Отец Серафим (в миру Стоян Георгиев Алексиев; 25.02.1912 – 26.01.1993) – архимандрит Болгарской Православной Церкви, доктор богословия, церковный писатель и поэт, духовный наставник многих поколений православных верующих, один из лучших современных болгарских богословов. Архимандрит Серафим – духовное чадо, ближайший ученик и последователь архиепископа Серафима (Соболева).
***
Словом «любовь» люди обозначают и самое низкое, и самое высокое. Мерзкий грех блуда и прелюбодеяния называют любовью. То же самое слово используют для обозначения самых жертвенных поступков матери по отношению к ее детям, как и непостижимо возвышенные отношения человеческой души к Богу. Понятие «любовь», следовательно, не однозначно, чтобы все могли понимать одно и то же. Вот почему, когда мы говорим о христианской любви, приходится выяснять, какова она есть и к кому направлена.
Когда один законник спросил у Господа Иисуса Христа, в чем состоит первая и самая высшая из всех заповедей, Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 37–40).
Этими словами Божественный Наставник хотел показать миру, в чем состоит истинная любовь и что эта истинная любовь есть наивысший долг человека. Истинная любовь не эгоистична, не плотска, а духовна, жертвенна, божественна. Она должна быть направлена прежде всего к Богу, а потом – к ближнему, а ближний наш – это каждый человек, который находится рядом с нами, неважно, знаком он нам или нет, сродник наш или нет, друг наш или нет.
Ближний наш – это каждый человек, неважно, знаком он нам или нет, сродник наш или нет, друг наш или нет.
Почему любовь к Богу поставлена на первое место? Потому, что Бог – единственный, Кто заслуживает того, чтобы быть любимым прежде всего! По словам святителя Василия Великого, «Бог есть благо, первое и совершеннейшее из благ»[1]. Бог есть наш Небесный Отец, наш Создатель и Промыслитель. Он ближе к нам, чем самый близкий к нам человек. Он – Самый большой наш Благодетель, с Которым нельзя сравнить никаких земных благодетелей.
Чего только не сделал Он для нашего блага! Он посылает нам дождь и солнце! Он дает нам жизнь и здоровье! Он изливает на нас бесконечные Свои милости и дары, видимые и невидимые! Он питает души наши Своим словом и тела наши – земными благами! Он заботится о нас как отец и больше отца! Он отдал для нашего искупления самое дорогое, что у Него есть, – Единородного Своего Сына!
Как ребенок по своим внутренним побуждениям, не будучи наставляем со стороны, любит и должен любить своих родителей, создавших его и жертвенно заботящихся о нем, кормящих, одевающих и воспитывающих его, так и человеку нужно любить Бога, чувствуя себя Его ребенком, находящимся в полной зависимости от Него. Если мы не всегда любим Бога, то это из-за грехопадения, которое отделило нас от Него и охладило к Нему.
Об охлаждении человека к Богу преподобный Варсануфий Великий говорит: «Известно, что Бог назвал Самого Себя огнем (см.: Втор. 4: 24; Евр. 12: 29), согревающим и растопляющим внутренности и сердца (см.: Пс. 25: 2)… А диавол, напротив, холоден, и от него происходит всякий холод. Если бы было иначе, то как могло бы быть сказано: “Тогда во многих охладеет любовь” (Мф. 24: 10–12)? Тогда означает не что иное, как те времена, когда будет преобладать диавол. Поэтому если мы чувствуем холодность вместо любви, то давайте призовем Бога, и Он, придя к нам, согреет наше сердце совершенной Своей любовью не только к Нему Самому, но и к ближнему, и жар Его любви прогонит холод доброненавистника (то есть диавола)»[2].
Для человека естественно любить Бога, своего Небесного Отца, и ближнего как своего брата. Если бы не произошло грехопадения, все люди любили бы друг друга и любили бы Бога. Но так как грех отдалил творение от Творца, появилась необходимость дать заповедь о любви к Богу и ближним. Эта заповедь необходима не Богу, а нам, человекам. Бог не обогащается, если мы Его любим, и не теряет ничего, если кто-то Его не любит. Но любовь необходима для нас, чтобы мы спаслись.
«Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 8). И человек, как образ Божий, призван быть любовью! Он может стать любовью, если соединится с источником любви – Богом. Кто по-настоящему любит Бога, тот по-настоящему может любить и ближних своих.
Многие говорили о любви между людьми, но как редко встречается в их отношениях настоящая любовь! Не всё золото, что блестит. Не всё, имеющее вид любви, есть любовь. Как часто люди проявляют любовь, за которой сокрыто или самолюбие, или тщеславие, или тонкая корысть. Даже когда у кого-нибудь появится высокий порыв жертвенной любви, она не может быть ни абсолютно чистой, ни прочной и постоянной – какой должна быть, – если не связана с любовью к Богу, преобразующей любовь к ближним в совершенную.
Преподобный Макарий Египетский в своей 26-й беседе говорит: «Собственно твое, что сам ты делаешь, хотя и хорошо, и Богу благоприятно, однако же нечисто. Например, любишь Бога, но несовершенно; приходит же Господь, дает тебе любовь неизменную, небесную»[3].
Преподобный Исаак Сирин уподобляет человеческую любовь образовавшемуся из дождевой воды скоротечному ручейку, который иссякает, когда дождь прекращается: «Но любовь, которая имеет виновником Бога, есть то же, что бьющий из земли источник: потоки ее никогда не пресекаются (потому что один Бог есть источник любви), и питающее сию любовь не оскудевает»[4].
Если верующий человек хочет научиться любить ближних, ему нужно всем своим существом полюбить Бога, Который один подает силы для жертвенной любви и учит, непогрешительно учит нас, как любить. Вот почему Спаситель поставил на первом месте, как наивысшую заповедь, любовь к Богу и уже потом, на втором месте, любовь к ближним.