с такой любовью… Раньше мы такого никогда не слышали! Впечатление от его проповедей словами не описать: надо было слышать и видеть перед собой такого проповедника, каким был отец Михаил! Он отдавал вам всю свою душу, старался вас как-то привлечь, внушить вам истины веры…
– Видимо, он предстоял Богу без оглядки на власти и не думая о том, что ему за это будет потом…
– Он всякий раз служил именно так, как будто служит в последний раз. Его все время гоняли, и когда уж допускали до службы, он был этому искренне рад. И в те дни он старался передать людям все, что только мог. Это очень сказывалось на восприятии его служения: люди чувствовали его любовь и веру. Мало того, в то время, действительно, проповедей было немного, богослужения часто совершались формально. Поэтому когда отец Михаил служил с молитвой, вкладывая в богослужение всю душу, горя любовью к Богу и людям, все это ощущали.
– Народ исстрадался по искреннему пастырю…
– Да! Поэтому народ так к нему и тянулся, понимаете? Этого просто не передать словами: надо общаться с человеком лично, видеть его перед собой, видеть его глаза, видеть, с какой любовью он относился к каждому. Этим и объясняется большой приток богомольцев на его службы.
«У тебя даже образования нет, а ты все проповедуешь…»
– А как сложилась судьба отца Михаила после удаления его из храма на Соколе?
– Его отправили «за штат». И вот в конце года Святейший Патриарх Алексий (Симанский), как рассказывали, просматривал личные дела священников и, прочитав об отце Михаиле, проговорил: «Да, пьяницы у нас есть. Дебоширы у нас есть. Но чтобы священник искажал Евхаристический канон… Да его не просто за штат, его надо лишить священства!» Но сначала он решил вызвать к себе отца Михаила, чтобы с ним поговорить.
Вызывает, расспрашивает о его семье, о службе… а потом и говорит: «Батюшка, пойдете служить ко мне?..» И берет его служащим священником в Патриаршую Крестовую церковь в Переделкино. И отец Михаил служил там.
И опять получился конфликт с настоятелем… Настоятель Крестовой церкви не обладал даром проповеди, а отец Михаил проповедовал за ранними Литургиями. И вот настал момент, когда Святейший благословил его проповедовать и за поздними…
Надо сказать, что богословского образования у отца Михаила тогда не было: он не закончил даже семинарии. А проповедовал и за ранними, и за поздними Литургиями, проповедовал и по вечерам. И опять возникла обычная человеческая зависть, священники ему пеняли: «У тебя даже образования нет, а ты все проповедуешь…»
И вот на Пасху Святейший пригласил притч на чаепитие и стал расспрашивать, какие у кого имеются вопросы или предложения. Именно тогда отец Михаил обратился к Святейшему за благословением поучиться в академии и получить богословское образование.
Буквально за несколько дней отец Михаил смог сдать программу по духовной семинарии, кроме того, сдал экзамены и за первый курс академии.
Пришел к Патриарху и говорит: «Ваше Святейшество, я сдал экзамены и за семинарию, и за первый курс академии, могу продолжить сдачу экзаменов и дальше, но только я не знаю греческого и еврейского языков… Как вы благословите?» Слова Патриарха, как вспоминают, были буквально такими: «Иди и понюхай, чем там пахнет!» И батюшка три года обучался в академии.
В академии
– Что вспоминал отец Михаил о годах, проведенных в академии?
– Батюшка ежедневно, невзирая на то, во сколько начинались занятия, был в храме и вынимал частицы за всех родных. Вспоминал отец Михаил и преподавателя А.П. Горбачева, который читал студентам… политэкономию. Надо сказать, что всех студентов в обязательном порядке загоняли на политзанятия, и Анатолий Петрович, встречая отца Михаила, говорил ему: «А тебе, батюшка, здесь делать нечего, иди!..» А однажды, как вспоминал батюшка, тот подошел к нему наедине и говорит: «Молись за меня, я предатель! Ведь у меня отец – священник… Прости меня и молись за меня!..»
Отец Михаил всегда совершал этот поклон, говоря: «Передо мной – Сам Спаситель, как я могу Ему не поклониться!»
Отец Михаил всегда молился с земными поклонами, даже на Пасху. Хотя мы знаем, что существуют дни, когда по Уставу церковному поклоны не разрешаются. Но на Евхаристическом каноне перед задостойником на Литургии отец Михаил всегда совершал этот поклон, говоря: «Передо мной – Сам Спаситель, как я могу Ему не поклониться!»
В академии не было это принято, ректор даже сказал ему как-то: «Отец Михаил, вы являетесь соблазном для учащихся, и если вы не прекратите, я буду вынужден вас уволить из академии!» Батюшка, весь в слезах, молился Царице Небесной…
И вдруг на Пасхальной седмице в академию приезжает митрополит и совершает Литургию (я сейчас не помню его имя). И во время Евхаристического канона сам делает земной поклон! Ректор вынужден тоже делать земной поклон, все служащие – тоже, и с тех пор искушения для отца Михаила прекратились. Счастливый донельзя, батюшка продолжал свое служение…
Когда батюшка учился в академии, мы часто посещали Троице-Сергиеву Лавру, в которой у него также было много духовных чад, обращавшихся к нему за духовными советами.
Вспоминаю такой эпизод: все запевают «Воскресение Христово видевше…», поют дружно, а потом батюшка вдруг буквально кричит: «И поклонимся Ему!..» Потом подходит к владыке ректору и говорит: «Ой, владыка, простите меня, я же всех сбил!» Он был настолько ревностным, что это вырывалось у него помимо воли – настолько просто и искренне, что даже не передать! Владыка ректор смеется и говорит: «Отец Михаил, вы же поете лучше всех!»
«Я тебе благословляю семь раз в день!»
– А ведь это были годы безбожия, и остается только удивляться, что в такое время, когда прервалась традиция, появлялись столь горячие в вере люди, как отец Михаил. Валентина Андреевна, а что сам батюшка рассказывал о себе? Откуда у него было такое рвение и ревность по Богу?
– Чтобы понять это, нужно полностью пересказать батюшкину биографию. Она подробно описана в книгах о нем. Их на сегодняшний день вышло очень большое количество, больше двадцати тысяч экземпляров мы уже издали. Это как раз сорок лет моей жизни.
Отец Михаил рассказывал, что у него был очень верующий отец, который пострадал на Колыме. И вот этот заряд от отца ему и передался. Батюшка вспоминал слова отца: «Мишенька, где бы ты ни был, чем бы ни занимался, я тебе благословляю семь раз в день! Помни об этом!» Дедушка у отца Михаила был строителем храма. Видимо, вера родительская перешла к нему.
Еще вспоминается эпизод: батюшкин отец умирал – воспаление аппендицита. Его привезли в больницу, а там говорят: «Мы не возьмем, не жилец! Везите умирать домой!» Мише в ту пору было 9 лет, когда отца привезли умирать домой. И вот отец говорит ему: «Мишенька, читай “Отче наш”»! Тот прочел. «Читай еще! Попроси Господа, чтобы Господь исцелил твоего папу!» Он еще раз прочитал. «Еще раз прочти!» Прочел и в третий раз. Отец его поцеловал: «Ну, теперь иди, а я засну…» Проснулся и встал с постели здоровым.
– И удивительная, и поучительная история!
– Потом – годы обучения в школе, потом голод… Потом отец Михаил (это он подробно сам описывает) ощутил присутствие Бога рядом с собой. Он вспоминает, что тогда он молился и говорил мысленно: «Господи, я хочу целиком принадлежать Тебе, быть всецело Твоим рабом – слушать Тебя во всем и исполнять Твою волю!».
«Эта радость, которая меня тогда охватила, – пишет отец Михаил, – очень долго присутствовала во мне. И я ощущал Бога лично рядом».
А потом, ввиду того, что начался голод, Мишу отправили в Ташкент к знакомым, там он начал учиться, ездил в экспедиции… Это целая история жизни человека. Потом его арестовали: он создал кружок по изучению Библии. Но не только за это, а и потому, что его отец был верующим – и он в 1938 году погиб на Колыме. Все духовенство, бывшее с ним сначала в Ашхабаде, вывезли на Колыму, где они впоследствии все погибли, за исключением одного диакона, который и рассказал об этом.
«Я покорился воле Божией и только просил Бога, чтобы Он был со мной»
– А как отец Михаил переносил гонения?
– Существуют молитвы отца Михаила, в которых он прямо обращается к Богу с просьбой сохранить его в заключении. И когда он еще только был в Бутырках, однажды в молитве обратился ко Господу так: «Господи, за что мне все это? Я так старался Тебе служить: выполнял все Твои заповеди, причащался, постился… Ну почему Ты так поступил?» И, как он потом сам рассказывал, ему на третий день было открыто, что это – воля Божия. «Поскольку это воля Божия, я покорился ей и только просил Бога, чтобы Он был со мной», – рассказывал отец Михаил.
Именно поэтому, принимая со смирением все трудности жизни, принимая свое заключение, отец Михаил осознавал, что он – с Богом, и Господь – с ним. «Я не могу всего описать, мне просто не поверят, – говорил отец Михаил, – но Господь был настолько близок ко мне, что происходили настоящие чудеса». А чудес было много: и во время изготовления пилы на Севере, и спасение от смерти, когда его вынесли буквально из мертвецкой, и назначение врачом (это притом что у него не было медицинского образования), начальником лаборатории. К этому добавим, что заключенного просто нельзя было назначить на эту должность: он ведь мог отравить людей, имея доступ к химикатам. Но чудо было чудом: отец Михаил возглавлял лабораторию, имея помощником вольнонаемного офицера…
«Кто меня сюда направил, Тот меня и освободит!.. Видимо, Господь еще не закончил работу надо мной»
Батюшка всегда пребывал в молитве, он постоянно ощущал присутствие Бога рядом с собой. К концу ссылки матушка Вера, его супруга, в письме пишет отцу Михаилу: «Мишенька, таких, как ты, уже давно реабилитируют. Может быть, послать запрос на пересмотр твоего дела?» Он отвечает ей в письме: «Кто меня сюда направил, Тот меня и освободит! Никаких мер не принимай; видимо, Господь еще не закончил работу надо мной, чтобы меня довести до того уровня, когда бы я мог освободиться!» Поэтому он отказался даже от защиты.
Потом отца Михаила полностью реабилитировали, и он продолжил свое, уже пастырское, служение.
– Рассказывают, что отец Михаил обращал самое строгое внимание на то, когда человек в последний раз причащался Святых Христовых Таин.
– Да, это сегодня такой вопрос, на который разные священники отвечают по-разному. Отец Михаил говорил всегда о том, что причащаться надо чаще. Если рассуждать, готов ты или не готов приступить к Таинству, то вопрос подготовки нужно рассматривать в другом ключе. Готовы мы никогда не будем. Наша готовность – в покаянии, в искреннем покаянии. При этом ты должен считать себя самым ничтожным и грешным. Вот это самое главное в период подготовки к Причастию.
Потому что только благодатью Божией и уже тем, что мы пришли, что мы смирились, что мы стараемся покаяться, мы сможем подготовиться. И Господь, видя наше желание искреннее (именно в наше трудное время), поспешит нам навстречу. Для мирян – хотя бы раз в три недели – причащаться обязательно. Для монаха можно чаще, семейным – иначе. Люди же все разные…
Вспомним и мы, читатели, этого удивительного подвижника, нашего современника, подвиг которого в стяжании благодати Божией подобен подвигу древних святых отцов. Пусть наше сердце в молитве повторит этот дивный возглас отца Михаила Труханова: «Боже, будь со мной всегда!» И верим, что батюшка, который сейчас пребывает с Тем, Кого он призывал всю свою жизнь, имеет дерзновение молиться о нас, оставшихся на земле, но любящих Бога и призывающих Его святое имя!
Вечная и блаженная память дорогому отцу Михаилу Труханову!
Преподобный Отче Паисие моли Бога о нас грешных и о бо мне рабе Божией Маргарите и всех моих родных и близких!
Вечная память!
Вечная память о. Михаилу !