Человек призван быть любовью

Отец Серафим (в миру Стоян Георгиев Алексиев; 25.02.1912 – 26.01.1993) – архимандрит Болгарской Православной Церкви, доктор богословия, церковный писатель и поэт, духовный наставник многих поколений православных верующих, один из лучших современных болгарских богословов. Архимандрит Серафим – духовное чадо, ближайший ученик и последователь архиепископа Серафима (Соболева).

***

    

Словом «любовь» люди обозначают и самое низкое, и самое высокое. Мерзкий грех блуда и прелюбодеяния называют любовью. То же самое слово используют для обозначения самых жертвенных поступков матери по отношению к ее детям, как и непостижимо возвышенные отношения человеческой души к Богу. Понятие «любовь», следовательно, не однозначно, чтобы все могли понимать одно и то же. Вот почему, когда мы говорим о христианской любви, приходится выяснять, какова она есть и к кому направлена.

Когда один законник спросил у Господа Иисуса Христа, в чем состоит первая и самая высшая из всех заповедей, Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 37–40).

Этими словами Божественный Наставник хотел показать миру, в чем состоит истинная любовь и что эта истинная любовь есть наивысший долг человека. Истинная любовь не эгоистична, не плотска, а духовна, жертвенна, божественна. Она должна быть направлена прежде всего к Богу, а потом – к ближнему, а ближний наш – это каждый человек, который находится рядом с нами, неважно, знаком он нам или нет, сродник наш или нет, друг наш или нет.

Ближний наш – это каждый человек, неважно, знаком он нам или нет, сродник наш или нет, друг наш или нет.

Почему любовь к Богу поставлена на первое место? Потому, что Бог – единственный, Кто заслуживает того, чтобы быть любимым прежде всего! По словам святителя Василия Великого, «Бог есть благо, первое и совершеннейшее из благ»[1]. Бог есть наш Небесный Отец, наш Создатель и Промыслитель. Он ближе к нам, чем самый близкий к нам человек. Он – Самый большой наш Благодетель, с Которым нельзя сравнить никаких земных благодетелей.

Чего только не сделал Он для нашего блага! Он посылает нам дождь и солнце! Он дает нам жизнь и здоровье! Он изливает на нас бесконечные Свои милости и дары, видимые и невидимые! Он питает души наши Своим словом и тела наши – земными благами! Он заботится о нас как отец и больше отца! Он отдал для нашего искупления самое дорогое, что у Него есть, – Единородного Своего Сына!

Как ребенок по своим внутренним побуждениям, не будучи наставляем со стороны, любит и должен любить своих родителей, создавших его и жертвенно заботящихся о нем, кормящих, одевающих и воспитывающих его, так и человеку нужно любить Бога, чувствуя себя Его ребенком, находящимся в полной зависимости от Него. Если мы не всегда любим Бога, то это из-за грехопадения, которое отделило нас от Него и охладило к Нему.

Об охлаждении человека к Богу преподобный Варсануфий Великий говорит: «Известно, что Бог назвал Самого Себя огнем (см.: Втор. 4: 24; Евр. 12: 29), согревающим и растопляющим внутренности и сердца (см.: Пс. 25: 2)… А диавол, напротив, холоден, и от него происходит всякий холод. Если бы было иначе, то как могло бы быть сказано: “Тогда во многих охладеет любовь” (Мф. 24: 10–12)? Тогда означает не что иное, как те времена, когда будет преобладать диавол. Поэтому если мы чувствуем холодность вместо любви, то давайте призовем Бога, и Он, придя к нам, согреет наше сердце совершенной Своей любовью не только к Нему Самому, но и к ближнему, и жар Его любви прогонит холод доброненавистника (то есть диавола)»[2].

Для человека естественно любить Бога, своего Небесного Отца, и ближнего как своего брата. Если бы не произошло грехопадения, все люди любили бы друг друга и любили бы Бога. Но так как грех отдалил творение от Творца, появилась необходимость дать заповедь о любви к Богу и ближним. Эта заповедь необходима не Богу, а нам, человекам. Бог не обогащается, если мы Его любим, и не теряет ничего, если кто-то Его не любит. Но любовь необходима для нас, чтобы мы спаслись.

«Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 8). И человек, как образ Божий, призван быть любовью! Он может стать любовью, если соединится с источником любви – Богом. Кто по-настоящему любит Бога, тот по-настоящему может любить и ближних своих.

Многие говорили о любви между людьми, но как редко встречается в их отношениях настоящая любовь! Не всё золото, что блестит. Не всё, имеющее вид любви, есть любовь. Как часто люди проявляют любовь, за которой сокрыто или самолюбие, или тщеславие, или тонкая корысть. Даже когда у кого-нибудь появится высокий порыв жертвенной любви, она не может быть ни абсолютно чистой, ни прочной и постоянной – какой должна быть, – если не связана с любовью к Богу, преобразующей любовь к ближним в совершенную.

Преподобный Макарий Египетский в своей 26-й беседе говорит: «Собственно твое, что сам ты делаешь, хотя и хорошо, и Богу благоприятно, однако же нечисто. Например, любишь Бога, но несовершенно; приходит же Господь, дает тебе любовь неизменную, небесную»[3].

Преподобный Исаак Сирин уподобляет человеческую любовь образовавшемуся из дождевой воды скоротечному ручейку, который иссякает, когда дождь прекращается: «Но любовь, которая имеет виновником Бога, есть то же, что бьющий из земли источник: потоки ее никогда не пресекаются (потому что один Бог есть источник любви), и питающее сию любовь не оскудевает»[4].

Если верующий человек хочет научиться любить ближних, ему нужно всем своим существом полюбить Бога, Который один подает силы для жертвенной любви и учит, непогрешительно учит нас, как любить. Вот почему Спаситель поставил на первом месте, как наивысшую заповедь, любовь к Богу и уже потом, на втором месте, любовь к ближним.

Архимандрит Серафим (Алексиев)
Перевела с болгарского Красимира Ковалкова

Из книги: Архимандрит Серафим. Нашата любов: Беседи върху десетте Божии заповеди. София: Синодално издателство, 1993. С. 9–10.

30 января 2017 г.

[1] Василий Великий, святитель. Беседы на псалмы. Беседа на псалом 114, § 1 // Василий Великий, святитель. Творения: В 2 т. М., 2008. Т. 1. С. 600.

[2] Ср.: Варсануфий Великий и Иоанн, преподобные. Руководство к духовной жизни. Ответ 18. М., 2002. С. 36.

[3] Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послание и слова. Беседа 26. § 21. М., 2007. С. 310.

[4] Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. Слово 30. М., 2006. С. 215.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Ища любовь, мы на самом деле ищем Бога» «Ища любовь, мы на самом деле ищем Бога»
Иером. Пантелеимон (Шушня)
«Ища любовь, мы на самом деле ищем Бога» «Ища любовь, мы на самом деле ищем Бога»
Иеромонах Пантелеимон (Шушня) о том, как найти и сохранить любовь
Почему нам так хочется большой любви? Как найти ее? Почему любовь проходит? Как пережить муки неразделенной любви? И бывает ли вообще любовь неразделенная? Как, посвящая жизнь другому, не потерять себя?
Не любить – противоестественно для человека Не любить – противоестественно для человека
Митр. Сисанионский Павел
Не любить – противоестественно для человека Не любить – противоестественно для человека
Митрополит Сисанионский и Сиатистский Павел (Иоанну)
Что же самое трагичное? То, что ты можешь находиться в Церкви – и не спастись!
Я — грешник, и это ужасно Я — грешник, и это ужасно
Сергей Худиев
Я — грешник, и это ужасно Я — грешник, и это ужасно
Сергей Худиев
Христиане часто говорят о грехах, и реже — о любви Божией; это ошибка, Евангелие, конечно, обличает грех, но оно не есть возвещение о грехе. Оно есть возвещение о спасающей любви Божией. Именно эта любовь и есть причина покаяния.
Комментарии
Борис 1 февраля 2017, 12:53
Утешительные слова. Сколько драгоценного рядом! Спасибо Красимире за прекрасный перевод.
Ольга30 января 2017, 13:28
для меня любовь - любовь к людям. милосердие, сострадание, аскетизм. раньше была любовь еще к детям. но сейчас современные дети настолько яро защищаются и защищены родителями своими - что не мое поколение, когда не учителю,а ребенку только за учителя могли дать подзатыльник. сейчас родители благодаря интернету и убить могут за "неправильное слово их детям" сейчас детей уже не люблю. Сейчас и дети оборзевшие - хорошо вот, не знаю как у моей мамы получается работать с современными детьми только за слова благодарности от родителей детей. так, сейчас все дети в садах и школах с телефонами - позвонить
Галина 30 января 2017, 13:07
Мне нравиться читать православные книги и я хочу подписаться на вашу рубрику.Это очень КЛАССНО.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×