Публикуемый текст представляет собой четвертую главу первой части «Руководства к исповеди» преподобного Никодима Святогорца. Здесь дается Декалог пророка Моисея (Исх. 20:2-17) в плане подготовки человека к исповеди. Текст переведен в рамках исследования, посвященного истории написания «Руководства к исповеди» и влияния западного богословия на его содержание.
Предисловие переводчика
«Руководство к исповеди» (Ἑξομολογητάριον) преподобного Никодима Святогорца (1749–1809), вышедшее впервые в Венеции в 1794 году, в последующие два века стало настоящим повседневным руководством для пастырей Греческой Церкви при совершении исповеди. Оно состоит из трех частей. Первая часть содержит наставления для духовника, вторая – номоканон святого Иоанна Постника с толкованиями преподобного Никодима, третья – поучения для кающегося. Начиная со второго издания, вышедшего тоже в Венеции в 1804 году, в книге появляется «Слово душеполезное» (ΛΟΓΟΣ ΨΥΧΩΦΕΛΗΣ) и становится его заключительной частью.
В настоящем материале мы решили представить небольшой отрывок из «Руководства к исповеди», а именно – четвертую главу первой части этого произведения, в которой святой Никодим повествует о Декалоге Моисеева закона. Он не только перечисляет заповеди, но и дает краткое объяснение того, кто и как именно может погрешать против той или иной заповеди.
Как следует из объяснения самого Святогорца, эта глава была написана по двум причинам: «Для духовника и для кающегося. Для духовника, чтобы, научившись отсюда, он на исповеди с легкостью вопрошал кающихся, погрешили ли они против них. Для кающегося же, чтобы он прежде исповеди испытывал свою совесть, погрешил ли он против какой-либо заповеди. Таким образом он с легкостью обнаружит свои грехи, вспомнит о них, чтобы исповедовать их как должно».
В этой главе преподобный Никодим следует традиционному подходу к исповеди, которая начинается с анализа своей жизни. Анализ подразумевает знание заповедей Божиих и их применение к себе. В числе произведений, на которые ссылался при написании своего «Руководства к исповеди» святой Никодим, была книга Патриарха Иерусалимского Хрисанфа (Нотары) (1663-1731) под названием «Διδασκαλία ὠφέλιμος περὶ μετανοίας καὶ ἐξομολογήσεως» (Поучение полезное о покаянии и исповеди), вышедшая в Венеции в 1724 году. В состав этой книги также входит разбор Декалога (страницы с 31 по 55), причем занимает в ней очень заметное место[1].
«Руководство к исповеди» было написано в атмосфере духовной жизни греческого народа XVIII века. Следует помнить, что Греция в это время находилась под турецким гнетом. Для этой эпохи характерно засилье западной схоластики, что проявляется в публикуемом тексте святого Никодима, когда он, к примеру, делает неоднократные ссылки на «Православное исповедание», принадлежащее перу митрополита Киевского Петра (Могилы).
Обширные подстрочные примечания, занимающие иногда даже больше места, нежели основной текст – обычный метод работы преподобного Никодима. Современные исследования его произведений показывают, что Святогорец скорее был не самостоятельным автором, а лишь автором-составителем или даже издателем тех книг, которые выходили под его именем. Зачастую именно подстрочные примечания в наибольшей степени являются собственным текстом самого Преподобного. Поэтому они дают ценный материал для понимания образа мыслей святого Никодима Святогорца.
протоиерей Василий Петров
преподаватель КДС
ГЛАВА 4
О десяти заповедях
К тому же тебе, отче, будущему духовнику, необходимо знать десять заповедей, и кто согрешает против каждой из них, согласно Православному Исповеданию[2].
О первой заповеди
«Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския, от дому работы: да не будут тебе бози инии разве Мене» (Исх. 20, 2-3).
Против этой заповеди согрешают безбожники, многобожники, те, кто отвергает промысл Божий, веря в судьбу и рок; все волшебники, гадатели, суеверы и все, кто ходит к ним[3]; еретики, кто не по православному верует в Троичного Бога. И, просто сказать, все те, кто более уповает на человека или на самих себя, а также на природные и приобретенные блага, чем на Бога[4].
О второй заповеди
«Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им» (Исх. 20, 4-5).
Против этой заповеди погрешают те, кто совершает непосредственное идолослужение, кланяясь твари вместо Творца, как нечестивые идолопоклонники, или опосредованно – в стремлении к веществу и мирским вещам, как корыстолюбцы, о которых сказал божественный Павел: «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол. 3, 5), - и к тому же пресыщающие чрево, о которых он сказал: «Их бог – чрево» (Фил. 3, 19). И просто, все, кто имеют лицемерное, а не истинное благочестие. И все те, кто ограничивают благочестие внешними предметами и небрегут о важнейшем в законе – суде, милости и вере (Мф. 23, 23)[5].
О третьей заповеди
«Не возмеши (то есть не помяни) имени Господа Бога твоего всуе: не очистит бо Господь приемлющаго имя Его всуе» (Исх. 20, 7).
Против нее погрешают богохульники. Те, кто дают клятвы, или преступают их, или принуждают других давать клятвы[6]. Кто каждый раз говорит: «Боже мой! Бог его знает!», - и другое подобное тому. Кто обещает Богу сделать какое-либо доброе дело, а потом не исполняет своих обещаний[7]; лжепророки и те, кто просит у Бога недолжного, согласно своей воле[8].
О четвертой заповеди
«Помни день субботный, еже святити его: шесть дний делай и сотвориши (в них) вся дела твоя: в день же седмый, суббота Господу Богу твоему» (Исх. 20, 8-10).
Против этой заповеди погрешают те, кто не ходит в церковь в воскресный день, на который перенес Господь ветхую субботу. И потому что Сам Он – Господь субботы (Мф. 12, 8), и не починяется никому. Потому что в этот день произошло Его Воскресение и обновление всего мира[9]. Кто не ходит в церковь также и в иные Господские и Богородичные праздники, в праздники святых, чтобы слушать божественные словеса. Или идут в церковь, но лишь по привычке, чтобы провести время, не внимая службе, но пустословят и беседуют о своих мирских делах. Кто от безмерного пожелания богатства работает в праздники или заставляет работать других[10]. Кто совершает в эти дни игрища, танцы, пирушки и драки, и подобные неуместные вещи. Кто обучен грамоте, но не читает в праздники священных книг. Те пастыри и предстоятели церквей, кто не поучает в эти дни народ[11]. Кто не дает от своих имений малейшую часть на сбор для нищих, который бывает в праздники. О чем пишет божественный Павел (1 Кор. 16).
О пятой заповеди
«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли» (Исх. 20, 12).
Против нее погрешают те дети, которые не почитают своих родителей в следующих четырех предметах: почитании, любви, послушании и благодарности. Как и дети должны получать от них следующее: питание, добрый словесный совет, добрый жизненный пример на деле, охрану от злого общения, обучение грамоте или какому-нибудь искусству у добрых учителей и мастеров, а также телесное наказание для вразумления. Кто не почитает своих духовных отцов, архиереев, иереев, учителей и своих старцев в ангельском образе[12]. Рабы, не почитающие своих хозяев[13]. Подчиненные, не почитающие царей и своих владык[14]. И просто те, кто не почитает своих благодетелей[15].
О шестой заповеди
«Не убий» (Исх. 20, 13).
Против нее погрешают те, кто совершает телесное убийство либо рукой, либо посредством другого предмета, или советом, или своей помощью и побуждением[16]. Те, кто убивает душевно, как еретики, лжеучители и все те христиане, которые соблазняют других плохим примером своей жизни. Те, кто во время чумы, зная, что они заражены, общаются с другими и заражают их. Те, кто убивают самих себя. И просто все те, кто подвергает риску себя или других. Сюда относятся также гнев, зависть и другие страсти, которые становятся причиной убийства[17].
О седьмой заповеди
«Не прелюбы сотвори» (Исх. 20, 14).
Против этой заповеди погрешают не только прелюбодействовавшие с замужней женщиной ближнего, но и блудящие с незамужней. Потому что, согласно 4 правилу святого Григория Нисского, блуд вменяется как прелюбодейство. Те монахи, которые блудят или женятся. Те, кто падает в духовное прелюбодейство, то есть в ересь и злославие. Сюда относится чревобесие, песни, распутные и эротические зрелища, и все то, что относится к прелюбодейству[18].
О восьмой заповеди
«Не укради» (Исх. 20, 15).
Против этой заповеди погрешают явные воры, а также разбойники, насильники и грабители. Воры тайные, кто ворует тайно[19]. Воры-лжецы, как те торговцы и все те, кто обманывает других, продавая с помощью обманных весов и мер, а также используют тысячи других средств, кто использует ложь. Потому и Господь назвал торговцев разбойниками и ворами, сказав: «Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21, 13). Также и те, кто берет проценты[20]. Преступлением этой заповеди является и сребролюбие, к которому относятся страсти и грехи, рождающиеся от сребролюбия, о которых мы сказали[21].
О девятой заповеди
«Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна» (Исх. 20, 16).
Против нее погрешают те, кто приносят ложное и несправедливое свидетельство, чтобы нанести ущерб или повредить своему брату[22]. Те, кто питают подозрения на своего брата[23]. Те, кто осмеивают природные недостатки ума, или голоса, или лица, или других членов тела ближнего, потому что человек не является виновником этих недостатков. А также те судьи, которые либо по лицеприятию, либо за подарки, либо хорошо не исследуют дело и творят несправедливый суд[24].
О десятой заповеди
«Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего» (Исх. 20, 17).
Предшествующие пять заповедей, учащие обязанностям по отношению к ближнему[25], препятствуют человеку лишь во внешних словах и делах греховных. Настоящая же заповедь запрещает даже само внутреннее пожелание души. То есть запрещает желать греха в своем сердце, ибо это желание является причиной и корнем всех внешних слов и дел[26]. Против этой заповеди погрешают все те, кто хотя на деле и не берут чужой вещи, но желают душой и сердцем иметь ее, чем бы оно ни было: женой, животным, имением и другим чем[27].