Афон, 12 января 2017 г.
Сайт АгионОрос приводит основные тезисы пространного документа, составленного иеромонахом Хризостомом Кутлумушским, иеромонахом Лукой Григориатским, игуменом Ксиропотама архимандритом Иосифом, игуменом Симонопетры архимандритом Елисеем и игуменом обители Ставроникита архимандритом Тихоном:
1. Среди позитивных сторон Критского собора названа возможность свободно высказать свое мнение и «образцовое ведение» заседаний Константинопольским патриархом Варфоломеем.
2. Большинство епископов прибыли на собор для того, чтобы «выразить самосознание Единой Святой Вселенской и Апостольской Церкви, а не для того, чтобы приветствовать и поддержать экуменистическую позицию».
3. «Мы не можем не отметить блестящую попытку улучшить соборные документы, предпринятую Предстоятелями и членами соборных делегаций».
4. Вместе с тем отдельные положения текста «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром по-прежнему "допускают двоякое прочтение и ожидают более правильного формулирования, дабы воссияла правда, верующие получили утешение, а споры и противоречия прекратились"».
5. Афонские монахи подчеркивают, что сегодняшнему разделению и противоречиям внутри Церкви «без сомнения способствуют допускающие двоякое толкование тексты Критского собора. Неясность этих документов создает предпосылки для истолкования их в экуменистическом духе и как следствие ведет к угрозе единству Церкви».
В заключении комиссии Священного Кинота подчеркивается, что «документы Критского собора должны преодолеть свою односторонность, которая обусловлена игнорированием богословской традиции, начертанной современными богоносными старцами и авторитетными богословами, которые рассматривали ход экуменического диалога как экуменистическое отклонение от истины. Не только так называемые «зилотские», но и здравые голоса ищут слова правды, дабы убедиться и найти упокоение».
6. Святогорцы называют прекращение поминовения церковного священноначалия «на данный момент необоснованным»: «Документы Святого и Великого Собора содержат неточности и недостатки. Вместе с тем, не было подписано унии как в Лионе или Флоренции, ни один православный епископ не впал в ересь, признанную Церковью». Стремление к массовому непоминанию «обрадует только врагов Церкви».
7. «Мы с надеждой смотрим на дальнейшую богословскую доработку и более достоверное формулирование соборных документов», — говорится в итоговом положении комиссии Священного Кинота.