Григорий Богослов о милосердии и богатстве

7/25 февраля Церковь чтит память святителя Григория Богослова (†389) – архиепископа Константинопольского, одного из Отцов Церкви, великого богослова, участника Второго Вселенского Собора. Его наставления, обращенные ко всем поколениям христиан, не только раскрывают сокровенные богословские истины, но и научают добродетели.

    

***

Иной живет вместе с убийцей, с прелюбодеем делит не только жилище, но и трапезу, святотатца принимает к себе в сожители, с недоброжелателями своими ведет дружбу; а от страдальцев, ничем его не огорчивших, отвращается, как от преступников. Так пороку отдается преимущество перед болезнью!

***

Бесчеловечие мы уважаем как дело благородное, а сострадание презираем как нечто постыдное. Их гонят из городов, гонят из домов, с площади, с дорог, из бесед, из народных собраний, пиров и – о горькая участь! – их отгоняют и от самой воды.

***

Воздай что-нибудь Богу в благодарность за то, что ты принадлежишь не к числу имеющих нужду в благодеяниях, а к числу тех, которые могут оказывать благодеяния, что не ты смотришь в чужие руки, а другие – в твои. Обогати себя не только имуществом, но и благочестием, не только золотом, но и добродетелью, или, лучше, только ею одной. Заслужи предпочтение перед ближним своим тем, что ты его благотворительное. Будь для несчастного богом, подражая милосердию Божию. Ибо ничто столько не уподобляет человека Богу, как благотворение, хотя Бог несравненно больше благодетельствует, а человек меньше и сообразно со своими силами. Бог сотворил человека и снова восставляет его из тления; а ты, по крайней мере, не презри падшего.

***

Всякий мореплаватель близок к кораблекрушению, тем ближе, чем с большей отважностью плывет. Так и всякий обложенный телом близок к бедам телесным, и тем ближе, чем бесстрашнее ходит с поднятым челом, не смотря на лежащих перед ним. Пока плывешь при благоприятном ветре – подавай руку потерпевшему кораблекрушение; пока наслаждаешься здоровьем и богатством – помоги страждущему. Не дожидайся того, чтобы узнать из собственного опыта, какое великое зло есть бесчеловечие и какое великое благо есть сердце, открытое терпящим нужду. Не желай дожить до того, чтобы Бог вознес руку Свою (Пс.73:3) на возносящих шею свою и пренебрегающих убогими. Вразумись чужими бедами.

***

Дай хоть самую малость бедному: и то не будет малостью для того, кто во всем нуждается, и для самого Бога, если подаяние будет по силе. Вместо великого дара принеси усердие.

***

Ничего не имеешь? Утешь слезой. Великое лекарство злополучному, когда кто от души пожалеет о нем; несчастье много облегчается искренним соболезнованием. Ты, человек, не должен считать человека хуже животного, которое закон велит тебе поднять, когда оно упадет в ров, или привести к хозяину, когда заблудится (Исх.23:4.5; Втор.22:4).

***

Но вот что особенно достойно оплакивания: есть и между нашими собратьями люди, которые так далеки от соболезнования и вспомоществования страждущим, что даже не стыдятся жестоко укорять их, нападают на них, придумывают пустые и ничтожные умствования, «как гласящие с земли» (Ис.29:4), говорят на ветер, а не для слуха водимого благим смыслом и привыкшего к истинам божественным.

***

Поэтому не будем ни слишком высоко ценить во всяком случае здоровье, ни слишком осуждать болезни, не будем прилепляться к скороутекающему богатству (Пс.61:11) и более надлежащего прилагать к этому потоку свое сердце, тратя на это, так сказать, нечто из существа души нашей. Не будем восставать и против бедности как против доли, заслуживающей презрение, проклятие и ненависть. Научимся лучше и презирать безумно употребляемое здоровье, которого плод – грех, и уважать благочестиво переносимую болезнь, почитая тех, которые страданием приобрели победу, почем знать, не кроется ли между болящими какой-нибудь Иов, который несравненно больше достоин чести, чем здоровые, хотя и соскребает с себя гной, и томится день и ночь под открытым небом, страдая и от язв, и от жены, и от друзей.

***

Научимся отметать и неправедное богатство, за которое праведно «мучается в пламени» (Лк.16:24) богач, прося для прохлаждения малую каплю воды; и вместе – ублажать благодарную и любомудрую бедность, с которой Лазарь спасается и богато награждается упокоением в недрах Авраама.

***

Таким образом, человеколюбие и благосердие к бедным, кажется, нужно нам и для того, чтобы заградить уста неправомыслящих о нем и не уступать суетным их мудрованиям, которые мы теперь рассматривали, то есть не обращать жестокости в закон во вред самим себе. Но больше всего почтим здесь заповедь и увещания слова Божия. Какая же это заповедь?

***

    «Блаженны», говорит Он, «милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7); видишь, что между блаженствами не последнее место занимает милость. Также: «блажен, кто помышляет о нищем и бедном» (Пс.40:1); «блажен муж милует и взаймы дает» (Пс.111:5); «всякий день милует и взаймы дает» (Пс.36:26). Восхитим же блаженство, сослужим наименование разумевающих, сделаемся благими; сама ночь да не прервет дел милосердия.

***

Не допускай ни малейшего промежутка между благим намерением и благотворением. Вот одно, что не терпит отсрочки, – человеколюбие. «Раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом твой» (Ис.58:7); и все это делай радушно.

***

Итак, ежели вы, рабы и братия, и сонаследники Христа, сколько-нибудь имеете ко мне послушания, то пока еще есть время посетим Христа, послужим Христу, напитаем Христа, оденем Христа, примем Христа, почтим Христа – не только трапезой, как некоторые; не маслами благовонными, как Мария; не гробом только, как Иосиф Аримафейский; не веществами нужными при погребении, как Никодим, в половину только показавший любовь свою ко Христу; не золотом, ладаном и смирной; как еще прежде – волхвы, но поскольку Владыка всяческих «милостей хочет, а не жертвы» (Мф.9:13), и милосердие дороже «тысяч тучных агнцев» (Дан.3:40), то это-то милосердие и принесем Ему в лице бедных и долу влачащихся ныне, чтобы тогда, как мы отойдем отсюда, они приняли нас «в вечные обители» (Лк.16:9), в самом Христе, Господе нашем, Которому слава во веки, аминь.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Молитвы святых и усилия человека Молитвы святых и усилия человека Молитвы святых и усилия человека Молитвы святых и усилия человека
Преподобные Варсонофий и Иоанн Пророк
Преподобные Варсонофий и Иоанн Пророк, подвижники VI века, оставили нам наследие в виде своих слов, в которых содержатся вопросы и ответы, посвященные подвижнической жизни, в первую очередь монашествующих.
Душа священника должна блистать красотою Душа священника должна блистать красотою
Три святителя о высоте священства
Душа священника должна блистать красотою Душа священника должна блистать красотою
Три святителя о высоте священства
Святитель Василий Великий, Святитель Иоанн Златоуст, Святитель Григорий Богослов
Душа священника должна со всех сторон блистать красотою, дабы она могла и радовать, и просвещать души взирающих на него. А мы должны священников почитать более отцев своих: они виновники нашего рождения от Бога.
Обними несчастного, как золото Обними несчастного, как золото
Свт. Григорий Нисский
Обними несчастного, как золото Обними несчастного, как золото
Святитель Григорий Нисский
Обними несчастного, как золото. Заключи в объятия потерпевшего несчастье, как твое здравие, как спасение жены, детей, домашних и всего дома.
Простые советы Простые советы
Прав. Алексий Мечев
Простые советы Простые советы праведного Алексия
Святой праведный Алексий (Мечев) Московский
Мы должны разгружать друг друга, когда видим, что человеку тяжело; нужно подойти к нему, взять на себя его груз
Небесный соделал и нас небесными Небесный соделал и нас небесными
Свт. Григорий Нисский
Небесный соделал и нас небесными Небесный соделал и нас небесными
Слова на Святую Пасху
Святитель Григорий Нисский
Настоящий день заставил нас забыть первый, произнесенный на нас приговор, или лучше, не только заставил забыть, но и уничтожил его для нас, ибо совершенно изгладил всякое воспоминание о нашем осуждении.
О покаянии, отпущении грехов и о противнике О покаянии, отпущении грехов и о противнике
Святитель Кирилл Иерусалимский
О покаянии, отпущении грехов и о противнике О покаянии, отпущении грехов и о противнике
Святитель Кирилл Иерусалимский
Очисти сосуд твой, чтобы получить тебе бо́льшую благодать. Ибо отпущение грехов равно дается всем, причастие же Святого Духа даруется по мере веры каждого.
О пастырях и духовных врачах О пастырях и духовных врачах
Прп. Иоанн Лествичник
О пастырях и духовных врачах Иоанн Лествичник о пастырях и духовных врачах
Преподобный Иоанн Лествичник
Истинный пастырь есть тот, кто может погибших словесных овец взыскать и исправить своим незлобием, тщанием и молитвою.
О настоящей смерти и истинной жизни О настоящей смерти и истинной жизни
Свт. Григорий Палама
О настоящей смерти и истинной жизни Григорий Палама о настоящей смерти и истинной жизни
Святитель Григорий (Палама)
И вот настоящая смерть, когда душа разъединяется с божественной благодатью и сочетается с грехом. Имеющие ум должны избегать такой смерти и страшиться.
Вступим в предстоящее нам сражение Вступим в предстоящее нам сражение
Святитель Лев Великий
Вступим в предстоящее нам сражение Вступим в предстоящее нам сражение
О подвиге Великого поста
Святитель Лев Великий
Будем прощать, чтобы и нам прощали, не станем отказывать в милости, о которой просим, молясь об отпущении грехов, не будем стремиться к отмщению.
Комментарии
Сергий К17 февраля 2017, 21:11
Святитель Амвросий Медиоланский говорит, что милостыня должна вспотеть в твоей руке, прежде чем ты её отдашь. Рассудительность высшая добродетель. Смиренномудрия мы просим в Великом посту
Иван Агафонов12 февраля 2017, 19:55
Очень сложно принимать решения, где от тебя требуются решения благие, милосердные,подчас даже рискованные,
т.е. можно получить отдачу такую, что мало и не покажется. Но нас Евангелие призывает не допускать ни малей-
-шего промежутка между благим намерением и благотворением. Про это пишет и Григорий Богослов о милосердии и
богатстве, он так же напоминает нам,что человеколюбие не терпит отстрочки. "Не дожидайся того, чтобы узнать
из собственного опыта, какое великое зло есть бесчеловечие и какое великое благо есть сердце, открытое терпящим нужду. Вразумись,говорит чужими бедами и беды минуют тебя.
Janna 9 февраля 2017, 08:36
Спасибо за статью и напоминание! Но бывает и так - отправишь перевод человеку, который жалуется на отсутствие денег, а на следующий день звонишь и слышишь, что он употребил эти средства, чтобы просто напиться как поросенок. И, после этого начинаешь чувствовать свою вину и сомнения - а нужно ли было это делать? Слава Богу за все!
lyudmila Toll 9 февраля 2017, 07:07
Святителю великий Григорие Богослове моли БОГА о нас
http://www.pravoslavie.ru/100816.html
Natalja вот здесь Сам Господь посылает для вас-- увидите сами как только начнете читать Псалтирь
Сергий 8 февраля 2017, 20:02
Любить врагов - это хорошо, но часто мы их "любим" просто от нелюбви к родным и близким. Враг, в конце концов, вызывает страх и уважение. А просто близкие люди вызывают греховное отвращение ("у меня дел нет, что ли, помогать тебе?"). Любовь к врагам возможна лишь там, где остальные любови тоже имеются. А если они имеются (и такое бывает, и не очень редко) - нужно молиться за врагов, делать при случае добро... А больше ничего и не заповедано
Алексей Козубовский 8 февраля 2017, 15:58
Отче Григорие моли Всемилостивого Бога о нас
раиса 8 февраля 2017, 12:38
Наташа, я думаю, что в таком случае достаточно им не платить злом за зло, не мстить. На самом деле это очень много и большой труд. Практически у всех людей есть такие недоброжелатели.Я в таком случае стараюсь им все простить и, чтобы не искушаться более, с ними не общаюсь. По крайней мере, так советуют святые, удалятся от общения с такими людьми.
Павел 7 февраля 2017, 17:40
Уважаемая natalja! Вы правы, конечно. Тяжело. Трудно. Но надо. Помоги Господи!
natalja 7 февраля 2017, 16:33
Как трудно проявлять милосердие к тем, кто тебе делает зло, не любит и желает зла! Только Святым людям это возможно было! Нам -бы хоть научиться прощать сердцем, а не умом. Помоги ГОСПОДИ к этому приблизиться!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×